Способ подготовки арматуры для бетонирования

 

Изобретение относится к производству железобетонных элементов конструкций, а именно к способам подготовки арматуры для бетонирования. Технический результат - повышение сцепления арматуры с бетоном путем уменьшения деформируемости защитного слоя арматуры в процессе бетонирования и получения плотного бетонного слоя вокруг нее. Способ подготовки арматуры к бетонированию осуществляется следующим образом: поверхность арматуры очищают, наносят на поверхность арматуры защитное покрытие, которое состоит, как минимум, из одного защитного слоя никеля, или/и кобальта, или/и хрома, или их комбинации, как минимум, с одним слоем меди, при этом толщина защитного покрытия составляет 50-150 мкм. 2 табл.

Изобретение относится к производству железобетонных элементов конструкций, а именно к способам подготовки арматуры для бетонирования.

Известен способ подготовки арматуры для бетонирования (Макаров А.Я. "Справочник по строительным материалам", Куйбышев, Кн. изд. 1963, с. 542-543), включающий очистку поверхности и нанесение на арматуру защитного покрытия, например слоя цементно-казеиновой обмазки.

Недостатком такого способа является хрупкость защитного покрытия, разрушение которого при бетонировании приводит к снижению сцепления арматуры и бетона.

Известен способ подготовки арматуры для бетонирования (авт.свид. СССР 1366613, МПК Е 04 С 5/01, 1988 г.), включающий очистку поверхности арматуры и нанесение защитного покрытия из солей щелочных металлов путем обработки ее поверхности в растворе этих солей.

Недостатком способа является низкое сцепление арматуры с бетоном, так как под воздействием поровой влаги цементного бетона возможно разрушение такого защитного покрытия. Это приводит к образованию продуктов коррозии арматуры, усиливающих радиальное давление на бетон, в результате снижается сцепление арматуры с бетоном.

Известен способ подготовки арматуры для бетонирования ("Рекомендации по защите от коррозии стальных и железобетонных конструкций лакокрасочными материалами" НИИЖБ, М.: Стройиздат, 1973 г., с. 15-18), включающий очистку поверхности арматуры и нанесение защитного покрытия, например слоя лакокрасочного материала.

Однако такой способ можно использовать для подготовки арматуры, которая применяется для производства железобетонных конструкций, к которым не предъявляются особые требования, например повышенной долговечности. Так как под воздействием агрессивных сред, в которых работает железобетонная конструкция, возможно разрушение защитного покрытия арматуры, в результате происходит снижение сцепления арматуры с бетоном и растрескивание бетонного тела конструкции под действием продуктов разрушения поверхности арматуры.

Известен способ подготовки арматуры для бетонирования (Алексеев С.Н. и др. "Долговечность бетона в агрессивных средах" М.: Стройиздат, 1990 г., с. 226-227), выбранный за прототип, при котором очищают поверхность арматуры и наносят защитное покрытие, например слой цинка.

Однако такой способ подготовки арматуры не обеспечивает достаточное сцепление ее с цементным бетоном, пороговая влага которого имеет pH > 11. В этих условиях цинковый слой защитного покрытия оказывается термодинамически неустойчивым. Возможно деформирование защитного покрытия (слоя цинка) арматуры и растворения его в бетоне в течение очень короткого отрезка времени, укладывающегося в интервал времени схватывания бетона. При этом образуются мелкие сферические поры в затвердевшем цементном камне на контакте его с оцинкованной поверхностью арматуры, которые приводят к ослаблению сцепления оцинкованной арматуры с бетоном.

Задачей предлагаемого способа является повышение сцепления арматуры с бетоном путем уменьшения деформируемости защитного покрытия арматуры в процессе бетонирования и получения плотного бетонного слоя вокруг нее.

Поставленная цель достигается тем, что в способе подготовки арматуры к бетонированию, при котором поверхность арматуры очищают, наносят защитное покрытие, авторы предлагают на поверхность арматуры наносить защитное покрытие, которое состоит, как минимум, из одного слоя никеля, или/и кобальта, или/и хрома или их комбинации, как минимум, с одним слоем меди, при этом толщина защитного покрытия составляет 50-150 мкм.

Предлагаемый способ подготовки арматуры к бетонированию позволяет практически исключить деформацию и разрушение защитного покрытия арматуры (как минимум, одного слоя никеля, или/и кобальта, или/и хрома или их комбинации, как минимум, с одним слоем меди) в начальный интервал времени схватывания цемента и получить плотный бетонный слой вокруг арматуры. В результате повышается сцепление арматуры с бетоном. При эксплуатации элемента железобетонной конструкции с такой арматурой в агрессивных средах и при воздействии на него различных сил сохраняется работоспособность всей железобетонной конструкции в течение длительного срока службы.

В процессе бетонирования поверхность защитного покрытия подвергается механическим воздействиям компонентов бетонной смеси. При толщине слоя защитного покрытия арматуры менее 50 мкм возможны локальные повреждения покрытия на всю толщину, приводящие к снижению сцепления арматуры с бетоном. Выполнение толщины слоя защитного покрытия более 150 мкм не приводит к дальнейшему повышению сцепления арматуры с бетоном, поэтому нерационально.

При проведении поиска по патентной и научно-технической информации не обнаружено решений, содержащих совокупность предлагаемых признаков, что позволяет сделать вывод о соответствии предлагаемого технического решения критерию "новизна".

Нанесение на поверхность арматуры защитного покрытия, состоящего, как минимум, из одного слоя никеля, или/и кобальта, или/и хрома или их комбинации, как минимум, с одним слоем меди, и имеющего толщину 50-150 мкм, которое повышает сцепление арматуры с бетоном, не является очевидными для специалистов, поэтому заявленное техническое решение соответствует критерию "изобретательский уровень".

Промышленная применимость предлагаемого технического решения видна из описания способа подготовки арматуры к бетонированию Предлагаемый способ осуществляют следующим образом.

Арматурные стержни травлением очищают от ржавчины, затем промывают и наносят электролитическим методом защитное покрытие, состоящее, как минимум, из одного слоя никеля, или/и кобальта, или/и хрома или их комбинации, как минимум, с одним слоем меди толщиной 50-150 мкм. Для этого используется известная универсальная ванна. Процесс идет в растворе известных электролитов при температуре 50-80oС в течение 10-15 минут и плотности тока: при нанесении слоя никеля на поверхность арматуры 20-100 А/дм2; при нанесении слоя кобальта 90-100 А/дм2, при нанесении слоя хрома 60-120 А/дм2, при нанесении слоя меди 1-5 А/дм2.

Для получения плотного защитного покрытия, состоящего, как минимум, из одного слоя никеля, или/и кобальта, или/и хрома или их комбинации, как минимум, с одним слоем меди толщиной 50-150 мкм используют импульсные режимы тока с соотношением максимального и минимального импульса 1/3.

После этого арматурные стержни укладывают в форму и заливают бетоном. Уплотнение бетона производят вибрированием, твердение - водное.

Результаты испытаний железобетонных элементов, выполненных с арматурой, подготовленной по способу-прототипу и по предлагаемому способу, представлены в таблицах 1 и 2, расположенных в конце описания.

Из таблиц 1 и 2 видно, что при использовании предлагаемого способа для подготовки арматуры к бетонированию наблюдается повышение прочности сцепления арматуры с бетоном.

Предлагаемый способ подготовки арматуры к бетонированию осуществляют без использования дополнительных специальных устройств. При этом обеспечивается получение элементов особо ответственных железобетонных конструкций с длительным сроком эксплуатации в агрессивных средах, например железнодорожных шпал. Таким образом, требования к долговечности железобетонной конструкции в ряде случаев обуславливают экономическую целесообразность применения такой арматуры.

Формула изобретения

Способ подготовки арматуры для бетонирования, при котором поверхность арматуры очищают, затем наносят защитное покрытие, отличающийся тем, что на поверхность арматуры наносят защитное покрытие, которое состоит, как минимум, из одного слоя никеля, или/и кобальта, или/и хрома или их комбинации, как минимум, с одним слоем меди, при этом толщина защитного покрытия составляет 50-150 мкм.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству, преимущественно дорожному строительству, и может быть широко использовано при изготовлении железобетонных конструкций, используемых в мостостроении

Арматура // 2133321
Изобретение относится к области строительства, в частности к разновидностям арматуры для железобетона

Изобретение относится к строительной промышленности и может быть использовано на заводах сборного железобетона

Изобретение относится к производству железобетонных конструкций может быть использовано при подготовке арматуры для бетонирования и позволяет , повысить прочность сцепления арматуры с бетоном и упростить процесс
Изобретение относится к отрасли производства строительных материалов и может быть использовано при производстве железобетонных стальных конструкций, эксплуатируемых при повышенных нагрузках

Изобретение относится к области изготовления предварительно напряженных строительных конструкций. Напрягаемый элемент предварительно напряженных строительных конструкций включает напрягаемую арматуру с анкерами на концах, силовые упоры, в пазах которых она установлена, напрягаемая арматура выполнена полого сечения с профилем на наружной поверхности и наружной резьбой по концам для установки в пазы неподвижных силовых упоров с помощью анкеров-фиксаторов в виде силовых гаек, снабжена по концам заглушками с внутренней резьбой и с входными и выходными патрубками для циркуляции высокотемпературного теплоносителя с температурой Т°С=350°-400°С. Устройство для натяжения арматуры в форме состоит из термического блока, содержащего напрягаемый и силовой элементы, где напрягаемый элемент, расположенный в верхней части термического блока, имеет напрягаемые арматурные стержни полого сечения с теплоизоляцией, один конец которых установлен в отверстиях неподвижного силового упора и снабжен анкерами-фиксаторами в виде силовых гаек, и заглушками с выходными патрубками для циркуляции высокотемпературного теплоносителя, а второй конец расположен в отверстиях подвижного силового упора и закреплен анкерами в виде силовых заглушек с упором. Подвижный силовой упор имеет также пазы для напрягаемой арматуры сплошного сечения изготавливаемой предварительно напряженной железобетонной конструкции в термоформе (термоопалубки), при этом входной патрубок для высокотемпературного теплоносителя расположен на самой напрягаемой арматуре полого сечения ближе к подвижному силовому упору, а силовой элемент термического блока, расположенный в его нижней части, представляет собой систему взаимно-перпендикулярных силовых прокатных балок и предназначен для восприятия усилий предварительного напряжения арматуры сплошного сечения изготавливаемой преднапряженной железобетонной конструкции и арматуры полого сечения напрягаемого элемента. Один торец силового элемента термоблока закреплен к неподвижному силовому упору напрягаемого элемента, а другой - к силовой термоформе (термоопалубке) изготавливаемой железобетонной конструкции, которая содержит свой силовой элемент, термоизоляцию, термоподдон с входным и выходным патрубками для теплоносителя, на котором расположен неподвижный, откидной и съемные опалубочные борта, а также неподвижный силовой упор, в пазах которого закреплена одним концом напрягаемая арматура сплошного сечения с анкерами, другим концом - в пазы подвижного силового упора напрягаемого элемента термоблока, низ которого расположен ниже уровня верха термоподдона термоформы (термоопалубки). 2 н.п. ф-лы, 12 ил.
Наверх