Кормовая оконечность судна с движительно-рулевым комплексом

 

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования обводов кормовой оконечности судна, оборудованной движительно-рулевым комплексом (ДРК). Кормовая оконечность судна (1) содержит вертикальную трубу (3). На периферии оконечности судна выполнена наделка (2), в которой размещен ДРК. При этом ось трубы (3) комплекса смещена относительно вертикальной плоскости, лежащей у основания наделки (2), в сторону наиболее выступающей части наделки (2). Изобретение позволяет улучшить условия технического обслуживания ДРК с поворотно-выдвижным пропульсивным блоком. 6 ил.

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования обводов кормовой оконечности судна, оборудованной движительно-рулевым комплексом (ДРК).

В заявленном техническом решении под ДРК понимается устройство, обеспечивающее силу упора и рулевую силу; при этом рулевая сила создается в основном путем изменения положения работающего движителя относительно корпуса судна при повороте движителя вокруг вертикальной оси - оси пропульсивного блока.

Пропульсивный блок ДРК, в частности, включает движитель и гидродинамическую конструкцию, которая направляет (формирует) поток, проходящий через движитель. В качестве гидродинамической конструкции используются направляющая насадка винта или пластинчатые стойки.

ДРК наряду с пропульсивным блоком (или в составе этого блока) включает механизм подвода мощности к движителю и механизм поворота пропульсивного блока вокруг его оси (вертикальной).

Исходя из отмеченного, рассмотрим аналоги заявляемого технического решения.

Известен буксир, в кормовой оконечности которого размещен ДРК (см. журнал "Судостроение", 4, 1998, стр. 62, информация: "два буксира типа ASD Tug 3110"). Пропульсивный блок ДРК удерживается вертикальным валом, проходящим через трубу, которая жестко закреплена на днище судна. Труба предназначена для размещения в ней вала (подобно гельмпортовой трубе рулевого устройства). Ввиду малого диаметра трубы, днище в районе расположения ДРК выполнено с наклоном к основной плоскости судна, т.е. форма кормовой оконечности судна не имеет особенностей, обусловленных установкой ДРК.

Участок днища в районе крепления к нему ДРК находится в подводной части корпуса, то есть ниже уровня конструктивной ватерлинии. Это обстоятельство, при отсутствии кессона, значительно усложняет осмотр, а также съем и установку ДРК на плавающем судне.

Наиболее близким к заявленному техническому решению является судно, в кормовой оконечности которого размещен ДРК, образованный из вертикальной трубы, закрепленной относительно корпуса судна, и размещенного в трубе поворотно-выдвижного пропульсивного блока (RU 2148523 C1, опубл. 10.05.2000).

При этом в объеме трубы находится часть пропульсивного блока, выполненная в виде цилиндрической капсулы. В процессе эксплуатации судна пропульсивный блок может перемещаться по высоте трубы. Данным техническим решением предполагается, что ДРК отдален от периферии оконечности к ее средней части, а сама оконечность имеет в плане (вид сверху) традиционную форму, которая описывается выпуклой кривой.

Отдаленность выходного отверстия трубы (пропульсивного блока) от периферии оконечности в плане усложняет наружный осмотр, а также процесс извлечения и установки пропульсивного блока на плавающем судне.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в улучшении условий технического обслуживания ДРК с поворотно-выдвижным пропульсивным блоком.

Поставленная задача достигается тем, что у кормовой оконечности судна, оборудованной движительно-рулевым комплексом, содержащим вертикальную трубу, согласно изобретению на периферии оконечности выполнена наделка (булл) (Булл - (лат.) шар, пузырь; були - "продольные уширения подводной части бортов боевых кораблей для подводной защиты от артиллерийских снарядов". См. Краткий политехнический словарь. Гос.изд. техн.-теорет. литературы. - М.: 1955, С. III), в которой размещен комплекс; при этом ось трубы смещена относительно вертикальной плоскости, лежащей у основания наделки, в сторону наиболее выступающей части наделки ("горба" наделки).

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 изображен вид сверху кормовой оконечности судна с ДРК.

На фиг.2 представлен разрез по диаметральной плоскости (ДП) фиг.1 с видом на левую половину оконечности. (Контур оконечности в Д.П. выделен штрихами).

На фиг.3 дан вид оконечности судна (по левому борту) со стороны кормы с вырывом в районе расположения трубы ДРК.

На фиг. 4 движительно-рулевой комплекс дан изолированно от судна с разрезом по трубе и вырывом в капсуле, которая содержит двигатель привода винта.

На фиг. 5 и 6 показаны проекции "бок" и "корпус" соответственно теоретического чертежа заявляемой кормовой оконечности судна. (На теоретическом чертеже обозначено: шпангоуты (шп. ) - 20 1/3, 20, 19, 18 и 17 (положение плоскости шп. 20 1/3 обозначено штрихом); батоксы I и II; ватерлинии - ВЛ0, ВЛ1, ВЛ2 КВЛ (конструктивная ватерлиния.)) Дополнительно штриховой линией показана труба ДРК.

Кормовая оконечность судна 1 включает наделки 2, в которых размещены ДРК (фиг. 1, 2, 3). Осевая линия трубы 3 (фиг.3) комплекса смещена относительно вертикальной плоскости А-А, лежащей у основания наделки 2, в сторону "горба" наделки 2 на величину (фиг.1, 2). Днище кормовой оконечности судна 1 в районе наделки 2 выполнено выше уровня конструктивной ватерлинии (фиг.2, 3, 5, 6).

ДРК включает трубу 3, жестко закрепленную относительно корпуса судна 1, и частично размещенный в трубе 3 поворотно-выдвижной пропульсивный блок (фиг. 4). Он включает гребной винт 4, который удерживается на диске 5 с помощью кронштейна 6. Диск 5 является основанием капсулы 7, в которой находится двигатель 8 привода винта 4. В верхней части капсулы 7 закреплен зубчатый венец 9, который посредством шестерни 10 связан с силовым агрегатом 11. Для перемещения пропульсивного блока по высоте трубы 3 используется механизм 12, трос 13 и консоль 14, которая жестко связана с капсулой 7.

По высоте трубы 3 пропульсивный блок удерживается с помощью опор 15 и рамы 16, положение которой по высоте трубы 3 фиксируется (фиксаторы условно не показаны).

Диск 5 контактирует с подшипником 17, воспринимающим радиальные нагрузки.

Конфигурация и сопряжение теоретических линий поверхности наделки 2 и основной части кормовой оконечности судна 1 показаны на фиг.5, 6.

Выполнение кормовой оконечности судна 1 с наделкой 2 позволяет улучшить условия технического обслуживания ДРК по сравнению с известными техническими решениями. В этом случае площадь днища оконечности в месте крепления к нему трубы 3, т. е. площадь днища наделки 2, можно сделать минимальной и, кроме того, обеспечить доступность к этой площади по большей части ее периметра (со стороны кормы и бортов). При размещении ДРК в наделке 2 упрощается наружный осмотр надводной части комплекса, а также процесс съема и установки пропульсивного блока через нижнее отверстие трубы на плавающем судне.

Рассмотрим процесс съема ДРК.

Под днище наделки 2 подводятся, например, брусья, которые образуют посадочное гнездо для пропульсивного блока. Затем рама 16 (фиг.4) отсоединяется от трубы 3, т.е. приводится в свободное состояние. С помощью механизма 12, консоли 14 и троса 13 пропульсивный блок смещается вверх по трубе 3. Это позволяет привести в верхнее нерабочее положение опоры 15. Затем, с помощью механизма 12 пропульсивный блок опускается через нижнее отверстие трубы 3 в воду, на брусья. Отделенный от трубы 3 и удерживаемый на плаву брусьями пропульсивный блок выводится из-под наделки 2 для осмотра или ремонта.

Установка пропульсивного блока в трубе 3 производится в обратном порядке.

При выполнении как съема, так и установки пропульсивного блока в трубе 3 необходимо, чтобы грузозахватное средство (например, брусья) можно было бы беспрепятственно разместить под днищем наделки 2. Это условие обеспечивается в том случае, если ось трубы 3 смещена относительно плоскости А-А (фиг.1), лежащей у основания наделки 2, в сторону "горба" наделки 2.

В целом отмеченные особенности кормовой оконечности судна 1 позволяют улучшить условия технического обслуживания ДРК с поворотно-выдвижным пропульсивным блоком.

Формула изобретения

Кормовая оконечность судна с движительно-рулевым комплексом, содержащим вертикальную трубу и частично размещенный в ней поворотно-выдвижной пропульсивный блок, отличающаяся тем, что на периферии оконечности судна выполнена наделка, в которой жестко закреплена вертикальная труба с пропульсивным блоком, при этом ось трубы смещена относительно вертикальной плоскости, лежащей у основания наделки, в сторону наиболее выступающей части наделки, а днище кормовой оконечности судна в районе наделки выполнено выше уровня конструктивной ватерлинии.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования обводов кормовой оконечности судна, оборудованного движительно-рулевым комплексом (ДРК)

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым движительно-рулевым комплексам

Изобретение относится к области судовых движительно-рулевых комплексов

Изобретение относится к области судостроения, в частности к судовым движительно-рулевым комплексам

Изобретение относится к судостроению, в частности к движительно-рулевым комплексам судов

Изобретение относится к судостроению, к движительным комплексам судов, предназначенных для эксплуатации во льдах

Изобретение относится к судостроению, к движителям типа "поворотная колонка"

Изобретение относится к судостроению, к движителям типа "поворотная колонка"

Изобретение относится к области судостроения и, в частности, к движительно-рулевым комплексам судна

Изобретение относится к судостроению и касается строительства корпусов судов с устройствами для снижения волнового и вихревого сопротивления воды

Изобретение относится к судостроению и касается создания регуляторов угла атаки подводных крыльев речных и морских судов небольшого водоизмещения

Изобретение относится к судостроению и касается строительства быстроходных судов, движущихся в режиме глиссирования и оборудованных комплексом автоматически управляемых интерцепторов

Изобретение относится к гидродинамике судов, судостроению и касается снижения сопротивления трения корпуса судна путем управления турбулентным пограничным слоем на обшивке корпуса судна

Изобретение относится к судостроению и гидромашиностроению, касаясь снижения уровня колебаний давления в потоке вокруг объекта

Изобретение относится к судостроению и гидромашиностроению, касаясь снижения уровня колебаний давления в потоке вокруг объекта

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования обводов кормовой оконечности судна, оборудованного движительно-рулевым комплексом (ДРК)

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям, воздействующим на поток среды, обтекающей движущийся объект, и способствующим снижению гидравлического сопротивления этой среды на поверхности, например, самоходных речных и морских судов

Изобретение относится к водолазной технике и касается создания подводно-надводных транспортных средств проницаемого типа для доставки экипажа в легководолазном снаряжении и полезного груза в район проведения водолазных работ

Нос судна // 2188778
Изобретение относится к гидродинамике и может быть использовано для увеличения скорости движения судов

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования самоходных судов
Наверх