Привод механизма изменения пространственного положения подвижных элементов кузовов, салонов, кабин транспортных средств

 

Привод механизма содержит двигатель, механизм преобразования поступательного движения во вращательное и систему управления, при этом двигатели и механизм преобразования поступательного движения во вращательное расположены в оси поворота подвижных элементов, для чего двигатели выполнены в виде герметичных, анизотропных, эластичных, секционных оболочек, совершающих механическую работу при направленном изменении объема и линейных размеров оболочки, торцы которой трансформированы в присоединительные элементы и соединены с входными звеньями механизмов преобразования поступательного движения во вращательное, взаимодействующими с кузовом транспортного средства, а выходные звенья названных механизмов связаны с осью поворота подвижных элементов, причем при числе механизмов преобразования поступательного движения во вращательное более двух последние установлены встречно. Технический результат - повышение надежности. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к приводам механизмов изменения пространственного положения подвижных элементов кузовов, салонов, кабин транспортных средств. К таким элементам относятся водительские, пассажирские, грузовые двери легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, трамваев, фургонов различного назначения, декоративные и вентиляционные люки, дверцы багажных отделений междугородних и туристических автобусов, капоты и т.д. Двери и люки морских и авиакосмических объектов.

Известен механизм открывания пассажирской двери автобусов КАВЗ-6503 (см. техническую документацию на автобусы Курганинского автобусного завода). Привод содержит кулисно-рычажный механизм, шарнирно связанный с дверью автобуса. Механизм расположен перпендикулярно к оси поворота двери. Дверь открывается поворотом вокруг оси. Открытие и закрытие двери автобуса производится за счет мускульной силы водителя.

К недостаткам известного устройства относится дополнительная физическая нагрузка на водителя и невозможность автоматического управления пространственным положением двери.

Известен пневматический исполнительный механизм для открывания и закрывания створчатых дверей кузова транспортного средства. А.С. 359365, кл. E 05 F 15/08. Механизм содержит два гофрированных баллона, внутренние торцы которых направлены навстречу друг другу, а наружные торцы подсоединены при помощи трубопроводов к источнику подачи сжатого воздуха. С целью обеспечения безударного открывания и закрывания дверей и создания усилий, действующих в противоположных направлениях, на наружных торцах гофрированных баллонов установлены крышки, подсоединенные к створкам двери и жестко связанные между собой посредством параллельно расположенных стержней. На внутренних торцах гофрированных баллонов закреплена разделительная обойма, шарнирно соединенная с кузовом и выполненная с фланцами, охватывающими стержни.

Недостатком известного устройства является известная нелинейность рабочей характеристики сильфонов, которым и является известное устройство. Эта нелинейность рабочих характеристик усугубляется нелинейными характеристиками рычажного механизма привода створчатых дверей, что приводит к значительному изменению усилия на створке двери в функции рабочего хода сильфона.

Наиболее близким к заявленному устройству является бесштоковый цилиндр по А. С. 1596144, F 15 B 15/02. Бесштоковый цилиндр содержит цилиндрический корпус, в котором выполнен сквозной продольный паз. В пазе размещен приводной элемент, жестко закрепленный на поршне, связанном с сильфонами, образующими рабочие полости. С целью повышения его долговечности путем герметизации внутренней полости корпуса цилиндр снабжен цилиндрическим кожухом, охватывающим корпус с возможностью ограниченного поворота. При этом в кожухе выполнен винтовой паз для размещения приводного элемента. Кожух снабжен ограничителем поворота, выполненным в виде кулачка, взаимодействующего с фиксатором, установленным на наружном торце корпуса.

Недостатком известного устройства является использование в качестве первичного двигателя сильфонов, отличающихся своей нелинейной рабочей характеристикой.

Целями изобретения является улучшение динамических характеристик приводов дверей, снижение затрат на их изготовление и эксплуатацию, улучшение дизайна салонов транспортных средств.

Поставленные цели достигаются за счет выполнения двигателей и механизмов преобразования поступательного движения во вращательное, совмещенными и расположенными в оси поворота подвижных элементов кузовов, салонов, кабин транспортных средств.

Двигатели привода выполнены в виде герметичных, анизотропных, эластичных, секционных оболочек. Оболочки обладают возможностью направленного совершения механической работы при направленном изменении объема и линейных размеров оболочки за счет управляемого изменения любой пары или всех параметров термодинамического состояния энергоносителя: давления, объема, температуры, любым известным техническим способом. Торцы оболочек трансформированы в присоединительные элементы и соединены как с осью поворота, так и с входными звеньями механизмов преобразования поступательного движения во вращательное. Входные звенья механизмов связаны с кузовом транспортного средства. Выходные звенья механизмов связаны с подвижными элементами кузова, салона, кабины транспортного средства. При числе механизмов преобразования поступательного движения во вращательное более двух последние установлены встречно.

Предельные положения звеньев механизма преобразования поступательного движения во вращательное используются для фиксации конечных положений подвижных элементов относительно кузова, салона, кабины транспортного средства при предельном сокращении одной из эластичных, анизотропных, секционных оболочек.

Эластичные, анизотропные, секционные оболочки обладают упругими свойствами, достаточными для перевода привода в нейтральное положение. В этом случае появляется возможность ручного изменения пространственного положения подвижных элементов кузовов, салонов, кабин транспортных средств при отсутствии энергоносителя.

Подвижные элементы механизма связаны с информационными системами транспортного средства, включая блокировочные, охранные и др. системы.

Внутренние полости эластичных, анизотропных, секционных оболочек связаны с источником энергоносителя, допускающим одновременное, предельное сокращение оболочек, приводящее к разрыву кинематической связи опорных элементов оси поворота подвижного элемента с кузовом транспортного средства при таком развитии аварийной ситуации, когда становится необходимым автоматическое удаление подвижных элементов в целях обеспечения безопасности водителя и пассажиров транспортного средства.

На фиг. 1 показан общий вид заявленного механизма, на фиг.2 и фиг.3 показан разрез А-А на фиг.1 для двух вариантов выполнения, на фиг.4 показана схема информационных связей между заявленным приводом и транспортным средством.

Заявленный привод (фиг. 1) состоит из оси 1, снабженной деформируемыми или разрушающимися элементами 2. Ось 1 установлена в опорах 3, расположенных в корпусе транспортного средства. Внутри оси 1 установлены эластичные, анизотропные, секционные оболочки 4 и 5, связанные с механизмами преобразования поступательного движения оболочек 4 и 5 во вращательное движение оси 1. Механизмы установлены встречно и состоят из ползуна 6, подвижной опоры 7 и направляющей поверхности 8, которая может быть выполнена в оси поворота. Направляющая поверхность 8 может иметь прямолинейные участки 9.

Ползун 6 фиксируется от проворота относительно кузова посредством направляющей 10, образующей кинематическую пару поступательного типа, расположенную внутри оси 1 по первому варианту исполнения. (Фиг.2, вариант а).

Ползун 6 фиксируется от проворота относительно кузова посредством подвижной опоры 7, образующей кинематическую пару поступательного типа, расположенную в направляющей 11 корпуса, вне оси, при втором варианте исполнения. (Фиг.3, вариант в).

Ось 1 соединена с подвижным элементом 12 кузова, салона, кабины транспортного средства непосредственно либо через промежуточный механизм (условно не показан).

При работе под избыточным давлением внутренняя полость оболочек 4 и 5 сообщена с энергоносителем посредством управляющего клапана 13, а внутренняя полость оси 1 сообщена с атмосферой. Клапан 13 приводится в действие от переключателя 14.

Внутренние полости оболочек 4 и 5 посредством обратных клапанов 15 сообщены с источником повышенного давления 16, либо посредством клапана 17, управляемого от переключателя 18 в ручном режиме, либо от системы управления 19. Система управления 19 связана с информационными системами транспортного средства, включая блокировочные, охранные и др. системы. (Фиг.4).

Заявленный механизм работает следующим образом. При необходимости изменить пространственное положение элемента 12 водитель воздействует на переключатель 14. При подаче сигнала на клапан 13 оболочка 5 оказывается сообщенной с пневмосистемой транспортного средства. Под воздействием избыточного давления оболочка 5 совершает механическую работу за счет направленного изменения объема и линейных размеров. При этом оболочка 5 сокращается, приводя к линейному перемещению ползунов 6 относительно оси 1. Посредством подвижной опоры 7 и паза 8 линейное перемещение ползуна 6 преобразуется во вращательное движение оси 1 и связанного с ней элемента 12. После выхода на прямолинейный участок 9 паза 8 элемент 12 оказывается зафиксированным относительно корпуса транспортного средства.

При переключении клапана 13 процесс происходит в обратном порядке.

При таком развитии аварийной ситуации, когда становится необходимым удаление подвижных элементов в целях обеспечения безопасности водителя и пассажиров транспортного средства, внутренние полости эластичных, анизотропных, секционных оболочек 4 и 5 посредством клапана 17 сообщаются с источником энергоносителя с повышенным давлением. Происходит одновременное, предельное сокращение оболочек, приводящее к нарушению, любым известным техническим способом (в т.ч. разрушение, смещение и т.д.), кинематической связи опорных элементов оси 1 с кузовом транспортного средства при разрушении элементов 2 оси 1.

Заявленный механизм позволяет улучшить динамические характеристики приводов дверей, снизить затраты на их изготовление и эксплуатацию, улучшить дизайн салонов транспортных средств.

Формула изобретения

1. Механизм изменения пространственного положения подвижных элементов кузовов, салонов, кабин транспортных средств, содержащий двигатель, механизм преобразования поступательного движения во вращательное и систему управления, отличающийся тем, что двигатели и механизм преобразования поступательного движения во вращательное расположены в оси поворота подвижных элементов, для чего двигатели выполнены в виде герметичных, анизотропных, эластичных, секционных оболочек, совершающих механическую работу при направленном изменении объема и линейных размеров оболочки, торцы которой трансформированы в присоединительные элементы и соединены с входными звеньями механизмов преобразования поступательного движения во вращательное, взаимодействующими с кузовом транспортного средства, а выходные звенья названных механизмов связаны с осью поворота подвижных элементов, причем при числе механизмов преобразования поступательного движения во вращательное более двух последние установлены встречно.

2. Механизм по п. 1, отличающийся тем, что эластичные, анизотропные, секционные оболочки обладают упругими свойствами, достаточными для перевода звеньев механизма преобразования поступательного движения во вращательное в нейтральное положение при отсутствии энергоносителя.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкциям верхнего строения железнодорожного пути с деревянными шпалами

Изобретение относится к энергетическому машиностроению, в частности к объемному гидроприводу, и может быть использовано в качестве рабочего органа специального страховочного устройства с гидроприводом для электромагнитного захвата

Изобретение относится к машиностроению, в частности к пневматическим устройствам автомобильного транспорта

Изобретение относится к устройствам преобразования поступательного движения поршня пневмогидроцилиндра во вращательное для использования его, преимущественно, в области арматуростроения в качестве привода к комбинированному запорному устройству, размещающемуся в общем корпусе и состоящему из совмещенных между собой продольно перемещающегося запорного органа клапана и поворотно перемещающегося запорного органа крана, обеспечивающему два хода рабочей среды с возможностью поочередного использования каждого из них и, при необходимости, одновременного перекрытия обоих ходов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для преобразования поступательного движения поршня во вращательное движение выходного вала

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в поворотных исполнительных механизмах

Изобретение относится к гидродвитателям и может быть использовано в поворотных исполнительных механизмах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в тех областях, где необходимо осуществить поворот опоры на заданный угол, в частности в космической технике для раскрытия посадочного устройства пилотируемого транспортного космического корабля
Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области общего машиностроения, а именно к пневматическим или гидравлическим неполноповоротным исполнительным механизмам. Неполноповоротный исполнительный механизм содержит цилиндры с поршнями, взаимодействующими через толкатели со связанным с выходным валом рычагом, рабочие поверхности которого выполнены по эвольвенте. Поворот выходного вала обеспечивается двумя группами синхронно работающих поршней, передающих усилие через рычаги, рабочие поверхности которых выполнены по внутренней поверхности эвольвенты. Ось закреплена во внутренних обоймах подшипников, внешние обоймы которых установлены в проушинах толкателя. Исполнительный механизм содержит ограничитель, исключающий возможность самопроизвольного поворота толкателей вокруг собственной оси. Данные признаки обеспечивают надежность неполноповоротного исполнительного механизма. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Привод предназначен для систем рулевого управления колесных транспортных средств. В приводе корпуса гидравлических цилиндров закреплены неподвижно в поворотном кулаке, а двуплечий рычаг закреплен неподвижно на поворотном суппорте колеса. Для защиты роликов и рабочей поверхности двуплечего рычага от попадания грязи и пыли предусмотрен чехол замкнутого коробчатого сечения, одна сторона которого закреплена на поворотном кулаке, а вторая - на поворотном суппорте колеса. Технический результат - уменьшение размеров рулевого привода поворота колеса. 4 ил.

Поворотное исполнительное устройство (100) содержит корпус (102), вал (104), по меньшей мере один поршень (106) и по меньшей мере одну силовую пружину с плотной навивкой, соединенную с валом. Корпус ограничивает полость. Вал (104) закреплен внутри полости корпуса и выполнен с возможностью совершения поворотного перемещения между первым положением и вторым положением. По меньшей мере один поршень (106) закреплен внутри полости и соединен с валом. Поршень выполнен с возможностью скользящего перемещения совместно с поворотным перемещением вала. По меньшей мере одна силовая пружина (108) расположена внутри корпуса и соединена с валом (104). Размещенная таким образом силовая пружина смещает вал и по меньшей мере один поршень в заданном отношении. Технический результат - повышение срока службы. 3 н. и 19 з.п. ф-лы, 10 ил.

Пневмодвигатель предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршня в возвратно-поворотное движение исполнительного механизма. Пневмодвигатель содержит корпус со штуцерами для подачи газа, поворотный механизм с валом. Корпус выполнен в виде цилиндра, с двух сторон которого имеются герметичные камеры, каждая из которых образована подвижным поршнем и штуцером, закрепленным на торце цилиндра. В центральной зоне поршня выполнен поперечный паз, в котором установлены два пальца. Поворотный механизм выполнен в виде вилки, закрепленной с валом и имеющей возможность зацепления при повороте с одним из пальцев. Технический результат - упрощение конструкции и снижение массы. 2 ил.
Наверх