Вариаторный привод мобильной машины

 

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для плавного изменения передаточного отношения между двигателем и движителями мобильных машин (автомобили, тракторы, тепловозы) любой мощности, обеспечивая трогание под нагрузкой, реверс, движение накатом, торможение двигателем и задний ход. Вариаторный привод снабжен ведущим и, по крайней мере одним, ведомым валами, коробкой передач с входным и выходным валами коробки, соединяющей ведущий вал с входным валом коробки управляемой муфтой и высокомоментным вариатором, содержащим соединенный с ведущим валом входной вал вариатора, рукоятку изменения передаточного отношения и трехвальный дифференциал. Вал водила дифференциала является выходным звеном вариатора и кинематически связан с ведомым валом и с выходным валом коробки, а на двух других валах посажены сцепленные с сателлитом колеса дифференциала, кинематически связанные с входным валом вариатора обгонными муфтами. Технический результат - расширение функциональных возможностей привода. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для плавного изменения передаточного отношения между двигателем и движителями мобильных машин (автомобили, тракторы, тепловозы) любой мощности, обеспечивая трогание под нагрузкой, реверс, движение накатом, торможение двигателем и задний ход.

Известны высокомоментные вариаторы, в которых момент от входного к выходному валу передается посредством кулачков, кареток, коромысел, обгонных муфт и трехвального дифференциала, а плавное изменение передаточного отношения достигается изменением плеч рычагов, а также относительным перемещением кулачка и контактирующего с ним ролика на коромысле или каретке [1 - 3] . Эти вариаторы позволяют передавать большую мощность от двигателя к потребителю с плавно изменяемыми угловой скоростью и моментом на выходном валу при высокой равномерности вращения выходного вала, они универсальны и, в частности, могут быть применены в системе привода мобильных машин.

В предлагаемом изобретении конструкция применяемого высокомоментного вариатора не принципиальна, поэтому возьмем за прототип высокомоментный вариатор [3], содержащий входной с двумя пространственными кулачками и выходной валы вариатора, рукоятку изменения передаточного отношения, трехвальный дифференциал, вал водила которого с сателлитом составляет единое звено с выходным валом, а на двух других валах посажены сцепленные с сателлитом колеса дифференциала, снабженные с возможностью сообщения вращательного движения с относительным фазовым сдвигом на 90o приводными механизмами, каждый из которых включает в себя два связанных зубчатыми секторами, снабженных роликами и смонтированных в плоскости оси входного вала коромысла, две обгонные муфты, с кинематически жестко связанными с колесом дифференциала ведомыми полумуфтами, а каждая из ведущих - с коромыслом, при этом каждое коромысло выполнено с изменяемым от рукоятки изменения передаточного отношения плечом и контактирующим, посредством ролика, с одним из кулачков.

Признаки известного механизма (прототипа), совпадающие с заявляемым изобретением, следующие. Он содержит высокомоментный вариатор с входным валом вариатора, рукояткой изменения передаточного отношения и трехвальным дифференциалом, вал водила которого с сателлитом является выходным звеном вариатора, а на двух других валах посажены сцепленные с сателлитом колеса дифференциала, кинематически связанные с входным валом вариатора обгонными муфтами.

Известный высокомоментный вариатор, непосредственно используемый на мобильной машине для передачи механической энергии от двигателя к движителям (колесам или гусеницам), из-за связи выходного звена вариатора с входным посредством обгонных муфт, не обеспечивает режим торможения двигателем, например при движении под уклон, вследствие обгонного характера вращения связанного с движителями выходного звена вариатора.

Цель предлагаемого изобретения - расширение функциональных возможностей.

Вариаторный привод мобильной машины имеет следующие существенные признаки. Он снабжен ведущим и, по крайней мере одним, ведомым валами, коробкой передач с входным и выходным валами коробки, соединяющей ведущий вал с входным валом коробки управляемой муфтой и высокомоментным вариатором, содержащим соединенный с ведущим валом входной вал вариатора, рукоятку изменения передаточного отношения и трехвальный дифференциал, вал водила которого с сателлитом является выходным звеном вариатора, кинематически связанным с ведомым валом и с выходным валом коробки, а на двух других валах посажены сцепленные с сателлитом колеса дифференциала, кинематически связанные с входным валом вариатора обгонными муфтами.

Отличительными от прототипа признаками изобретения являются следующие. Он снабжен ведущим и, по крайней мере одним, кинематически связанным с выходным звеном вариатора ведомым валами, коробкой передач с входным и выходным валами коробки, а также соединяющей ведущий вал с входным валом коробки управляемой муфтой, при этом ведущий вал соединен с входным валом вариатора, а выходной вал коробки кинематически связан с выходным звеном вариатора.

Дополнительно к указанным признакам имеются следующие, уменьшающие габариты (см. [4]), а также повышающие КПД предлагаемого привода и ресурс высокомоментного вариатора.

Механизм снабжен двумя ведомыми валами с закрепленными на них коническими колесами и смонтированой на водиле с возможностью свободного вращения конической шестерней, сцепленной с коническими колесами.

Механизм снабжен дополнительной управляемой муфтой, соединяющей входной вал вариатора с ведущим валом.

На фиг.1 представлен вариант конструкции вариаторного привода мобильной машины с одним ведомым валом, на фиг.2 - с двумя ведомыми валами.

Привод (фиг.1) содержит установленные в подшипниках корпуса 1 ведущий 2 и ведомый 3 валы; двухступенчатую коробку передач 4 с входным 5 и выходным 6 валами коробки, 7 - ручка переключения передач; высокомоментный вариатор 8 с рукояткой изменения передаточного отношения 9, входным валом вариатора 10 и трехвальным дифференциалом, у которого вал водила 11, несущий сателлит 12, является выходным звеном вариатора, два других вала 13 и 14 с колесами дифференциала 15 и 16 свободно посажены на ведомом валу и связаны обгонными муфтами (не показаны) с входным валом вариатора 10, а вал водила 11 смонтирован на ведомом валу и связан с ним шпонкой 17. Входной вал коробки 5 соединен с ведущим валом посредством управляемой от рукоятки 18 фрикционной управляемой муфты 19 и зубчатой пары: 20 - закрепленное на ведущем валу зубчатое колесо, 21 - установленная на входном валу коробки с возможностью свободного вращения и соединения с этим валом управляемой муфтой 19 шестерня, сцепленная с зубчатым колесом 20. На выходном валу коробки закреплена шестерня 22, сцепленная с выполненным на валу водила зубчатым венцом 23. Входной вал вариатора 10 соединен с ведущим валом посредством управляемой от рукоятки 24 дополнительной фрикционной управляемой муфты 25 и сцепленной с зубчатым колесом 20 шестерни 26, установленной на входном валу вариатора 10 с возможностью свободного вращения и соединения с этим валом дополнительной управляемой муфтой 25. Цифрами "I" и "II" обозначены позиции ручки переключения передач 7, а также положения рукоятки изменения передаточного отношения 9 вариатора, при которых передаточные отношения между ведомым и ведущим валами равны, как при передаче вращения через вариатор, так и посредством коробки передач. Позиции "0" и "III" рукоятки 9 соответствуют нулевой и максимальной скоростям выходного вала вариатора. Вал двигателя (не показан) соединен с ведущим валом 2, а движители (не показаны) соединены с ведомым валом.

Рассмотрим работу предлагаемого вариаторного привода на различных режимах (фиг.1). Введем обозначения: i - угловая скорость i-гo звена; Мij- действующий на i-e звено момент со стороны j-гo звена; М2 и М3 - моменты, приложенные к ведущему и ведомому валам со стороны соответственно двигателя и движителей, при этом 3 = 11 и М3=M11,3.

1) Режим трогания под нагрузкой и движение с резко изменяющимися дорожными условиями При работающем двигателе дополнительная управляемая муфта 25 включена, рукоятка 9 в положении "0", а управляемая муфта 19 выключена. В начале трогания рукоятка 9 плавно переводится из положения "0" в положение между "0" и "III", при этом 3 плавно увеличивается от нуля до рабочей скорости, а М3 плавно уменьшается от максимального момента М3mах до момента сопротивления движению. Высокомоментный вариатор позволяет при нулевой скорости выходного звена вариатора увеличивать передаваемый момент М3max на два порядка. Дальнейшее движение осуществляется при оптимальном изменении режима работы двигателя и положения рукоятки 9 автоматически или вручную. Звенья коробки передач не нагружены, т.е. M5,2=M6,11=0 2) Режим движения при стационарных дорожных условиях При разгоне дополнительная управляемая муфта 25 включена, а управляемая муфта 19 выключена. Рукоятка 9 доводится до положения "I" или "II" и включается управляемая муфта 19 с одновременным увеличением скорости двигателя. В этом случае момент на ведомый вал будет передаваться только коробкой передач, а выходное звено вариатора будет совершать обгон. В этом режиме можно уменьшать скорость 6 только после перемещения рукоятки 9 к положению "0". Следует учитывать, что высокомоментный вариатор - самотормозящийся механизм, т.е. его выходное звено не может быть ведущим.

3) Режим движения накатом Управляемая муфта 19 выключена, и при положении "0" рукоятки 9 мобильная машина может двигаться накатом по инерции или под уклон с минимальными потерями в трансмиссии за счет обгонного действия выходного звена вариатора.

4) Режим торможения двигателем Этот режим возможен при движении по инерции или под уклон, когда управляемая муфта 19 включена, рукоятка 9 переведена в положение "0" и ведущим звеном становится ведомый вал. В этом случае момент передается от ведомого вала ведущему посредством коробки передач при любом положении ручки переключения передач (M10,2,=0).

5) Режим заднего хода Задний ход мобильной машины, т.е. реверс привода обеспечивается или реверсированием обгонных муфт с выключенной управляемой муфтой 19, или использованием механизма реверса, между ведомым валом и движителями.

В режимах 2) - 4) движение следует осуществлять при отключенной дополнительной управляемой муфте 25 (M10,2=0), которая в данном механизме не обязательна и служит для отключения некоторых подвижных звеньев высокомоментного вариатора, при этом повышается КПД привода и ресурс высокомоментного вариатора.

В конструкции привода, показанной на фиг.2, имеются два ведомых вала 3а и 3b с посаженными на них приводными колесами 27а и 27b мобильной машины. Ведомые валы связаны посредством колесного дифференциала, встроенного в дифференциал высокомоментного вариатора, что уменьшает общие габариты привода. Колесный дифференциал включает в себя посаженные на ведомые валы конические колеса 28а и 28b, связанные с валами шпонками 29а и 29b, и сцепленную с этими колесами коническую шестерню 30, смонтированную на водиле с возможностью свободного вращения.

Тип используемых управляемых муфт не принципиален: можно применять фрикционные, кулачковые или зубчатые сцепные муфты.

Наличие высокомоментного вариатора в предлагаемом приводе позволяет использовать жесткую кинематическую связь между ведущим валом 2 и валом двигателя, т.е. без фрикционной муфты сцепления.

Источники информации 1. DE 3309044, F 16 Н 29/08, 14.03.83 (Rindfleisch В.).

2. RU 2147701 C1, F 16 H 29/08, 25.02.98 (Б.В. Пылаев).

3. RU 2169870 С2, F 16 Н 29/08, 14.05.99 (Б.В. Пылаев).

4. RU 2158205 C1, В 60 К 17/346, 24.02.99 (Б.В. Пылаев).

Формула изобретения

1. Вариаторный привод мобильной машины, содержащий высокомоментный вариатор с входным валом вариатора, рукояткой изменения передаточного отношения и трехвальным дифференциалом, вал водила которого с сателлитом является выходным звеном вариатора, а на двух других валах посажены сцепленные с сателлитом колеса дифференциала, кинематически связанные с входным валом вариатора обгонными муфтами, отличающийся тем, что снабжен ведущим и, по крайней мере одним, кинематически связанным с выходным звеном вариатора ведомым валами, коробкой передач с входным и выходным валами коробки, а также соединяющей ведущий вал с входным валом коробки управляемой муфтой, при этом ведущий вал соединен с входным валом вариатора, а выходной вал коробки кинематически связан с выходным звеном вариатора.

2. Вариаторный привод мобильной машины по п. 1, отличающийся тем, что снабжен двумя ведомыми валами с закрепленными на них коническими колесами и смонтированной на водиле с возможностью свободного вращения конической шестерней, сцепленной с коническими колесами.

3. Вариаторный привод мобильной машины по п. 1, отличающийся тем, что снабжен дополнительной управляемой муфтой, соединяющей входной вал вариатора с ведущим валом.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано для привода самоходного полноприводного транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается создания трансмиссий транспортных машин высокой проходимости

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к раздаточным коробкам для транспортных средств повышенной проходимости

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для плавного изменения передаточного отношения между валом двигателя и ведущими колесами автомобиля

Изобретение относится к колесным транспортным средствам и касается трансмиссий полноприводных четырехколесных автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к дифференциальным передачам с постоянной взаимной блокировкой

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в раздаточных коробках полноприводных автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к приводам транспортных машин, устанавливаемых на полноприводных автомобилях повышенной проходимости, предназначенных для движения как по дорогам общего пользования, так и по бездорожью

Изобретение относится к транспортному машиностроению и, в частности, может быть использовано в тракторах, самоходных машинах, автомобилях, колесно-гусеничных тягачах и транспортерах

Изобретение относится к приводам транспортных машин, устанавливаемых в трансмиссии полноприводных автомобилей высокой проходимости, предназначенных для движения как по дорогам общего пользования, так и по бездорожью

Изобретение относится к транспортному машиностроения, в частности к многоцелевым полноприводным транспортным средствам повышенной проходимости

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к колесным транспортным средствам

Изобретение относится к устройству для управления распределением крутящего момента в транспортных средствах

Изобретение относится к устройству и способу блокировки межосевого дифференциала сочлененного транспортного средства
Наверх