Устройство для удаления влаги из толщи дорожной одежды мостового сооружения

 

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано для удаления влаги из толщи дорожной одежды и с проезжей части мостовых сооружений. Устройство содержит установленные в плите пролетного строения дренажные трубки с образованием над каждой из них дренирующих ниш, расположенных в толще нижнего слоя дорожной одежды, лежащей непосредственно на гидроизоляционном слое. Новым является то, что дренирующие ниши образуют, как минимум, продольный дренажный канал, заполненный дренажной смесью из щебня и связующего с образованием сквозной пористой структуры, а дренажные трубки расположены под дренажными каналами. Технический результат изобретения состоит в удалении влаги из толщи дорожной одежды мостового сооружения и, как следствие, повышении срока службы дорожной одежды. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано для удаления влаги из толщи дорожной одежды и с проезжей части железобетонных, металлических и сталежелезобетонных пролетных мостовых сооружений.

Известно устройство для удаления влаги с проезжей части мостового сооружения в виде системы водоотвода, которая включает водосборную площадь покрытия моста, выполненного с уклонами разных знаков навстречу друг к другу, где вдоль линии изменения знака уклонов предусмотрен зазор с водопринимающим лотком, причем водосборная площадь включает поверхность парапетных ограждений, выполненных со стороны фасадов моста. Между ездовым полотном и пространством над водопринимающим лотком установлено по плите проезжей части барьерное ограждающее устройство (см. RU 2121542, МПК6 Е 01 D 1/00, опубл. 1998 г.).

Недостатком известного устройства является то, что водоотводная система не обеспечивает удаления влаги из толщи дорожной одежды мостового сооружения.

Наиболее близким к изобретению является устройство для удаления влаги с проезжей части и из толщи дорожной одежды мостового сооружения, включающее установленные в плите пролетного строения мостового сооружения дренажные трубки с образованием над каждой из них дренирующих ниш, которые расположены в толще нижнего слоя дорожной одежды, лежащего непосредственно на гидроизоляционном слое (см. SU 414354, МПК3 Е 01 D 19/08, опубл. 1974 г.).

Недостатком известного устройства является ненадежность сбора из толщи дорожной одежды и отвода воды, проникающей через конструкцию дорожной одежды до слоя гидроизоляции, что отрицательно сказывается на долговечности дорожной одежды и мостового сооружения в целом, безопасности движения по нему, а также на экологии окружающей среды.

Технической задачей настоящего изобретения является удаление влаги из толщи дорожкой одежды мостового сооружения и, как следствие, повышение срока службы дорожной одежды и обеспечение безопасности движения по мостовому сооружению за счет улучшения состояния проезжей части пролетного строения, а также облегчение эксплуатации и улучшение экологической обстановки.

Технический результат достигается за счет того, что устройство для удаления влаги из толщи дорожной одежды мостового сооружения содержит установленные в плите пролетного строения дренажные трубки с образованием над каждой из них дренирующих ниш, расположенных в толще нижнего слоя дорожной одежды, лежащей непосредственно на гидроизоляционном слое. Согласно изобретению дренирующие ниши образуют, как минимум, продольный дренажный канал, заполненный дренажной смесью из щебня и связующего с образованием сквозной пористой структуры, а дренажные трубки расположены под дренажными каналами.

Щебень использован одномерный, а в качестве связующего использован эпоксидный компаунд в весовом соотношении в мас.ч. (10-15):1.

Дренажные каналы расположены в пониженных местах водосбора плиты пролетного строения.

Верх дренажных трубок совпадает с уровнем гидроизоляционного слоя, а шаг S дренажных трубок равен 3-9 м, причем дренажные трубки выполнены диаметром D, равным 20-60 мм, и их нижний торец находится на расстоянии h, не менее чем на 25-50 мм ниже уровня нижней поверхности плиты пролетного строения.

Продольные и поперечные дренажные каналы с дренажными трубками объединены в дренажную систему, расположенную в нижнем слое дорожной одежды.

При укладке дренажной смеси на влажную поверхность в состав эпоксидного компаунда в качестве пластификатора вводят фурфуриловый спирт в количестве 10-15 мас.ч. на 100 мас.ч. эпоксидной смолы, а одномерный щебень выполнен с размером фракций равным от 5 до 20 мм.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где: на фиг.1 изображен фрагмент пролетного строения в поперечном разрезе; на фиг. 2 - план расположения дренажных каналов с дренажными трубками в пролетном строении, сечение по А-А фиг. 1; на фиг. 3 - разрез конструкции пролетного строения, сечение по Б-Б фиг. 2; на фиг. 4 -разрез конструкции пролетного строения, сечение по В-В фиг. 2.

Предлагаемое устройство служит для удаления влаги из толщи дорожной одежды 1 пролетного строения мостового сооружения и содержит установленные в плите пролетного строения 2 дренажные трубки 3. Дорожная одежда 1 состоит из верхнего слоя 4, нижнего слоя 5 и гидроизоляционного слоя 6, лежащего непосредственно на плите пролетного строения 2. В нижнем слое 5 дорожной одежды 1 над каждой дренажной трубкой 3 расположена ниша 7, образующая, как минимум, продольный дренажный канал 8. Дренажные трубки 3 могут быть объединены в дренажную систему не только продольными 8, но и поперечными 9 дренажными каналами. Дренажные каналы 8 и 9 расположены в пониженных местах водосбора плиты пролетного строения 2. Все дренажные каналы 8 и 9 заполнены дренажной смесью 10, состоящей из щебня и связующего с образованием сквозной пористой структуры.

В качестве щебня используют мытый сухой щебень по ГОСТ 8267-93. Щебень берут одномерный с целью получения пористой структуры, т.е. образования в ней сквозных отверстий для прохождения влаги, поступающей из толщи дорожной одежды 1. Из неодномерного щебня такой структуры получить невозможно, т.к. между крупными фракциями щебня размещаются мелкие и образуют плотную структуру. Разброс фракций одномерного щебня для получения дренажной смеси берут в следующих пределах, например 5-10 мм, 10-15 мм, 15-20 мм.

Верх дренажных трубок 3 совпадает с уровнем гидроизоляционного слоя 6, а края гидроизоляционного слоя 6 герметично вклеены (на фиг. не показано) внутрь дренажной трубки 3. Шаг S дренажных трубок 3 равен 3-9 м, а сами дренажные трубки 3 выполнены диаметром D, равным 20-60 мм. Причем шаг S и диаметр D выбираются в зависимости от водосборной площади плиты пролетного строения 2. Указанные пределы выведены экспериментальным путем.

Расстояние h зависит от типа мостового сооружения и уменьшается в следующем порядке: максимальное значение для железобетонного мостового сооружения, среднее для сталежелезобетонного, минимальное для металлического.

Дренажные каналы (продольный 8 и поперечный 9) расположены в пониженных местах водосбора 11 направления поперечных уклонов I1 плиты пролетного строения 2. То есть, поперечные дренажные каналы 9 могут быть расположены перед приливами 12 плиты пролетного строения 2, у верховой по уклону их стороны 13, и/или в местах нахождения перелома продольного и поперечного профиля 14 плиты пролетного строения 2. Продольные каналы 8 (направления продольных уклонов I2) могут быть расположены перед монолитными ограждениями или цоколями барьерных или перильных ограждений 15 (на чертежах не показаны). В поперечном направлении должно быть установлено не менее двух дренажных трубок 3 с каждой стороны от продольной оси 16 плиты пролетного строения 2 (при наличии в устройстве поперечного дренажного канала 9).

Поперечные дренажные каналы 9 расположены у деформационных швов 17.

Поверху каждой дренажной трубки 3 расположена сетка 18 с размерами ячеек, соответствующими размерам фракции одномерного щебня. Дренажные трубки 3 выполнены из долговечного материала, например из нержавеющей стали или латуни или из полиэтилена или полипропилена с температурой стеклования не ниже минус 40oС.

Нижний торец 19 дренажных трубок 3 может быть срезан под углом 30-40o. Причем нижний торец 19 дренажной трубки 3 находится на расстоянии h, не менее чем на 25-50 мм ниже уровня нижней поверхности плиты пролетного строения 2.

В качестве связующего для одномерного щебня используют эпоксидный компаунд в весовом соотношении в мас.ч. (10-15):1.

Для приготовления эпоксидного компаунда смешивают эпоксидную смолу, пластификатор и отвердитель в соотношениях, мас.ч.: эпоксидная смола - 100, пластификатор - 8-15, отвердитель - 9-20. В качестве эпоксидной смолы может быть использована, например, эпоксидная смола ЭД-20 по ГОСТ 10587-84. В случае укладки дренажной смеси 10 на сухую поверхность гидроизоляции 6 в состав эпоксидного компаунда вводится в качестве пластификатора дибутилфталат по ГОСТ 8728-88. При укладке дренажной смеси 10 на влажную поверхность гидроизоляции 6 в состав эпоксидного компаунда вводят в качестве пластификатора фурфуриловый спирт в количестве 10-15 мас.ч. на 100 мас.ч. эпоксидной смолы. Может быть использован фурфуриловый спирт по ГОСТ 8728-88. Данное соотношение определено экспериментальным путем.

В качестве отвердителя используют полиэтиленполиамин по ТУ 6-02-594-85-9 или УП-0633М по ТУ 6-05-1863-85-18.

В качестве примеров приведены следующие соотношения одномерного щебня и эпоксидного компаунда.

При использовании более крупных фракций одномерного щебня, например, размером 10 -15 мм берут на 100 мас.ч. эпоксидного компаунда 1500 мас.ч. одномерного щебня.

При использовании одномерного щебня среднего значения, например, размером 10 -15 мм берут на 100 мас.ч. эпоксидного компаунда 1200 мас.ч. одномерного щебня.

При использовании мелких фракций одномерного щебня, например, размером 5 -10 мм берут на 100 мас.ч. эпоксидного компаунда 1000 мас.ч. одномерного щебня.

Введение большего количества эпоксидной смолы недопустимо по причине уменьшения дренирующих свойств дренажной смеси 10 из-за образования плотной структуры.

Порядок производства работ.

На поверхности плиты пролетного строения 2 размечают места расположения дренажных трубок 3 и по разметке бурят все отверстия под них. Диаметр отверстия под дренажные трубки 3 принимают равным диаметру дренажной трубки плюс 2 мм для обеспечения плотной их посадки в отверстии. Верхний конец дренажной трубки 3 обмазывают любой полимерно-битумной мастикой и вставляют в пробуренное отверстие. После закрепления в отверстии дренажной трубки 3 производят укладку слоя гидроизоляции 6. В месте установки дренажной трубки 3 гидроизоляционный слой 6 разрезают, и рассеченные его края на мастике вклеивают внутрь дренажной трубки 3. Затем на каждую дренажную трубку 3 накладывают кусок сетки 18 размером 100100 мм с ячейками, например, 2020 мм по ГОСТ 19907. В зоне дренажных трубок 3 в местах, обозначенных проектом, устанавливают опалубку (не показана) для образования дренажных продольных 8 и поперечных 9 каналов и формируют их в нижнем слое 5 дорожной одежды 1 за счет укладки дренажной смеси 10 в каналы, образованные опалубкой.

Дренажную смесь 10 приготавливают путем загрузки и перемешивания в смесительной установке, например, барабанного типа одномерного щебня и связующего, а именно входящих в него составляющих эпоксидного компаунда в приведенных выше соотношениях. Приготовленная композиция дренажной смеси 10 должна быть уложена в дренажные каналы продольный 8 и поперечный 9, образованные опалубкой, в течение 40 минут. Композицию дренажной смеси 10 укладывают с легким уплотнением трамбовкой, затем поверхность заглаживают. После отверждения дренажная смесь 10 имеет прочность 0,2-0,3 МПа. Через 1,5-2 часа дренажная смесь 10 приобретает прочность, которая позволяет ходить по ней.

После этого поверх гидроизоляционного слоя 6 укладывают нижний слой 5 дорожной одежды 1, например, из асфальтобетона, а затем после набора прочности нижнего слоя 5 укладывают верхний слой 4, например, из асфальтобетона, дорожной одежды 1 плиты пролетного строения 2.

Влага с проезжей части через поры и трещины дорожной одежды 1, проникая на уровень гидроизоляции по уклону с двух сторон от продольной оси 16 мостового сооружения, попадает в продольные дренажные каналы 8, расположенные в пониженных местах водосбора, например в местах перелома профиля 14 плиты пролетного строения 2 и/или перед монолитными ограждениями или цоколями барьерных или перильных ограждений 15. Влага также стекает в поперечные каналы 9, расположенные в пониженных местах водосбора, например в местах перелома профиля 14 плиты пролетного строения 2, и перед приливами 12 плиты пролетного строения 2, у верховой по уклону их стороны 13. Затем, проходя через отверстия в дренажной смеси 10, которой заполнены продольные и поперечные дренажные каналы 8 и 9, влага устремляется к дренажным трубкам 3.

Использование изобретения повысит надежность работы всего пролетного строения за счет удаления влаги из толщи дорожной одежды мостового сооружения и его долговечность.

Формула изобретения

1. Устройство для удаления влаги из толщи дорожной одежды мостового сооружения, содержащее установленные в плите пролетного строения дренажные трубки с образованием над каждой из них дренирующих ниш, расположенных в толще нижнего слоя дорожной одежды, лежащей непосредственно на гидроизоляционном слое, отличающееся тем, что дренирующие ниши образуют, как минимум, продольный дренажный канал, заполненный дренажной смесью из щебня и связующего с образованием сквозной пористой структуры, а дренажные трубки расположены под дренажными каналами.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что щебень использован одномерный, а в качестве связующего использован эпоксидный компаунд в весовом соотношении в маc.ч. (10-15):1.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что дренажные каналы расположены в пониженных местах водосбора плиты пролетного строения.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что верх дренажных трубок совпадает с уровнем гидроизоляционного слоя, а шаг S дренажных трубок равен 3-9 м, причем дренажные трубки выполнены диаметром D, равным 20 - 60 мм, и их нижний торец находится на расстоянии h не менее чем на 25 - 50 мм ниже уровня нижней поверхности плиты пролетного строения.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что продольные и поперечные дренажные каналы с дренажными трубками объединены в дренажную систему, расположенную в нижнем слое дорожной одежды.

6. Устройство по п.1, отличающееся тем, что при укладке дренажной смеси на влажную поверхность в состав эпоксидного компаунда в качестве пластификатора вводят фурфуриловый спирт в количестве 10-15 мас.ч. на 100 мас.ч. эпоксидной смолы.

7. Устройство по п.1, отличающееся тем, что одномерный щебень выполнен с размером фракций 5 - 20 мм.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству, в частности к строительству мостов, и к производству рулонных гидроизоляционных материалов и может быть использовано при проведении гидроизоляционных работ пролетных строений мостов

Изобретение относится к строительству, а именно к конструкциям дорожных одежд на мостовых переходах с металлической ортотропной плитой проезжей части, например конструкция дорожной одежды ездового полотна автодорожных мостов

Изобретение относится к области гидроизоляционных изделий и касается материала рулонного гидроизоляционного наплавляемого нефтеполимерного, включающего текстильную основу и нефтеполимерное вяжущее, состоящее из высокомолекулярного нефтяного остатка и полипропилена, причем нефтеполимерное вяжущее дополнительно содержит масляную фракцию и синтетический каучук, а в качестве высокомолекулярных нефтяных остатков используются асфальт деасфальтизации гудрона пропаном, или гудрон или остаточный битум при следующих соотношениях компонентов, мас.%: высокомолекулярный нефтяной остаток 64 - 77; полипропилен 8 - 15; масляная фракция 10 - 17,5; синтетический каучук 2,5 - 7

Изобретение относится к области мостостроения, в частности к системе водоотвода на больших и средних мостах

Изобретение относится к гидроизоляции железобетонных конструкций инженерных сооружений, в частности мостов, и предназначено для использования в строительстве и ремонте инженерных сооружений, Известна гидроизоляция конструкций моста, в которой в качестве гидроизоляционного слоя применяются ввареные в слой битума полотна, выполненные из композиции на основе битума и полимера, например, сополимера бутадиена со стиролом [1]

Изобретение относится к конструкции сопряжения мостового полотна с балками пролетного строения моста в железнодорожном мостостроении, конкретно к конструкции упругого прокладного слоя для безбаластного железнодорожного мостового полотна

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано в устройствах для отвода воды с проезжей части мостов

Изобретение относится к способу изготовления конструкции дорожного полотна

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано для удаления влаги из толщи дорожной одежды и с проезжей части мостовых сооружений. Способ получения брикетов включает подготовку исходных материалов, перемешивание, высушивание и уплотнение их. При этом в качестве исходных материалов берут одномерный щебень фракции 10-15 мм, который предварительно моют и высушивают, и эпоксидный компаунд в качестве связующего, приготовленный из эпоксидной смолы и отвердителя в соотношении 90-94 к 10-6 соответственно. Причем исходные материалы берут в следующем соотношении компонентов: 93,5-94,5 мас.% щебня, 5,0-5,85 мас.% эпоксидной смолы, 0,5-0,65 мас.% отвердителя. После чего их перемешивают, а готовую массу формуют в формах, затем утрамбовывают, после этого выдерживают готовые брикеты и освобождают от форм. Техническим результатом является снижение трудозатрат и времени на получение брикетов. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Настоящее изобретение касается способа изготовления конструкции дорожного полотна. Для обеспечения хорошего соединения между полимерной пленкой и несущим слоем на основе битума применяется адгезивный состав, который содержит по меньшей мере одну твердую эпоксидную смолу, а также твердый при комнатной температуре термопластичный полимер. Этот способ позволяет осуществлять быстрое и эффективное сооружение конструкции дорожного полотна, причем достигается значительное улучшение адгезии. Описаны способ изготовления конструкции дорожного полотна, применение адгезивного состава для повышения адгезии битумов с полимерным материалом и конструкция дорожного полотна. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 2 табл., 7 ил.

Предлагаемое решение относится к конструкции инфраструктуры искусственных сооружений, а конкретно к устройствам для отвода воды с проезжей части пролетных строений мостов и путепроводов. Предлагаемой конструкцией по всем вариантам решается техническая задача обеспечения жесткости лотков, обеспечения герметичности их стыков и предотвращения их расфиксации. Также решается задача обеспечения унификации элементов водоотводных систем. Для достижения названных технических результатов по всем вариантам предложенного решения лоток водоотводной подвесной из полимерных композиционных материалов, имеющий вогнутое дно, плоские наклоненные наружу стенки, в верхней части которых выполнены отгибы наружу, в отличие от прототипа снабжен поперечными распорками, закрепленными на отгибах стенок, торцевые части лотка имеют отгибы дна и стенок наружу, выполненные в виде фланца с выполненными в нем отверстиями для крепежа, верхние участки стенок лотка в районе фланцев имеют утолщения с дополнительными слоями наполнителя, в утолщениях выполнены отверстия, через которые на лотках закреплены навесные кронштейны подвески из полимерных композиционных материалов, снабженные поперечными распорками. Для использования лотка в качестве начального или конечного на одном из торцов лотка на фланце может быть закреплена торцевая заглушка - зашивка с отверстиями, соответствующими крепежным отверстиям фланца лотка. Конечный лоток имеет отверстие с установленным в нем сливным патрубком, а лоток-тройник имеет расположенный с прямым участком под углом участок-ответвление. 3 н. и 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к способам борьбы с наледями, а именно к способам борьбы с наледеобразованием в руслах малых водотоков на пересечении их транспортными сооружениями, например автомобильными или железными дорогами. Способ безналедного пропуска воды в подмостовых руслах малых мостов включает утепление русла. В отверстии моста углубляют русло и заполняют его дренирующим теплоизоляционным материалом в виде пеностекольного гравия с обеспечением сохранения положительных температур на дне русла для беспрепятственного пропуска воды. Технический результат состоит в повышении надежности транспортных сооружений за счет ликвидации наледеобразования в подмостовых руслах. 1 ил.

Предлагается способ и устройство для выравнивания температур дорожного покрытия подъездных насыпей и автомобильных мостов во избежание образования наледи на последнем при понижении температуры воздуха ниже 0°C с использованием теплоты грунтового массива насыпей. Способ реализуется устройством, представляющим собой уложенные под дорожным покрытием моста трубы с циркулирующим в них нагретым теплоносителем, соединенные в общий циркуляционный контур с трубами, уложенными в грунтовом массиве прилегающих насыпей, а образованный контур снабжен циркуляционным насосом, обеспечивающим циркуляцию теплоносителя. Циркуляционный контур дополнительно снабжен встроенным конденсаторной частью, по крайней мере, одним тепловым насосом типа «воздух-вода», обеспечивающим, в необходимом случае, дополнительный подогрев теплоносителя. Управление устройством осуществляется контроллером по показаниям разности температур дорожного покрытия моста и подъездных участков дороги от датчиков температуры, уложенных под дорожным покрытием, причем устройство включается, когда разность температур превышает заданную уставку и выключается при снижении разности температур, а включение осуществляется ступенчато: сначала циркуляционный насос, а затем, если разность температур не снижается до установленного значения, дополнительно включается тепловой насос. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх