Гусеничный транспортер

 

Изобретение относится к транспортным средствам на гусеничном ходу и может быть использовано для перевозки переправочно-десантного парома для обеспечения переправы техники через водные преграды. Сущность изобретения заключается в том, что обеспечена возможность перевозки двух членов экипажа парома в отделении управления, в передней части которого установлены сиденья командира и механика-водителя, позади них установлены поперек корпуса сиденья экипажа парома, обращенные спинками друг к другу, в верхнем лобовом листе и в днище выполнены люки. Подъемно-транспортное оборудование снабжено гидравлическим приводом и включает лебедку, систему обводных блоков, подъемно-направляющую раму с гидроцилиндрами механизма подъема-опускания и опорно-направляющие устройства, образующие несущие опоры с обеспечением расположения единого центра масс системы транспортер - паром в центре симметрии опорной поверхности шасси. При этом транспортер выполнен в высотных габаритах гусеничного шасси и в его конструкции использованы узлы и агрегаты современных танков Т-80 и Т-90. Техническим результатом является создание гусеничного транспортера с повышенными эксплуатационными возможностями, предназначенного для перевозки переправочно-десантных паромов увеличенной длины. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к транспортным средствам на гусеничном ходу и может быть использовано для перевозки длинномерных грузов, например переправочно-десантного парома для обеспечения переправы техники через водные преграды.

Известен тягач МТ-Т( см, журнал "Техника и вооружение", 7 за 1991 г), выполненный с использованием узлов и агрегатов танка Т-64. Тягач снабжен кабиной экипажа, установленной в носовой части корпуса, и грузовой платформой, расположенной за кабиной.

Недостатком известного тягача является то, что он не может использоваться для перевозки длинномерных грузов, таких как переправочные паромы, понтоны и т.п. Кроме того, кабина тягача лишена броневой защиты, что делает опасной эксплуатацию под огнем противника.

Известна транспортная машина "Линь" Крюковского вагоностроительного завода (Украина), предназначенная для перевозки звена понтонно-мостового парка (см. патент РФ 2068908 по заявке 3038263/33 от 30.03.82). Машина также выполнена с использованием узлов и агрегатов танка Т-64, снабжена осевой двухтросовой лебедкой и однорядными роликами у бортов.

Недостатками известной транспортной машины являются: - ограничение по длине перевозимого груза (звена понтонно-мостового парка) из-за наличия в носовой части кабины и необходимости смещения длинномерного груза за корму машины, что вызывает неравномерность нагрузки на ходовую часть и ролики у бортов; - в процессе разгрузки понтона происходит переваливание его через крайние ролики под действием собственного веса и динамический удар о грунт; - отсутствие в кабине машины посадочных мест для экипажа перевозимого парома, что требует наличия дополнительного транспорта для их доставки к месту переправы; - отсутствие броневой защиты кабины и наличие в ней окон, что делает экипаж машины уязвимым для огня из стрелкового оружия; - отсутствие ночных приборов наблюдения, что затрудняет эксплуатацию машины в ночное время.

Целью настоящего изобретения является создание гусеничного транспортера с повышенными эксплуатационными возможностями за счет использования узлов, агрегатов и приборов, например, танков Т-80 и Т-90, и предназначенного для перевозки переправочно-десантных паромов увеличенной длины.

Поставленная цель достигается за счет того, что транспортер выполнен в высотных габаритах базового шасси и в его конструкции использованы силовая установка, трансмиссия, элементы ходовой части и систем жизнеобеспечения, например, танков Т-80 и Т-90, а корпус разделен поперечными перегородками на отделение управления, совмещенное с обитаемым отсеком для размещения экипажа перевозимого парома, среднее и моторно-трансмиссионное отделения, в передней части отделения управления установлены сиденья командира и механика-водителя, смещенные от продольной оси машины соответственно к левому и правому борту, позади них перед перегородкой установлены поперек корпуса сиденья экипажа парома, обращенные спинками друг к другу, а в верхнем лобовом листе и в днище между сиденьями командира и механика-водителя выполнены люки - один для посадки - высадки, другой - аварийный, при этом подъемно-транспортное оборудование снабжено гидравлическим приводом и включает двухтросовую лебедку с системой обводных блоков, расположенных симметрично продольной оси транспортера и обеспечивающих выдачу тросов из корпуса за боковые габариты транспортера, подъемно-направляющую раму с гидроцилиндрами механизма подъема-опускания и опорно-направляющие устройства, выполненные, например, в виде роликов, установленных на подъемно-направляющей раме, кронштейнах, установленных вдоль корпуса и на корме, взаимодействующих с пазами днища перевозимого парома, образующих несущие опоры, с обеспечением расположения единого центра масс системы транспортер - паром в центре симметрии опорной поверхности шасси, причем на корме закреплены подпружиненные упоры-фиксаторы, а запирающие упоры-фиксаторы снабжены гидроцилиндрами привода, управляемыми с рабочего места механика-водителя, и установлены на кронштейнах опорно-направляющих устройств, расположенных в поле зрения командира и механика-водителя. Подъемно-направляющая рама выполнена в виде двух стоек, закрепленных шарнирно в карманах нижнего лобового листа, поперечной стабилизирующей балки и снабжена двумя гидроцилиндрами механизма подъема-опускания. Обводные блоки, закрепленные на кронштейнах в кормовой части корпуса с выступанием за боковые габариты, установлены с возможностью перемещения в габариты его транспортного положения. Рабочие места командира и механика-водителя снабжены призматическими взаимозаменяемыми дневными и ночными приборами наблюдения, а экипаж парома снабжен призматическими приборами наблюдения, установленными в бортах напротив сидений.

Анализ основных отличительных признаков показал, что: - выполнение гусеничного транспортера с использованием силовой установки, трансмиссии, элементов ходовой части и систем жизнеобеспечения, например, танков Т-80 и Т-90 обеспечило технические и эксплуатационные характеристики шасси на уровне современных требований; - совмещение отделения управления с обитаемым отсеком для размещения экипажа перевозимого парома обеспечило доставку экипажа к месту переправы одновременно с паромом; - установка в передней части отделения управления сидений командира и механика-водителя, смещенных от продольной оси машины соответственно к левому и правому борту, установка позади них перед перегородкой поперек корпуса сидений экипажа парома, выполнение в верхнем лобовом листе и в днище между сиденьями командира и механика-водителя люков обеспечило свободный вход и выход из транспортера с использованием прохода между двумя передними сиденьями и размещение личного состава с учетом требований эргономики; - оборудование транспортера подъемно-направляющей рамой с гидроцилиндрами механизма подъема-опускания обеспечило погрузку и разгрузку парома на транспортер и при этом снизило воздействие инерционных ударных нагрузок за счет поддержки парома рамой как при разгрузке на грунт, так и погрузке на ролики;
- выполнение подъемно-направляющей рамы в виде двух стоек, закрепленных шарнирно в карманах нижнего лобового листа, и поперечной стабилизирующей балки, обеспечило прочность и жесткость конструкции и позволило использовать балку в качестве ступеньки перед люком посадки-высадки;
- выполнение транспортера в высотных габаритах базового шасси и опорно-направляющих устройств, например, в виде роликов, установленных на подъемно-направляющей раме, кронштейнах, установленных вдоль корпуса и на корме, взаимодействующих с пазами днища перевозимого парома, образующих несущие опоры с обеспечением расположения единого центра масс системы транспортер - паром в центре симметрии опорной поверхности шасси, позволило использовать его для перевозки более длинного парома, за счет его симметричного выступания за габариты носа и кормы и при этом равномерно распределить нагрузку на ходовую часть и несущие опоры;
- закрепление на корме подпружиненных упоров-фиксаторов, снабжение запирающих упоров-фиксаторов гидроцилиндрами привода, управляемыми с рабочего места механика-водителя, и установка их на кронштейнах опорно-направляющих устройств, расположенных в поле зрения командира и механика-водителя, обеспечило сокращение времени погрузки-разгрузки парома с его надежной фиксацией и расстопариванием на транспортере в заданном положении и, при этом, исключило необходимость выхода из машины членов экипажа при разгрузке парома в режиме самоскатывания, что повысило безопасность эксплуатации в условиях боевых действий или зараженной местности;
- установка обводных блоков, закрепленных на кронштейнах в кормовой части корпуса с выступанием за боковые габариты, с возможностью перемещения в габариты транспортного положения, обеспечило возможность производить перепасовку тросов при погрузке-разгрузке парома и позволило вписаться в железнодорожный габарит при перевозке транспортера;
- снабжение рабочих мест командира и механика-водителя призматическими взаимозаменяемыми дневными и ночными приборами наблюдения и снабжение экипажа парома призматическими приборами наблюдения, установленными в бортах напротив сидений, обеспечило возможность уверенной эксплуатации транспортера в любое время суток и возможность бокового обзора для экипажа парома.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:
- на фиг. 1 изображено сечение вдоль продольной оси транспортера, сечение А-А на фиг. 3;
- на фиг. 2 - вид спереди на транспортер, вид Б на фиг. 1;
- на фиг. 3 - вид сверху на транспортер со снятой крышей корпуса, вид В фиг. 1;
- на фиг. 4 - вид сбоку при погрузке парома на транспортер;
- на фиг. 5 - вид сверху на фиг. 4 при погрузке парома на транспортер;
- на фиг. 6 - вид сбоку при принудительной разгрузке парома с транспортера.

Гусеничный транспортер выполнен в высотных габаритах базового шасси (см. фиг. 1, 2, 3), корпус 1 которого образован левым 2 и правым 3 бортами, днищем 4, верхним 5 и нижним 6 лобовыми листами и крышей 7.

Корпус 1 разделен перегородками 8, 9 на три отделения: отделение управления 10, совмещенное с обитаемым отсеком для экипажа перевозимого парома 11, среднее отделение и моторно-трансмиссионное отделение (МТО) 13. Силовая установка, трансмиссия и обслуживающие их системы, размещенные в МТО 13, использованы из конструкции современного танка, например, Т-90.

В ходовой части 14 транспортера использованы узлы и агрегаты (гусеница, опорные катки, система подрессоривания и т.д.) современного танка, например, Т-80.

В передней части отделения управления 10 установлены сиденья командира 15 и механика-водителя 16, которые смещены соответственно к бортам 2, 3. В верхнем лобовом листе 5 выполнен люк 17 посадки-высадки, а между сиденьями 15, 16 в днище 4 выполнен аварийный люк 18. Перед перегородкой 8 поперек корпуса 1 установлены сиденья 19, 20 экипажа парома 11, обращенные спинками друг к другу. Органы управления и контроля механика-водителя выполнены аналогично танку Т-90.

Транспортер оснащен подъемно-транспортным оборудованием, включающим гидравлический привод (не показан), двухтросовую лебедку 21, установленную в среднем отделении 12, систему обводных блоков 22, расположенную симметрично продольной оси транспортера, и подъемно- направляющую раму 23.

Два обводных блока 22 закреплены на кронштейнах 24 в кормовой части корпуса 1 с возможностью выступания за боковые габариты транспортера. Установка блоков 22 на кронштейнах 24 выполнена или быстросъемно, или с возможностью их перемещения в габариты транспортного положения транспортера.

Подъемно-направляющая рама 23 выполнена в виде двух стоек 25, 26, закрепленных шарнирно в карманах нижнего лобового листа 6, поперечной стабилизирующей балки 27 и снабжена двумя гидроцилиндрами 28 механизма подъема-опускания.

Транспортер снабжен опорно-направляющим устройством, выполненным, например, в виде роликов 29, установленных на подъемно-направляющей раме 23, кронштейнах 30, установленных вдоль корпуса 1, и кронштейнах 31 на корме, образуя несущие опоры. Ролики 29 взаимодействуют с пазами 32 днища перевозимого парома 11.

На корме корпуса 1 закреплены подпружиненные упоры-фиксаторы 33. На кронштейнах 30 опорно-направляющих устройств, расположенных в поле зрения механика-водителя, закреплены запирающие упоры-фиксаторы 34, снабженные гидроцилиндрами 35 привода, управляемыми с рабочего места механика-водителя. Упоры-фиксаторы 33 и 34 взаимодействуют с ответными рымами 36 парома 11 (см, фиг. 5, 6) и фиксируют его на транспортере с обеспечением расположения центров масс транспортера и перевозимого парома 11 в заданном положении. Для удобства выполнения операций погрузки и разгрузки парома 11 на его днище выполнен маркер 37 центра масс, а для закрепления тросов имеются рымы: погрузочные 38, разгрузочные 39, а на палубе парома 11 - буксирные рымы 40.

Рабочие места командира и механика-водителя снабжены призматическими дневными приборами наблюдения 41, размещенными в крыше 7, и взаимозаменяемыми с ними ночными приборами наблюдения, имеющимися в возимом комплекте (не показаны).

В бортах 2, 3 напротив сидений 19, 20 экипажа парома 11 установлены призматические приборы наблюдения 42.

Работа
Работа механизмов и агрегатов транспортера обеспечивает погрузку парома 11 на транспортер, принудительную разгрузку на грунт, железнодорожную платформу или мелководье и разгрузку на воду (глубина не менее 1,5 м) самоскатыванием.

Левый 2 и правый 3 борты, днище 4, верхний 5 и нижний 6 лобовые листы, крыша 7 образуют прочный и жесткий корпус 1, который служит для размещения всех узлов, агрегатов, оборудования и четырех человек: командира, механика-водителя и двух членов экипажа перевозимого парома 11.

Для производства операции погрузки (см. фиг. 4, 5) с помощью гидроцилиндров 28 опускается подъемно-направляющая рама 23 и транспортер подается к корме парома 11, при этом механик-водитель визуально контролирует сближение и стыковку роликов 29, закрепленных на стойках 25, 26 с направляющими пазами 32 парома 11.

Тросы лебедки 21 запасовываются через обводные блоки 22, подаются к парому 11 и концевыми петлями закрепляются на его погрузочных рымах 38, после чего тросы натягиваются лебедкой 21.

Механик-водитель приподнимает корму парома 11 подъемно-направляющей рамой 23, исключая упирание кормы в транспортер, и включает лебедку 21 на выбирание тросов.

Паром 11 сначала затягивается на ролики 29 рамы 23, а затем на ролики 29, закрепленные в носовой части корпуса 1 в поле зрения механика-водителя, и после того как маркер центра масс парома 37 подойдет к указанным роликам 29, механик-водитель, отключив лебедку, плавно укладывает подъемно-направляющей рамой 23 паром 11 на транспортер, исключая тем самым самопроизвольное переваливание парома 11 под действием сил тяжести через ролики 29 и, следовательно, сопутствующие этому инерционные ударные нагрузки.

На следующем этапе паром 11 подтягивается лебедкой 21 до тех пор, пока его рымы 36 не упрутся в подпружиненные упоры-фиксаторы 33, фиксирующие корму парома в продольном и вертикальном направлениях, при этом корма парома 11 выдвигается за габариты транспортера.

Носовую часть парома 11 фиксирует механик-водитель запирающими упорами-фиксаторами с помощью гидроцилиндров 35. При этом нос парома 11 фиксируется в вертикальном и продольном направлениях.

Поперечная фиксация парома 11 на всех этапах погрузочных и разгрузочных работ обеспечивается взаимодействием роликов 29 с пазами 32 парома 11.

Принудительная разгрузка (см. фиг. 6) парома 11 производится после распасовки тросов с обводных блоков 22 и закрепления их концевыми петлями на разгрузочных рымах 39 парома 11.

Запирающие упоры-фиксаторы 34 расстопориваются гидроцилиндрами 35, лебедка 21 включается на выбирание тросов и паром сходит с транспортера до тех пор, пока маркер 37 не перейдет через ролики 29, закрепленные в носовой части корпуса 1, после чего тросы лебедки 21 запасовываются через блоки 22 и концевыми петлями закрепляются на буксирных рымах 40.

На следующем этапе механик-водитель частично опускает паром 11 подъемно-направляющей рамой 23, и он, скатываясь, натягивает тросы, чем и удерживается от самоскатывания на грунт. Лебедка 21 включается на выдачу троса, и паром 11 плавно сходит с транспортера до тех пор, пока его носовая часть не опустится на грунт. Тросы снимаются с буксирных рымов 40, и транспортер выходит из-под парома 11 на минимальной скорости.

При подходе роликов 29 рамы 23 к скуловому обводу кормы парома 11 механик-водитель опускает раму 23 до крайнего нижнего положения, чем и обеспечивается плавное опускание кормы парома 11 на грунт.

Разгрузка парома 11 самоскатыванием применяется только на воду при достаточной глубине водоема для исключения ударных нагрузок.

Разгрузка производится путем резкого торможения движущегося транспортера при подходе к урезу воды. Запирающие упоры-фиксаторы 34 при этом заранее расстопориваются. Паром 11 скатывается на воду за счет сил инерции.

Таким образом, предлагаемый гусеничный транспортер обладает повышенными эксплуатационными возможностями при перевозке паромов увеличенной длины, спуске их на воду, погрузке на транспортер и обеспечивает минимальное время нахождения экипажа вне машины при погрузочно-разгрузочных работах.


Формула изобретения

1. Гусеничный транспортер, содержащий шасси, включающее корпус, силовую установку, трансмиссию, ходовую часть, и подъемно-транспортное оборудование, отличающийся тем, что транспортер выполнен в высотных габаритах базового шасси и в его конструкции использованы силовая установка, трансмиссия, элементы ходовой части и систем жизнеобеспечения, например, танков Т-80 Т-90, а корпус разделен поперечными перегородками на отделение управления, совмещенное с обитаемым отсеком для размещения экипажа перевозимого парома, среднее и моторно-трансмиссионное отделения, в передней части отделения управления установлены сиденья командира и механика-водителя, смещенные от продольной оси машины соответственно к левому и правому борту, позади них перед перегородкой установлены поперек корпуса сиденья экипажа парома, обращенные спинками друг к другу, а в верхнем лобовом листе и в днище между сиденьями командира и механика-водителя выполнены люки - один для посадки - высадки, другой - аварийный, при этом подъемно-транспортное оборудование снабжено гидравлическим приводом и включает двухтросовую лебедку с системой обводных блоков, расположенных симметрично продольной оси транспортера и обеспечивающих выдачу тросов из корпуса за боковые габариты транспортера, подъемно-направляющую раму с гидроцилиндрами механизма подъема-опускания и опорно-направляющие устройства, выполненные, например, в виде роликов, установленных на подъемно-направляющей раме, кронштейнах, установленных вдоль корпуса и на корме, взаимодействующих с пазами днища перевозимого парома, образующих несущие опоры, с обеспечением расположения единого центра масс системы транспортер - паром в центре симметрии опорной поверхности шасси, причем на корме закреплены подпружиненные упоры-фиксаторы, а запирающие упоры-фиксаторы снабжены гидроцилиндрами привода, управляемыми с рабочего места механика-водителя, и установлены на кронштейнах опорно-направляющих устройств, расположенных в поле зрения командира и механика-водителя.

2. Транспортер по п.1, отличающийся тем, что подъемно-направляющая рама выполнена в виде двух стоек, закрепленных шарнирно в карманах нижнего лобового листа, поперечной стабилизирующей балки и снабжена двумя гидроцилиндрами механизма подъема-опускания.

3. Транспортер по п. 1, отличающийся тем, что обводные блоки, закрепленные на кронштейнах в кормовой части корпуса с выступанием за боковые габариты, установлены с возможностью перемещения в габариты его транспортного положения.

4. Транспортер по п.1, отличающийся тем, что рабочие места командира и механика-водителя снабжены призматическими взаимозаменяемыми дневными и ночными приборами наблюдения, а экипаж парома снабжен призматическими приборами наблюдения, установленными в бортах напротив сидений.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к мостостроению, а именно к способам наведения наплавных переправ

Изобретение относится к переправочной технике, в частности к проектированию плавающих средств повышенной поперечной остойчивости для переправы через водные преграды военных грузов большой массы

Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к обеспечению транспортировки паромно-мостовых машин по железной дороге, может быть использовано при разработке большегрузных паромов с повышенной поперечной устойчивостью

Изобретение относится к области обеспечения переправы техники через водные преграды и может быть использовано при создании самоходных и водимых понтонно-мостовых парков

Изобретение относится к мостопереправочной технике и может быть использовано при раскладке шарнирно соединенных звеньев паромных переправ

Изобретение относится к самоходным паромам для обеспечения пере лрапы транспортных средств

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при возведении и массовой замене существующих, преимущественно рещетчатых, пролетных строений мостов с применением плавсредств

Изобретение относится к самоходным переправочным средствам

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, преимущественно к преобразуемым двухгусеничным машинам, т.е

Изобретение относится к транспортному и сельскохозяйственному машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам блокировки гусеничных лент при креплении гусеничных машин на грузовых платформах

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к производству гусеничных машин с бесшарнирными гусеницами

Изобретение относится к области ремонта бронетанкового вооружения и техники в полевых условиях войсковыми ремонтными органами

Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим снижение удельных нагрузок на грунт и исключающим повреждение дорожного покрытия при движении по дорогам с асфальтовым покрытием транспортной техники, имеющей гусеничный движитель с грунтозацепами

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, преимущественно к производству бесшарнирных гусениц

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гусеничным транспортным средствам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к транспортным средствам высокой проходимости
Наверх