Присадка к дизельному топливу, дизельное топливо

 

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к составу присадки к дизельному топливу и дизельного топлива, содержащего эту присадку. Присадка содержит 40-90% 2-этилгексилнитрата, до 40% сополимера на основе этиленненасыщенных мономеров, до 100% углеводородной фракции, выкипающей в интервале 160-360oС. Дизельное топливо на основе летнего или зимнего дизельного топлива содержит присадку в количестве 0,001-0,5 мас.%. Присадка улучшает как низкотемпературные свойства топлива, так и его пусковые свойства. 2 с. и 2 з.п.ф-лы, 3 табл.

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к составу присадки к дизельному топливу и дизельного топлива, содержащего эту присадку.

Известно, что дизельные топлива в качестве ускорителей воспламенения содержат в своем составе органические нитраты, например, 2-этилгексилнитрат (патент США 4473378, С 10 L 1/22, 1984 г.).

Недостатком этих присадок является однофункциональность их действия, в результате чего не удается реализовать улучшение пусковых свойств летнего ассортимента дизельных топлив при отрицательных температурах.

Этот недостаток устраняется использованием присадок, содержащих, например, нитрат алифатического спирта С3-C18, преимущественно циклогексилнитрат, сополимер фракции алкилметакрилатов C8-C24 с винилацетатом молекулярной массы 1000-10000, сульфонат щелочно-земельного металла (кальция, бария, магния) и оксипропилированный жирный спирт С616 с молекулярной массой 300-2000 (патент РФ 2057790, С 10 L 1/18, 1/22, 1996 г.).

Недостатком дизельных топлив, содержащих эту присадку, являются их недостаточно хорошие низкотемпературные свойства.

Наиболее близкой к заявленному техническому решению является присадка к дизельному топливу, содержащая, мас.%: сополимер высших эфиров C8-C24 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенными мономерами - до 90, сульфонат щелочно-земельного металла - не более 10, сополимер этилена с альфа-олефинами молекулярной массы 1000-20000 - до 100. Причем присадка в своем составе может содержать алкилнитрат, где алкил С3-C18 (преимущественно циклоалкилнитрат) в количестве 1-30 мас.%.

Там же описан состав дизельного топлива на основе летнего или зимнего дизельного топлива, содержащий вышеописанную присадку в количестве 0,001-0,5 мас.% (патент РФ 2119528, С 10 L 1/18, 1/22, 1998 г.).

Однако присадка недостаточно эффективна при использовании ее в составе дизельного топлива зимнего, кроме того, содержание в присадке двух сополимеров увеличивает ее стоимость, а циклогексилнитрат является дефицитным продуктом, в результате чего выпуск присадки ограничен.

Задачей настоящего изобретения является разработка такого состава присадки, которая могла бы с большей эффективностью использоваться как в составах летних, так и в составах зимних дизельных топлив и, кроме того, снижение стоимости присадки и расширение сырьевых ресурсов для ее производства.

Для решения поставленной задачи предлагается присадка к дизельному топливу, содержащая, мас.%: 2-Этилгексилнитрат - 40 - 90 Сополимер на основе этиленненасыщенных мономеров - До 40 Углеводородная фракция, выкипающая в интервале 160-360oС - До 100 Причем в качестве сополимера может быть использован сополимер высших эфиров C8-C24 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенными мономерами и/или сополимер этилена с альфа-олефинами молекулярной массы 1000-20000, а в качестве углеводородной фракции - нефтяная фракция прямой перегонки, выкипающая в интервале 160-360oС, или ее смесь с легким газойлем каталитического крекинга, выкипающим в интервале 200-350oС.

Предлагается также дизельное топливо на основе летнего или зимнего дизельного топлива, содержащее вышеописанную присадку в количестве 0,001-0,5 мас.%.

Отличием заявленного технического решения является совместное использование в составе присадки 2-этилгексилнитрата и углеводородной фракции, выкипающей в интервале 160-360oС, в заявленном количестве.

Введение в состав присадки углеводородной фракции за счет синергетического эффекта, возникающего между компонентами присадки, обеспечивает улучшение низкотемпературных свойств дизельного топлива и повышает его самовоспламеняемость (т.е. улучшает пусковые свойства), при этом присадка может содержать не два, а один сополимер, что позволит снизить ее стоимость. Использование 2-этилгексилнитрата расширит сырьевую базу для производства присадки, так как он является менее дефицитным продуктом по сравнению с циклогексилнитратом, и позволит за счет этого увеличить выпуск как летних, так и зимних дизельных топлив.

Предлагаемую присадку готовят путем смешения компонентов при повышенной температуре и постоянном перемешивании.

Для приготовления образцов предлагаемой присадки были использованы следующие компоненты.

Компонент А - низкомолекулярный сополимер этилена с пропиленом молекулярной массы 1000-20000.

Компонент В - сополимер высших эфиров акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенными мономерами.

Компонент С - 2-этилгексилнитрат.

Компонент Д - нефтяная фракция, выкипающая в интервале 160-360oС.

Компонент Е - легкий газойль каталитического крекинга, выкипающий в интервале 200-350oС.

В табл.1 приведен состав предлагаемой присадки. В качестве основы образцов дизельного топлива использовали дизельное топливо летнее с температурой помутнения =-6oС и температурой застывания =-15oС и дизельное топливо зимнее с температурой помутнения =-27oС температурой застывания =-37oС.

В табл. 2 и 3 приведены результаты испытаний образцов дизельного топлива с предлагаемой присадкой.

Результаты испытаний подтверждают, что использование в составе присадки нефтяной фракции улучшает как низкотемпературные свойства топлива, так и его пусковые свойства.

Формула изобретения

1. Присадка к дизельному топливу, включающая алкилнитрат, сополимер на основе этиленненасыщенных мономеров, отличающаяся тем, что в качестве алкилнитрата она содержит 2-этилгексилнитрат и дополнительно содержит углеводородную фракцию, выкипающую в интервале 160-360oС, при следующем соотношении компонентов, мас.%: 2-Этилгексилнитрат - 40-90 Сополимер на основе этиленненасыщенных мономеров - До 40 Углеводородная фракция, выкипающая в интервале 160-360oС - До 100 2. Присадка по п. 1, отличающаяся тем, что в качестве сополимера она содержит сополимер высших эфиров С824 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенными мономерами и/или сополимер этилена с альфа-олефинами молекулярной массы 1000-20000.

3. Присадка по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что в качестве углеводородной фракции она содержит нефтяную фракцию прямой перегонки, выкипающую в интервале 160-360oС, или ее смесь с легким газойлем каталитического крекинга, выкипающим в интервале 200-350oС.

4. Дизельное топливо на основе летнего или зимнего дизельного топлива, включающее присадку, отличающееся тем, что оно содержит присадку по пп.1-3 в количестве 0,001-0,5 мас.%.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 07.09.2005

Извещение опубликовано: 20.11.2006        БИ: 32/2006




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к топливным композициям

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к топливным композициям, предназначенным для использования в ДВС

Изобретение относится к производству топлив для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности к высокооктановым добавкам к автомобильным бензинам и автомобильному топливу, модифицированному этой добавкой

Изобретение относится к химмотологии топлив и масел и может быть использовано для снижения температуры застывания нефтепродуктов

Изобретение относится к добавке для улучшения свойств тяжелых масел и к тяжелым маслам, их содержащих

Изобретение относится к дисперсиям воскообразных депрессантов точки потери текучести

Изобретение относится к горючему, содержащему добавку, улучшающую его смазывающие свойства

Изобретение относится к нефтехимии и может быть использовано для сохранения качества светлых нефтепродуктов при их хранении в стальных резервуарах

Изобретение относится к топливным композициям для реактивных, турбинных, дизельных и других систем сгорания

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности к составу добавки и топливной композиции, содержащей эту добавку, предназначенной для использования в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к антидетонационным присадкам для топлив, используемых в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к топливным композициям

Изобретение относится к области нефтехимии, точнее к топливным композициям на основе углеводородных, преимущественно дизельных, топлив с добавлением различных веществ, и может быть использовано для снижения количества высокотемпературных отложений при сгорании топлив в условиях дизеля

Изобретение относится к нефтехимии, точнее к топливным композициям на основе углеводородных, преимущественно дизельных топлив с добавлением различных веществ, и может быть использовано для снижения количества высокотемпературных отложений при сгорании топлив в условиях дизеля

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к топливным композициям, предназначенным для использования в ДВС

Изобретение относится к способу получения присадки, используемой для очистки моторного топлива

Изобретение относится к производству топлив для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к нефтехимии, точнее к композициям присадок к топливам, в частности к автомобильным бензинам, добавляемым в целях снижения их потерь от испарения при хранении, и может быть использовано на нефтебазах и складах горючего
Наверх