Многорядная осевая опора вертикального вала забойного двигателя

 

Изобретение относится к осевым опорам для забойных гидравлических двигателей, используемых при бурении скважин. Изобретение направлено на упрощение конструкции при сохранении функциональных свойств. Опора включает корпус, вертикальный ступенчатый вал, на ступенях которого установлены кольца с размещенными между ними упорными подшипниками качения, в корпусе концентрически размещены цилиндрические втулки, которые одними концами упираются в кольца, а другими - в эластичный элемент, размещенный в подпятнике, установленном в корпусе. 1 ил.

Изобретение относится к области горной промышленности, в частности к техническим средствам, которые используются для бурения скважин с использованием гидравлического забойного двигателя.

Известна многорядная осевая опора для вертикального вала, включающая гребенчатый подпятник, смонтированный в нем вал с имеющими верхнюю и нижнюю обоймы подшипниками, разделенными пятами, состоящими из разделительных и опорных втулок и эластичных элементов [1].

Недостатком этой опоры является небольшой срок службы за счет неравномерности распределения нагрузки по подшипникам вследствие нестабильности свойств резины ее эластичных элементов, а также вследствие различного качества крепления резины к металлическому остову.

Наиболее близкой по техническому решению является многорядная осевая опора для вертикального вала. Известная осевая опора включает гребенчатый подпятник, смонтированный в нем вал с имеющими верхнюю и нижнюю обоймы подшипниками, разделенными пятами, самоустанавливающиеся втулки, кольцевые поршни и эластичные элементы [2].

Недостатком этой опоры является сложность изготовления и громоздкость конструкции. Наличие гребенчатой пяты и самоустанавливающихся втулок уменьшает площадь обоймы подшипника, тем самым уменьшает его грузоподъемность, и вынуждает при достижении заданной грузоподъемности наращивать количество рядов. Это приводит к увеличению длины опоры. Кроме того, гребенчатая пята сама по себе увеличивает длину опоры.

Задачей настоящего изобретения является упрощение конструкции и сокращение длины опоры при сохранении грузоподъемности.

Поставленная задача достигается тем, что многорядная осевая опора вертикального вала забойного двигателя, включающая подпятник, упорные подшипники качения, втулки, эластичный элемент, согласно изобретению при выполнении вертикального вала ступенчатым опора снабжена корпусом и установленными на ступенях вала кольцами с размещенными между ними упорными подшипниками качения, при этом в корпусе опоры концентрически размещены выполненные цилиндрическими втулки, упертые одними концами в кольца, а другими - в эластичный элемент, размещенный в установленном в корпусе подпятнике.

Сущность заявляемого устройства заключается в том, что все ряды упорных подшипников качения через цилиндрические втулки опираются на один подпятник. Общая осевая нагрузка распределяется между упорными подшипниками качения пропорционально площади контакта торцов цилиндрических втулок с эластичным элементом подпятника.

Упорные подшипники качения имеют разный диаметральный размер и поэтому разную грузоподъемность. Площади контакта торцов цилиндрических втулок определяются соотношениями: и т.д., где f1, f2 - площади контакта торцов втулок; F - площадь эластичного элемента; G1; G2 - паспортная грузоподъемность отдельного подшипника; G - суммарная паспортная грузоподъемность всех подшипников.

Эластичный элемент заключен в замкнутый объем, вследствие чего работает по принципу жидкости на всестороннее сжатие и обеспечивает тем самым распределение осевой нагрузки по упорным подшипникам качения пропорционально площади контакта цилиндрических втулок, имеющих разную длину.

Материалом эластичного элемента может быть резина, полиуретан, пластмассы, а также при высоких нагрузках - мягкие металлы, такие как свинец, олово и др.

На чертеже представлена многорядная осевая опора вертикального вала.

Опора включает корпус 1, ступенчатый вал 2, кольца 3, установленные на ступенях вала 2. Между кольцами 3 расположены упорные подшипники качения 4. В корпусе 1 концентрически размещены цилиндрические втулки 5, которые одними концами контактируют с эластичным элементом 6, а другими - уперты в кольца 3. Эластичный элемент 6 расположен в подпятнике 7, установленном в корпусе 1.

Распределение нагрузки по рядам происходит следующим образом.

При нагружении ступенчатого вала 2 опоры усилие передается вначале на один какой-либо упорный подшипник качения 4, например на нижний. При этом соответствующая втулка 5 будет внедряться в эластичный элемент 6. Так как эластичный элемент 6 замкнут в ограниченном пространстве, он будет деформироваться и войдет в контакт со всеми остальными втулками. При этом давление в эластичном элементе 6 установится пропорционально общей осевой нагрузке на опору и распределится между рядами упорных подшипников качения 4 пропорционально площадям контакта торцов втулок 5.

Предлагаемая конструкция многорядной осевой опоры более компактна, проста в изготовлении и более надежна в эксплуатации.

Источники информации 1. Гусман М.Т. и др. Расчет, конструирование и эксплуатация турбобуров. - М., 1976, с.264-268.

2. А.с. СССР 964290, М.кл. F 16 С 43/04; Е 21 В 4/02, 1982 - прототип.

Формула изобретения

Многорядная осевая опора вертикального вала забойного двигателя, включающая подпятник, упорные подшипники качения, втулки, эластичный элемент, отличающаяся тем, что при выполнении вертикального вала ступенчатым опора снабжена корпусом и установленными на ступенях вала кольцами с размещенными между ними упорными подшипниками качения, при этом в корпусе опоры концентрически размещены выполненные цилиндрическими втулки, упертые одними концами в кольца, а другими - в эластичный элемент, размещенный в установленном в корпусе подпятнике.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к буровой технике, в частности к устройствам для кинематического соединения ротора винтового забойного двигателя с выходным валом шпинделя

Изобретение относится к буровой технике и может быть использовано при бурении скважин в составе винтовых забойных двигателей как их составная часть

Изобретение относится к технике бурения скважин и может быть использовано при бурении нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к конструкции турбобуров для бурения скважин и может найти применение в горной промышленности

Изобретение относится к техническим устройствам для бурения нефтяных и газовых скважин при турбинном бурении

Изобретение относится к буровой технике и может быть использовано при бурении нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для бурения скважин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в винтовых забойных двигателях

Изобретение относится к гидравлическим забойным двигателям, которые приводят во вращение шарошечные долота, разрушающие забои стволов бурящихся скважин

Изобретение относится к буровой технике, а именно к конструкциям осевых опор скольжения забойных двигателей, приводящих во вращение буровые долота при бурении скважин

Изобретение относится к эксплуатации бурового оборудования, а именно к системам управления гидроприводной буровой установкой

Изобретение относится к буровой технике, а именно к шпиндельным турбобурам

Изобретение относится к области буровой техники, в частности к области изготовления статоров винтовых забойных двигателей, и может быть использовано в производстве резинометаллических изделий для нефтегазодобывающей промышленности

Изобретение относится к технике бурения нефтяных и газовых скважин и может быть использовано в компоновке низа бурильной колонны

Изобретение относится к буровой технике, а именно к гидравлическим забойным двигателям, предназначенным для бурения скважин

Изобретение относится к забойным двигателям для привода породоразрушающего инструмента при бурении скважин

Изобретение относится к области буровой техники, в частности к искривленным винтовым забойным двигателям, предназначенным для бурения горизонтальных и наклонно-направленных нефтяных и газовых скважин на участках искривления ствола

Изобретение относится к буровой технике, а именно к винтовым забойным двигателям, предназначенным для бурения нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к технике для бурения нефтяных и газовых скважин гидравлическими забойными двигателями

Изобретение относится к буровой технике и может быть использовано при бурении нефтяных и газовых скважин в составе винтовых забойных двигателей
Наверх