Способ холодной прокатки полосы на стане с четырехвалковыми клетями с приводом через опорные валки

 

Изобретение относится к металлургической промышленности, в частности к способу холодной прокатки полосы на широкополосных станах холодной прокатки, имеющих четырехвалковые клети с главным приводом через опорные валки. Задача изобретения: исключение взаимной пробуксовки между рабочими и опорными валками. Способ холодной прокатки полосы на стане с четырехвалковыми клетями с приводом через опорный валки и с эмульсионной смазкой валков при прокатке включает в себя регулирование в отдельных клетях стана таких параметров процесса прокатки, как обжатие и/или натяжение, с учетом при этом как известных заранее характеристик процесса: диаметров рабочих Dp и опорных Dоп валков, длины бочки опорных валков Lоп, длины скосов на бочках опорных валков с, диаметров цапф подшипников рабочих dподш р и опорных dподш оп валков, горизонтального смещения оси рабочих валков относительно оси опорных валков в направлении прокатки Хг, коэффициента трения в подшипниках рабочих fр и опорных fоп валков, так и измеряемых непосредственно в процессе прокатки параметров: мощности, затрачиваемой электродвигателями на вращение приводных валков Nприв, угловой скорости вращения рабочих валков p, усилия прокатки Р, толщины проката h1, толщины подката h0, заднего натяжения полосы Т0, переднего натяжения полосы Т1. В процессе прокатки полосы дополнительно измеряют концентрацию С эмульсола в используемой эмульсии. Используя указанные параметры, рассчитывают tg - тангенс угла наклона межвалкового усилия к осевой плоскости валков и f0 - коэффициент трения покоя в контакте валков по эмпирической зависимости. После этого для каждой клети стана проверяют выполнения условия tg < 0,9 f0 и в случае, если оно не выполняется хотя бы для одной клети, увеличивают обжатие в этой клети и/или увеличивают переднее либо уменьшают заднее натяжение полосы в этой клети. Такое техническое решение позволяет исключить аварийную ситуацию на стане вследствие взаимной пробуксовки между рабочими и опорными валками в процессе прокатки.

Изобретение относится к металлургической промышленности, в частности к способу холодной прокатки полосы на широкополосных станах холодной прокатки, имеющих четырехвалковые клети с главным приводом через опорные валки.

Известен и наиболее близок по технической сущности к изобретению способ холодной прокатки полосы на стане с четырехвалковыми клетями с приводом через опорные валки и с эмульсионной смазкой валков при прокатке /1/.

Известный способ включает в себя регулирование в отдельных клетях стана таких параметров процесса прокатки, как обжатие и/или натяжение, с учетом при этом как известных заранее характеристик процесса: - диаметров рабочих Dp и опорных Dоп валков; - длины бочки опорных валков Lоп; - длины скосов на бочках опорных валков с; - диаметров цапф подшипников рабочих dподш р и опорных dпoд ш оп валков; - горизонтального смещения оси рабочих валков относительно оси опорных валков в направлении прокатки Xг, - коэффициента трения в подшипниках рабочих fp и опорных foп валков, так и измеряемых непосредственно в процессе прокатки параметров: - мощности, затрачиваемой электродвигателями на вращение приводных валков Nприв; - угловой скорости вращения рабочих валков p,;
- усилия прокатки Р;
- толщины проката h1;
- толщины подката h0;
- заднего натяжения полосы Т0;
- переднего натяжения полосы Т1.

При этом при прокатке обжатия по клетям стана распределяют исходя из условия их равномерной загрузки.

Однако в известном способе прокатку ведут без учета факторов, которые могут привести к пробуксовке в межвалковом контакте между опорными и рабочими валками. В результате при неправильно выбранных режимах прокатки на стане в клетях возможна пробуксовка в межвалковом контакте, которая вызывает интенсивный износ валков.

Задачей изобретения является исключение аварийной ситуации на стане вследствие взаимной пробуксовки между рабочими и опорными валками в процессе прокатки.

Указанная задача решается тем, что в способе холодной прокатки полосы на стане с четырехвалковыми клетями с приводом через опорные валки и со смазкой валков при прокатке, включающем в себя регулирование в отдельных клетях стана таких параметров процесса прокатки, как обжатие и/или натяжение, с учетом при этом как известных заранее характеристик процесса:
- диаметров рабочих Dp и опорных Dоп валков;
- длины бочки опорных валков Lоп;
- длины скосов на бочках опорных валков с;
- диаметров цапф подшипников рабочих dпод ш р и опорных dпод ш оп валков;
- горизонтального смещения оси рабочих валков относительно оси опорных валков в направлении прокатки Xг;
- коэффициента трения в подшипниках рабочих fp и опорных fоп валков,
так и измеряемых непосредственно в процессе прокатки параметров:
- мощности, затрачиваемой электродвигателями на вращение приводных валков Nприв;
- угловой скорости вращения рабочих валков p;
- усилия прокатки Р;
- толщины проката h1;
- толщины подката h0;
- заднего натяжения полосы Т0;
- переднего натяжения полосы Т1,
согласно изобретению в процессе прокатки полосы дополнительно измеряют концентрацию С эмульсола в используемой эмульсии;
рассчитывают для каждой клети стана:
- угловую скорость вращения рабочих валков оп по формуле
oп = pDp/Dоп (1)
- угол наклона плоскости, проходящей через оси валков, к вертикальной плоскости по формуле:

- плечо усилия прокатки по формуле:

где Nпр - мощность прокатки, равная мощности, затрачиваемой на вращение приводных опорных валков Nприв;
- радиус круга трения в подшипниках рабочих и опорных валков по формуле

где f - коэффициент трения в подшипниках,
- плечо трения качения в контакте валков по формуле:
e=0,10b
где b - полуширина площадки сплющивания валков, определяемая по формуле:

здесь

- нормальное напряжение в межвалковом контакте по формуле:

- тангенс угла наклона межвалкового усилия к осевой плоскости этих валков по формуле:

- коэффициент трения покоя в контакте валков по эмпирической зависимости:

после чего для каждой клети стана проверяют выполнения условия:
tg<0,9f (10)
и в случае, если оно не выполняется хотя бы для одной клети, увеличивают обжатие в этой клети и/или увеличивают переднее либо уменьшают заднее натяжение полосы в этой клети.

Такое техническое решение позволяет исключить аварийную ситуацию на стане вследствие взаимной пробуксовки между рабочими и опорными валками в процессе прокатки. Известно, что если тангенс угла наклона межвалкового усилия превысит коэффициент трения покоя, то происходит остановка холостых рабочих валков. Однако экспериментально установлено, что режиму полной пробуксовки холостого валка предшествует режим частичной пробуксовки, который возникает при величине тангенса угла наклона межвалкового усилия, равной 92-95% от величины коэффициента трения покоя. Для гарантированного обеспечения работы стана без пробуксовки валков, как нами установлено, необходимо, чтобы тангенс расчетного угла наклона межвалкового усилия не превышал 90% от коэффициента трения покоя (коэффициент запаса равен 0,90).

В случае, если тангенс угла наклона межвалкового усилия превысит 90% от величины коэффициента трения покоя, для данных условий работы клети необходимо скорректировать параметры режима прокатки с целью уменьшения тангенса угла наклона межвалкового усилия.

Для этого можно увеличить обжатие в клети, где не выполняется условие (10). При этом уменьшится tg, рассчитанный по формуле (8), так как при увеличении обжатия растет усилие прокатки, а при росте усилия прокатки в формуле (8) происходит уменьшение числителя и увеличение знаменателя; и/или увеличить переднее натяжение либо уменьшить заднее натяжение полосы - в этом случае происходит уменьшение числителя и увеличение знаменателя в формуле (8), а значит уменьшение tg.

Затем необходимо провести пересчет по предложенной методике.

Предложенная эмпирическая зависимость коэффициента трения покоя от четырех параметров прокатки, в наибольшей степени влияющих на уровень трения покоя в контакте стальных валков, экспериментально получена для реальных клетей широкополосных станов холодной прокатки и достоверна в следующих диапазонах параметров:
- величина нормального напряжения в контакте валков р0 (550-900 МПа);
- соотношения диаметров опорного и рабочего валков

- угловой скорости вращения приводных валков (30-50 с-1),
- концентрации эмульсола ("Квакерол") в используемой эмульсии С (0-2,5%).

Ниже приведен конкретный пример реализации способа согласно изобретению. Прокатку полосы проводим на стане холодной прокатки, оснащенном четырехвалковыми клетями с приводом через опорные валки. Клети стана имеют следующие конструктивные характеристики:
- диаметр бочки рабочих валков Dp=300 мм;
- диаметр бочки опорных валков Dоп=1200 мм;
- длина бочки опорных валков Lоп=1300 мм;
- длина скосов на бочках опорных валков с=100 мм;
- диаметр цапф подшипников рабочих валков dподш р=200 мм;
- диаметр цапф подшипников опорных валков dподш оп=650 мм;
- горизонтальное смещение оси рабочих валков относительно оси опорных в направлении прокатки Xг=6 мм;
- коэффициент трения в подшипниках рабочих fp и опорных fоп валков - 0,005.

В процессе прокатки измерили следующие параметры (на примере последней клети стана, где имеет место опасность пробуксовки валков):
- мощность, затрачиваемая электродвигателем на вращение приводных опорных валков Nприв=0,08 МНм/с;
- угловая скорость вращения рабочих валков p = 120 c-1;
- усилие прокатки Р=1,35 МН;
- толщина проката h1=0,62 мм;
- толщина подката h0=0,60 мм;
- заднее натяжение полосы Т0=0,26 МН;
- переднее натяжение полосы Т1=0,04 МН;
- концентрация эмульсола "Квакерол" С=2,0%.

1. По формуле (1) определили угловую скорость вращения рабочих валков оп = 30 c-1.
2. По формуле (2) рассчитали угол наклона плоскости, проходящей через оси валков к вертикальной плоскости =0,46o.

3. По формуле (3) определили плечо усилия прокатки а=0,278 мм.

4. По формуле (4) рассчитали радиус круга трения в подшипниках рабочих валков =0,5 мм.

5. По формуле (6) определили полуширину площадки сплющивания валков b= 1,2439 мм.

6. По формуле (5) рассчитали плечо трения качения в контакте валков е= 0,1244 мм.

7. По формуле (7) определили нормальное напряжение в межвалковом контакте p0=559 МПа.

8. По формуле (8) рассчитали тангенс угла наклона межвалкового усилия к осевой плоскости этих валков tg=0,09493.

9. По формуле (9) рассчитали коэффициент трения покоя f0=0,10413, что с учетом коэффициента запаса 0,9 составило 0,09372.

10. Проверка условия (10) показала, что в рассчитываемой клети имеет место опасность пробуксовки валков, поэтому было изменено заднее натяжение полосы с 0,26 до 0,24 МН.

При повторном расчете по предложенному алгоритму тангенс угла наклона межвалкового усилия к осевой плоскости этих валков составил tg=0,08654 - условие (10) выполняется.

Литература
1. Технология прокатного производства. В 2-х книгах. Кн. 2. Справочник: Беняковский М. А. , Богоявленский К.Н., Виткин А.И. и др. М.: Металлургия, 1991. 423 с., с. 641.


Формула изобретения

Способ холодной прокатки полосы на стане с четырехвалковыми клетями с приводом через опорные валки и с эмульсионной смазкой валков при прокатке, включающий в себя регулирование в отдельных клетях стана таких параметров процесса прокатки, как обжатие и/или натяжение, с учетом при этом как известных заранее характеристик процесса: диаметров рабочих Dp и опорных Dоп валков, длины бочки опорных валков Lоп, длины скосов на бочках опорных валков с, диаметров цапф подшипников рабочих dподш р и опорных dподш оп валков, горизонтального смещения оси рабочих валков относительно оси опорных валков в направлении прокатки Хг, коэффициента трения в подшипниках рабочих fр и опорных fоп валков, так и измеряемых непосредственно в процессе прокатки параметров: мощности, затрачиваемой электродвигателями на вращение приводных валков Nприв, угловой скорости вращения рабочих валков p, усилия прокатки Р, толщины проката h1, толщины подката h0, заднего натяжения полосы Т0, переднего натяжения полосы Т1, отличающийся тем, что в процессе прокатки полосы дополнительно измеряют концентрацию С эмульсола в используемой эмульсии, рассчитывают для каждой клети стана: угловую скорость вращения рабочих валков оп по формуле oп = pDp/Dоп, угол наклона плоскости, проходящей через оси валков, к вертикальной плоскости по формуле

плечо усилия прокатки по формуле

где Nпр - мощность прокатки, равная мощности, затрачиваемой на вращение приводных валков Nприв, радиус круга трения в подшипниках рабочих и опорных валков по формуле

где f - коэффициент трения в подшипниках, плечо трения качения в контакте валков по формуле e= 0,10b, где b - полуширина площадки сплющивания валков, определяемая по формуле

здесь

нормальное напряжение в межвалковом контакте по формуле

тангенс угла наклона межвалкового усилия к осевой плоскости этих валков по формуле

коэффициент трения покоя в контакте валков по эмпирической зависимости

после чего для каждой клети стана проверяют выполнения условия tg<0,9f и в случае, если оно не выполняется хотя бы для одной клети, увеличивают обжатие в этой клети и/или увеличивают переднее либо уменьшают заднее натяжение полосы в этой клети.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к металлургической промышленности, в частности к способу холодной прокатки полосы на широкополосных станах холодной прокатки, имеющих четырехвалковые клети с главным приводом через рабочие валки

Изобретение относится к области прокатного производства, а именно к производству холоднокатаного металла
Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к производству холоднокатаной полосовой (листовой) стали

Изобретение относится к производству проката, в частности полосовой низкоуглеродистой стали для последующего оцинкования

Изобретение относится к производству проката, в частности, холоднокатаных рулонных полос из низкоуглеродистой стали, раскисленной алюминием

Изобретение относится к черной металлургии, конкретнее к холодной прокатке стальных горячекатаных полос в непрерывном многоклетьевом стане

Изобретение относится к черной металлургии, конкретнее к холодной прокатке стальных горячекатаных полос в непрерывном многоклетьевом стане
Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в производстве холоднокатаной стали при подготовке подката к травлению

Изобретение относится к прокатному производству, в частности к способам очистки горячекатаного стального листа от окалины

Изобретение относится к металлургии, а именно к прокатному производству, и может быть использовано при холодной прокатке тонких полос из изотропной электротехнической стали (динамной)

Изобретение относится к черной металлургии, конкретнее к холодной прокатке стальных полос в непрерывном многоклетьевом стане

Изобретение относится к черной металлургии, конкретнее к холодной прокатке стальных полос в непрерывном многоклетьевом стане

Изобретение относится к черной металлургии, конкретнее к холодной прокатке стальных полос в непрерывном многоклетьевом стане

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано в непрерывных станах холодной прокатки

Изобретение относится к способу производства полос из нержавеющей стали, включающему холодную прокатку полосы, которую в предшествующем процессе изготовили путем литья расплава с целью получения литой полосы и/или путем горячей прокатки

Изобретение относится к металлургии, конкретнее к процессам холодной прокатки полос в непрерывных многоклетьевых станах

Изобретение относится к технологии прокатного производства, конкретно, к технологии непрерывной прокатки тонких полос, и может быть использовано на многоклетевых непрерывных широкополосных станах преимущественно холодной прокатки, где предъявляются высокие требования к качеству поверхности выходящей из стана готовой полосы

Изобретение относится к прокатному производству и может быть применено на непрерывных широкополосных станах холодной прокатки

Изобретение относится к прокатному производству, в частности к технологии холодной прокатки полос на непрерывных станах
Наверх