Подводное судно

 

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к конструкции подводных судов. Подводное судно включает по крайней мере один прочный корпус с отсеками и коридором, выполненный с возможностью присоединения к нему всплывающей спасательной камеры. Коридор размещен продольно в направлении оси прочного корпуса на уровне верхней палубы и выполнен с возможностью соединения с каждым из прилегающих к нему отсеков посредством люков. Коридор секционирован и имеет выгородку для размещения запасного командного пункта. Свод выгородки совмещен с прочным корпусом и включает люк, выполненный с возможностью сопряжения со входом во всплывающую спасательную камеру. Коридор выполнен термоизолированным по всей длине и снабжен средствами герметизации. Обеспечивается возможность эвакуации экипажа полностью или частично из любого аварийного отсека в кратчайшие сроки, а также повышается результативность борьбы за живучесть судна. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области подводного судостроения и может быть эффективно использовано при создании подводных транспортных средств с повышенной живучестью и высокой вероятностью спасения всего экипажа в аварийных ситуациях.

Известны подводные транспортные средства, которые оснащены всплывающими спасательными камерами или индивидуальными средствами спасения для обеспечения безопасности экипажа или его эвакуации в аварийных условиях.

Известна подводная лодка, включающая размещенные в прочном корпусе отсеки, систему управления, пусковую шахту с размещенной в ней всплывающей камерой, оснащенной системами жизнеобеспечения и управления, дополнительными средствами плавучести, люками для прохода экипажа и эластичными направляющими, связанными со средствами катапультирования камеры /патент РФ 2149123, приор. 11.12.97, МПК 7 В 63 G 8/40, 8/41/. Эвакуация экипажа, который в случае аварии переходит через люки в герметичную камеру, осуществляется путем катапультирования камеры из пусковой шахты подводной лодки с предварительно открытой крышкой шахты.

Однако, несмотря на то, что спасение экипажа возможно с глубины, предельно допустимой для прочного корпуса лодки, недостатком известного устройства можно считать невозможность спасения экипажа в тех случаях, когда пусковая шахта, всплывающая камера или система управления повреждены, поскольку спасательная камера в этом случае не может всплыть на поверхность, кроме того, отсутствуют гарантии спасения всего экипажа, так как люди не смогут пройти к спасательной камере, если на их пути находятся аварийные отсеки, в которых может быть забортная вода, высокая температура или повышенная радиация.

Известно подводное транспортное средство, в частности подводная лодка, включающая по крайней мере одну поперечную переборку с герметично задраиваемыми люками, которая разделяет два изолированных отсека, а также по крайней мере одну всплывающую камеру, которая посредством люка сообщена с упомянутыми отсеками при соответствующем положении относительно поперечной герметичной переборки, спасательная камера прикреплена к корпусу лодки снаружи с возможностью ее отделения при аварии /заявка ФРГ 2434766, приор. 19.07.74, МПК В 63 G 8/40/. Недостатком известного подводного транспортного средства является возможность спасения лишь ограниченного количества членов экипажа.

Известно подводное транспортное средство, в частности подводный танкер (проект, Швеция), включающий изолированные прочные корпуса, соединенные прочными туннелями, герметичные переборки с задраиваемыми люками и по крайней мере одну всплывающую камеру /И.А. Быховский. Атомные подводные лодки. Изд. 2-е. Судпромгиз. Л., 1963, с.207-211, рис.109/. Предусмотренные конструкцией танкера коридоры и шахты-туннели предназначены для соединения между собой четырех раздельных прочных корпусов танкера для прохода личного состава из одного корпуса в другой.

Конструктивно коридоры и туннели являются продолжениями прочных корпусов, представляя собой водоизмещающие объемы, рассчитанные на полное забортное давление.

Однако эти коридоры и шахты не решают задачи прохода людей через аварийный отсек для перехода в спасательную камеру, не позволяют пройти через аварийный отсек в смежный с ним отсек для организации в нем борьбы за живучесть и, таким образом, не обеспечивают спасение всего личного состава, находящегося в разных отсеках. Командный пункт в аварийной ситуации не может в полной мере выполнять свои функции, что снижает эффективность борьбы за живучесть судна, помимо этого, невозможно обеспечить проведение дезактивации и других мер, позволяющих уменьшить угрозу жизни экипажа.

Известное подводное судно, включающее по крайней мере один прочный корпус с коридорами и шахтами-туннелями, выполненный с возможностью присоединения к нему спасательной камеры, выбрано в качестве ближайшего аналога изобретения.

Задача изобретения заключается в повышении результативности аварийно-спасательных мер экипажа за счет создания на судне аварийно-защищенных помещений.

Задача решена тем, что в подводном судне, включающем по крайней мере один прочный корпус с отсеками и коридором, выполненный с возможностью присоединения к нему всплывающей спасательной камеры, в соответствии с изобретением коридор размещен продольно в направлении оси прочного корпуса на уровне верхней палубы, выполнен с возможностью соединения с каждым из прилегающих отсеков посредством люков, секционирован и имеет выгородку для размещения запасного командного пункта, свод которой совмещен с прочным корпусом и включает люк, выполненный с возможностью сопряжения со входом во всплывающую спасательную камеру, при этом коридор выполнен термоизолированным по всей длине и снабжен средствами герметизации.

Кроме того, секционирование коридора выполнено посредством межотсечных переборок судна, на которых выполнены переходные люки.

Кроме того, выгородка для размещения запасного командного пункта выполнена прочноплотной.

Технический результат заключается в конструктивном выделении в пределах прочного корпуса подводного судна (подводной лодки) аварийно-защищенного помещения с автономной аварийной системой управления и жизнеобеспечения - "коридора безопасности", который позволяет всему экипажу подводного судна существенно расширить возможности борьбы за живучесть судна и ее результативность или покинуть его в случае тяжелой аварии.

Сущность изобретения демонстрируют фиг.1, на которой условно представлена схема подводного транспортного средства (в разрезе), иллюстрирующая местоположение и оснащение коридора ("коридора безопасности") на судне, а также фиг. 2 и 3, представляющие поперечное сечение коридора в месте сопряжения его с отсеком и со всплывающей камерой соответственно.

Подводное судно включает прочный корпус (1), наружный легкий корпус (2), на котором установлено ограждение рубки (3). Прочный корпус (1) разделен межотсечными переборками (4) на функциональные отсеки, в одном из которых находится главный командный пункт, размещенный в носовой части прочного корпуса (1). С прочным корпусом сопряжена всплывающая камера (5), размещенная в области ограждения рубки (3).

Коридор (6) простирается в продольном направлении вдоль оси судна, выход из него в концевые отсеки подводной лодки осуществляется через торцевые люки (7), выход в примыкающие к коридору (6) отсеки осуществляется через люки (8), выполненные в стенах коридора (6), а проход по коридору (6) через межотсечные переборки (4) - через выполненные в них отсечные люки (9).

В области примыкания к прочному корпусу (1) всплывающей камеры (5) в коридоре (6) посредством вертикальных выгородок (стен) образована выгородка (10), верхний свод которой совмещен с прочным корпусом (1), так что выгородка (10) имеет выход во всплывающую камеру (5) через люк (11) (фиг.1), а в коридор (6), на обе его стороны, - через люки (8) (фиг.1, 3). Выгородка (10) предназначена для размещения в ней запасного командного пункта, который может быть задействован в аварийной ситуации. Выгородка (10) выполнена прочноплотной, ее стенки рассчитаны на требуемое давление. Коридор (6) расположен на уровне верхней палубы (12).

Для обеспечения защиты команды от поражающих факторов (пожар, поступление забортной воды, радиация) коридор выполнен термоизолированным, а также он снабжен средствами герметизации объема, обеспечивающими надежное отсечение поврежденных отсеков от коридора (6), в частности уплотнениями. Через коридор (6) проходят кабели аварийного электропитания, управления, связи, освещения и трубопроводы аварийного назначения. Высота коридора определяется требованием прохода по нему экипажа в полный рост.

Запасной командный пункт в выгородке (10) оборудован средствами резервного управления энергетикой, средствами, обеспечивающими всплытие судна, движение и радиосвязь.

При эксплуатации в нормальных условиях коридор (6) обеспечивает экипажу сквозной проход во все отсеки подводного судна.

В случае аварии, при осуществлении борьбы за живучесть судна коридор (6) обеспечивает проход экипажа из аварийного отсека в любой другой, предотвращая распространение поражающих факторов (пожар, затопление, радиация) в соседние отсеки как за счет изолирования аварийного отсека, так и за счет интенсивной вентиляции или очистки воздуха (в случае пожара) секций коридора, проходящих через аварийный отсек, в которые может попадать дым при выходе людей из горящего отсека в коридор (фиг.1) При аварийной ситуации на главном командном пункте предусматривается переход командования корабля из него в выгородку (10), в которой размещен запасной командный пункт, для продолжения борьбы за живучесть и управления аварийным судном.

Для спасения личного состава при развитии аварии и угрозе гибели судна члены экипажа из любого отсека могут перейти в выгородку (10) под защитой прочноплотной конструкции коридора (6) и произвести посадку через люк (12) во всплывающую камеру (5) для последующего всплытия на поверхность.

При повреждении или отказе всплывающей спасательной камеры (5) и невозможности покинуть в ней подводное судно экипаж переходит по коридору (6) в кормовую его часть, к кормовому спасательному люку (13), оборудованному устройством для приема подводного спасательного аппарата, либо экипаж получает возможность выхода на поверхность путем свободного всплытия с использованием индивидуальных средств спасения.

Для повышения безопасности на судне возможно создавать в наиболее пожароопасных отсеках газовую среду с пониженным содержанием кислорода, при этом проход экипажа по коридору (6) через соответствующий отсек происходит без нарушения герметизации этого отсека.

При эксплуатации подводного судна с таким коридором безопасности повышается вероятность спасения всего экипажа в аварийной ситуации, расширяются возможности для проведения мер по борьбе за живучесть судна.

Формула изобретения

1. Подводное судно, включающее по крайней мере один прочный корпус с отсеками и коридором, выполненный с возможностью присоединения к нему всплывающей спасательной камеры, отличающееся тем, что коридор размещен продольно в направлении оси прочного корпуса на уровне верхней палубы, выполнен с возможностью соединения с каждым из прилегающих отсеков посредством люков, секционирован и имеет выгородку для размещения запасного командного пункта, свод которой совмещен с прочным корпусом и включает люк, выполненный с возможностью сопряжения со входом во всплывающую спасательную камеру, при этом коридор выполнен термоизолированным по всей длине и снабжен средствами герметизации.

2. Подводное судно по п. 1, отличающееся тем, что секционирование коридора выполнено посредством межотсечных переборок судна, на которых выполнены переходные люки.

3. Подводное судно по п. 1, отличающееся тем, что выгородка для размещения запасного командного пункта выполнена прочноплотной.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам низкочастотной связи и может быть использовано для аварийной связи водолаза с подводной лодкой

Изобретение относится к области спасения личного состава аварийной подводной лодки из отсеков с повышенным и нормальным давлением

Изобретение относится к технике коллективного спасения экипажа с подводной лодки

Изобретение относится к аварийно-спасательной технике и касается технологии спасения личного состава аварийной подводной лодки в спасательном снаряжении из ее отсеков с повышенным давлением, которая может применяться на подводных лодках ВМФ РФ

Изобретение относится к спасательному оборудованию для выхода личного состава из аварийной подводной лодки (АПЛ), лежащей на грунте, и может быть использовано на ПЛ ВМФ, подводных снарядах и других подводных объектах

Изобретение относится к области судостроения, а именно к водолазному оборудованию

Изобретение относится к спасательным средствам, в частности к средствам обеспечения спасения личного состава аварийных подводных лодок при конструктивном обеспечении герметичности стыковки подводного аппарата с объектом в подводном положении

Изобретение относится к области спасения экипажей с аварийных подводных лодок

Изобретение относится к области гидроакустики и радиолокации и может быть использовано для обнаружения летательного аппарата, в частности вертолета-разведчика, над морской акваторией с подводного плавсредства, находящегося в погруженном состоянии

Изобретение относится к устройствам низкочастотной связи и может быть использовано для аварийной связи водолаза с подводной лодкой

Изобретение относится к техническим средствам, обеспечивающим доставку с подводной станции на поверхность воды цилиндрического модуля при сильных подводных течениях

Изобретение относится к судостроению, в частности к наружному торпедопогрузочному устройству подводных лодок

Изобретение относится к подводным транспортным средствам и может быть применено для оснащения антенно-мачтовых устройств, имеющих гибкие органы (кабельные петли)
Изобретение относится к разделке атомных подводных лодок (АПЛ) и касается технологии ее выполнения взрывным способом при утилизации, реконструкции и ремонте АПЛ

Изобретение относится к области морской техники и может быть использовано для отработки подводных приборов

Изобретение относится к области подводной техники, в частности к устройству глубоководных опускаемых аппаратов

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции подводных судов

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройству для увеличения плавучести подводной лодки

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для подачи воздуха к дизелям и системе вентиляции дизельной подводной лодки
Наверх