Ротор турбины газотурбинного двигателя

 

Ротор предназначен для турбин газотурбинных двигателей. Ротор турбины газотурбинного двигателя содержит связанные между собой диски с центральными отверстиями. Первый диск соединен с полым валом, установленным на подшипниках, размещенных в масляной полости. Масляная полость сообщена с воздухомасляным разделителем, выполненным в виде прикрепленной к валу трубки, проходящей с зазором сквозь центральные отверстия. Трубка имеет конический участок, сужающийся по ходу воздухомасляной смеси. К внешней поверхности стенки последнего диска прикреплен покрывной диск с образованием полости, сообщенной с проточной частью турбины. В полости расположены радиальные лопатки, выполненные по периферии покрывного диска или последнего диска. Центральное отверстие последнего диска на выходе имеет расширяющийся участок. Выходной срез трубки расположен в зоне расширяющегося участка без выступания за поверхность диска. Трубка прикреплена к валу посредством промежуточной втулки, а расширяющийся участок центрального отверстия последнего диска выполнен по радиусу. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области турбомашин, конкретно к конструктивным элементам роторов турбин газотурбинных двигателей, выполняющих кроме своих основных функций, таких как привод ротора компрессора, расширение и закрутку газового потока в газодинамическом тракте, также и другие ответственные функции, обеспечивающие надежную работу газотурбинных двигателей.

Известно, что в масляную систему газотурбинных двигателей проникает определенное количество газовоздушной смеси вследствие негерметичности лабиринтных или контактных уплотнений. Вспененное газовоздушной смесью масло обладает меньшим хладоресурсом, занимает больший объем и ухудшает работоспособность маслосистемы двигателя. Для разделения масла и воздуха в современных двигателях применяют довольно сложные устройства центробежного типа, имеющие значительный вес, сложные по конструкции и потребляющие часть мощности, вырабатываемой двигателем (см. Скубачевский Г.С. "Авиационные газотурбинные двигатели". Машиностроение, 1974 г., стр.459).

Известна также конструкция ротора турбины (см. патент США 3528241, МПК7 F 02 C 7/06, 24 февраля 1969 г.), в которой суфлирование масляных полостей газотурбинного двигателя осуществляется с помощью трубки, расположенной в центре ротора по его оси, путем соединения полости внутри трубки с масляной полостью двигателя. Трубка оснащена конусными участками с отверстиями, которые отделяют масло от воздуха при вращении трубки совместно с ротором. Конец трубки в осевом направлении выходит на срез сопла двигателя. Такая конструкция ротора турбины не позволяет обеспечить высокую надежность двигателя, повысить его экономичность и снизить вес, так как а) воздух, освобожденный от масла с помощью центробежного эффекта внутри вращающейся трубки при выходе на срез сопла безвозвратно теряется; б) уплотнения газотурбинного двигателя в случае соединения масляной полости с полостью за соплом работают под большим перепадом давления, что способствует увеличению расхода воздуха в масляную полость, дополнительному вспениванию масла, уменьшению его хладоресурса.

Задачей изобретения является снижение веса двигателя, повышение его надежности и увеличение экономии мощности двигателя.

Указанный технический результат достигается тем, что ротор турбины газотурбинного двигателя содержит связанные между собой диски с центральными отверстиями, первый диск соединен с полым валом, установленным на подшипниках, размещенных в масляной полости, сообщенной с воздухомасляным разделителем, выполненным в виде прикрепленной к валу трубки, проходящей с зазором сквозь отверстия в дисках и имеющей конический участок, сужающийся по ходу воздухомасляной смеси, при этом к внешней поверхности стенки последнего диска прикреплен покрывной диск с образованием полости, сообщенной с проточной частью турбины, причем в полости расположены радиальные лопатки, выполненные по периферии покрывного или последнего дисков, центральное отверстие последнего диска на выходе имеет расширяющийся участок, а выходной срез трубки распложен в зоне последнего диска без выступания за поверхность диска. Трубка прикреплена к валу посредством промежуточной втулки, расположенной в его внутренней полости, а конический участок трубки примыкает к месту данного крепления. Расширяющийся участок центрального отверстия последнего диска выполнен по радиусу.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлен продольный разрез ротора турбины.

Ротор турбины газотурбинного двигателя содержит связанные между собой диски 1 и 2 с центральными отверстиями 3 и 4. Первый диск 1 соединен с полым валом 5, установленным на подшипниках 6 и 7, размещенных в масляной полости 8. Масляная полость 8 сообщена с воздухомасляным разделителем, выполненным в виде прикрепленной к валу 5 трубки 9, проходящей с зазором сквозь отверстия 3 и 4 в дисках 1 и 2. Трубка 9 имеет конический участок 10, сужающийся по ходу воздухомасляной смеси. К внешней поверхности стенки последнего диска 2 прикреплен покрывной диск 11 с образованием полости 12, сообщенной с проточной частью турбины (на фиг. не показано). В полости 12 расположены радиальные лопатки 13, выполненные по периферии покрывного диска 11 или последнего диска 2. Центральное отверстие 4 последнего диска 2 на выходе имеет расширяющийся участок 14. Выходной срез 15 трубки 9 расположен в зоне расширяющегося участка 14 диска 2 без выступания за поверхность 16 диска 2.

Кроме того, трубка 9 прикреплена к валу 5 посредством промежуточной втулки 17, расположенной в его внутренней полости, а конический участок 10 трубки 9 примыкает к месту данного крепления. Расширяющийся участок 14 центрального отверстия 4 последнего диска 2 выполнен по радиусу. Трубка 9 имеет горизонтальный участок 18, который примыкает через втулку 17 к горизонтальному участку 19 полого вала 5. На горизонтальной поверхности 19 полого вала 5 расположены отверстия 20. За диском 2 последней ступени турбины находится затурбинная полость 21.

Работа устройства осуществляется следующим образом.

При работе двигателя на коническом участке 10 масло отделяется от воздуха и по горизонтальному участку 18 трубки 9 попадает на поверхность 19 вала 5, откуда через отверстия 20 сливается в масляную полость 8. Отделенный от масла воздух по трубке 9 поступает на ее срез 15, который расположен в зоне расширяющегося участка 14 последнего диска 2 без выступания за его поверхность 16. Воздух с масляной взвесью, попадая на участок 14 центрального отверстия 4, выполненный по радиусу, направляется благодаря центробежному эффекту в полость 12. Лопатки 13 интенсивно удаляют воздух и масляную взвесь из полости 12 в затурбинную полость 21, суфлируя масляную полость 8.

Такое выполнение конструкции ротора по сравнению с прототипом имеет следующие преимущества: - уменьшается перепад давления между масляной полостью и полостью выпуска, что влечет за собой уменьшение количества воздуха, втекающего через лабиринты в масляную полость, и уменьшение вспенивания масла; - увеличивается хладоресурс масла, уменьшается количество масляного тумана, входящего внутрь трубки в центре вала и, как следствие, уменьшается общий уровень расхода масла в процессе эксплуатации; - воздух, освобожденный от масла, охлаждает диск турбины и покрывной диск, тем самым утилизирует энергию, которая пошла на его сжатие в компрессоре для улучшения работоспособности турбины и ее надежности; - создается препятствие проникновению масляной взвеси к более нагретым внутренним полостям турбины, т.к. масляная взвесь попадает на радиус центрального отверстия диска и отбрасывается с помощью центробежного эффекта в полость между дисками в более холодную полость турбины; - радиальные лопатки покрывного диска обеспечивают интенсивную эвакуацию газовоздушной смеси из масляной полости турбины.

Такое выполнение ротора турбины позволит значительно снизить вес двигателя, а также повысить его экономичность и надежность работы.

Формула изобретения

1. Ротор турбины газотурбинного двигателя, содержащий связанные между собой диски с центральными отверстиями, причем первый диск соединен с полым валом, установленным на подшипниках, размещенных в масляной полости, сообщенной с воздухомасляным разделителем, выполненным в виде прикрепленной к валу трубки, проходящей с зазором сквозь отверстия в дисках и имеющий конический участок, сужающийся по ходу воздухомасляной смеси, при этом к внешней поверхности стенки последнего диска прикреплен покрывной диск с образованием полости, сообщенной с проточной частью турбины, причем в полости расположены радиальные лопатки, выполненные по периферии покрывного или последнего дисков, центральное отверстие последнего диска на выходе имеет расширяющийся участок, а выходной срез трубки расположен в зоне последнего диска без выступания за поверхность диска.

2. Ротор по п. 1, отличающийся тем, что трубка прикреплена к валу посредством промежуточной втулки, расположенной в его внутренней полости, а конический участок трубки примыкает к месту данного крепления.

3. Ротор по п. 1 или 2, отличающийся тем, что расширяющийся участок центрального отверстия последнего диска выполнен по радиусу.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области энергетического и транспортного машиностроения и может быть использовано в конструкциях турбин авиационных двигателей и газотурбинных установок наземного применения

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к роторам турбомашин

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей авиационного и наземного назначений

Изобретение относится к области турбостроения, а точнее к турбинам газотурбинных двигателей

Изобретение относится к авиационным газотурбинным двигателям, а точнее - к ротору турбины ГТД

Изобретение относится к области турбостроения, а именно к высокотемпературным турбинам газотурбинных двигателей

Изобретение относится к трубостроению, а более конкретно - к турбинам газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к области авиационного и наземного двигателестроения, а именно роторов компрессора турбореактивного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения

Изобретение относится к энергетическому и транспортному машиностроению и может быть использовано в турбинах авиационных двигателей и газотурбинных установках наземного применения

Изобретение относится к составным валам с разъемными соединениями

Изобретение относится к устройству ротора, преимущественно с вильчатым соединением венцов с рабочими лопатками отсеков высокого давления и среднего давления паровой турбины, в частности к мощной влажнопаровой турбине атомной электрической станции

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, а именно к цилиндрам низкого давления для конденсационных паровых турбин

Изобретение относится к устройству нового роторного узла, содержащего два последовательно установленных диска и промежуточную распорку, при этом диски постоянно скреплены между собой и не содержат соединенных болтами фланцев, вместо которых использована новая система крепления распорки

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано при проектировании и изготовлении составных роторов преимущественно барабанной конструкции, которые находят применение в паровых турбинах

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соединениям дисков ротора высокотемпературной газовой турбины, и предназначено для фиксации покрывного диска по ободу основного диска

Изобретение относится к турбинам, в частности к устройству для соединения в виде диффузора

Изобретение относится к области теплоэнергетики и может быть использовано при проектировании и изготовлении теплофикационных турбин
Наверх