Компенсирующее устройство для трубопроводов

 

Использование: в области машиностроения. Компенсирующее устройство содержит сферический шарнир. Взаимодействующие части последнего снабжены патрубками. Последние установлены с эксцентриситетом их осей. На одном из патрубков установлен подвижный цилиндр. На последнем выполнен стыковочный узел. Последний является соосным патрубку без цилиндра. Цилиндр снабжен фиксатором перемещения. Обеспечивается возможность компенсаций осевых перемещений. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в агрегатах, содержащих трубопроводы, при монтаже которых возможна индивидуальная подгонка в местах содержания труб без механической обработки и сварки. Одновременно данное изобретение позволяет исключить напряжение в металлоконструкциях, возникающих при монтаже, за счет суммирования допусков при изготовлении и тепловых деформациях при эксплуатации агрегата.

Известно устройство для соединения труб, содержащее шаровые шарниры и телескопические центральные секции с уплотнительными элементами, которое обладает тремя степенями свободы (см. патент США 3427051, MПК F 16 L, 27/12, 1969г.).

Известно шарнирное компенсирующее устройство для трубопроводов, содержащее корпус с внутренней сферической поверхностью, упор с внешней сферической поверхностью, сферический шарнир и уплотнительные элементы. Сферические поверхности упора выполнены с осевым эксцентриситетом, позволяющим соединять трубы с незначительной несоосностью (см. авт. свидетельство СССР 1035326, кл. F 16 L 51/00, F 16 L 27/04, 1983 г.), взято за прототип.

Недостатками прототипа являются: - сложность настройки упора, расположенного между сферическими поверхностями шарнира; - ограниченные возможности регулирования при несоосности соединяемых труб; - невозможность компенсации перемещений труб в осевом направлении.

Технической задачей данного изобретения является устранение отмеченных выше недостатков с одновременным обеспечением компенсаций осевых перемещений, возникающих при температурных деформациях в процессе эксплуатации агрегата.

Технический результат достигается тем, что в компенсирующем устройстве для трубопроводов, содержащем сферический шарнир, взаимодействующие части которого снабжены патрубками, стыковочные узлы, например фланцы, и детали для обеспечения плоско-параллельного перемещения, патрубки на взаимодействующих частях сферического шарнира установлены с эксцентриситетом их осей, на одном из них установлен подвижный цилиндр, на котором выполнен стыковочный узел (фланец), соосный с патрубком без цилиндра, причем последний снабжен фиксатором перемещения.

На фиг.1 изображена конструкция компенсирующего устройства, фиг.2 поясняет операции соединения несоосных трубопроводов.

Компенсирующее устройство содержит часть (корпус) 1 с наружной сферической поверхностью, патрубок 2 с фланцем 3, часть (корпус) 4 с внутренней сферической поверхностью, патрубок 5, цилиндр 6 с фланцем 7 и фиксатором 8, упор 9, гайку 10, уплотнительные кольца 11, 12. Сферические поверхности выполняются из центра О радиусами R1 и R2. Ось T1 патрубка 2 и фланца 3 проходит через центр О, ось Т2 патрубка 5 и цилиндра 6 смещена относительно центра О на величину 1, ось Т3 фланца 7 смещена относительно T2 на величину 2 и проходит через центр О. Величины смещений 1 и 2 равны. Герметизация подвижных соединений (сферических и цилиндрических поверхностей) осуществляется уплотнительными кольцами 11, 12. Цилиндр 6 имеет возможность осевого перемещения на величину К до упора в фиксатор 8, упор 9 опирается на сферическую поверхность R1 корпуса 1. Поджатие гайки 10 обеспечивает контакт упора 9 с корпусом 4 по поверхности П. Отсутствие зазора по торцам П обеспечивает расчетную величину зазора h, гарантирующего работоспособность уплотнения 11.

Фиг. 2 поясняет операции соединения трубопроводов с помощью описываемого устройства. При вращении патрубка 5 по сфере относительно центра О происходит вращение оси Т2 относительно оси T1 радиусом R3, равным смещению 1. При вращении цилиндра 6 относительно оси Т2 ось Т3 фланца 7 описывает окружность радиусом R4, равным смещению 2. В результате вращении патрубка 5 и цилиндра 6 ось Т3 фланца 7 описывает окружность радиусом R5, равным сумме смещений 1 и 2 относительно центра О (оси T1).

Таким образом, получена возможность соединения трубопроводов с несоосностью их осей в пределах площади круга с радиусом, равным сумме смещений 1 и 2, осевого смещения фланцев 3 и 7 на величину К и перекоса фланца 3 относительно фланца 7 вращением его относительно центра О.

Применение предлагаемого компенсирующего устройства позволяет исключить индивидуальную подгонку соединяемых трубопроводов, повысить технологичность изготовления агрегата за счет расширения допусков в системе трубопроводов, исключить напряжения в агрегате, возникающие при монтаже и эксплуатации (от температурных расширений), повысить надежность агрегата в целом.

Формула изобретения

Компенсирующее устройство для трубопроводов, содержащее сферический шарнир, взаимодействующие части которого снабжены патрубками, стыковочные узлы, например фланцы, и детали для обеспечения плоско параллельного перемещения взаимодействующих частей, отличающееся тем, что в нем патрубки на взаимодействующих частях сферического шарнира установлены с эксцентриситетом их осей, на одном из них установлен подвижный цилиндр, на котором выполнен стыковочный узел, соосный с патрубком без цилиндра, причем последний снабжен фиксатором перемещения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к строительству и используется при изготовлении трубопроводов

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении трубопроводов, например водоотводных трубопроводов гидроэлектростанций

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении трубопроводных систем тепловых и атомных электростанций с большими перемещениями (температурными) трубопроводов или на трубопроводах, работающих в динамическом режиме, а также с двухфазными средами

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении трубо-, желобопроводов для транспортирования жидкостей, в том числе агрессивных, как внутри здания, так и вне его

Изобретение относится к технологии изготовления многослойных металлополимерных изделий и предназначено для компенсации деформаций в трубопроводах, в соединениях лопастей вертолета с ведущим валом

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении и ремонте трубопроводов на оползневых участках

Изобретение относится к машиностроению и используется для компенсации температурных удлинений и вибраций, передаваемых от двигателя внутреннего сгорания системе выхлопа отработавших газов

Изобретение относится к строительству и машиностроению, используется при компенсации температурных удлинений трубопровода, а также вибраций, передаваемых от двигателя внутреннего сгорания системе выхлопа отработавших газов в автомобилестроении

Изобретение относится к металлургии, а именно к оборудованию воздухопроводов горячего дутья доменной печи, и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства, где имеются агрегаты или трубопроводы, требующие компенсации термических нагрузок

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции трубопроводов, и может быть использовано в авиационной технике для компенсации тепловых перемещений, линейных, осевых и угловых расхождений при монтаже магистральных трубопроводов отдельно собранных блоков

Изобретение относится к гидромеханизации и предназначено для погружных пульпопроводов комплексов, разрабатывающих шельфовые месторождения полезных ископаемых

Изобретение относится к контактным металлическим уплотнениям и может быть использовано, например, для соединения газопроводов
Наверх