Бормашина

 

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в медицинской технике при протезировании и лечении зубов. Бормашина содержит привод с валом, имеющим выходной конец с осевым отверстием, гильзу с отверстием в дне, соосным с отверстием выходного конца вала, жестко закрепленную на выходном конце вала, две винтовые пружины для зажима хвостовика режущего инструмента, размещенные в полости гильзы, причем диаметры отверстий дна гильзы, выходного конца вала и внутренний диаметр первой винтовой пружины выполнены по наружному диаметру хвостовика режущего инструмента, а на одноименных концах винтовых пружин предусмотрены усики для их фиксации от проворота. В бормашине дополнительно вторая винтовая пружина выполнена из проволоки с диаметром, меньшим диаметра проволоки первой винтовой пружины, и с внутренним диаметром, меньшим наружного диаметра хвостовика режущего инструмента. Витки одной винтовой пружины размещены между витками другой винтовой пружины, а усики пружин закреплены в области дна гильзы выходного конца вала привода. Начальные витки винтовых пружин со стороны их усиков выполнены диаметром, равным диаметру внутренней полости гильзы выходного конца вала привода. Дно гильзы выходного конца вала привода выполнено съемным в виде колпачка, а усики винтовых пружин изготовлены крючкообразной формы и размещены в канавке, предусмотренной в гильзе по линии разъема колпачка. Технический результат изобретения заключается в повышении эксплуатационных характеристик бормашины за счет исключения выпадения режущего инструмента при отсутствии нагрузки (крутящего момента). 2 з.п.ф-лы, 2 ил.

Предлагаемое изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в медицинской технике при протезировании и лечении зубов.

Известны бормашины, содержащие привод в виде коллекторного двигателя, хвостовик вала которого посредством муфты сочленен с выходным концом вала съемного наконечника [1].

Известна бормашина, содержащая привод с вращающимся валом, имеющим выходной конец, наконечник, закрепленный на корпусе, и механизм зажима хвостовика режущего инструмента в виде цанги с упругим элементом [2].

Недостатками приведенных технических решений являются: 1) повышенная сложность исполнения; 2) повышенные основные габариты и вес; 3) повышенная себестоимость; 4) пониженная надежность.

Наиболее близким техническим решением (прототипом) к предлагаемому изобретению является бормашина, содержащая привод с валом, имеющим выходной конец с осевым отверстием, гильзу с отверстием в дне, соосным отверстию выходного конца вала, жестко закрепленную на выходном конце вала, две винтовые пружины для зажима хвостовика режущего инструмента, размещенные в полости гильзы, причем диаметры отверстий дна гильзы, выходного конца вала и внутренний диаметр первой из винтовых пружин выполнены по наружному диаметру хвостовика режущего инструмента, а на одноименных концах винтовых пружин предусмотрены усики для их фиксации от проворота [3].

Недостатком вышеприведенной конструкции являются ее пониженные эксплуатационные характеристики за счет наличия вероятности выпадения режущего инструмента при отсутствии нагрузки (крутящего момента) на последнем.

С помощью предлагаемого технического решения достигается новый технический результат, заключающийся в исключении возможности выпадения режущего инструмента из крепежного гнезда при отсутствии нагрузки (крутящего момента).

В соответствии с предлагаемым изобретением технический результат достигается тем, что в бормашине, содержащей привод с валом, имеющим выходной конец с осевым отверстием, гильзу с отверстием в дне, соосным отверстию выходного конца вала, жестко закрепленную на выходном конце вала, две винтовые пружины для зажима хвостовика режущего инструмента, размещенные в полости гильзы, причем диаметры отверстий дна гильзы, выходного конца вала и внутренний диаметр первой винтовой пружины выполнены по наружному диаметру хвостовика режущего инструмента, а на одноименных концах винтовых пружин предусмотрены усики для их фиксации от проворота, дополнительно вторая винтовая пружина выполнена из проволоки с диаметром, меньшим диаметра проволоки первой винтовой пружины, и с внутренним диаметром, меньшим наружного диаметра хвостовика режущего инструмента, при этом витки одной винтовой пружины размещены между витками другой винтовой пружины, а усики пружины закреплены в области дна гильзы выходного конца вала привода.

Кроме того, начальные витки винтовых пружин со стороны их усиков выполнены диаметром, равным диаметру внутренней полости гильзы выходного конца вала привода.

Кроме того, дно гильзы выходного конца вала привода выполнено съемным в виде колпачка, а усики винтовых пружин изготовлены крючкообразной формы и размещены в канавке, предусмотренной в гильзе по линии разъема колпачка.

На фиг.1 представлена предлагаемая бормашина, на фиг.2 - место I на фиг. 1 в увеличенном масштабе (без режущего инструмента).

Бормашина содержит привод 1 с вращающимся валом 2, имеющим выходной конец 3, в котором предусмотрено осевое глухое отверстие 4, кожух 5, закрепленный на приводе 1 (при малой длине выходного конца 3 вала 2 бормашина может быть использована без кожуха 5), гильзу 6, дно которой выполнено в виде съемного колпачка 7 с отверстием 8, соосным отверстию 4. Гильза 6 жестко посажена на выходной конец 3 вала 2. В полости 9 гильзы 6 размещены две винтовые пружины 10 и 11, на одноименных концах которых предусмотрены усики в виде крючков 12, причем витки пружины 11 размещены между витками пружины 10. Начальные витки 13 и 14 пружин 10 и 11 со стороны усиков 12 выполнены с наружным диаметром D, равным диаметру внутренней полости 9 гильзы 6 (для лучшей ориентации пружин), а витки пружины 10, предназначенные для фиксации (зажима) режущего инструмента 15, изготовлены с внутренним диаметром d, равным в номинале диаметру отверстий 4 и 8, и выполнены по наружному диаметру хвостовика режущего инструмента 15.

Пружина 11 изготовлена из проволоки с диаметром, меньшим диаметра проволоки пружины 10, в ее витки в области зажима инструмента 15 выполнены с диаметром d1, меньшим диаметра d (см. фиг.2), а в области дна гильзы 6 по линии разъема колпачка 7 предусмотрена канавка 16, в которую заведены усики 12 пружин 10 и 11 для исключения их проворота.

Работа бормашины осуществляется следующим образом.

При установке режущего инструмента 15 его хвостовик пропускают через отверстие 8 колпачка 7 гильзы 6 и далее, продевая через внутренние диаметры пружин 10 и 11, размещают его конец в осевом отверстии 4 выходного конца 3 вала 2, чем обеспечивается необходимая соосность инструмента и вала привода.

При вращении вала 2 () пружина 10, скручиваясь, надежно фиксирует (охватывает) хвостовик режущего инструмента, чем достигается передача крутящего момента.

При отсутствии нагрузки (холостом ходе) полностью исключается выпадение режущего инструмента за счет его надежной фиксации пружиной малого диаметра, а при передаче крутящего момента основную нагрузку воспринимает пружина большего диаметра, чем обеспечивается надежная работа бормашины.

Следует отметить, что при необходимости обеспечения реверса, фиксирующая часть пружины большего диаметра может быть изготовлена из двух участков с противоположным направлением навивки.

Из вышеприведенного следует, что предложенное техническое решение при использовании дает новый положительный технический результат, а именно полностью исключает возможность выпадения инструмента при холостом ходе бормашины.

По материалам заявки на предприятии в настоящее время изготовлены опытные образцы бормашин, которые при испытаниях подтвердили достижение вышеуказанного технического результата.

При изготовлении пружин бормашин использовалась пружинная проволока II класса с диаметром 0,8 мм для передачи крутящего момента и диаметром 0,3-0,4 мм для фиксации инструмента от выпадения, причем внутренний диаметр последней выбирался равным 0,8-0,9 диаметра хвостовика режущего инструмента.

Источники информации 1. Авторское свидетельство СССР 15878, МПК А 61 С 1/00, 1962 г.

2. Патент РФ 2056806, МПК А 61 С 1/06, 1992 г.

3. Заявка 2000117678/14, МПК А 61 С 1/06, 2000 г. (прототип).

Формула изобретения

1. Бормашина, содержащая привод с валом, имеющим выходной конец с осевым отверстием, гильзу с отверстием в дне, соосным с отверстием выходного конца вала, жестко закрепленную на выходном конце вала, две винтовые пружины для зажима хвостовика режущего инструмента, размещенные в полости гильзы, причем диаметры отверстий дна гильзы, осевого отверстия выходного конца вала и внутренний диаметр первой из винтовых пружин выполнены по наружному диаметру хвостовика режущего инструмента, а на одноименных концах винтовых пружин предусмотрены усики для их фиксации от проворота, отличающаяся тем, что вторая винтовая пружина выполнена из проволоки с диаметром, меньшим диаметра проволоки первой винтовой пружины, и с внутренним диаметром, меньшим наружного диаметра хвостовика режущего инструмента, при этом витки одной винтовой пружины размещены между витками другой винтовой пружины, а усики пружин закреплены в области дна гильзы выходного конца вала привода.

2. Бормашина по п. 1, отличающаяся тем, что начальные витки винтовых пружин со стороны их усиков выполнены диаметром, равным диаметру внутренней полости гильзы выходного конца вала привода.

3. Бормашина по п. 1 или 2, отличающаяся тем, что дно гильзы выходного конца вала привода выполнено съемным в виде колпачка, а усики винтовых пружин изготовлены крючкообразной формы и размещены в канавке, предусмотренной в гильзе по линии разъема колпачка.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Бормашина // 2194472
Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в медицинской технике при протезировании и лечении зубов

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к устройствам, используемым при протезировании зубов

Изобретение относится к медицине. Головка стоматологической бормашины состоит из корпуса, крыльчатки и подшипников. Корпус имеет покрытие и полость. Крыльчатка содержит вал и лопасти. Между покрытием корпуса и торцами соответствующего вала размещено устройство, предотвращающее обратное всасывание. Предотвращающее устройство может быть реализовано выполнением покрытия корпуса головки как резинового покрытия корпуса головки или размещением резиновой детали между корпусом головки и крыльчаткой. Резиновое покрытие корпуса головки и резиновая деталь могут вовремя тормозить крыльчатку, как только происходит обратное всасывание, чтобы уменьшить всасывание грязи. Головка может содержать светодиодную лампу кольцевой формы. Контакт и разделение между верхней поверхностью лампы и электропроводной пленкой обеспечивают соответственно включение и выключение светодиодной лампы, чем достигаются упрощенная конструкция и легкость установки. 2 н. и 24 з.п. ф-лы, 15 ил.
Наверх