Многоступенчатый комбинированный каталитический нейтрализатор отработавших газов для дизеля

 

Изобретение может быть использовано при очистке отработавших газов дизельных ДВС. В корпусе нейтрализатора установлены пористые проницаемые металлокерамические окислительно-восстановительные каталитические блоки, пористые проницаемые металлокерамические окислительный и восстановительный каталитические блоки, сажевые фильтры, входной и выходной патрубки с фланцами, поперечная перегородка. Пористые проницаемые металлокерамические окислительный и восстановительный каталитические блоки размещены коаксиально пористым проницаемым металлокерамическим окислительно-восстановительным каталитическим блокам с образованием кольцевых полостей. Внутри пористых проницаемых металлокерамических окислительного и восстановительного каталитических блоков осесимметрично им с образованием кольцевых полостей расположены сажевые фильтры. Во входной патрубок последовательно встроены перед корпусом кассетный сменный блок из пористой проницаемой металлокерамики, установленный в корпусе-держателе со сквозным отверстием, и индикатор содержания серы. Внутренняя полость кассетного сменного блока заполнена гранулированным реагентом, связующим соединения серы. Технический результат: повышение эффективности и качества очистки отработавших газов путем предотвращения дезактивации их соединениями серы. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано для очистки отработавших газов дизельных двигателей внутреннего сгорания.

Известен многоступенчатый каталитический нейтрализатор отработавших газов дизеля, содержащий корпус с внешними и внутренними стенками, тепловой изоляцией между ними, коаксиально установленными пористыми металлокерамическими окислительными и восстановительным каталитическими блоками, полым сажевым фильтром, поперечной перегородкой (см. патент РФ 2115002, МПК 6 F 01 N 3/28).

Основным недостатком известного нейтрализатора отработавших газов дизеля является низкая эффективность очистки отработавших газов, так как в процессе эксплуатации соединения серы, образующиеся при сгорании топлива, выносятся с отработавшими газами, активно оседают на поверхностях каталитических блоков и дезактивируют катализаторы.

Известен многоступенчатый каталитический нейтрализатор отработавших газов для дизеля, содержащий корпус с пористыми проницаемыми металлокерамическими окислительно-восстановительными каталитическими блоками, установленными коаксиально им с образованием полостей пористыми проницаемыми металлокерамическими окислительным и восстановительным каталитическими блоками, сажевыми фильтрами из многослойной перекрестной намотки на сетчатых каркасах нитей композитного углеродистого материала, входным и выходным патрубком с фланцами, внутренней перегородкой. Сажевые фильтры осесимметрично размещены внутри пористых проницаемых металлокерамических окислительного и восстановительного каталитических боков с образованием кольцевых полостей (см. патент РФ 2163300, МПК 7 F 01 N 3/28).

Основными недостатками описанного многоступенчатого каталитического нейтрализатора отработавших газов для дизеля являются низкая эффективность очистки отработавших газов, так как в процессе эксплуатации дизеля соединения серы, образующиеся при сгорании топлива, выносятся с отработавшими газами, оседают на поверхностях пористых проницаемых металлокерамических каталитических блоков даже при наличии сажевых фильтров и уменьшают долговечность этих блоков, а также низкое качество очистки отработавших газов, так как подача вспомогательного газа не решает проблемы дезактивации катализаторов соединениями серы в процессе эксплуатации дизеля.

Последняя конструкция каталитического нейтрализатора является наиболее близкой по технической сущности и принята за прототип.

Задачей изобретения является повышение эффективности очистки отработавших газов дизеля путем увеличения периода между регенерацией пористых проницаемых металлокерамических каталитических блоков и повышение качества очистки отработавших газов дизеля путем предотвращения дезактивации их соединениями серы.

Технический результат достигается тем, что многоступенчатый комбинированный каталитический нейтрализатор отработавших газов для дизеля, содержащий корпус с пористыми проницаемыми металлокерамическими окислительно-восстановительными каталитическими блоками, установленными коаксиально им с образованием полостей, пористыми проницаемыми металлокерамическими окислительным и восстановительным каталитическими блоками, осесимметрично размещенными внутри последних с образованием полостей сажевыми фильтрами, входным и выходным патрубками с фланцами, перегородкой, снабжен встроенными последовательно в входной патрубок перед корпусом кассетным сменным боком из пористой проницаемой металлокерамики, установленным в корпусе-держателе со сквозным отверстием, и индикатором содержания серы. Внутренняя полость кассетного сменного блока заполнена гранулированным реагентом, связующим соединения серы.

Предлагаемое выполнение каталитического нейтрализатора отработавших газов для дизеля относит его к классу многоступенчатых, так как в нейтрализаторе существует несколько ступеней очистки, сажевые фильтры, пористые проницаемые металлокерамические каталитические блоки и сменные блоки для очистки отработавших газов от соединений серы.

Предлагаемое изобретение поясняется фиг.1, где изображен продольный по оси разрез многоступенчатого комбинированного каталитического нейтрализатора отработавших газов для дизеля; на фиг. 2 - корпус-держатель кассетного сменного блока; на фиг.3 - кассетный сменный блок.

Стрелками на фиг.1 обозначено направление движения отработавших газов.

Предлагаемый многоступенчатый комбинированный каталитический нейтрализатор для дизеля содержит корпус 1 с фланцами 2, с входным 3 и выходным 4 патрубками, оснащенными фланцами 5 и 6, торцевыми крышками 7 с установочными буртами 8. Полость реактора образована торцевыми крышками 7 и внутренними поверхностями полых пористых проницаемых металлокерамических окислительно-восстановительных каталитических блоков 9 и 10, установленных с зазором и образованием кольцевых полостей 11 и 12 между их наружными поверхностями и внутренней поверхностью корпуса 1. Окислительно-восстановительные каталитические блоки 9 и 10 размешены на установочных буртах 8 крышек 7 и буртах 13 внутренней перегородки 14. Коаксиально окислительно-восстановительным блокам 9 и 10 на буртах 8 крышек 7 и буртах 13 внутренней перегородки 14 закреплены пористые проницаемые металлокерамические блоки: восстановительный 15 и окислительный 16. Между коаксиально установленными каталитическими блоками 9, 16 и 10, 15 образованы кольцевые окислительно-восстановительные полости 17 и 18. Между осесимметрично размещенными внутри блоков 15, 16 металлокерамическими сажевыми фильтрами 19, 20 и этими блоками образованы кольцевые полости 21 и 22. В перегородке 14 между сообщающимися полостями 17 и 18 выполнены отверстия 23.

Перед корпусом 1, а именно перед входом в приемную полость 24 реактора, во входной 3 патрубок последовательно встроены кассетный сменный блок 25 со стенками из пористой проницаемой металлокерамики и индикатор 26 содержания серы. Внутренняя полость кассетного сменного блока 25 заполнена гранулированным реагентом 27, связующим соединения серы. Кассетный сменный блок 25 установлен в корпусе-держателе 28 со сквозным отверстием 29 и удерживается сменной крышкой 30.

В качестве реагента 27 могут быть использованы, например, гранулы КОН, или NaOH, или Nа2СО3.

Предлагаемый многоступенчатый комбинированный каталитический нейтрализатор отработавших газов для дизеля работает следующим образом. Отработавшие газы дизеля через входной патрубок 3 проходят через пористые металлокерамические проницаемые стенки кассетного блока 25, гранулированный реагент 28, очищаются от SO2 и поступают в приемную полость 24 реактора. Такая очистка предотвращает поступление и осаждение соединений серы на поверхностях сажевых фильтров 19, 20 и всех каталитических блоков, что исключает дезактивацию последних. При индикации наличия соединений серы, определяемого индикатором 26, кассетный блок 25 заменяется без разбора нейтрализатора.

Очищенные газы поступают в полость, образованную внутри сажевого фильтра 20, и отводятся по выходному 4 патрубку.

Таким образом, в предлагаемом многоступенчатом комбинированном каталитическом нейтрализаторе отработавших газов повышаются эффективность очистки вследствие повышения долговечности пористых проницаемых металлокерамических каталитических блоков и качество очистки отработавших газов за счет устранения дезактивации этих блоков соединениями серы.

Формула изобретения

Многоступенчатый комбинированный каталитический нейтрализатор отработавших газов для дизеля, содержащий корпус с пористыми проницаемыми металлокерамическими окислительно-восстановительными каталитическими блоками, установленными коаксиально им с образованием полостей пористыми проницаемыми металлокерамическими окислительным и восстановительным каталитическими блоками, осесимметрично размещенными внутри последних с образованием полостей сажевыми фильтрами, входным и выходным патрубками с фланцами, перегородкой, отличающийся тем, что он снабжен встроенными последовательно во входной патрубок перед корпусом кассетным сменным блоком из пористой проницаемой металлокерамики, установленным в корпусе-держателе со сквозным отверстием, и индикатором содержания серы, причем внутренняя полость кассетного сменного блока заполнена гранулированным реагентом, связующим соединения серы.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сотовым элементам, используемым в устройствах, снижающих содержание вредных веществ в выхлопных газах

Изобретение относится к каталитическому преобразователю для нейтрализации отработавших газов (ОГ) двигателя внутреннего сгорания (ДВС), прежде всего дизельного двигателя или двигателя, работающего на обедненных смесях, имеющему по меньшей мере один сотовый элемент с покрытием из каталитически активного материала и с отделенными друг от друга стенками проточными каналами для ОГ, при этом указанный преобразователь имеет расположенные последовательно в направлении протекания потока ОГ первую и вторую зоны, теплоемкость первой из которых, приходящаяся на единицу объема сотового элемента, меньше приходящейся на единицу объема сотового элемента теплоемкости второй зоны

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, в частности к устройствам для каталитической очистки отработавших газов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к проточной для отработавших газов двигателя внутреннего сгорания каталитически активной структуре, прежде всего к сотовой структуре, сформированной по меньшей мере из одного металлического листа, имеющего каталитически активную поверхность

Изобретение относится к конструкции сотового элемента, применяемого прежде всего в качестве корпуса-носителя катализатора для нейтрализации отработавших газов (ОГ) автотранспортных средств

Изобретение относится к двигателестроению, преимущественно к системам выпуска отработавших газов двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в частности к каталитическим нейтрализаторам

Изобретение относится к системам выпуска отработавших газов (ОГ) транспортных средств

Изобретение относится к устройствам для каталитического восстановления оксидов азота, содержащихся в отработанных газах (ОГ) двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении сотовых элементов для каталитических труб нейтрализаторов

Изобретение относится к сотовому элементу с проточными для текучей среды каналами, которые расположены рядом друг с другом, при этом сотовый элемент имеет стенки, которые образуют указанные каналы и выполнены из керамики

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в выпускных системах двигателей внутреннего сгорания для снижения содержания токсичных веществ в отработавших газах
Наверх