Двигательный привод

 

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройству двигательного привода. Выходной вал двигательного привода имеет соединительную муфту со шлицами на обоих торцах. Ведущий элемент и выходное колесо ручного редуктора закреплены в отдельном корпусе и свободно вращаются относительно него. Выходное колесо имеет центральное отверстие для прохода выходного вала привода и шлицы на однoм из торцов для соединения со шлицами соединительной муфты. Технический результат - упрощение конструкции и повышение технологичности изготовления. 1 з. п.ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электродвигательным приводам высоковольтных аппаратов, например, к приводам разъединителей.

Известны электродвигательные приводы [1], содержащие мотор-редуктор с выходным валом, служащим выходным валом привода, и устройство ручного оперирования, состоящее из ведущей конической шестерни, управляемой съемной рукояткой, и ведомой, жестко насаженной на свободный конец вала электродвигателя.

Недостатками такого привода являются: - необходимость производства, ориентировочно, 170 оборотов рукоятки для проведения одной операции; - возможность травмирования оператора при случайной подаче напряжения на электродвигатель, если при наложении рукоятки почему-либо не произойдет разрыв его цепи.

Наиболее близким к прелагаемому приводу по технической сущности и достигаемому эффекту является электродвигательный привод [2], [3], содержащий выходной вал, закрепленный в корпусе привода с возможностью свободного вращения, мотор-редуктор с выходным валом и жестко насаженной на него муфтой со шлицами на верхнем торце, ручной червячный редуктор с колесом, установленным на выходном валу привода с помощью специальных втулок с возможностью свободного вращения.

Закрепление этих втулок на выходном валу производится с помощью засверловки и установки штифта. Указанное выходное колесо снабжено шлицами на нижнем торце, а на выходной вал привода насажена соединительная муфта, снабженная шлицами на обоих торцах, причем указанная муфта соединена с валом с возможностью передачи крутящего момента и осевого перемещения (вал снабжен наружными, а муфта - внутренними продольными шлицами).

При двигательном оперировании этого привода вращение на его выходной вал передается от выходного вала мотор-редуктора через его муфту и соединительную муфту, которые связаны торцевыми шлицами.

При ручном оперировании на свободный конец червяка ручного редуктора надевается рукоятка, которая через специальный рычаг (не показан) перемещает соединительную муфту вверх, рассоединяя ее с муфтой вала мотор-редуктора и соединяя ее с торцевыми шлицами колеса ручного червячного редуктора. В результате этого при вращении рукоятки выходной вал привода приходит в движение от колеса ручного червячного редуктора, что позволяет произвести оперирование за счет нескольких оборотов рукоятки. Кроме того, механическое расчленение соединительной муфты с муфтой вала мотор-редуктора исключает травмирование оператора при случайной подаче напряжения на электродвигатель.

Недостатком такого привода является сложная технология его сборки [3]. В связи с тем, что выходное колесо 10 редуктора закрепляется на выходном валу привода, а червяк 11 - в корпусе привода, совпадение осей колеса и червяка для осуществления их нормальной работы может быть достигнуто только при засверловке и установке штифта 85 в сборе с выходным валом привода, выходным колесом 10 редуктора и макетом червяка 11, для чего весь корпус в сборе с этими элементами необходимо помещать под сверлильный станок, что крайне нетехнологично.

Целью настоящего изобретения является упрощение конструкции и повышение технологичности изготовления привода.

Указанная цель достигается тем, что в двигательном приводе, содержащем выходной вал, снабженный соединительной муфтой со шлицами на обоих торцах, двигатель, например, мотор-редуктор с собственным выходным валом, ручной редуктор с ведущим элементом, в частности червяком, и выходным колесом, снабженным шлицами на одном из торцов, это выходное колесо заодно с ведущим элементом закреплено в отдельном корпусе с возможностью свободного вращения относительно него и снабжено центральным отверстием, причем этот корпус закреплен таким образом, что выходной вал привода свободно проходит через указанное отверстие выходного колеса, а шлицы этого колеса находятся на определенном расстоянии от шлицов соединительной муфты.

Кроме того, указанное выходное колесо может быть закреплено в своем корпусе консольно.

На чертеже показана конструкция предлагаемого привода.

Привод содержит двигатель, в частности, мотор-редуктор 1, закрепленный на кронштейне 2 в шкафу 3. Этот мотор-редуктор содержит выходной вал 4, на котором жестко, на шпонке 5, закреплена муфта 6, имеющая на верхнем конце шлицы 7.

Выходной вал 8 привода закреплен с возможностью свободного вращения в подшипниках 9. Вал 8 в нижней своей части снабжен продольными шлицами, на которых сидит соединительная муфта 10, имеющая кроме внутренних продольных шлицов, шлицы на обоих верхнем и нижнем торцах. На чертеже ее нижние торцевые шлицы совпадают и сочленены со шлицами 7 муфты 6.

На кронштейне 2 с помощью шпилек 11 и гаек 12 закреплен литой корпус 13 ручного редуктора, в вертикальных стенках которого установлен с возможностью свободного вращения ведущий элемент редуктора, в данном случае, червяк 14, а в горизонтальной его части с помощью подшипника 15 выходное червячное колесо 16, снабженное в нижней своей части торцевыми шлицами 17. Указанный корпус 13 установлен с помощью гаек 12 так, чтобы вал 8 свободно проходил через центральное отверстие колеса 16, а шлицы 17 этого колеса оказались на определенном расстоянии А относительно верхних торцевых шлицов муфты 10.

На валу 8 жестко закреплен рычаг 18, с помощью которого происходит управление разъединителем.

Описываемый привод может работать в двух режимах: нормальном дистанционном, от мотор-редуктора, и местном ручном, от червячного редуктора. В дистанционном режиме привод работает следующим образом.

При подаче напряжения на мотор-редуктор 1 его вал 4 через муфту 6 и шлицы 7 передает вращение на соединительную муфту 10, которая через продольные шлицы передает вращение на вал 8 привода и рычаг 18, включая или отключая управляемый им разъединитель.

При необходимости работы приводом в ручном режиме происходит следующее.

На выступающий конец вала червяка 14 накладывается, сочленяясь с ним, рукоятка (на чертеже не показаны) и через специальный рычаг его исполнительный элемент 19 поднимает соединительную муфту 10 вверх.

При этом ее нижние шлицы выходят из зацепления со шлицами 7, а ее верхние шлицы входят в зацепление со шлицами 17 выходного колеса 16.

Кроме того, выступающая часть 20 муфты 10 входит в полость 21 колеса 16 и своими стенками создает снизу дополнительную опору при работе указанного колеса, благодаря чему в корпусе 13 это колесо 16 может быть закреплено консольно.

При вращении рукояткой червяка 14 это выходное колесо начинает вращаться и через шлицы 17 и сочлененную с ним муфту 10 вращает вал 8 и рычаг 18, благодаря чему уже вручную несколькими оборотами рукоятки осуществляется оперирование разъединителем.

Теперь даже если случайно будет подано напряжение на мотор-редуктор, его вал 4 будет вхолостую вращаться относительно вала 8, никак не мешая работе привода вручную, что обеспечивает безопасность оператора.

Предлагаемое закрепление выходного колеса и ведущего элемента ручного редуктора в отдельном корпусе обеспечивает его работоспособность и, одновременно, технологичность изготовления, а закрепление корпуса редуктора описанным образом обеспечивает работоспособность всего привода вручную с минимальными трудозатратами на его сборку, причем закрепление выходного колеса редуктора консольно значительно упрощает всю конструкцию привода.

Источники информации 1. Привод электродвигательный типа ПДГ-9 УХЛ1. Руководство по эксплуатации ИВЕЖ. 654133.001 РЭ, 2000 г., г. Великие Луки, ЗАО "ВЗВА".

2. Привод ПМ-2М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, 6 БП. 733. 040 ТО, г. Екатеринбург, ОАО "Уралэлектротяжмаш".

3. Фрагмент чертежа общего вида привода ПМ-2М.

Формула изобретения

1. Двигательный привод, содержащий выходной вал, снабженный соединительной муфтой со шлицами на обоих торцах, ручной редуктор с ведущим элементом и выходным колесом, снабженным шлицами на одном из торцов, отличающийся тем, что указанное выходное колесо и ведущий элемент закреплены в отдельном корпусе с возможностью свободного вращения относительно него, причем выходное колесо имеет центральное отверстие, а корпус закреплен так, что выходной вал привода свободно проходит через указанное отверстие выходного колеса, причем шлицы этого колеса находятся на расстоянии от шлицов соединительной муфты.

2. Двигательный привод по п. 1, отличающийся тем, что указанное выходное колесо закреплено в своем корпусе консольно.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к приводам газонаполненных высоковольтных коммутационных устройств с возможностью ручного управления
Наверх