Танк

 

Изобретение относится к бронетанковой технике, в частности к оборудованию танков системами пожаротушения. Сущность изобретения заключается в том, что система пожаротушения снабжена оптическими датчиками обнаружения пожара, которые установлены так, что пожароопасные зоны боевого отделения и отделения управления находятся одновременно в зоне видимости не менее двух оптических датчиков. Баллоны с огнетушащим составом установлены у наиболее пожароопасных зон с возможностью выброса огнетушащего состава непосредственно в эти зоны и на днище корпуса танка. Реализация изобретения позволяет повысить пожарозащищенность и живучесть танка и безопасность экипажа. 2 ил.

Предлагаемое изобретение относится к военно-гусеничным машинам, а более конкретно к танкам с системами пожаротушения.

Известен танк, содержащий боевое отделение и отделение управления, внутри которых размещены топливные баки, боеукладки, вращающийся транспортер автомата заряжания с размещенными в транспортере боеприпасами, сиденья операторов и систему пожаротущения танка Т-62 (Военное издательство МО СССР, Москва, 1978 г., стр. 463, 464, 465).

Указанный танк является наиболее близким предлагаемому по техническим решениям и назначению и выбран в качестве прототипа.

Недостатком этого танка является низкая пожарозащищенность из-за малоэффективной системы пожаротушения вследствие инерционности примененных в ней датчиков обнаружения пожара (термодатчиков), реагирующих только на температурный перепад при непосредственном воздействии на них пламени. Поэтому не во всех случаях термодатчики сразу выдают сигнал о возникновении очага пожара на срабатывание системы пожаротушения. Сигнал о пожаре выдается термодатчиком лишь при значительном развитии пожара и с запаздыванием на время, при котором могут возгореться боеприпасы. Кроме того, подача огнетушащего состава от баллонов по системе разводящих трубопроводов через ниппельные отверстия в них также приводит к запаздыванию подачи огнетушащего состава (до 10. . .12 с) в пожароопасные зоны. Такое запаздывание сигнала от термодатчиков о пожаре и подачи огнетушащего состава в объемы танка приводит к возгоранию боекомплекта (который не тушится ни одним известным огнетушащим составом), взрыву боекомплекта и безвозвратной потере экипажа и танка.

Целью предлагаемого изобретения является повышение пожарозащищенности и живучести танка, а также безопасности экипажа за счет повышения надежности работы и быстродействия системы пожаротушения танка.

Указанная цель достигается тем, что в танке система пожаротушения снабжена оптическими датчиками обнаружения пожара, которые установлены так, что пожароопасные зоны (топливные баки, боекомплект, подогреватель, днище) находятся одновременно в зоне видимости двух-трех оптических датчиков, дублирующих друг друга в случаях боевых или других повреждений или отказов самих датчиков и электропроводки к ним, при этом датчики оптическим приемным устройством направлены и на днище корпуса танка, где в основном происходит возгорание топлива при боевых повреждениях танка.

Для этой же цели баллоны с огнетушащим составом установлены у наиболее пожароопасных зон таким образом, что из баллонов огнетушащий состав выбрасывается непосредственно без дросселирования в трубопроводах вниз на днище, и быстро распространяясь в виде газа, в первоначальный момент создает в нижней части боевого отделения и отделения управления огнетушащие концентрации и, тем самым, локализует и тушит все возможные очаги пожара.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что новым в заявляемом техническом решении является установка в системе пожаротушения танка нескольких датчиков пожаротушения, надежно контролирующих все пожароопасные зоны, а также направление выхода огнетушащего состава из баллонов на днище, без его разводки по трубопроводам. Это способствует быстрому обнаружению очага пожара и заполнению огнетушащим составом пожароопасных зон в первую очередь в нижней части танка и надежному тушению в танке любого очага пожара. Таким образом, заявляемое техническое решение соответствует критерию "новизна". При изучении других известных технических решений в данной области техники признаки, отличающие заявляемое изобретение от прототипа и позволяющее достигнуть поставленной цели, не были выявлены, и поэтому они обеспечивают заявляемому техническому решению соответствие критерию "существенные отличия".

Предлагаемое техническое решение промышленно применимо, т.к. оно может быть использовано в промышленности.

Предлагаемое техническое решение поясняется чертежами, где на фиг.1 представлено взаимное расположение оптических датчиков и баллонов с огнетушащим составом относительно пожароопасных зон боевого отделения и отделения управления танка, а на фиг.2 - установка в качестве примера датчика и его обзорность (телесный угол обзорности примерно 120o), а также установка баллона с расположением его выходного отверстия для огнетушащего состава относительно днища корпуса танка.

Предлагаемый танк содержит отделение 1 управления, где установлено сиденье 2 механика-водителя, расположены левый 3 и правый 4 топливные баки, передний топливный бак-стеллаж 5 с уложенными в нем боеприпасами, в левой и правой части отделения два оптических датчика 6 и баллон 7 с огнетушащим составом, установленном на ограждении отделения управления. В боевом отделении 8 расположены вращающийся транспортер 9 автомата заряжания с уложенными в нижней его части боеприпасами, подогреватель 10 охлаждающей жидкости двигателя, средний топливный бак-стеллаж 11 с боеприпасами, баллон 12 с огнетушащим составом, установленный в передней правой части боевого отделения у бака-стеллажа 5 и восемь оптических датчиков 6, которые установлены: - один - на правом борту; - три - на левом борту; - четыре - в задней части крыши корпуса танка.

При возникновении пожара в отделении управления 1 в районе сиденья 2 механика-водителя, в одной из наиболее пожароопасных зон, сигнал на срабатывание системы пожаротушения выдают и левый и правый оптические датчики 6, а огнетушащий состав из баллона 7 выбрасывается непосредственно вниз на днище и в эту зону.

При возникновении пожара в боевом отделении 8: - пожароопасная зона в районе между передним баком-стеллажом 5 и вращающимся транспортером 9 контролируется тремя датчиками 6; - датчиком на левом борту; - двумя датчиками правого борта.

Пожар тушится баллоном 7 или 12; - пожароопасная зона в районе вращающегося транспортера 9, подогревателя 10 и среднего бака-стеллажа 11 контролируется тремя датчиками 6; - пожароопасная зона в районе среднего бака-стеллажа 11 контролируется четырьмя датчиками 6; - пожароопасная зона вокруг вращающегося транспортера контролируется всеми датчиками, установленными в боевом отделении, а пожар тушится баллонами 7 или 12.

Таким образом, при возникновении пожара в любом районе отделения управления или боевого отделения пожар обнаруживается сразу несколькими датчиками, выдающими сигнал на срабатывание того или другого баллона с огнетушащим составом, что обеспечивает гарантированное и быстрое тушение пожара.

Танк с системой пожаротушения повышенной надежности и быстродействия прошел межведомственные испытания, в том числе снарядным обстрелом с пробитием брони, показал положительные результаты и будет передан в серийное производство.


Формула изобретения

Танк, содержащий боевое отделение и отделение управления, внутри которых размещены топливные баки, систему пожаротушения, отличающийся тем, что система пожаротушения снабжена оптическими датчиками обнаружения пожара, которые установлены так, что пожароопасные зоны боевого отделения и отделения управления находятся одновременно в зоне видимости не менее двух оптических датчиков, а баллоны с огнетушащим составом установлены у наиболее пожароопасных зон с возможностью выброса огнетушащего состава непосредственно в эти зоны и на днище корпуса танка.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматической пожарной сигнализации

Изобретение относится к технике сигнализации о пожаре

Изобретение относится к сигнализаторам дыма с рассеянным светом

Изобретение относится к сигнализаторам дыма с рассеянным светом

Изобретение относится к противопожарной технике и может быть использовано как средство обнаружения загорания и приведения в действие установок автоматического пожаротушения

Изобретение относится к автоматической пожарной сигнализации, в частности к пожарным извещателям, регистрирующим появление дыма в зоне их установки

Изобретение относится к автоматической пожарной сигнализации

Изобретение относится к анализу газовоздушных смесей с каталитическим окислением и может быть использовано преимущественно для индикации в системах взрывопредупреждения и контроля степени взрывоопасности соответствующих объектов

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для сигнализации и предупреждения пожаровзрывоопасной ситуации в различных емкостях летательных и космических аппаратов

Изобретение относится к пожарной сигнализации и может быть использовано для оптимизации обнаружения взрывопожароопасных смесей в воздухе открытых технологических установок нефтеперерабатывающих производств

Изобретение относится к области вооружения и военной техники, в частности к защите боевой машины (БМ) от средств воздушного нападения (СВН), например, с помощью пулеметных (пушечных) установок

Изобретение относится к бронетанковой технике

Изобретение относится к области бронетанковой техники, а именно к учебно-тренировочным средствам обучения вождению, обеспечивающим безопасность движения боевых машин с высокой скоростью в колонне и позволяющим быстро приобретать необходимые навыки в выдерживании безопасной дистанции между машинами при совершении маршей

Изобретение относится к области бронетанковой техники, в частности к системам управления военной гусеничной машиной с газотурбинным двигателем (ГТД)

Изобретение относится к области бронетанковой техники, в частности к танкам

Изобретение относится к области бронетанковой техники и предназначено для использования в жидкостной системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания танка

Изобретение относится к военной технике, в частности к бронированным военным машинам

Изобретение относится к бронетанковой технике и позволяет повысить огневую мощь и защиту танка

Изобретение относится к области бронетанковой технике, в частности к устройству контрольно-измерительных приборов

Изобретение относится к военной технике, а более конкретно - к сочлененным боевым машинам, обеспечивающим высокую проходимость и предназначенным для снижения уязвимости боевой техники и повышения ее живучести при выполнении различных боевых задач

Изобретение относится к подводной технике, а более конкретно к подводным лодкам, обитаемым снарядам, капсулам, в которых возникает необходимость тушения пожара без эвакуации людей и без вентиляции в атмосферу
Наверх