Привод регулирующего органа ядерного реактора

 

Изобретение относится к устройствам для перемещения регулирующих органов ядерного реактора. Привод регулирующего органа ядерного реактора содержит кожух 1 для размещения узлов привода, являющегося составной частью контура, работающего под давлением. Блок электромагнитов 3, размещен снаружи кожуха 1 и передает силовое воздействие через стенку кожуха блоку перемещения 2. Управляющее электромагнитное поле создает тяговое усилие, перемещающее подвижные элементы блока перемещения 2. Эти элементы выполнены в виде защелок 4,5. Зубчатая штанга 6 жестко соединена с органом регулирования. Корпус датчика положения 8 установлен на заглушке 9 кожуха 1. Нижняя часть корпуса 8 датчика положения 7 размещена в штанге 6 и содержит катушки, взаимодействующие с шунтом, перемещаемым совместно с штангой. Длина корпуса датчика положения, должна быть больше длины блока перемещения 2 как минимум на пять диаметров корпуса 8 датчика положения. Изобретение обеспечивает соосность штанги и блока перемещения и исключает возможность непроизвольного повреждения штанг приводов, соединенных с органом регулирования при установке верхнего блока реактора. 5 ил.

Область техники Изобретение относится к управлению ядерными реакциями в реакторах с водой под давлением, а именно к устройствам для перемещения регулирующих органов ядерного реактора.

Предшествующий уровень техники Эксплуатационные характеристики и конструктивные особенности привода регулирующего органа ядерного реактора являются факторами, влияющими на безопасность ядерного реактора. Взаимодействие элементов привода между собой при перегрузке ядерного реактора во многом определяет время процесса перегрузки и, как следствие, величину дозозатрат при проведении перегрузки.

Известен привод регулирующего органа ядерного реактора [1], содержащий кожух для размещения узлов привода, являющийся составной частью контура, работающего под давлением. Блок перемещения размещен внутри кожуха. Блок электромагнитов, передающий силовое воздействие блоку перемещения, размещен снаружи кожуха. Силовое воздействие блоку перемещения передается посредством управляющего электромагнитного поля, создающего силовое усилие, перемещающее подвижные элементы блока перемещения. Подвижные элементы блока перемещения выполнены в виде защелок, которые взаимодействуют со штангой, жестко соединенной с регулирующим органом. На кожухе внутри блока перемещения установлен датчик положения регулирующего органа. Нижняя часть корпуса датчика размещена в штанге. В нижней части корпуса датчика размещены катушки, а в штанге установлен шунт. При перемещении штанги и взаимодействии катушек с шунтом изменяется индуктивность катушек, чем обеспечивается формирование выходного сигнала с катушек. Верхняя часть корпуса датчика снабжена фланцем для уплотнения кожуха. На трубе для закрепления блока перемещения в кожухе установлен также пружинный блок, служащий для демпфирования ударного воздействия пар полюсов.

Недостатком известного привода является то, что при снятии верхнего блока для перегрузки реактора необходима разборка привода для расцепления штанги с регулирующим органом, что влечет за собой разуплотнение датчика положения, извлечение его из привода и установку на место хранения в реакторном зале, расцепление штанги с органом регулирования и установку на место хранения в реакторном зале или подъем штанги в блоке перемещения в транспортное положение с установкой штанги на чеку. После перегрузки активной зоны реактора при сборке реактора операции со штангой и датчиком положения повторяются в обратной последовательности. Проведение упомянутых операций с датчиком положения и штангой продолжительно по времени, связано с использованием грузоподъемного оборудования, что приводит к значительными дозозатратам.

Раскрытие изобретения Целью изобретения является повышение надежности и безопасности ядерного реактора.

Задача изобретения - упрощение съема и установки верхнего блока ядерного реактора при перегрузке активной зоны, снижение времени сборки - разборки реактора и дозозатрат и, как следствие, снижение эксплуатационных расходов на реактор.

Технический результат изобретения - исключение возможности непроизвольного повреждения штанг приводов, соединенных с органом регулирования, при установке верхнего блока реактора.

Достижение цели изобретения обеспечено тем, что привод регулирующего органа ядерного реактора (фиг.2) содержит кожух, который является составной частью контура, работающего под давлением. Блок перемещения размещен внутри кожуха. Блок электромагнитов размещен снаружи кожуха. Внутри блока перемещения установлен датчик положения регулирующего органа. Нижняя часть корпуса датчика размещена в штанге. Верхняя часть корпуса датчика снабжена фланцем для уплотнения кожуха. Согласно изобретению для исключения непроизвольного повреждения штанг приводов, соединенных с органом регулирования, и снижения времени сборки блоков перемещения и датчиков положения привода, установленных на верхнем блоке, со штангами, сцепленными с органами регулирования, в корпусе реактора необходимо, чтобы длина корпуса датчика положения, была бы больше длины блока перемещения, как минимум на пять диаметров корпуса датчика положения. Это обеспечивает установку датчиков положения в штанги для взаимной центровки и соосности блоков перемещения и штанг, сцепленных с органом регулирования, и исключает непроизвольное повреждение штанги при установке верхнего блока на корпус реактора, сокращает время, необходимое для сцепления штанг с органом регулирования, время транспортировки датчиков положения с места хранения и установку их в блок перемещения.

Краткое описание чертежей Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых представлено следующее: фиг. 1 - схема продольного разреза привода в нижнем положении штанги при установленном на корпус реактора верхнем блоке; фиг. 2 - продольный разрез привода в нижнем положении штанги с органом регулирования (не показан) после установке верхнего блока на корпус реактора; А - величина размещения штанги в блоке перемещения, В - величина размещения корпуса датчика положения в штанге; фиг.3 - продольный разрез привода перед транспортировкой крышки верхнего блока на корпус реактора; фиг. 4 - продольный разрез привода перед установкой датчика положения в штангу органа регулирования; фиг. 5 - продольный разрез привода после установки датчика положения в штангу органа регулирования;
Варианты осуществления изобретения
Привод регулирующего органа ядерного реактора (фиг.1,2) содержит кожух (1) для размещения узлов привода. Внутри кожуха размещен блок перемещения (2), взаимодействующий с расположенным снаружи кожуха блоком электромагнитов (3). Подвижные элементы блока перемещения выполнены в виде защелок (4,5), взаимодействующих с штангой (6), жестко соединенной с регулирующим органом. Привод снабжен датчиком положения (7) с корпусом (8), установленным в штангу и уплотненным на заглушке (9) кожуха (1). После перегрузки тепловыделяющих сборок активной зоны реактора и установки в корпус реактора блока защитных труб с направляющими каналами органов регулирования (10) производят установку верхнего блока (11) с приводами органов регулирования на корпус реактора (12). Во время перегрузки активной зоны штанги (6) с места хранения в реакторном зале или размещенные в блоках перемещения верхнего блока устанавливают в ячейки направляющих каналов (10) блока защитных труб. После установки блока защитных труб на тепловыделяющие сборки активной зоны штанги (6) сцепляют с органом регулирования. Одновременно (фиг.3) осуществляют перенос датчиков положения с места хранения в реакторном зале и установку их в блоки перемещения (2) приводов органов регулирования, предварительно заменив уплотнительную прокладку (13) датчика положения. Блоки перемещения находятся в нижнем - рабочем положении. Установку датчика положения (7) на чеку (14) в транспортное положение производят на высоту, при которой нижний торец корпуса датчика (8) находится на одном уровне с нижним торцом блока перемещения (2). Перед заводом штанги (6) в блок перемещения (2) на высоте, равной размеру А (фиг.1,2), вручную устанавливают корпуса (8) датчика положения (7) в штанги (6) органа регулирования, при этом длина корпуса датчика должна быть больше длины блока перемещения как минимум на пять диаметров корпуса датчика (размер С фиг.5) для обеспечения взаимной центровки и направления блока перемещения (2) относительно штанги (6).

Изобретение исключает возможность непроизвольного повреждения штанг приводов при установке верхнего блока на корпус реактора.

Промышленное применение
Изобретение может быть применено в приводе регулирующего органа ядерного реактора с водой под давлением.

Источники информации
1. МАЭ России ОКБ "Гидропресс". Привод СУЗ ШЭМ-3 для ВВЭР-1000 и реакторов нового поколения, 1997 г.


Формула изобретения

Привод регулирующего органа ядерного реактора, содержащий кожух (1) для размещения узлов привода, являющегося составной частью контура, работающего под давлением, блок электромагнитов (3), размещенный снаружи кожуха (1) и передающий силовое воздействие через стенку кожуха блоку перемещения (2) посредством управляющего электромагнитного поля, создающего тяговое усилие, перемещающее подвижные элементы блока перемещения (2), выполненные в виде защелок (4,5), зубчатую штангу (6), жестко соединенную с органом регулирования, корпус датчика положения (7), установленный на заглушке (9) кожуха (1), причем нижняя часть корпуса (8) датчика положения (7) размещена в штанге (6) и содержит катушки взаимодействующие с шунтом, перемещаемым совместно с штангой, отличающийся тем, что длина корпуса датчика положения должна быть больше длины блока перемещения (2) как минимум на пять диаметров корпуса (8) датчика положения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение

Извещение опубликовано: 10.01.2007        БИ: 01/2007

NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 20.06.2010

Извещение опубликовано: 20.06.2010        БИ: 17/2010



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к исполнительным органам системы управления и защиты ядерного реактора

Изобретение относится к исполнительным органам системы управления и защиты ядерного реактора

Изобретение относится к управлению ядерными реакциями в реакторах с водой под давлением, а именно к устройствам для перемещения регулирующих органов ядерного реактора в требуемые положения

Изобретение относится к системам управления и защиты ядерных реакторов и может быть использовано в системах контроля положения регулирующих органов

Изобретение относится к области атомной энергетики, в частности к устройствам пассивной защиты ядерного реактора

Изобретение относится к оборудованию ядерных энергетических установок и может быть использовано в механизмах управления ядерных реакторов

Изобретение относится к ядерной энергетике, а именно к системам прямодействующей аварийной защиты ядерных реакторов по превышению допустимого уровня температуры, и может быть использовано также для защиты по уровню температуры химического, технологического и энергетического оборудования

Изобретение относится к системе (1) для управления управляющими стержнями, которые являются вводимыми в активную зону реактора и выводимыми из активной зоны реактора атомной энергетической установки, с устройством выбора (3), устройством контроля (4) и устройством управления стержнями (5)

Изобретение относится к ядерной энергетике, а именно к системам прямодействующей аварийной защиты ядерных реакторов по превышению допустимого уровня температуры, может быть использовано для защиты по уровню температуры химического, технологического и энергетического оборудования, позволяет значительно повысить надежность и эффективность срабатывания устройства, а это увеличивает безопасность эксплуатации и ресурс работы оборудования

Изобретение относится к механизмам систем управления и защиты ядерных реакторов, а именно к механизмам аварийной защиты ядерных реакторов

Изобретение относится к управлению ядерными реакциями в реакторах с водой под давлением, а именно к устройствам для перемещения регулирующих органов ядерного реактора

Изобретение относится к исполнительным органам систем управления и защиты (СУЗ) ядерных реакторов

Изобретение относится к управлению ядерными реакциями в реакторах с водой под давлением, а именно к устройствам для перемещения регулирующих органов ядерного реактора

Изобретение относится к исполнительным механизмам органов воздействия на реактивность, а именно к приводу системы управления и защиты водо-водяного энергетического ядерного реактора

Изобретение относится к исполнительным механизмам органов воздействия на реактивность, а именно - к приводу системы управления и защиты водо-водяного энергетического ядерного реактора

Изобретение относится к системам управления и защиты ядерных реакторов, в особенности к устройствам для перемещения регулирующих органов ядерных реакторов

Изобретение относится к области атомной энергетики, в частности к термосрабатывающему устройству, например пассивной защиты ядерного реактора, но может быть применено в установках промышленного назначения, требующих ограничения по температуре окружающей среды

Изобретение относится к управлению ядерными реакциями в реакторах с водой под давлением, а именно к устройствам для перемещения регулирующих органов ядерного реактора

Изобретение относится к атомной технике и представляет собой линейный шаговый двигатель исполнительного механизма системы управления и защиты ядерного реактора, содержащий цилиндрический корпус, закрепленный в нем статор с кольцевыми индукционными обмотками и расположенный внутри статора якорь, передвигающийся под действием продольного магнитного поля. Каждая обмотка статора имеет кольцевую цилиндрическую форму и расположена между внутренней и наружной магнитопроводящими трубами и торцевыми магнитопроводящими дисками. При этом пространство между обмоткой и наружной трубой заполнено пластичным теплопроводящим материалом, а наружная труба состоит из продольных полос, установленных с зазорами между собой. Кроме того, напротив полос в корпусе выполнены отверстия, герметизированные по периметру. Технический результат - снижение температурных перепадов, обеспечивающее надежность и повышенные сроки эксплуатации двигателя в условиях пассивного охлаждения при естественной конвекции. 2 ил.
Наверх