Противогололедная жидкость на ацетатной основе

 

Изобретение относится к противогололедным жидкостям. Противогололедная жидкость включает, г/л: бензоат натрия 2,0-8,0, смесь тринатрийфосфата и динатрийфосфата в массовом соотношении 1:5 10,0-15,0, нитрит натрия 0,2-0,8, жидкое стекло 2,0-10,0, глицерин, предварительно обработанный серной кислотой в соотношении 1:0,5 0,5-3,0, водный раствор ацетата калия с плотностью 1,20-1,26 и рН 9-11 - остальное. Технический результат - получение экологически безопасной композиции, обеспечивающей низкие (не более 0,1 г/м2ч) коррозионные потери. 2 табл.

В связи с выходом ОСТ 54-830.4-99 возникла необходимость значительного улучшения противокоррозионных свойств противогололедных жидкостей (ПГЖ) для взлетно-посадочных полос аэродромов. Согласно упомянутому ОСТ коррозионные потери металлов в ПГЖ не должны превышать 0,1 г/м2ч. Весовые нормы коррозионных потерь в российской практике применения ПГЖ нормируются впервые, а в зарубежных разработках и технической литературе допустимые коррозионные потери значительно выше (ЕР 0375214, национальный стандарт США AMS 14350).

Известны также составы противокоррозионных присадок (SU 1827382 А, кл. С 09 К 3/18, 1993 г., RU 2017785 А, кл. С 08 К 3/18, 1991 г., RU 2142491 C1 6 C 09 К 3/18 - прототип), однако ранее рекомендованные противокоррозионные присадки в ацетатных ПГЖ не могут обеспечивать требования вновь утвержденных российских норм.

Настоящее изобретение направлено на решение технической задачи по обеспечению низких (не более 0,1 г/м2ч) коррозионных потерь черных и цветных металлов при воздействии на них ПГЖ на ацетатной основе.

Согласно изобретению водный раствор ацетата калия получают путем смешивания при температуре не ниже 20oС водных растворов уксусной кислоты, едкого калия и поташа до рН среды 9,0...11,0, а в качестве присадок (грамм на литр водного раствора ацетата калия) следующие компоненты: 1. Низкомодульное (М=1) жидкое стекло любого щелочного металла. полученное проведением реакции между аэросилом и водным раствором гидроксида щелочного металла 2,0...10,0.

2. Глицерин, обработанный концентрированной серой кислотой 0,5...3,0.

3. Соли фосфорной кислоты 10,0...15,0.

4. Бензоат натрия 2,0...8,0.

5. Нитрит натрия 0,2...0,8.

Сложный состав ингибиторной присадки объясняется сложностью задачи: обычно ингибиторы рекомендуются для какого-либо одного металла, причем тот же ингибитор может быть стимулятором коррозии другого металла (А. Алцибеева, С. Левин. Ингибиторы коррозии металлов. Л.: Химия. 1968).

В данном случае необходимо обеспечить торможение коррозии одновременно нескольких разнородных металлов (сталь, алюминий кадмий, цинк) под напряжением растяжения и без напряжения металла.

Сложность решения поставленной задачи объясняется также необходимостью обеспечения экологической чистоты присадки: ПГЖ в больших количествах выливается непосредственно на взлетно-посадочную полосу аэродрома, следовательно, в почву. Дополнительную сложность представляла также необходимость использования лишь материалов, промышленно выпускаемых в стране.

Использование специальной технологии и особого вида жидкого стекла объясняется тем, что ингибиторы вводятся в сильно соленасыщенный раствор, который немедленно коагулирует обычное жидкое стекло.

Осерненный глицерин содержит искусственные радикалы с кислой реакцией. Наличие ингибиторов с кислой и щелочной реакцией обеспечивает комплексное ингибирование - крайне сложный процесс образования пленок или пассивных, или водонепроницаемых, или пленок комбинированного типа.

Соли фосфорной кислоты, вносящие в раствор фосфаты - ингибиторы черных и некоторых цветных металлов - по-разному сдвигают рН в щелочную область. Поэтому применяется тринатрийфосфат и динатрийфосфат в соотношении 1:5.

Бензоат натрия - ингибитор металлов и в условиях атмосферы, хорошо работает в условиях тонких исчезающих от высыхания пленках, что характерно для самолетных конструкций, с которых поток воздуха сдувает ПГЖ, обладает ползучестью, что также важно в условиях разрушающихся пленок ПГЖ.

Нитрит натрия благодаря окислительным процессам хорошо защищает металлы на железной основе.

Технология введения ингибиторов в водный раствор ацетата калия в сухом или растворенном виде проста: они вводятся в любой последовательности в холодный или горячий раствор при перемешивании.

Изобретение поясняется конкретными примерами, характеризующими содержание ингибиторов коррозии (таблица 1) и результаты коррозионных испытаний (таблица 2).

Коррозионные испытания проводились по методике ОСТ-54-830.4-99.

Из приведенных примеров следует, что предлагаемая присадка является оптимальной и обеспечивает требуемый технический результат.

Формула изобретения

Противогололедная жидкость для взлетно-посадочных полос аэродромов на ацетатной основе, содержащая в качестве противокоррозионной присадки бензоат натрия, тринатрийфосфат и глицерин, отличающаяся тем, что противокоррозионный ингибитор дополнительно содержит динатрийфосфат, нитрит натрия и жидкое стекло при следующих соотношениях компонентов, г/л:

Бензоат натрия 2,0-8,0

Смесь тринатрийфосфата и динатрийфосфата в массовом соотношении 1:5 10,0-15,0

Нитрит натрия 0,2-0,8

Жидкое стекло 2,0-10,0

Глицерин, предварительно обработанный серной кислотой в соотношении 1:0,5 0,5-3,0

Водный раствор ацетата калия с плотностью 1,20-1,26 и рН 9-11 Остальное

РИСУНКИ

Рисунок 1

NF4A Восстановление действия патента

Дата, с которой действие патента восстановлено: 27.04.2011

Дата публикации: 27.04.2011




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии получения антигололедных препаратов на основе хлоридов натрия, калия, магния

Изобретение относится к способу получения состава антигололедного реагента для обработки дорожных и аэродромных покрытий

Изобретение относится к химической промышленности, а именно к препаратам, применяемым для предотвращения и удаления смежноледяных покровов на дорогах

Изобретение относится к проблемам удаления снежно-ледяных образований при эксплуатации аэродромов и дорожных покрытий в зимний период, а также для предупреждения образования льдистых наслоений

Изобретение относится к устранению запотевания и может применяться как для устранения обледенения, так и удаления льда и инея со стеклянных и любых других поверхностей
Изобретение относится к области получения антигололедных реагентов, используемых для предупреждения и удаления гололедных образований на аэродромных покрытиях и дорожных покрытиях городских и внегородских трасс

Изобретение относится к новой и улучшенной жидкой композиции для борьбы с обледенением и защиты от него на поверхностях летательного аппарата

Изобретение относится к профилактическим смазочным материалам и может быть использовано для предотвращения пылеобразования на временных автодорогах, при добыче полезных ископаемых открытым способом, а также для предотвращения прилипания, примерзания и смерзания влажных горных пород к стенкам горно-транспортного оборудования в горно-добывающей промышленности, например для защиты поверхностей подвижного состава от примерзания и выдувания сыпучих материалов, например угля, торфа и т.д

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации жилых и производственных зданий и сооружений и может быть использовано для защиты кровли и других элементов от проникновения влаги и от интенсивного процесса обледенения

Изобретение относится к составам противообледенительных жидкостей для удаления ледяных отложений (иней, изморозь, снег, лед) с поверхности самолетов и предотвращения повторного обледенения в наземных условиях при предполетной подготовке летательного аппарата вплоть до взлета

Изобретение относится к антигололедным средствам, устраняющим при их нанесении обледенение, а также обеспечивающим плавление снега на любых покрытиях, в том числе на дорогах и строительных конструкциях

Изобретение относится к технологии применения профилактических антипримерзающих средств, к подготовке углеродистых материалов к транспортировке и может быть использовано для снижения смерзаемости нефтяного кокса

Изобретение относится к созданию противообледенительной жидкости (ПОЖ) для удаления ледяных отложений и предотвращения обледенения поверхности, используется для защиты самолетов или других видов техники от обледенения во время их стоянки на земле

Изобретение относится к составам противообледенительных жидкостей для удаления ледяных отложений (иней, изморозь, снег, лед) с поверхности летательных аппаратов, а также предотвращения повторного наземного обледенения самолетов на этапе их подготовки к взлету

Изобретение относится к дорожно-эксплуатационному производству, в частности к способам борьбы с гололедом на автодорогах, мостах, путепроводах, а также аэродромах
Наверх