Мотор-колесо с дисковым электродвигателем

 

Основная область применения: электроприводные транспортные средства, в частности электромобили, где двигатель встроен в колесо без редуктора. Для увеличения момента такого электродвигателя обмотка статора с радиальными стержнями должна иметь минимальные лобовые вылеты, что обеспечивается обмоткой с шагом 2/3 полюсного деления. Статор выполнен с двухрядной обмоткой, причем стержни одноименных фаз статорной обмотки второго ряда смещены на половину шага стержней статорной обмотки первого ряда. Такое выполнение электродвигателя позволяет снизить потери, обусловленные четными пространственными гармониками м.д.с. в зазоре электродвигателя и повысить его КПД. 4 ил.

Область применения - тяговые транспортные средства, например электромобили, которые найдут применение в недалеком будущем.

В реализованных конструкциях электромобилей колесо вращается электродвигателем через редуктор [1]. Однако известны предложения, в которых редуктор в приводе колеса исключен и асинхронный дисковый электродвигатель встроен непосредственно в колесо. Диск со статорной обмоткой расположен внутри колеса и закреплен на неподвижной оси, а роторные обмотки встроены в элементы обвода колеса и расположены по обе стороны статорного диска [2]. Для того чтобы иметь наибольшие активную длину 1а и диаметр Да статора, целесообразно иметь обмотку статора с шагом 2/3 , где - угол полюсного деления, равный 180o эл.

Часть такой многополюсной трехфазной обмотки, витки фаз А, В и С, которых охватывают стержни 1 из ферромагнитного материала, показана на фиг.1, где указаны: угол полюсного деления - ; размеры, определяющие активную зону машины 1а и Да; угол шага обмотки - y, равный 2/3 . Из фиг.1 следует, что лобовые вылеты для такой обмотки минимальны. Это позволяет иметь при заданных габаритных ограничениях наибольшие размеры 1а и Да, сократить расход меди на обмотку статора и уменьшить потери в ней.

На фиг.2, приведена кривая м.д.с. обмотки с шагом 2/3 (сплошные линии) и выделены пунктиром первая гармоника фазной м.д.с. - F1.

Недостаток этой обмотки - появление значительных пространственных гармоник фазных м.д.с., причем вторая гармоника м.д.с. составляет половину первой, что приводит к большим потерям в роторных обмотках.

Указанный недостаток прототипа можно значительно ослабить, если применить двухрядную обмотку статора со смещением одноименных фаз - А', В', С' - обмотки второго ряда на половину шага обмотки, т.е. на 1/3 . Расположение фаз обмотки А', В', С' второго ряда указано на фиг.1 пунктиром, а на фиг.3 дан вид сечения по радиусу расположения обмоток и ферромагнитных стержней 1 для обоих рядов.

На фиг.4 приведена суммарная э.д.с. фазы от двух рядов обмоток при одинаковых суммарных ампервитках с вариантом одной обмотки прототипа. Разложение в гармонический ряд такой кривой показывает, что при небольшом уменьшении первой гармоники м. д.с. - F1, вторая гармоника м.д.с. уменьшается почти в два раза по сравнению с м.д.с. однорядной статорной обмоткой прототипа.

Преимущество предложенной двухрядной обмотки статора дискового электродвигателя мотор-колеса состоит в том, что значительное ослабление четных гармоник фазных м.д.с., прежде всего второй, позволяет резко сократить добавочные потери в роторных обмотках.

Технологических трудностей изготовления двухрядной обмотки статора не возникает, поскольку блоки обмоток одного ряда с магнитопроводами могут изготавливаться отдельно, как для однорядной обмотки, а затем состыковываться с нужным смещением, как показано на фиг.3, где смещение одноименных фаз обмоток двух рядов составляет 1/3.

Источники информации 1. "Электрические трансмиссии пневмоколесных транспортных средств". Ефимов И.С. и др., "Энергия", 1976.

2. "Мотор-колесо". Курбасов А.С. и др. Свид. 628008, приоритет 11 мая 1971, опублик. 15.10.78. Бюл. 38.

Формула изобретения

Мотор-колесо с дисковым асинхронным трехфазным короткозамкнутым двигателем, встроенным в колесо без редуктора, статорная обмотка которого выполнена с шагом 2/3 от полюсного деления, отличающееся тем, что статор выполнен с двухрядной обмоткой со смещением одноименных фаз второго ряда на половину шага обмоток первого ряда.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромеханике, в частности к униполярным бесконтактным электрическим машинам постоянного тока

Изобретение относится к конструкциям транспортных средств

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано в мотор-колесах транспортных средств, перемещающихся по рельсовому, рельсострунному или дорожному полотну

Изобретение относится к области энергомашиностроения

Изобретение относится к транспортному средству, приводимому в движение мышечной силой, в частности к креслам-коляскам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве мотор-колеса транспортных средств

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве источника энергии для электропривода

Изобретение относится к приводным устройствам для передвижных средств, и может быть использовано при изготовлении роликовых платформ, инвалидных колясок и комплектующих их приводных мотор-колес

Изобретение относится к электротехнике, а именно, к торцевым электрическим машинам с короткозамкнутыми роторами или постоянными магнитами и двумя статорами и может найти применение в электроприводе промышленных роботов, транспорте, робокарах или в электрокарах и электромобилях

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к конструкциям поршневых двигателей внутреннего сгорания, а именно к ротативным двигателям с оппозитным расположением поршней, и может быть использовано в автомобилестроении

Изобретение относится к конструктивным узлам автомобилей и предназначено для использования при построении карьерных автомобилей-самосвалов

Изобретение относится к области электротехники, а именно – к особенностям конструктивного выполнения электродвигателей, предназначенных для безредукторного привода преимущественно транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкции колес

Изобретение относится к области электротехники и машиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения электродвигателей, преимущественно для транспортных средств

Изобретение относится к области транспорта и предназначено для легковых автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидростатическим ступичным приводам

Двигатель // 2371827
Изобретение относится к области электротехники, а именно, к электрическим машинам, и может быть использовано для промышленных механизмов, требующих регулирования скорости
Наверх