Антифрикционная, противоизносная присадка к смазочным материалам

 

Использование: в области производства присадок для улучшения трибологических свойств смазочных материалов при эксплуатации транспортных средств и двигателей внутреннего сгорания. Сущность: присадка содержит, мас.%: 0,3-1,7 хлорсодержащего соединения, имеющего вязкость 400-700 мПас, при содержании хлора 42-47 мас.%, 3-7 малорастворимой соли (С1014)полиалкилбензол- или/и (С1014)полиалкилтолуолсульфокислоты, где металлом является медь (Cu) или олово (Sn), и остальное - (С1014)полиалкилбензолы или/и (С1014)полиалкилтолуолы. Технический результат - снижение мощности механических потерь в двигателе на величину от 0,1 до 0,25 кВт, уменьшение удельного расхода топлива до 4,5%, повышение компрессии в цилиндрах изношенного двигателя в среднем на 5%. 7 з.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к области производства присадок по улучшению трибологических свойств смазочных материалов при эксплуатации транспортных средств и двигателей внутреннего сгорания.

Эффективность трибологических свойств смазочных материалов решается использованием присадок, одновременно обеспечивающих противоизносное, антифрикционное, противокоррозионное и др. воздействия на поверхности трения.

Известно, что улучшение трибологических свойств смазочных материалов достигается использованием в них металлоплакирующих добавок, предпочтительно в виде стабилизированных поверхностно-активными веществами органозолей или солей различных высокомолекулярных кислот, при этом названные добавки образованы с использованием в их композициях преимущественно таких металлов, как медь (Cu), цинк (Zn), олово (Sn) и др. пластичные металлы.

Композиция присадки (пат. RU 2055860, С 10 М 133/04, опубл. 10.03.96 г.) содержит добавку в виде дисперсного коллоидного металла (например, медь, олово или их смеси), полимеризат алкиленамина, масло минеральное. Использование данной присадки в смазочном материале (в моторном масле) обеспечит хемосорбцию аминной составляющей на поверхности трения и подвод к ней дисперсионных частиц металла. В результате трибохимического обмена их с атомами металла поверхностей трения происходит образование в контактных зонах поверхностей трения сервовитной пленки из пластичного металла. Эффективность действия присадки в смазочном материале обеспечена за счет наличия в ней металла, например меди, дисперсность частиц которой меньше 1 мкм. Однако использование высокодиспергированных частиц металла усложняет технологический процесс их получения и, следовательно, процесс приготовления присадки в целом. Известная присадка вследствие значительной концентрации в ней диспергированных частиц металла имеет низкую коагуляционную устойчивость, затрудняется возможность использования ее в качестве готового торгового продукта, что снижает коммерческую значимость присадки. Эти обстоятельства, в частности, подтверждаются и приведенными в описании изобретения данными по оценке указанного выше параметра, согласно которым необходимый по технологическим требованиям эффект коагуляционной устойчивости обеспечивается при низкой концентрации диспегированных частиц металла в объеме основного масла.

Более предпочтительными по коммерческой значимости являются присадки, которые содержат маслорастворимые соли высокомолекулярных кислот. Маслорастворимые соли высокомолекулярных кислот наряду с другими компонентами, входящими в композиции присадок, обеспечивают улучшение трибологических характеристик штатных масел (см. пат. RU 2029778, С 10 М 141/10, опубл. 27.02.95). В данном техническом решении предлагается смазочное масло для двигателей внутреннего сгорания, которое содержит пакет присадок в виде диспергирующей, противоизносно-антиокислительной в виде соли диалкилдитиофосфорной кислоты в растворе масла, где металлом является кальций, магний, цинк, олово, кобальт, медь или др., предпочтительно детергентной в виде соли щелочноземельного металла алкилбензосульфокислоты в растворе масла.

Однако для приготовления каждой присадки из перечисленного их пакета, необходимых для смазочного масла по данному изобретению, требуется значительный расход реакционных компонентов в каждом масляном концентрате соответствующей присадки, что коммерчески нецелесообразно.

В изобретении (пат. SU 1630615, С 10 М 137/10, опубл. 23.02.91) защищается смазочный концентрат, содержащий минеральное масло, диалкилдитиофосфат цинка, беззольный диспергатор и/или диспергатор, улучшающий индекс вязкости. Концентрат дополнительно содержит маслорастворимое соединение меди, выбранное, например, из группы: нафтенат меди, олеат меди, соли меди алкиларилсульфокислот и др. Наличие в концентрате маслорастворимого соединения меди, выбранного из указанной группы соединений, предполагает повышение антиокислительной стабильности основного смазочного материала, а следовательно, и улучшение антифрикционных свойств этих материалов (в частности, моторного масла) за счет модифицирующего воздействия ионов металла, входящего в состав маслорастворимого соединения меди, на контактные поверхности узлов трения.

Однако эффективность противоокислительной стойкости при использовании этой присадки в моторном масле, а следовательно, и трибологические показатели по износостойкости и антифрикционному воздействию, обеспечены как за счет наличия в ее композиции маслорастворимого соединения меди, так и диалкилдитиофосфата цинка при значительном расходе последнего, что повышает коммерческую значимость присадки как готового продукта.

Техническое решение по пат. SU 1630615 в части, касающейся композиции присадки, содержащей базовую основу и маслорастворимое соединение соли алкиларилсульфокислоты, выбрано в качестве ближайшего аналога заявляемого технического решения.

При создании заявляемого изобретения положена задача повышения трибологических свойств по противоизносному и антифрикционному эффектам присадки на основе маслорастворимых солей высокомолекулярных кислот.

Задача изобретения состояла также в подборе и выборе для присадки реакционных компонентов, эффективность противоизносного и антифрикционного воздействия которых на поверхности трения обеспечивалась бы при минимизированном их составе и расходе и с учетом использования присадки как в минеральных, так и в синтетических основных смазочных материалах.

Для решения поставленной технической задачи предложена антифрикционная противоизносная присадка к смазочным материалам, содержащая маслорастворимую соль алкиларилсульфокислоты и базовую основу. Присадка согласно изобретению дополнительно содержит хлорсодержащее соединение, имеющее вязкость 400-700 (мПас) при содержании хлора 42-47 мас.%, в качестве маслорастворимой соли алкиларилсульфокислоты используют соль (С1014)полиалкилбензол- или/и (C10-C14)полиалкилтолуолсульфокислоты, где металлом является медь (Cu) или олово (Sn), а в качестве базовой основы используют (C10-C14)полиалкилбензолы или/и (C10-C14)полиалкилтолуолы при следующем соотношении, мас.%: Хлорсодержащее соединение - 0,3-1,7 Маслорастворимая соль или смесь указанных солей - 3-7 (C10-C14)полиалкилбензолы или/и (C10-C14)полиалкилтолуолы - Остальное Согласно изобретению предложено в качестве маслорастворимой соли использовать медную соль (C10-C14)полиалкилбензолсульфокислоты или/и медную соль (C10-C14)полиалкилтолуолсульфокислоты.

Согласно изобретению предложено использовать смесь указанных маслорастворимых солей при соотношении их 1:1.

Согласно изобретению предложено использовать смесь (C10-C14)полиалкилбензолов и (C10-C14)полиалкилтолуолов при соотношении 1:1.

Согласно изобретению присадка дополнительно содержит антиоксидант фенольного или/и аминного типа при концентрации 1,5-3,0 мас.%: Согласно изобретению в качестве антиоксиданта фенольного типа используют 2,6-ди-трет-бутилфенол или/и 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол.

Согласно изобретению в качестве антиоксиданта аминного типа используют алкилированный дифениламин.

Согласно изобретению в качестве антиоксиданта используют смесь 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенола и алкилированного дифениламина при соотношении 1:1.

Использование заявляемой присадки в смазочном материале улучшает противоизносные и антифрикционные свойства их по отношению к поверхностям узлов трения за счет происходящих в масляной среде реакций трибохимического обмена между ионами металла соли и металла поверхностей трения, при этом эффективность указанного процесса обеспечивается промоторным воздействием на этот процесс хлорсодержащего компонента присадки.

Использование присадки в смазочном материале ограничивает возможность осаждения (в процессе эксплуатационного режима) на контактные зоны поверхностей трения различных по термохимическим свойствам смолистых отложений вследствие улучшения лиофилизации названных поверхностей полиалкилароматическими соединениями, составляющими основу заявляемой присадки, что также способствует улучшению процесса трибохимического обмена между ионами металлов солей присадки и поверхностей трения.

Наличие полиалкилароматических соединений с радикалом С1014 способствует снижению температуры застывания присадки, повышается коммерческая значимость последней.

Заявляемая присадка минимизирована по составу и расходу используемых в ней компонентов, что улучшает ее коммерческую значимость.

Наличие в присадке дополнительного компонента в виде антиоксиданта фенольного или/и аминного типа повышает стабильность действия основных реакционных компонентов присадки при изменяющемся температурном режиме работы узлов трения, что особенно существенно для систем двигателя внутреннего сгорания.

При анализе известного уровня техники не выявлено технических решений, имеющих аналогичную заявляемому техническому решению совокупность компонентов в присадке и их расход, что свидетельствует о наличии новизны в заявляемом техническом решении.

При анализе известного уровня техники установлено, что трибологический эффект противоизносного действия на поверхности трения предпочтителен при использовании смазочных материалов с присадками, содержащими хлорсодержащее соединение (хлорпарафины), которое способствует образованию на локальных микроучастках поверхностей трения в условиях высоких удельных нагрузок и особенно в присутствии следов влаги пленок металлохлоридов, имеющих меньшее сопротивление к сдвигу, чем основной металл поверхности трения. Однако использование хлорпарафинов в составе основного масла приводит к повышению трения и износа в режиме высоких удельных давлений и температур, характерных для режима граничного трения. Эти обстоятельства объясняются дестабилизацией в указанных режимах работы физико-химических свойств хлорпарафинов, вследствие интенсифицирующегося выделения в этих условиях хлорида водорода. В результате повышаются реакционные процессы окисления углеводородов масел, снижается устойчивость граничной масляной пленки.

Стабильность и эффективность трибологических свойств хлорсодержащих соединений (с учетом механизма действия их на локальные микроучастки поверхностей трения при высоких удельных нагрузках и температурах) обеспечивается при условии соблюдения следующих требований: минимизированное количество хлорсоединений в композиции присадки; наличие компонентов, нейтрализующих действие хлорида водорода, образующегося при работе масляной системы.

В частности, известна присадка, которая по противоизносному эффекту соответствует указанным требованиям (см. патент RU 2177027). Композиция присадки содержит хлорированные парафины, диоктиловый эфир себациновой кислоты, диановую эпоксидную смолу, 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол, фторированный полиэфир, масло минеральное.

Однако данная присадка при использовании ее в смазочном материале не оказывает существенного влияния на улучшение антифрикционного эффекта, что ограничивает технологическую и коммерческую значимость этой присадки.

В заявляемом техническом решении композиция присадки имеет как хлорсодержащий компонент, так и соль алкиларилсульфокислоты, наличие которых при минимизированном их расходе обеспечивает улучшение антифрикционных свойств смазочного материала с одновременной эффективностью его противоизносных свойств к поверхностям трения.

Достигаемая при использовании заявляемой присадки трибологическая эффективность обеспечена как за счет наличия в композиции присадки названных реакционных компонентов, так и за счет предлагаемого их минимизированного расхода. При этом указанная эффективность обеспечена при использовании в заявляемой присадке маслорастворимых соединений, совместимых как с минеральными, так и с синтетическими смазочными материалами и вне зависимости от наличия на поверхностях трения различных по термохимическому образованию отложений.

Благодаря заявляемой присадке стабильность ее свойств обеспечивается и при низких температурах.

В целом указанные обстоятельства свидетельствует о соответствии заявляемого технического решении критериям изобретения: новизна, изобретательский уровень.

Изменение состава компонентов в присадке и их расхода не приведет к улучшению трибологических свойств смазочных материалов по отношению к поверхностям трения. Эффективность действия смазочных материалов к узлам трения обеспечивается при оптимальном расходе присадки в этом материале, при этом расход соответствует традиционно принятым нормам: не менее 1 мас.% присадки для моторных масел и не более 8 мас.% присадки для трансмиссионных и редукторных масел.

Ниже приводятся лучшие варианты выполнения композиции присадки по изобретению.

Для приготовления присадки используют как промышленно выпускаемые продукты, так и продукты, которые могут быть предварительно приготовлены по традиционным технологиям химического производства.

Относящиеся к классу алкилароматических соединений продукты: (С1014)полиалкилбензолы или/и (С1014)полиалкилтолуолы, получают алкилированием бензола или толуола фракциями альфа-олефинов С1014 в присутствии катализаторов. Данные продукты соответствуют ТУ-0257-046-18948455-02, являются маслянистыми прозрачными жидкостями с плотностью при 20oС, равной 0,83-0,95 г/см3.

(C10-C14)полиалкилбензолы или/и (С1014)полиалкилтолуолы используют в присадке в качестве основы для приготовления маслорастворимого концентрата присадки и реакционного компонента для приготовления используемых в присадке солей. Применение указанных соединений уменьшает возможность осаждения (в эксплуатационном режиме) на контактные зоны поверхностей трения различных по термохимическим свойствам смолистых отложений вследствие улучшения лиофилизации названных поверхностей этими соединениями, что также способствует улучшению процесса трибохимического обмена между ионами металлов солей присадки и поверхностей трения.

Хлорсодержащее соединение - готовый продукт, выпускаемый по ТУ-0257-002-18948455-99. Данный продукт является маслянистой жидкостью, имеющей вязкость 400-700 (мПас) при содержании хлора 42-47 мас.%. Термостабильность названного продукта в перерасчете на отщепленный НСl не более 0,2%, плотность при 20oС в пределах 1,18-1,19 кг/м3.

Хлорсодержащее соединение получают известными методами органического синтеза. Наличие в присадке указанного хлорсодержащего соединения повышает эффективность трибохимического обмена между ионами металлов солей и поверхностей трения.

Маслорастворимую соль (С1014)полиалкилбензолил- и/и (C10-C14)полиалкилтолуолсульфокислоты, где металлом является медь (Cu) или/и олово (Sn), получают традиционными в органической химии методами сульфирования бензолов, толуолов и их соединений с последующим образованием из полученных сульфокислот солей, в которых металлом является олово или медь.

По изобретению предпочтительно используют смесь медных солей (C10-C14)полиалкилбензолсульфокислоты и (C10-C14)полиалкилтолуолсульфокислоты при соотношении 1:1.

При приготовлении указанных солей предварительно с использованием метода синтеза сульфокислот получают (C10-C14)полиалкилбензолсульфокислоту и (C10-C14)полиалкилтолуолсульфокислоту. С использованием метода обменных реакций получают медную соль соответствующей кислоты.

Реализация химического процесса требует использования, в том числе метода нейтрализации высокомолекулярной сульфокислоты аммиаком (NН3) с получением аминной соли соответствующей кислоты, из которой при реакционном ее взаимодействии с водным раствором соединения (CuSO42О) получают используемые в композиции присадки соли.

Наличие в присадке маслорастворимых солей способствует образованию в контактных зонах поверхностей трения из пластичного металла соли сервовитной пленки, наличие которой повышает антифрикционные свойства узлов трения.

Участие в процессе контактного трения смазочного материала с технологической добавкой, содержащей соединения хлора и меди или хлора и олова, приводит к проявлению их синергетического влияния на металл поверхностей трения, что в результате обменных трибохимических процессов создает эффект восстановления в зонах трения основного металла (Fe) и пластичного металла (Cu) или (Sn).

При приготовлении присадки по изобретению используют также антиоксиданты фенольного или/и аминного типов.

Предпочтительно использование антиоксиданта фенольного типа - 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенола (торговая марка Агидол) или антиоксиданта аминного типа (алкилированный дифениламин) или смеси указанных антиоксидантов при соотношении их 1:1. Заявляемая присадка приготавливается традиционным методом перемешивания при температуре не более 70oС, предпочтительно при 60oС, всех компонентов при заданном мас.% соотношении и предпочтительно по лучшему их варианту согласно примеру 1.

Пример 1.

Хлорсодержащее соединение (вязкость 500 мПас, содержание хлора 44 мас. %) - 1,0 Смесь медных маслорастворимых солей (С1014)полиалкилбензолсульфокислоты и (С1014)полиалкилтолуолсульфокислоты при соотношении 1:1 - 5,0 Смесь (С1014)полиалкилбензолов и (С1014)полиалкилтолуолов при соотношении 1:1 - Остальное
Полученный концентрат присадки с целью последующей оценки его эффективности по противоизносному и антифрикционному воздействию на поверхности трения разбавлялся стандартизированными по классификации SAE маслами, соответственно моторное масло SAE 5W-30 (полусинтетическое) и SAE 10W-40 (минеральное); трансмиссионное масло SAE 85W-90.

Для подтверждения эффективности оценочных результатов по заявляемой присадке были приготовлены масляные концентраты присадок по примерам 2 и 3.

Пример 2.

Хлорсодержащее соединение
(вязкость 500 мПас, содержание хлора 44 мас.%) - 3,0
Масло минеральное SAE 10W-40 - Остальное
Масляный концентрат по примеру 2 составлен с учетом оптимальности расхода хлорсодержащего соединения, обеспечивающего эффективность противоизносных свойств, что следует из известного технического решения по патенту 2177027.

Пример 3.

Медная маслорастворимая соль (C10-C14)полиалкилбензолсульфокислоты - 2,0
Масло минеральное SAE 10W-40 - Остальное
Масляный концентрат по примеру 3 составлен с учетом оптимальности расхода медной маслорастворимой соли алкиларилсульфокислоты, обеспечивающей эффективность антифрикционных свойств, что следует из известного технического решения по патенту 1630615.

Полученные масляные концентраты по примерам 2 и 3 с целью последующей оценки эффективности их противоизносных и антифрикционных свойств на поверхности трения разбавляли основным маслом, в частности SAE 10W-40.

Полученные смазочные материалы, соответственно примеры 1.1, 2.1 и 3.1, на основе присадок по примерам 1-3 и масла SAE 10W-40 имеют концентрацию присадки в масле 5%.

Смазочный материал, пример 1.4, на основе присадки по примеру 1 и масла SAE 5W-30 имеет концентрацию присадки в масле 5%.

Смазочный материал, пример 1.5, на основе присадки по примеру 1 и масла SAE 85W-90 (трансмиссионное масло) имеет концентрацию присадки в масле 8%.

Оценка антифрикционных и противоизносных свойств смазочных материалов по примерам 1.1, 1.4-1.5 (масло+присадка, пример 1) и по примерам 2.1 и 3.1 (масло+присадка, примеры 2, 3) осуществлялась по традиционной методике с использованием машины трения ИИ-5018 в режиме диск (d40, сталь 38ХН3МА) по диску (контртело) (d40, сталь 38ХН3МА) без проскальзывания методом сравнения результатов. Частота вращения диска 2000 мин-1, нагрузка на контртело 350Н, при этом коэффициент трения определялся непосредственно во время испытаний по моменту сопротивления. Для определения противоизносных свойств испытываемых смазочных материалов использовали указанную машину трения с учетом взвешивания испытываемых образцов (диск, контртело) на аналитических весах (точность 0,35 мг). Результаты испытаний сведены в таблицу.

Таким образом, из приведенных результатов следует, что смазочные материалы (примеры 1.1, 1.2, 1.3), в составе которых использована присадка по примеру 1 (заявляемое изобретение) с хлорсодержащим компонентом и смесью маслорастворимых медных солей имеют более эффективные показатели по антифрикционным и противоизносным свойствам. Аналогичные результаты по противоизносным и антифрикционным свойств смазочных материалов получены и при испытаниях последних, имеющих указанный по примеру 1 концентрат присадки, в котором использована маслорастворимая соль (С1014)полиалкилбензолсульфокислоты, в которой металл - олово (Sn).

Для подтверждения эффективности использования в заявляемой присадке антиоксидантов были проведены испытания смазочного материала: масло SAE 10W-40 + присадка, пример 1, дополнительно содержащая 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол (торговая марка Агидол) в количестве 2 мас.%. Результаты испытаний на всех циклах замеров показали эффективность использования в смазочном материале добавки, содержащей указанный антиоксидант. При испытаниях установлено, что при увеличении цикличности испытаний улучшаются противоизносные свойства в среднем на 1-2%. Аналогичные результаты были получены и при использовании в смазочном материале присадки по изобретению (в частности, по примеру 1), дополнительно содержащей антиоксидант аминного типа в количестве 1,5 мас.%. При испытаниях в качестве антиоксиданта аминного типа использовали алкилированный дифениламин. В результате испытаний также установлено, что заданная по изобретению концентрация антиоксидантов в присадке оптимальна. При уменьшении (менее 1,5 мас.%) концентрации антиоксидантов противоизносные свойства заявляемой присадки (при увеличении цикличности испытаний) практически соответствуют результатам, указанным в таблице; увеличение концентрации антиоксидантов (более 2 мас.%) не оказывает существенного влияния на указанные выше результаты испытаний смазочных материалов: базовая основа+заявляемая присадка с антиокидантом.

При испытаниях смазочного материала: масло SAE 10W-40 + присадка (пример 1), дополнительно содержащая 2 мас.% смеси антиоксидантов аминного и фенольного типов, соответственно алкилированный дифениламин и 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол (при соотношении их 1:1), установлено, что при увеличении цикличности испытаний в среднем на 15% противоизносные свойства испытываемого материала улучшаются на 2-2,5%.

Приведенные данные свидетельствует об эффективности противоизносных свойств используемого смазочного материала с заявляемой присадкой и, следовательно, о стабильности действия основных ее реакционных компонентов при изменяющемся температурном режиме работы узлов трения и нагрузок на них.

Приведенные результаты испытаний также свидетельствуют об эффективности действия присадки по заявляемому изобретению на контактные поверхности трения вне зависимости от используемых в узлах трения смазочных материалов (минеральных, п/синтетических или синтетических).

Приготовленные в соответствии с примерами 1-3 присадки оценивались также по их температуре застывания. Температура застывания присадки по примеру 1 ниже минус 50oС. Температуры застывания присадок по примерам 2 и 3 не ниже минус 32oС.

Для подтверждения полученных результатов стендовых испытаний на машине трения смазочных материалов с присадкой по примеру 1 (заявляемая) были проведены стендовые моторные испытания с использованием для этой цели двигателей внутреннего сгорания ВАЗ-2111. Испытания осуществлялись с использованием ГОСТ "Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний". При проведении стендовых моторных испытаний использовалась штатная норма смазочного материала, содержащего моторное масло SAE 15W-40 + 5 мас.% присадки по примеру 1, а также штатная норма смазочного материала SAE 15W-40.

В результате моторных испытаний двигателей внутреннего сгорания установлено, что использование в штатной норме смазочного материала (масло моторное) присадки по изобретению позволяет
снизить мощность механических потерь в двигателе на величину от 0,1 до 0,25 кВт преимущественно на низких и средних частотах (1000 - 3500 мин-1) вращения вала;
уменьшить удельный эффективный расход топлива на величину до 4,5% на отдельных режимах работы двигателей и преимущественно в режиме оптимальных частот (3500 мин-1) вращения вала;
повысить компрессию в цилиндрах изношенного двигателя в среднем на 5%.

Таким образом, полученные при стендовых моторных испытаниях результаты также подтверждают эффективность действия заявляемой присадки на улучшение трибологических свойств смазочных материалов, содержащих эту присадку. Полученные результаты по повышению компрессии в цилиндрах изношенного двигателя подтверждают, что использование в узлах трения смазочного материала с технологической добавкой, содержащей соединения меди и хлора, обеспечивает восстановительный эффект металлов в зонах трения.

Присадка по изобретению промышленно применима и может быть использована в различных смазочных материалах, преимущественно в моторном масле для двигателей внутреннего сгорания, в трансмиссионном и редукторном, предпочтительно автотракторных.


Формула изобретения

1. Антифрикционная, противоизносная присадка к смазочным материалам, содержащая маслорастворимую соль алкиларилсульфокислоты и базовую основу, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит хлорсодержащее соединение, имеющее вязкость 400-700 мПас при содержании хлора 42-47 мас.%, в качестве маслорастворимой соли алкиларилсульфокислоты используют соль (С1014)полиалкилбензол- или/и (С1014)полиалкилтолуолсульфокислоты, где металлом является медь (Cu) или олово (Sn), а в качестве базовой основы используют (С1014)полиалкилбензолы или/и (С1014)полиалкилтолуолы при следующем соотношении, мас.%:

Хлорсодержащее соединение 0,3-1,7

Маслорастворимая соль или смесь указанных солей 3,0-7,0

1014)полиалкилбензолы или/и (С1014)полиалкилтолуолы Остальное

2. Присадка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве маслорастворимой соли используют медную соль (С1014)полиалкилбензолсульфокислоты или/и медную соль (С1014)полиалкилтолуолсульфокислоты.

3. Присадка по п.1, отличающаяся тем, что смесь указанных маслорастворимых солей используют при соотношении их 1:1.

4. Присадка по п.1, отличающаяся тем, что смесь (С1014)-полиалкилбензолов и (С1014)полиалкилтолуолов используют при соотношении 1:1.

5. Присадка по п.1, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит антиоксидант фенольного или/и аминного типа при концентрации 1,5-3,0 мас.%.

6. Присадка по пп.1-5, отличающаяся тем, что в качестве антиоксиданта фенольного типа используют 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол.

7. Присадка по пп.1-5, отличающаяся тем, что в качестве антиоксиданта аминного типа используют алкилированной дифениламин.

8. Присадка по пп.1-5, отличающаяся тем, что в качестве антиоксиданта используют смесь 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенола и алкилированного дифениламина при соотношении 1:1.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области создания моторных масел для двухтактных бензиновых двигателей

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к составам, предназначенным для защиты от коррозии труднодоступных частей и полостей металлоконструкции, в том числе и автомобилей

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к составам, предназначенным для защиты от коррозии труднодоступных частей и полостей металлоконструкции, в том числе и автомобилей

Изобретение относится к пластичным смазочным материалам и может использоваться в машинах и механизмах, шарнирно-болтовых сочленениях, подшипниках качения и скольжения, зубчатых передачах и других тяжелонагруженных узлах трения

Изобретение относится к составу концентрата моюще-консервационной жидкости, применяемому в виде водных растворов в качестве моюще-консервационного средства в машиностроении, а именно на автоматических моющих линиях для промывки деталей автомобилей, защиты от коррозии и консервации на период возможного хранения перед сборкой

Изобретение относится к составу концентрата моюще-консервационной жидкости, применяемому в виде водных растворов в качестве моюще-консервационного средства в машиностроении, а именно на автоматических моющих линиях для промывки деталей автомобилей, защиты от коррозии и консервации на период возможного хранения перед сборкой

Изобретение относится к уплотнительным пастам (УП), используемым в уплотнительных узлах трубопроводной арматуры (газопроводов, нефтепроводов, паропроводов, аммиакопроводов, теплоэнергетических объектах и др.)

Изобретение относится к смазочным веществам, в частности, для горячей прокатки труб на непрерывном прокатном стане с удерживаемой оправкой

Изобретение относится к области создания моторных масел для двухтактных бензиновых двигателей

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к составам, предназначенным для защиты от коррозии труднодоступных частей и полостей металлоконструкции, в том числе и автомобилей

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к составам, предназначенным для защиты от коррозии труднодоступных частей и полостей металлоконструкции, в том числе и автомобилей

Изобретение относится к пластичным смазочным материалам и может использоваться в машинах и механизмах, шарнирно-болтовых сочленениях, подшипниках качения и скольжения, зубчатых передачах и других тяжелонагруженных узлах трения

Изобретение относится к составу концентрата моюще-консервационной жидкости, применяемому в виде водных растворов в качестве моюще-консервационного средства в машиностроении, а именно на автоматических моющих линиях для промывки деталей автомобилей, защиты от коррозии и консервации на период возможного хранения перед сборкой

Изобретение относится к составу концентрата моюще-консервационной жидкости, применяемому в виде водных растворов в качестве моюще-консервационного средства в машиностроении, а именно на автоматических моющих линиях для промывки деталей автомобилей, защиты от коррозии и консервации на период возможного хранения перед сборкой

Изобретение относится к уплотнительным пастам (УП), используемым в уплотнительных узлах трубопроводной арматуры (газопроводов, нефтепроводов, паропроводов, аммиакопроводов, теплоэнергетических объектах и др.)

Изобретение относится к смазочным веществам, в частности, для горячей прокатки труб на непрерывном прокатном стане с удерживаемой оправкой

Изобретение относится к области создания моторных масел для двухтактных бензиновых двигателей
Наверх