Способ обнаружения потерпевшего и точной доставки полезного груза для него при проведении поисково-спасательных операций

 

Способ относится к средствам обнаружения потерпевшего и точной доставки полезного груза к нему и применяется при проведении работ по спасению людей из труднодоступных районов. Включает запуск беспилотного летательного аппарата для выхода в район бедствия, который снабжен ретранслятором сигналов радиокомандной линии управления и является возвращаемым, наведение этого аппарата на место нахождения потерпевшего и выбрасывание с этого аппарата к потерпевшему беспилотного летательного аппарата-носителя полезного груза. Управление летательным аппаратом и летательным аппаратом-носителем производят посредством анализа изображения с телевизионной камеры, размещенной на летательном аппарате. После обнаружения потерпевшего на экране телевизионной камеры производят запуск с летательного аппарата летательного аппарата-носителя полезного груза. Наведением летательного аппарата-носителя полезного груза управляют, используя радиокомандную линию управления через ретранслятор радиокоманд. После запуска летательного аппарата-носителя полезного груза в сторону потерпевшего аппарат-носитель доставляет потерпевшему полезный груз, а с командного пункта осуществляют возврат летательного аппарата. Данный способ позволяет проводить широкий класс спасательных работ при использовании одного и того же устройства на разных этапах спасательной операции.

Заявляемое в качестве изобретения техническое решение относится к средствам техники, применяемым для обнаружения потерпевшего и точной доставки груза к нему, в частности, при производстве работ по спасению людей, особенно в труднодоступных районах, например в открытом море или пустыне.

Прототипом заявляемого способа является способ спасения терпящих бедствие по реферату заявки на изобретение РФ 93039158, МПК 6 А 62 В 37\00, опубликованному 20.10.96. В прототипе доставку полезного груза осуществляют с помощью беспилотного дистанционно-пилотируемого летательного аппарата, оснащенного бортовым радиоэлектронным оборудованием и парашютом. Спасательные работы осуществляют с помощью парашютирования полезного груза с последующей доставкой его к потерпевшему.

Общими признаками являются использование дистанционно-пилотируемого летательного аппарата и выбрасывание к объекту спасательного устройства с дистанционно-пилотируемого летательного аппарата.

Однако применение прототипа возможно только после получения точных координат потерпевшего. В прототипе эти координаты получают с помощью спутниковой системы, что ведет к удорожанию работ и потере точности вследствие возможного перемещения потерпевшего. При этом существует проблема точного наведения, решаемая, например, с помощью применения системы самонаведения на радиомаяк потерпевшего, содержащей тяжелую систему точного расчета координат, использующую гиростабилизированную платформу и пассивную радиолокационную станцию с антенной большой апертуры.

Цель заявляемого технического решения - создание такого способа обнаружения потерпевшего и точной доставки груза для него при проведении поисково-спасательных операций, который позволяет производить широкий класс спасательных работ, имея при этом необходимую точность определения относительного местоположения (углового расстояния) обнаруженного потерпевшего и средства доставки полезного груза, и, кроме того, позволяет использовать одно и то же устройство (телевизионную камеру) на разных этапах спасательной операции - поиска потерпевшего и доставки полезного груза к нему, а также совместить применение дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов возвращаемых и невозвращаемых, что ведет к удешевлению процесса вследствие возможности вторичного использования возвращаемых летательных аппаратов.

Поставленная цель достигнута в заявляемом техническом решении.

Сущность технического решения состоит в том, что способ обнаружения потерпевшего и точной доставки груза для него при проведении поисково-спасательных работ включает запуск беспилотного летательного аппарата для выхода в район бедствия, наведение беспилотного летательного аппарата на место нахождения потерпевшего и выбрасывание с беспилотного летательного аппарата к потерпевшему полезного груза, причем запускаемый беспилотный летательный аппарат является возвращаемым, и он снабжен ретранслятором сигналов радиокомандной линии управления; при этом полетом возвращаемого беспилотного летательного аппарата управляют с помощью радиокомандной линии управления, а управление им проводят посредством анализа изображения с телевизионной камеры, размещенной на возвращаемом беспилотном летательном аппарате; после обнаружения потерпевшего на экране телевизионной камеры производят запуск с возвращаемого беспилотного летательного аппарата беспилотного летательного аппарата-носителя полезного груза; формирование команд радио-наведения беспилотного летательного аппарата-носителя полезного груза на потерпевшего осуществляется с помощью анализа изображения взаимного расположения беспилотного летательного аппарата-носителя полезного груза и потерпевшего, полученного с телевизионной камеры, причем наведением беспилотного летательного аппарата-носителя полезного груза управляют, используя радио-командную линию управления через ретранслятор радиокоманд. После запуска беспилотного летательного аппарата-носителя полезного груза в сторону потерпевшего аппарат-носитель доставляет потерпевшему полезный груз, а с командного пункта осуществляют возврат возвращаемого беспилотного летательного аппарата.

Пример конкретного выполнения способа.

В качестве возвращаемого летательного аппарата используют дистанционно-пилотируемый летательный аппарат, а в качестве беспилотного летательного аппарата-носителя полезного груза используют дистанционно-пилотируемый летательный аппарат полезной нагрузки.

Проведение поисково-спасательной операции начинают с того, что оператор командного пункта осуществляет запуск возвращаемого дистанционно-пилотируемого летательного аппарата типа "Пчела-1" с радиоуправлением, на котором работает телекамера типа "Sony DSR-TRV40E", изображение с которой передается оператору на монитор. Оператор смотрит на монитор и, видя изображение местности, начинает управлять полетом. После появления изображения потерпевшего в зоне обзора телекамеры оператор осуществляет разворот и новый заход возвращаемого дистанционно-пилотируемого летательного аппарата на потерпевшего с расстояния, необходимого для наведения носителя полезной нагрузки, после чего оператор управляет одновременно возвращаемым дистанционно-пилотируемым дельтапланом и носителем полезной нагрузки вплоть до попадания полезного груза к потерпевшему и возврата возвращаемого дистанционно-пилотируемого летательного аппарата. В качестве полезного груза используют упакованные средства спасения - спасательный круг, мобильный телефон, одежду, продукты питания, необходимые для выживания потерпевшего.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что при анализе уровня техники не обнаружено подобного способа обнаружения потерпевшего и точной доставки груза для него при проведении поисково-спасательных операций, следовательно, заявляемое техническое решение соответствует критериям "новизна", "изобретательский уровень" и "промышленная применимость".

Формула изобретения

Способ обнаружения потерпевшего и точной доставки полезного груза для него при проведении поисково-спасательных работ, включающий запуск беспилотного летательного аппарата для выхода в район бедствия, наведение беспилотного летательного аппарата на место нахождения потерпевшего и выбрасывание с беспилотного летательного аппарата к потерпевшему полезного груза, отличающийся тем, что запускаемый беспилотный летательный аппарат является возвращаемым и он снабжен ретранслятором сигналов радиокомандной линии управления, при этом полетом возвращаемого беспилотного летательного аппарата управляют с помощью радиокомандной линии управления, а управление им проводят посредством анализа изображения с телевизионной камеры, размещенной на возвращаемом беспилотном летательном аппарате, после обнаружения потерпевшего на экране телевизионной камеры производят запуск с возвращаемого беспилотного летательного аппарата беспилотного летательного аппарата-носителя полезного груза, формирование команд радионаведения беспилотного летательного аппарата-носителя полезного груза на потерпевшего осуществляется с помощью анализа изображения взаимного расположения беспилотного летательного аппарата-носителя полезного груза и потерпевшего, полученного с телевизионной камеры, причем наведением беспилотного летательного аппарата-носителя полезного груза управляют, используя радиокомандную линию управления через ретранслятор радиокоманд, после запуска беспилотного летательного аппарата-носителя полезного груза в сторону потерпевшего аппарат-носитель доставляет потерпевшему полезный груз, а с командного пункта осуществляют возврат возвращаемого беспилотного летательного аппарата.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электронной и вычислительной технике, в частности, к автоматизированным системам передачи тревожных сообщений и преимущественно может быть использовано для централизованной имущественной и пожарной охраны рассредоточенных объектов с использованием занятых и коммутируемых телефонных линий связи

Изобретение относится к способам контроля состояния охраняемых объектов как подвижных, так и стационарных

Изобретение относится к системам охранной сигнализации и может быть использовано для слежения за транспортными средствами (ТС) и их централизованной радиоохраны

Изобретение относится к автомобильной охранной сигнализации с дистанционной радиосвязью

Изобретение относится к радиотехнике

Изобретение относится к области сигнализации, а именно к ретрансляторам системы передачи тревожных извещений

Изобретение относится к области технических средств борьбы с терроризмом и может быть использовано для предотвращения подрыва механических транспортных средств (автомобилей) путем заблаговременного выявления установленных на них противотранспортных мин

Изобретение относится к системам охранной сигнализации и быть может быть использовано для охраны музейных экспонатов малой формы

Изобретение относится к системам тревожной сигнализации для обнаружения проникновения нарушителя или очага пожара на контролируемых объектах с передачей тревожных сообщений по радиоканалу

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС)

Изобретение относится к технике для спасения жизни людей и применяется для изоляции террористов на воздушном транспорте

Изобретение относится к устройствам, используемым для доставки пожарного и средств тушения пожара на верхние этажи здания и может быть использовано в различных других областях, где требуется оперативно и быстро доставить человека на сравнительно большую высоту
Изобретение относится к средствам защиты от вредного воздействия
Изобретение относится к техническому оборудованию мест массовых зрелищ и относится к способам проведения техники безопасности на спортивных площадках и стадионах, например, футбольных
Наверх