Соединение буровых штанг

 

Изобретение относится к горному делу, а именно к буровым штангам, используемым для бурения шпуров и скважин. В соединении буровых штанг, в котором буровые штанги выполняют с возможностью вкручивания одна в другую, каждая из буровых штанг имеет три посадочных участка: резьбовой, конусный самотормозящийся и конусный несамотормозящийся, с последовательностью размещения их вдоль оси буровой штанги от резьбового к конусному несамотормозящемуся через конусный самотормозящийся. Размеры участков подбирают так, что контакт деталей в конусном несамотормозящемся участке возникает после упругого замыкания на конусном самотормозящемся участке. Изобретение обеспечивает устранение условий, приводящих к перегрузкам на отдельных участках соединения. 1 ил.

Изобретение относится к горному делу, а конкретнее к буровым штангам, используемым для бурения шпуров и скважин.

Известны резьбовые соединения буровых штанг ([1] стр.243, рис.VIII.8.а, б, в). Недостатком таких соединений является возможность чрезмерного затягивания резьб, приводящего к их срезу, тем более что нагрузки на витках резьб не могут распределятся равномерно, а это перегружает отдельные витки, которые разрушаются первыми (объяснение причин этого явления приведено в [1], стр.236).

Известны также конусные соединения буровых штанг ([1] стр.258, рис.VIII.16.а), они выполняются с углами конусности (2°30'...3°30') ([1] стр.266, седьмая строка снизу). Недостатками таких соединений является следующее - возможные поломки деталей при запрессовки и необходимость весьма больших усилий для распрессовки, которые технически часто невозможно осуществить в условиях шахт (см. [1] стр.257, первый абзац).

Наиболее близким к заявленному относится конусно-резьбовое соединение ([1] стр.245, рис. VIII.9.б), принятое за прототип. В этом случае крутящий момент передается от одной штанги к другой за счет того, что каждая штанга содержит два участка соединения - резьбовой и конусный. При этом конусный участок принимается несамотормозящимся и наличие его, во-первых, препятствует чрезмерной затяжки резьбового участка, во-вторых, частично позволяет передавать момент через конусное соединение и, в-третьих, центрирует штанги относительно друг друга.

Тем не менее, это соединение также имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что несамотормозящийся конусный участок не может передавать значительных крутящих моментов и поэтому резьбовой участок оказывается перегруженным, а если выполнен конусный участок самотормозящимся, то неизбежно заклинивание в нем столь существенное, что усложняет процесс рассоединения деталей.

Задачей настоящего изобретения является устранение недостатков прототипа, т.е. устранение условий, приводящих к перегрузкам на отдельных участках соединения.

В основу решаемой технической задачи положена идея использования совместно с резьбовым участком двух видов конусного соединения - самотормозящегося и несамотормозящегося. Под самотормозящимся конусом донимается конус с углом конусности <4°, а под несамотормозящимся - с углом конусности >12° ([1] стр.266, строка 11 и далее снизу). Важно для этого участка располагать вдоль оси соединения в последовательности - резьбовой, конусный самотормозящийся и конусный несамотормозящийся.

Решение задачи достигается тем, что в соединении буровых штанг, выполненных с резьбовыми и конусными участками, буровые штанги выполняют с возможностью вкручивания одна в другую. При этом каждая из буровых штанг имеет три посадочных участка: резьбовой, конусный самотормозящийся и конусный несамотормозящийся, с последовательностью размещения их вдоль оси буровой штанги от резьбового к конусному несамотормозящемуся через конусный самотормозящийся, причем размеры участков подбирают так, что контакт деталей в конусном несамотормозящемся участке возникает после упругого замыкания на конусном самотормозящемся участке.

Предлагаемое соединение приведено на чертеже, где обозначены: 1 - первая буровая штанга; 2 - вторая буровая штанга; OO - геометрическая ось соединения, совпадающая с осью штанг; 1’- несамотормозящийся конусный участок; 1'' - самотормозящийся конусный участок; 1''' - резьбовой участок; - угол конусности участка 1', >12; - угол конусности участка 1'', <4.

Работает соединение следующим образом.

Штангу 1, введенную в штагу 2, вкручивают по резьбовому участку 1’" до контакта конического самотормозящегося участка 1".

При дальнейшем вкручивании происходит упругое деформирование в зоне контакта самотормозящегося участка и осевое смещение деталей (см. [1] стр.263, 5-ая строка выше формулы (VIII.27) и фиг.VIII.27), которая обеспечивает возникновение контакта на несамотормозящемся участке 1'. Таким образом, происходит первоначально контакт резьбового участка, затем конического самотормозящего участка и после его упругого деформирования - участка конического несамотормозящегося. То есть размеры участков заранее подбираются так, что контакт деталей в конусном несамотормозящемся участке 1' возникает лишь после упругого замыкания в конусном самотормозящемся участке.

При передаче штангами через соединение крутящего момента в результате плотного прилегания поверхностей участков происходит распределение моментов по всем участкам, что исключает их перегруз.

Рассоединение происходит достаточно легко за счет того, что участок 1''' обеспечивает штангам относительное вращательно-поступательное движение, приводящее к выталкиванию и разъединению штанг.

Источник информации

1. Алимов О.Д., Дворников Л.Т. Бурильные машины. М.: Машиностроение, 1976 г., с.295.

Формула изобретения

Соединение буровых штанг, в котором буровые штанги выполнены с резьбовыми и конусными участками, отличающееся тем, что буровые штанги выполняют с возможностью вкручивания одна в другую, при этом каждая из буровых штанг имеет три посадочных участка: резьбовой, конусный самотормозящийся и конусный несамотормозящийся, с последовательностью размещения их вдоль оси буровой штанги от резьбового к конусному не самотормозящемуся через конусный самотормозящийся, причем размеры участков подбирают так, что контакт деталей в конусном несамотормозящемся участке возникает после упругого замыкания на конусном самотормозящемся участке.

РИСУНКИ

Рисунок 1

NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 27.06.2007

Извещение опубликовано: 27.06.2007        БИ: 18/2007



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к резьбовым соединениям обсадных и насосно-компрессорных труб и может найти применение в нефтяной и газовой промышленности

Изобретение относится к резьбовым соединениям обсадных и насосно-компрессорных труб в нефтяной и газовой промышленности

Изобретение относится к резьбовому соединению для бурильной колонны, предназначенной для ударного бурения по породе

Изобретение относится к созданию резьбовых соединений, имеющих охватываемый и охватывающий участки, а также к созданию способа изготовления изделия, имеющего резьбу

Изобретение относится к резьбовому соединению труб, в частности, в нефтяной и газовой промышленности

Изобретение относится к соединительному узлу для труб, применяемых в качестве обсадной трубы скважины, выполненному за одно целое с трубами

Изобретение относится к прокладкам с высокими антифрикционными свойствами, а именно к прокладкам для контактирующих поверхностей замковых соединений бурильных труб
Изобретение относится к соединению конструктивных элементов и может быть использовано при подготовке к эксплуатации и ремонте труб и другого нефтепромыслового оборудования с коническими резьбовыми соединениями

Изобретение относится к области бурения, в частности к резьбовым соединениям бурильной колонны для ударного бурения

Изобретение относится к буровой технике и может быть использовано в колтюбинговой технологии бурения и ремонте нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к резьбовым соединениям преимущественно обсадных и насосно-компрессорных труб и может найти применение в нефтегазовой промышленности

Изобретение относится к буровой технике, а именно к способам контроля натяга замковых соединений бурильных труб и другого инструмента с конической резьбой

Изобретение относится к резьбовому соединению и элементу инструмента для бурения

Изобретение относится к области буровой техники и может быть использовано в горнорудной, угледобывающей и нефтедобывающей промышленности

Изобретение относится к металлургии и машиностроению, в частности к разработке коррозионно-стойкой стали для ударного бурения с улучшенными свойствами в отношении сопротивления коррозионной усталости

Изобретение относится к области горного дела, в частности к соединению секций отдельных бурильных труб при добычи нефти или газа из подземной формации, с использованием распорки, которая вводится в состав резьбового соединения труб для предотвращения пластической деформации резьбы соседних секций труб в бурильной колонне

Изобретение относится к нефтяной промышленности и может найти применение при соединении насосно-компрессорных труб и обсадных колонн в нефтяных и газовых скважинах

Изобретение относится к области горного дела, в частности к нефтегазодобывающей промышленности, и может быть использовано для соединения обсадных колонн или насосно-компрессорных труб в нефтяных и газовых скважинах
Наверх