Способ разрушения ледяного покрова

Авторы патента:


 

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров резонансным способом при всплытии в сплошном льду. Способ разрушения ледяного покрова подводным судном заключается в возбуждении изгибно-гравитационных волн при движении судна подо льдом в резонансной скоростью. Во время движения из корпуса судна через его верхнюю поверхность в пограничный слой судна вводят добавки в виде волокон из твердых веществ. Достигается повышение эффективности разрушения ледяного покрова. 1 ил.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров резонансным способом при всплытии в сплошном льду.

Уровень техники известен из способа разрушения ледяного покрова резонансными изгибно-гравитационными волнами (ИГВ), возбуждаемыми подводным судном (1. В. М.Козин, А.В.Онищук "Модельные исследования волнообразования в сплошном ледяном покрове от движения подводного судна". - ПМТФ, Новосибирск. - Изд-во ВО "Наука". 1994. - 2, с.78-81).

Известный способ осуществляется следующим образом. Судно всплывает на безопасную глубину и движется подо льдом с резонансной скоростью Vp, т.е. со скоростью, при которой высота возбуждаемых ИГВ максимальна.

Недостатком способа является ограниченность высоты ИГВ, т.е. их ледоразрушающей способности, которая при резонансной скорости судна определяется заглублением и водоизмещением последнего [1].

Задачей заявляемого изобретения является увеличение высоты ИГВ при не меняющихся резонансной скорости и величине заглубления судна.

Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: ледяной покров разрушается подводным судном путем возбуждения во льду ИГВ при движении судна подо льдом с резонансной скоростью.

Отличительные: во время движения из корпуса судна через его верхнюю поверхность в пограничный слой судна вводят добавки в виде волокон из твердых веществ.

Известно [1], что зарождение системы ИГВ происходит непосредственно над его источником (подводным судном). Поэтому вносимые в поток возмущения в области генерации ИГВ окажут прямое воздействие на процесс их развития. Поскольку первая впадина прогрессивных ИГВ формируется над корпусом судна [1] (в новой оконечности) в определенном месте, то появляется возможность воздействовать на реакцию упругого основания (воды) от деформирования ледяного покрова в пределах длины судна. Очевидно, что это воздействие должно быть направлено на уменьшение силы поддержания воды в районе впадины ИГВ, т. к. понижение давления в этом месте вызовет увеличение глубины впадины и соответствующий рост изгибных напряжений в ледяной пластине. В свою очередь это повысит эффективность разрушения льда подводным судном.

Также известно (2. Войткунский Я.Н. Сопротивление движению судов. Л.: Судостроение. 1988. - 287 с.), что введение в турбулентный поток жидкости добавок в виде волокон из твердых веществ приводит к образованию хлопьев, способствующих гашению турбулентных пульсаций, а образующиеся водные суспензии волокон увеличивают толщину вязкого подслоя, что в свою очередь приводит к ламинаризации потока жидкости и снижению сопротивления трения. Снижение сопротивления трения приводит к увеличению полноты эпюры скоростей пограничного слоя, т. е. к увеличению средней скорости обтекания участка тела, где вводят волокна.

Способ осуществляется следующим образом.

Под ледяным покровом начинают перемещать подводное судно с резонансной скоростью [1]. Если высота возбуждаемых при этом ИГВ окажется недостаточной для разрушения льда, то во время движения из корпуса судна через его верхнюю поверхность в пограничный слой судна вводят добавки в виде волокон из твердых веществ, например, в виде волокон асбеста, нейлона или древесного происхождения (см. [2] на стр.104). Для этого предварительно в носовой части судна в наиболее вероятном месте расположения первой впадины ИГВ выполняют щели (для ввода добавок) с наклоном к поверхности корпуса вдоль потока. Это приведет к ламинаризации пограничного слоя под подошвой волны (практически вся поверхность судна обтекается турбулентным потоком, (см. [2]), что увеличит скорость обтекания участка корпуса судна под впадиной ИГВ. В соответствии с законом Бернулли давление в этом месте понизится, и амплитуда ИГВ возрастет. Соответственно увеличатся изгибные напряжения в ледяном покрове, что повысит эффективность разрушения льда.

Изобретение поясняется чертежом.

Под ледяным покровом 1 начинают перемещать подводное судно 2 с резонансной скоростью Vp. Если высота возбуждаемых ИГВ 3 окажется недостаточной для разрушения льда 1, то через щели 4 в пограничный слой 5 вводят волокна 6. В результате высота ИГВ 3 возрастет до высоты ИГВ 7, что повысит эффективность разрушения льда 1.

Формула изобретения

Способ разрушения ледяного покрова подводным судном, заключающийся в возбуждении во льду изгибно-гравитационных волн при движении судна подо льдом с резонансной скоростью, отличающийся тем, что во время движения из корпуса судна через его верхнюю поверхность в пограничный слой судна вводят добавки в виде волокон из твердых веществ.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров резонансным способом при всплытии в сплошном льду

Изобретение относится к судостроению, в частности к судам на воздушной подушке, разрушающим ледяной покров резонансным методом, т.е

Изобретение относится к судостроению и касается создания судов на воздушной подушке, разрушающих ледяной покров резонансным методом

Изобретение относится к судостроению, в частности к средствам продления навигации на внутренних водных путях

Изобретение относится к судостроению, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров резонансным способом при всплытии в сплошном льду

Изобретение относится к судостроению, в частности, к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров резонансным способом при всплытии в сплошном льду

Изобретение относится к судостроению, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров резонансным способом при всплытии в сплошном льду
Изобретение относится к судостроению, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров резонансным способом при всплытии в сплошном льду

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами

Изобретение относится к технологическому оборудованию, предназначенному для добычи полезных ископаемых в арктических условиях

Изобретение относится к судостроению и касается строительства амфибийных судов на воздушной подушке для разрушения ледяного покрова резонансным способом

Изобретение относится к области судостроения, в частности, к судам на воздушной подушке, разрушающим ледяной покров

Изобретение относится к области судостроения, в частности к судам на воздушной подушке, разрушающим ледяной покров
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях

Изобретение относится к судостроению, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров

Изобретение относится к судостроению, в частности к судам на воздушной подушке, разрушающим ледяной покров

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для разрушения ледяного покрова

Изобретение относится к области судостроения, в частности к амфибийным судам на воздушной подушке, разрушающим ледяной покров резонансным методом
Наверх