Способ диагностики заболеваний желудочно-кишечного тракта

 

Изобретение относится к медицине и предназначено для диагностики заболеваний желудочно-кишечного тракта. На тело больного накладывают электроды, регистрируют спонтанные электрические сигналы желудка и кишечника натощак и после смешанной пищевой нагрузки, после чего вычисляют отдельные показатели сигналов, сравнивают их с такими же показателями у здоровых людей и по выявленным изменениям судят о состоянии желудочного-кишечного тракта у больных. Для проведения диагностики используют три активных электрода, два из которых располагают в перианальных областях, справа и слева от ануса, а один активный электрод в эпигастральной области. Определяют значение показателей в органах желудочно-кишечного тракта, измеренные в эпигастральной и перианальной областях, и по их значениям судят о состоянии желудка и кишечника больного. Способ позволяет более достоверно проводить анализ состояния больного. 14 ил.

Изобретение относится к медицине, к функциональной диагностике в гастроэнтерологии, в частности исследованию Синдрома раздраженного кишечника (СРК).

Известен наиболее близкий аналог, принятый за прототип - способ диагностики стеноза пилороцуоденальной зоны желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), заключающийся в том, что на конечности пациента помещают два активных электрода и индифферентный электрод для регистрации электрических сигналов ЖКТ в состоянии натощак и после приема смешанной пищевой нагрузки, после чего производят обработку сигналов и сравнивают их с эталонными сигналами, зарегистрированными в таких же условиях у здоровых людей, по изменению сигналов у больных судят о состоянии ЖКТ у больных (см. патент РФ 2044513, кл. А 61 В 5/04, 1992 г.).

Однако в данном способе для регистрации электрических сигналов используют два активных электрода, и обследование больного происходит при сформировавшемся пилородуоденальном стенозе ЖКТ, т. е. стенозе, выявленном при гастроскопическом обследовании больного.

Задача изобретения состоит в постановке диагноза заболеваний на стадии функциональных нарушений ЖКТ путем получения более достоверной информации за счет расположения трех активных электродов на теле больного.

Для решения этой задачи на тело больного накладывают электроды, регистрируют спонтанные электрические сигналы желудка и кишечника натощак и после смешанной пищевой нагрузки, после чего вычисляют отдельные показатели сигналов, сравнивают их с такими же показателями у здоровых людей и по выявленным изменениям судят о состоянии ЖКТ у больных, для проведения диагностики используют три активных электрода, два из которых располагают в перианальных областях, справа и слева от ануса, а один активный в эпигастральной области, при этом определяют значения показателей в органах ЖКТ, измеренные в эпигастральной и перианальных областях, и по их значениям судят о состоянии желудка и кишечника больного.

Заявленный способ позволяет решить поставленную задачу.

Действительно, при использовании трех активных электродов и одного индифферентного, из которых два активных электрода устанавливаются симметрично в перианальных областях, а один активный и общий индифферентный - на животе, можно получить больше показателей электрических сигналов, чем при использовании двух активных электродов, расположенных на конечностях, что приводит к более достоверному анализу состояния ЖКТ больного.

Пример реализации способа.

Обследованы 20 здоровых добровольцев мужского и женского пола в возрасте от 16 до 40 лет и 120 больных мужчин и женщин от 18 до 75 лет с клинически идентифицированнм диагнозом - Синдром раздраженного кишечника. Для регистрации электрических сигналов использовали 3-канальный электрогастрограф ЭГГ-24-01 отечественного производства. Электрогастрограф прошел технические и медицинские испытания и имеет рекомендацию к серийному производству Комитета по новой медицинской технике МЗ РФ (протокол 9 от 8 декабря 1998 г.). Прибор в 2000 г. в Брюсселе (Бельгия) на выставке по новым новациям был отмечен дипломом и серебренной медалью.

Исследование начинали в 9 ч утра, после ночного сна, в состоянии натощак. Больного (или здорового) помещали в кровать. Регистрацию электрических сигналов проводили в положении лежа на спине. Использовали стандартные одноразовые AgCl'электроды фирмы MEDEQ (Германия).Длительность регистрации 60 мин натощак и 60 мин после приема пищи. После окончания регистрации данные, сохраняемые в памяти электрогастрографа в оцифрованном виде, переносили с помощью специальной приставки через последовательный порт RS-232 компьютера на винчестер, где данные сохраняли в виде цифровых файлов. По определенной программе вычисляли следующие показатели электрических сигналов органов ЖКТ: 1. Средняя активность (в мкВ или %).

2. Аритмия медленных волн (в %).

3. Распределение основных частот (в цикл/мин).

4. Процент основной частоты.

5. Максимальная активность спектра (в %).

В группе здоровых людей (контроль) установлено: 1. В состоянии натощак абсолютная величина средней активности (средней амплитуды пиков спектрограмм) с повышением частоты сигналов от 1 до 12 цикл/мин (весь диапазон частот спонтанной активности ЖКТ) прогрессивно снижается как в эпигастральной, так и в перианальных областях (Фиг.1). После смешанной пищевой нагрузки средняя активность спектра возрастает. Максимальный прирост зарегистрирован в диапазоне 2-4 цикл/мин (желудок). Во всех четырех обследуемых диапазонах частот увеличение средней активности в эпигастральной области всегда выше, чем в перианальных областях. Этот феномен зарегистрирован не только в абсолютных величинах спектра ЭГЭГ (Фиг.1), но и в относительных значениях - в процентах (Фиг.2).

2. Физиологическая аритмия возрастает с повышением частоты импульсапии. В эпигастральной области, в частотном диапазоне желудка аритмия ниже, чем в перианальных областях. После пищевой нагрузки аритмия в желудке достоверно снижена, по сравнению с ее величиной натощак.

3. После пищевой нагрузки распределение основных частот в желудке (от 2.2 до 3.6 цикл/мин) выявляет отчетливый сдвиг всех основных частот желудка в сторону больших значений (Фиг.3).

4. Процент основных частот желудка после еды возрастает от 25.41.24 до 43.12.05, Р<0.01.

1.94 (натощак) до 88.52.42%, Р<0.01. Прирост максимальной спектральной активности обнаружен во всех обследуемых областях, при этом в эпигастральной области прирост достоверно выше, чем в перианальных областях (Фиг.4).

6. В тонкой кишке (12-8 цикл/мин), после смешанной пищевой нагрузки, установлен сдвиг частот по физиологическому градиенту (от более высоких значений к меньшим).

7. В диапазоне 1-2 цикл/мин, после пищевой нагрузки, количество основных частот 1.2 цикл/мин снижается, а частот 1.6 цикл/мин - увеличивается.

8. В толстой кишке (8-4 цикл/мин) в состоянии натощак максимальная активность зарегистрирована на частоте 4.4 цикл/мин.

После принятия пищи активность толстой кишки распределяется в диапазоне от 6.2 до 4.2 цикл/мин.

Установлены следующие достоверные электрофизиологические признаки Синдрома раздраженного кишечника: 1. Абсолютная величина средней активности спектра под влиянием пищевой нагрузки: а) равенство в диапазоне 1-2 и 2-4 цикл/мин; б) меньше в эпигастральной области, чем в перианальных областях; в) снижена во всех частотных диапазонах.

2. Относительная величина средней активности спектра под влиянием пищевой нагрузки: а) 1-й тип - в частотных диапазонах 4-8 и 8-12 цикл/мин превышает значения в диапазонах 2-4 и 1-2 цикл/мин (Фиг.5); б) 2-й тип - во всех диапазонах частот меньше, чем натощак (Фиг.6); в) 3-й тип - в частотном диапазоне желудка - максимальная (Фиг.7).

3. Увеличение аритмии медленных волн в диапазонах 2-4 и 4-8 цикл/мин после еды.

4. Появление основных частот в диапазоне 2.2-2.8 цикл/мин после пищевой нагрузки (Фиг.8).

5. Процент основной частоты желудка под влиянием пищевой нагрузки не меняется или снижается.

6. В желудке процент максимальной спектральной активности снижен по сравнению с величинами у здоровых людей, как в состоянии натощак, так и после пищевой нагрузки. В ряде случаев этот показатель в состоянии натощак достоверно выше, чем после пищевой нагрузки.

7. В тонкой кишке обнаружено нарушение физиологического градиента после пищевой нагрузки. Часто частоты меняются не от больших значений к меньшим (как в контроле), а наоборот - от меньших к большим, или не меняются.

8. В диапазоне 1-2 цикл/мин после пищевой нагрузки число основных частот 1.4 цикл/мин возрастает, а 1.6 цикл/мин - снижается.

9. В диапазоне 4-8 цикл/мин (толстая кишка) распределение основных частот носит плавный характер.

Три случая электрогастроэнтерографического (ЭГЭГ) обследования больных в отделении консервативной проктологии до и после лечения.

Больные поступили в отделение с жалобами на абдоминальную боль, нарушение дефекации, чувство переполнения желудка после еды. После инструментального обследования (гаcтроcкопия, колоноcкопия, ирригоcкопия) у больных не было выявлено органических нарушений ЖКТ. По клиническим показателям больным поставлен диагноз - СРК.

1. У больной Л., 55 лет, при поступлении после ЭГЭГ-обследования зарегистрировано большее увеличение средней активности спектра после пищевой нагрузки в тонкой и толстой кишке по сравнению с приростом в желудке (Фиг.9). После консервативного лечения средняя активность спектра в желудке была достоверно выше, чем в тонком и толстом кишечнике, т.е. соответствовала этому показателю у здоровых людей(Фиг.2). Кроме того, у этой больной натощак (при поступлении) процент максимальной активности спектра желудка превышал этот показатель после пищевой нагрузки. При выписке у больной процент максимальной активности спектра желудка в эпигастральной области после еды значительно превосходил этот показатель натощак (Фиг.10). У этой больной имел место положительный результат консервативного лечения.

2. У больного Л. , 50 лет, до лечения выявлены следующие изменения ЭГЭГ-граммы: относительное снижение средней активности спектра всего ЖКТ после пищевой нагрузки, превышение средней активности спектра с перианальных областей над этим показателем в эпигастральной области, снижение процента максимальной активности спектра желудка по сравнению с контрольными величинами, как натощак, так и после еды. После лечения средняя активность спектра желудка после еды превышала среднюю активность тонкой и толстой кишки (Фиг. 11), однако это превышение было меньше, чем у здоровых людей (Фиг.2). Процент максимальной активности спектра желудка также возрастал, хотя числовые значения максимальной активности в левой перианальной области и эпигастральной области были практически равны (Фиг.12), в то время как в контроле процент максимальной активности спектра желудка в эпигастральной области всегда выше, чем в перианальных областях. Данные ЭГЭГ-обследования показали, что у этого больного имело место частичное восстановление функциональной активности желудочно-кишечного тракта после лечения.

3. У больного К., 18 лет, до лечения средняя активность спектра желудка после еды превосходила этот показатель в тонком и толстом кишечнике как до, так и после лечения, однако после лечения прирост средней активности после еды в желудке и толстой кишке в эпигастральной области был ниже, чем в перианальных областях (Фиг. 13). В то же время до лечения процент максимальной активности спектра желудка, как натощак, так и после еды, был достоверно ниже (Фиг.14), чем у здоровых людей (Фиг.4), а после лечения установлено достоверное возрастание средней активности спектра желудка во всех областях регистрации ЭГЭГ.

Примеры ЭГЭГ-обследования больных с СРК, при котором нет нарушений органики в органах ЖКТ, показывают, что заявленный способ диагностики заболеваний ЖКТ позволяет выявить изменения показателей ЭГЭГ по сравнению с их значениями у здоровых добровольцев и оценить эффективность проводимого лечения.


Формула изобретения

Способ диагностики заболеваний желудочно-кишечного тракта, заключающийся в том, что на тело больного накладывают электроды, регистрируют спонтанные электрические сигналы желудка и кишечника натощак и после смешанной пищевой нагрузки, после чего вычисляют отдельные показатели сигналов, сравнивают их с такими же показателями у здоровых людей и по выявленным изменениям судят о состоянии желудочного-кишечного тракта у больных, отличающийся тем, что для проведения диагностики используют три активных электрода, два из которых располагают в перианальных областях справа и слева от ануса, а один активный электрод в эпигастральной области, при этом определяют значение показателей в органах желудочно-кишечного тракта, измеренные в эпигастральной и перианальной областях, и по их значениям судят о состоянии желудка и кишечника больного.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедии и неврологии
Изобретение относится к области медицины, а именно к психиатрии

Изобретение относится к области медицины, а именно неврологии

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, и может быть использовано для оценки влияния асимметричного шейно-тонического рефлекса на реализацию сегментарных рефлексов у больных детским церебральным параличом
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, и может быть использовано для расширения возможностей электромиографической диагностики характера и тяжести нарушений нейромоторного аппарата у детей первого года жизни и пациентов с нарушением развития психоречевых функций

Изобретение относится к медицине, а именно к диагностике нейроинфекций, и предназначено для оценки саногенеза при инфекционных демиелинизирующих полинейропатиях (ПНП) у детей

Изобретение относится к области медицины, а именно к травматологии, ортопедии, для лечения больных, получивших повреждения позвоночника и спинного мозга (СМ)

Изобретение относится к медицине и медицинской технике и предназначено для неинвазивной диагностики

Изобретение относится к медицине и предназначено для оценки состояния желудка
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для диагностики прогрессирующих и непрогрессирующих форм идиопатического сколиоза

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии и физиотерапии

Изобретение относится к области медицины, а именно к нейрофизиологии, и может быть использовано в хирургии
Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедии
Изобретение относится к медицине, пульмонологии

Изобретение относится к медицине, а именно к вертебрологии, и предназначено для лечения опорно-двигательного аппарата и спинного мозга, и может быть применено в ортопедии, нейрохирургии и травматологии

Изобретение относится к медицине и предназначено для экспресс-контроля восстановления тонуса круговой мышцы глаза и грудино-ключично-сосцевидной мышцы

Изобретение относится к мануальной медицине и медицинской технике и предназначено для неинвазивной диагностики
Наверх