Электрическая передача мощности переменного тока тягового транспортного средства

 

Изобретение относится к тяговому электрооборудованию транспортного электроподвижного состава. Передача содержит тяговый генератор переменного тока, приводимый во вращение от транспортного двигателя, и асинхронные тяговые двигатели. Тяговый генератор выполнен асинхронным, статорная обмотка которого подключена непосредственно к асинхронным тяговым двигателям, а обмотка фазового ротора подключена к преобразователю частоты. Последний подключен к регулятору частоты асинхронного тягового генератора, соединенному с контроллером управления, и к статорной обмотке синхронного возбудителя, приводимого во вращение от транспортного двигателя, обмотка возбуждения возбудителя подключена к регулятору напряжения асинхронного тягового генератора, соединенному с контроллером управления. Данная передача позволяет получить плавное и непрерывное изменение касательной силы тяги, а также скорости транспортного средства без применения промежуточных преобразователей и устройств переключения между тяговым генератором и тяговыми двигателями. Изобретение обеспечивает расширение диапазона скорости, а также повышение тяговых свойств, надежности и экономичности. 2 ил.

Предлагаемое изобретение относится к электрооборудованию тягового транспортного электроподвижного состава, т. е. таких транспортных средств, как тепловозы, дизель-поезда, автомобили, тягачи и т.д., у которых передачи мощности с вала транспортного двигателя (ТД) к осям движущих колес выполнены на переменном токе с непосредственным подключением асинхронных тяговых двигателей (АТД) к синхронному тяговому генератору (СТГ) без промежуточных преобразователей и устройств. Известны электрические передачи мощности переменного тока (ЭПМ ПТ), не содержащие промежуточных преобразователей между синхронным тяговым генератором и асинхронными тяговыми двигателями, скорость которых изменяется ступенями при изменении числа пар полюсов 2р электрических машин [1, 2]. Эти электрические передачи мощности переменного тока имеют сложную многоприводную систему, что усложняет передачу, снижает ее надежность и ухудшает тяговые свойства тягового транспортного средства. Известна также электрическая передача мощности переменного тока, содержащая синхронный тяговый генератор с несколькими m-фазными обмотками статора, приводимый во вращение транспортным двигателем, и асинхронные тяговые двигатели, подключенные к синхронному тяговому генератору [3]. Скорость вращения валов асинхронных тяговых двигателей ATД изменяется путем изменения скорости вращения вала транспортного двигателя ТД и изменения числа пар полюсов синхронного тягового генератора. Известна электрическая передача мощности, содержащая синхронный тяговый генератор с несколькими m-фазными обмотками статора, приводимый во вращение от транспортного двигателя, и асинхронные тяговые двигатели, подключенные к синхронному тяговому генератору, у которого соседние обмотки статора взаимно смещены по окружности его расточки [4]. Недостатком указанных электрических передач мощности является то, что скоростной диапазон не может быть широким, т.к. число переключений полюсов не превосходит 1-2 из-за чрезмерного возрастания веса коммутационной аппаратуры и самих электрических машин. Переключение полюсов электрических машин связано с коммутацией силовой цепи статора синхронного тягового генератора, передающей мощность Р от синхронного тягового генератора к асинхронным тяговым двигателям, что приводит к исчезновению или значительному уменьшению силы тяги тягового транспортного средства в процессе переключения, к броскам тока и вращающего момента в начале и конце такого переключения и к ухудшению тяговых свойств тягового транспортного средства, снижению надежности и экономичности электрической передачи мощности.

Целью предлагаемого изобретения является обеспечение плавного изменения касательной силы тяги Fк, расширения скоростного диапазона электрической передачи мощности, повышение ее надежности, экономичности и улучшение тяговых свойств тягового транспортного средства. Эта цель достигается тем, что в электрической передаче мощности применен асинхронный тяговый генератор, приводимый во вращение от транспортного двигателя. К зажимам АТГ непосредственно подключены асинхронные тяговые двигатели, а в цепь его фазового ротора включен преобразователь частоты (ПЧ), подключенный к синхронному возбудителю (СВ), приводимому во вращение от транспортного двигателя.

Предлагаемая электрическая передача мощности переменного тока содержит следующие элементы (фиг.1): асинхронный тяговый генератор 1, обмотка возбуждения 2 которого подключена к преобразователю частоты 3, вал асинхронного тягового генератора соединен с валом транспортного двигателя 4 и с валом синхронного возбудителя 5, обмотка возбуждения которого подключена к регулятору напряжения (РН) 6 асинхронного тягового генератора, а статорная обмотка асинхронного тягового генератора подключена к преобразователю частоты, соединенному с регулятором частоты r (РЧ) 7 напряжения асинхронного тягового генератора. К статорной обмотке асинхронного тягового генератора подключены непосредственно асинхронные тяговые двигатели 8, валы которых соединены с осями 9 движущих колес тягового транспортного средства. Регулятор напряжения и регулятор частоты подключены к контроллеру управления 10 транспортным средством. Предлагаемая электрическая передача работает следующим образом. Статор асинхронного тягового генератора имеет обычную трехфазную обмотку переменного тока. Обмотка возбуждения, расположенная на роторе, должна иметь одинаковое с обмоткой статора число пар полюсов. Целесообразно обмотку ротора выполнять распределенной с целью получения синусоидального магнитного поля в воздушном зазоре генератора. Особенностью асинхронного тягового генератора является возбуждение его переменным током изменяемой частоты в и переменная частота вращения ротора p. Так как магнитное поле, создаваемое трехфазным током возбуждения в обмотке ротора, вращается относительно ротора с частотой в, то частота вращения магнитного поля относительно обмоток статора = pв. (1) В результате частоту вращения магнитного поля можно изменять путем изменения p и в, которую можно менять по значению и направлению с помощью преобразователя частоты. Обмотка якоря (статорная) асинхронного тягового генератора является выходной. Независимо от p/ она работает в генераторном режиме. Обмотка возбуждения (роторная) асинхронного тягового генератора является для него входной. Режим ее работы зависит от скольжения S = 1-p/. (2) При отрицательном S (в области p>, S<0), т.е. в случае отставания магнитного поля от ротора, роторная обмотка возбуждается током обратного следования фаз. При этом обмотка возбуждения асинхронного тягового генератора генерирует активную мощность Р. Через преобразователь частоты эта мощность скольжения передается в синхронный возбудитель, который работает в двигательном режиме, т.е. активные мощности Р, генерируемые в цепи обмоток статора и ротора асинхронного тягового генератора, создаются в результате преобразования механической мощности N транспортного двигателя. При трогании тягового транспортного средства необходимо, чтобы разность -в была такой, чтобы обеспечивалось fr = 1-2 Гц. Разгон тягового транспортного средства осуществляется путем уменьшения в до нуля с помощью преобразователя частоты. При в = 0 (S = 0) по обмотке возбуждения асинхронного тягового генератора протекает постоянный ток (синхронный режим работы асинхронного тягового генератора при S = 0). При этом мощность Р, подведенная к обмотке возбуждения асинхронного тягового генератора, равна электрическим потерям в этой обмотке, и электромагнитная мощность асинхронного тягового генератора Рэм создается только в результате преобразования мощности N транспортного двигателя. При в = 0 (S = 0)fr определяется только p. Дальнейший разгон тягового транспортного средства осуществляется при в = 0 путем увеличения p от минимума до максимума (p ном). При p max дальнейшее увеличение скорости тягового транспортного средства осуществляется путем увеличения в, но уже обратного направления, причем = p+в. При этом РАТД, или Рэм, больше Р обмотки возбуждения (т.е. больше мощности скольжения). Небаланс между ними покрывается за счет мощности N. Это означает, что мощность Р, передаваемая в цепь статорной обмотки асинхронного тягового генератора электромагнитным путем, поступает в асинхронный тяговый генератор со стороны вала и со стороны обмотки возбуждения 2. Источником реактивной мощности Qp системы (АТГ, АТД, СВ) является синхронный возбудитель, а потребителями ее - асинхронный тяговый генератор и асинхронные тяговые двигатели. Баланс Qp при работе асинхронного тягового генератора и асинхронного тягового двигателя QСВ=(QАТД+QПЧ)=QАТГ. (3) При всех асинхронный тяговый генератор обладает фильтрующими свойствами, что обеспечивает хорошую синусоидальность напряжения UАТГ, повышение КПД, надежности и уменьшение Т асинхронных тяговых двигателей. Регулирование UАТГ в зависимости от I, p, f и nАТД осуществляется с помощью регулятора напряжения. В предлагаемой электрической передаче мощности тягового транспортного средства должен быть применен преобразователь частоты с непосредственной связью (без звена постоянного тока), который называется преобразователем "низкой" частоты. Для возбуждения асинхронного тягового генератора, который может работать при очень низкой в относительно ротора, целесообразно применение преобразователя частоты именно "низкой" частоты, обеспечивающего получение синусоидального тока возбуждения при ползучих "низких" частотах. Если асинхронный тяговый генератор и синхронный возбудитель имеют одинаковое число пар полюсов, то применение в качестве преобразователя частоты тока возбуждения асинхронного тягового генератора преобразователей с принудительной коммутацией позволит осуществить наиболее простую схему управления преобразователя частоты. Характерным важным свойством таких преобразователей частоты является изменение знака Q нагрузки при частоте коммутации вентилей (Т) большей, чем частота преобразуемого напряжения синхронного возбудителя (CB). Из принципа работы предлагаемой электрической передачи мощности тягового транспортного средства следует, что преобразователь частоты для асинхронного тягового генератора должен быть многофазным; при проходе через синхронную частоту в = 0 (S = 0) следование напряжения по фазам на выходе преобразователя частоты должно менять свой знак, благодаря чему магнитное поле ротора изменяет свое направление вращения относительно ротора; при синхронной частоте в = 0 (S = 0) преобразователь частоты должен в зависимости от фазового положения ротора соответствующим образом распределять постоянный ток возбуждения между фазами обмотки ротора асинхронного тягового генератора. Преобразователь частоты должен быть реверсивным для активной и реактивной мощности; высокий КПД должен обеспечиваться ключевым режимом работы переключающих полупроводниковых приборов. Преобразователь частоты выполняется не на полную мощность асинхронных тяговых двигателей, а лишь на мощность возбудителя асинхронного тягового генератора. В режиме короткого замыкания через преобразователь частоты протекает не весь ток короткого замыкания, что создает ему более легкие условия работы по сравнению с электрической передачей мощности, в которой через преобразователь частоты проходит полная мощность асинхронных тяговых двигателей. Вес и габариты элементов электрической передачи мощности тягового транспортного средства в значительной степени зависят от мощности возбуждения асинхронного тягового генератора , (4) определяющей мощность синхронного возбудителя и преобразователя частоты (фиг.2). Принимая с целью упрощения анализа, что потери в обмотке возбуждения асинхронного тягового генератора отсутствуют, т.е. мощность цепи возбуждения равна мощности скольжения Pв = SPэм (5)
и учитывая соотношение
Qв = |S|Q, (6)
можно выражение для полной мощности цепи возбуждения представить в виде
, (7)
где Q - реактивная мощность асинхронного тягового генератора и асинхронного тягового двигателя.

Из (7) следует, что мощность цепи возбуждения тем больше, чем больше максимальное скольжение по абсолютному значению. Отсюда вытекает, что по условию уменьшения весовых показателей электрической передачи мощности предпочтительной из рабочих областей скольжения является та, при которой максимальная мощность цепи возбуждения имеет наименьшее относительное значение. Мощность возбуждения, вес и габариты основных элементов электрической передачи мощности (фиг.2) получаются наибольшими при работе асинхронного тягового генератора в области отрицательного скольжения и наименьшими - при работе с S>0 и с S = 0. Во всех случаях рациональная область S выбирается с учетом мощности, диапазонов изменения, nАТД и скорости, в которых полностью используется свободная мощность транспортного двигателя для тяги.

Таким образом, предлагаемая электрическая передача мощности тягового транспортного средства имеет определенные преимущества перед известными, содержащими синхронный тяговый генератор с несколькими m-фазными обмотками статора и полюсо-переключаемыми асинхронными тяговыми двигателями. Она обеспечивает плавное и непрерывное изменение касательной силы тяги, а также скорости тягового транспортного средства без применения промежуточных преобразователей и устройств переключения между синхронным тяговым генератором и асинхронными тяговыми двигателями. Она обладает большой надежностью и имеет более высокий КПД, чем известные электрические передачи мощности тяговых транспортных средств.

Источники информации
1. Патент Великобритании 1064772, Кл. Н 2 А, 1964.

2. Патент Великобритании 1067070, Кл. Н 2 А, 1974.

3. Рудаков Б.В., Семенов Н.П., Сушков Б.А. Двухчастотный синхронный генератор и многоскоростной асинхронный двигатель для передвижных установок. - Энергетика, 1967, 5.

4. А.с. 691320, М Кл2 B 60 L 11/08, 1979, БИ 38.


Формула изобретения

Электрическая передача мощности тягового транспортного средства, содержащая тяговый генератор переменного тока, приводимый во вращение от транспортного двигателя, и асинхронные тяговые двигатели, валы которых соединены с осями движущих колес тягового транспортного средства, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения плавного изменения касательной силы тяги, расширения диапазона скорости, повышения тяговых свойств, надежности и экономичности, тяговый генератор выполнен асинхронным, статорная обмотка которого подключена непосредственно к асинхронным тяговым двигателям, а обмотка фазового ротора подключена к преобразователю частоты, подключенному к регулятору частоты асинхронного тягового генератора, соединенному с контроллером управления тяговым транспортным средством, и к статорной обмотке синхронного возбудителя, приводимого во вращение от транспортного двигателя, обмотка возбуждения которого подключена к регулятору напряжения асинхронного тягового генератора, соединенному с контроллером управления тяговым транспортным средством.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тяговым и транспортным средствам и может быть использовано в гусеничных машинах

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано на автономных транспортных средствах - тепловозах, газотурбовозах и дизель-поездах с тяговым электроприводом

Изобретение относится к железнодорожным локомотивам с газотурбинными двигателями и электрической передачей

Изобретение относится к транспорту, в частности к тяговым электроприводам автоОС Юр 1 №jr- ЗТ L-vv J| .p-w u Фиг.1 номных транспортных средств и позволяет снизить массогабаритные показатели и повысить надежность электродвигателя

Изобретение относится к тяговым приводам транспортных средств, а именно к оборудованию сельскохозяйственных агрегатов, и обеспечивает повышение экономичности

Изобретение относится к машиностроению и касается устройств для отбора мощности от двигателя транспортного средства на электрические машины, предназначенные для привода транспортного средства и электропитания в полевых условиях потребителей электроэнергии

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к электрическим силовым передачам транспортных средств на переменном токе, и может быть использовано в транспортных средствах с мотор-колесами

Изобретение относится к области транспорта и касается устройства электрической передачи мощности тягового транспортного средства

Изобретение относится к области тяговых транспортных средств

Изобретение относится к электрооборудованию тягового транспортного электроподвижного состава

Изобретение относится к транспортным средствам, содержащим устройство приведения в движение нагрузки

Изобретение относится к гибридной силовой передаче бесступенчатой трансмиссии сельскохозяйственного транспортного средства

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в дизель-электрической системе привода с возбуждаемым постоянными магнитами синхронным генератором

Изобретение относится к области транспорта и направлено на усовершенствование силовых установок с дизель-электрической приводной системой

Изобретение относится к электроприводу переменного тока автономных объектов

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, точнее к комбинированным силовым установкам, предназначенным, преимущественно, для гибридных транспортных средств

Изобретение относится к гибридной двигательной и трансмиссионной системе для мотоциклов
Наверх