Устройство для крепления рельса на железобетонной шпале

 

Изобретение относится к узкоколейным рельсовым путям, по которым обращается шахтный подвижной состав. Устройство для крепления рельса на железобетонной шпале состоит из крепежного элемента, гаек, прижимных прямоугольных клемм и эластичной прокладки. Применены П-образная скоба с резьбой на концах в качестве крепежного элемента и прижимные клеммы со смещенными относительно оси отверстия Г-образными полками, расположенными на противоположных плоскостях клемм, и упорными гранями, образованными на смежных торцах клемм. Изобретение направлено на упрощение технологии монтажа рельсового пути и обеспечение простоты изготовления элементов крепления и железобетонной шпалы. 4 ил.

Изобретение относится к устройствам для крепления рельса на железобетонном основании, а именно на шахтной железобетонной шпале рельсовых путей, по которым обращается шахтный подвижной состав.

Известно устройство для крепления рельса к подкрановой балке (см. Авторское свидетельство СССР 1504296, М.кл. Е 01 В 9/02), содержащее крепежные элементы, упорные планки с боковыми гранями на различном расстоянии от оси отверстия, клинья, прижимные прямоугольные планки. Наличие клиньев между подошвой рельсов и боковыми гранями упорных четырехугольных пластин, расположенных на различном расстоянии от оси крепежных элементов, позволяет точно регулировать положение рельса на подкрановой балке.

Но подобное устройство совершенно непригодно для использования на шахтных рельсовых путях с железобетонными шпалами, для которых характерны значительные динамические нагрузки и относительно редкий контроль за их состоянием. Вероятность выпадания клиньев исключает возможность использования известного устройства в шахтах.

Известно устройство для крепления рельса на железобетонном основании (см. Авторское свидетельство СССР 1470826, М.кл. Е 01 В 9/28).

Кроме надежности крепления рельса на шпале, известное устройство преследует цель регулирования размера колеи. Для этого устройство содержит двухребордную подкладку с отверстиями, упругую прокладку, резьбовой крепежный элемент, прижимную клемму в виде диска с упорными гранями с обеих сторон на различном расстоянии от отверстия в клемме для крепежного элемента с образованием Г-образной прижимной полки.

К недостаткам известного устройства следует отнести конструктивную сложность, а также вероятность неточности установки накладки-клеммы при установке рельса, что очень важно в стесненных условиях шахты. Клемма сложна в изготовлении. Кроме того, излишняя высота клеммы из-за расположения упорных граней с обеих сторон нажимных плах предопределяет излишний расход металла, в том числе в резьбовых крепежных элементах.

Последний недостаток устранен в известном рельсовом скреплении (см. Авторское свидетельство СССР 165188, М.кл. Е 01 В 9/28), в котором клемма выполнена со смещенными по ее толщине полками с обеих сторон на противоположных торцах. Такое выполнение рельсового скрепления позволяет осуществить регулирование рельсовой колеи по высоте и ширине при возможности взаимозаменяемости типов рельсов.

Но именно такое выполнение рельсового скрепления не позволяет сохранять одну и ту же колею (расстояние между внутренними боковыми поверхностями головок рельсов рельсового пути) при использовании различных типов рельсов, так как нажимные клеммы имеют только два параметра нажимных полок при постоянном расположении на шпале деталей (двухребордных подкладок или болтов в теле шпалы), определяющих положение клеммы на шпале.

Целью изобретения является упрощение устройства для крепления рельсов на железобетонной шпале и исключение возможности ошибки по размерам колеи рельсового пути при креплении рельсов различных типов.

В предлагаемом устройстве для крепления рельса на железобетонной шпале, содержащем известные признаки: крепежные резьбовые элементы, закрепленные в шпале, эластичную прокладку, прижимную прямоугольную накладку-клемму с упорными гранями с обеих сторон на различном расстоянии от отверстия и Г-образными полками, поставленная цель достигается тем, что полки образованы на противоположных плоскостях, а упорные грани - на смежных торцах клеммы для разных типов рельсов. Кроме того, применение крепежного элемента в виде П-образной скобы с резьбой на концах упрощает изготовление бетонной шпалы и увеличивает производительность труда при монтаже рельсового пути.

На фиг. 1 показано устройство для крепления рельса наибольшего профиля для шахтного узкоколейного пути.

На фиг.2 показано крепление рельса меньшего типоразмера.

На фиг.3 и 4 показаны соответственно виды А и В (виды сверху на фиг.1 и 2).

Устройство для крепления рельса на железобетонной шпале шахтного узкоколейного пути состоит из крепежного элемента в отверстиях шпалы в виде П-образной скобы 1 с резьбой на концах, гаек 2, прижимных клемм 3 для прижатия рельсов 4 или 5 различного типоразмера к эластичной прокладке 6 и соответственно через нее к шпале 7.

Клемма 3 имеет нажимные полки 8 и 9 для прижатия подошвы рельса 5 меньшего типоразмера, устанавливаемого между гранями 10 и 11, а также полки 12 для прижатия подошвы рельса 4 большего типоразмера, устанавливаемого между гранями 13.

Нажимная полка 8 образована на одном из четырех торцов клеммы 3. На смежном торце, но с другой стороны клеммы образована нажимная полка 12. На другом торце клеммы, смежном с торцом, на котором образована полка 12, образована нажимная полка 9, но также смещенная по толщине клеммы относительно полки 12 и с другой стороны клеммы.

Таким образом, нажимные полки 8 и 9 с упорными гранями 10 и 11 расположены на противоположных торцах клеммы 3 с одной стороны, а нажимная полка 12 и упорная грань 13 - с другой стороны на смежном торце.

Упорные грани 10, 11 и 13 расположены асимметрично относительно отверстия в клемме 3.

Устройство для крепления рельса к железобетонной шпале работает следующим образом.

При установке рельса 4 большего типоразмера его подошва должна быть прижата к эластичной прокладке 6 на шпале 7 нажимными полками 12 клемм 3 с помощью гаек 2 на скобе 1.

При этом подошва рельса 4 расположена между упорными гранями 13, а правильная установка клеммы определяется расположением перпендикулярных рельсу 4 упорных граней 10 и 11 с верхней стороны клеммы 3.

При установке рельса 5 меньшего типоразмера его подошва должна быть прижата к шпале 7 через прокладку 6 нажимными полками 8 и 9 и расположена между упорными гранями 10 и 11, причем обязательное расположение полок 8 и упорных граней 10 внутри рельсовой колеи определяется не только размером, но и расположением на верхней в этом случае стороне клеммы 3 только одной упорной грани 13 и полки 12 и обязательно с одной стороны от концов крепежного элемента (скобы 1) и гаек 2.

Колея узкоколейного шахтного рельсового пути остается постоянной, что очень важно, так как в шахтах часто используются временные рельсовые пути с рельсами малого типоразмера, примыкающие к основным рельсовым магистралям с рельсами большого типоразмера.

Простота устройства для крепления рельсов, прижимной клеммы с малой толщиной, простота установки рельсового пути с использованием рельсов различных типов, а также упрощенный предварительный контроль за размером колеи по форме верхней стороны клеммы определяют преимущество изобретения.

Формула изобретения

Устройство для крепления рельса на железобетонной шпале, содержащее крепежный элемент с резьбой, гайки, прижимные прямоугольные клеммы со смещенными относительно оси отверстия Г-образными полками и упорными гранями, эластичные прокладки, отличающееся тем, что смещенные полки образованы на противоположных плоскостях, а упорные грани - на смежных торцах клеммы и применен П-образный крепежный элемент.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к конструкциям верхнего строения пути с железобетонными шпалами

Изобретение относится к железным дорогам, в частности к приспособлениям для прикрепления рельса к опорной конструкции

Изобретение относится к транспортному строительству, например промышленному, и может быть использовано для скрепления рельсов с опорами, в основном железобетонными шпалами

Изобретение относится к рельсовым скреплениям для пути на железобетонном основании

Изобретение относится к рельсовым скреплениям

Изобретение относится к рельсовым зажимным устройствам

Изобретение относится к транспортной технике

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, а именно к устройствам для прикрепления рельсов к железобетонному основанию путей горнорудной промышленности с большими осевыми нагрузками и участков пути малого радиуса, а также трамвайных путей

Изобретение относится к элементам конструкции верхнего строения пути железной дороги

Изобретение относится к области железнодорожной техники и может найти применение в верхнем строении пути (с железобетонными шпалами, аналогичными Ш-1-1 ТУ 5864-019-1133-7151-95) без ограничения по массе и скорости движения поездов, а также метрополитена и трамвайных линий

Изобретение предназначено для крепления рельсов к железобетонным и деревянным шпалам с возможностью установки устройства, предотвращающего угон рельсов. В рельсовом скреплении согласно первому варианту выполнения металлическую подкладку под рельс помещают между двумя резиновыми прокладками. Верхняя резиновая прокладка имеет два выступа высотой до 100 мм каждый, расстояние между выступами равно ширине подошвы закрепляемого рельса. Выступы верхней резиновой прокладки прижимают к подошве закрепляемого рельса при помощи клеммы. В рельсовом скреплении согласно второму варианту выполнения внутренняя грань клеммы выполнена Г-образной, а между клеммой и подошвой рельса устанавливают противоугонное устройство. В результате упрощается конструкция рельсового скрепления, снижаются затраты труда при текущем содержании пути и эксплуатационные расходы, предотвращается угон рельс. 2 н.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх