Двигатель
Изобретение относится к электротехнике, в частности к двигателестроению, и может быть использовано в различных областях промышленности и в быту. Сущность изобретения: двигатель содержит корпус, магнитный блок, включающий магнитное кольцо, ферромагнитный элемент и вал отбора мощности. Согласно изобретению магнитный блок включает примыкающую к одной из поверхностей магнитного кольца дугу с противоположной намагниченностью, при этом дуга и кольцо имеют возможность перемещения относительно друг друга, магнитное кольцо закреплено на втулке, внутри которой размещен вал отбора мощности, и имеет контакт с ферромагнитным элементом с возможностью прокатки одного относительно другого, а дуга имеет возможность углового перемещения с помощью ручки. Технический результат состоит в упрощении конструкции двигателя. 5 з.п. ф-лы, 10 ил.
Изобретение относится к энергетическому машиностроению, в частности двигателестроению, и может найти применение в различных областях промышленности и в быту. Известен магнитный двигатель, который содержит корпус, неподвижный и подвижный магнитные блоки, в которых магниты размещены с интервалами и чередованием расположения полюсов, а также привод, соединенный с подвижным магнитным блоком, и механизм отбора мощности (авт.св. СССР № 304811).
В этом техническом решении магнитные блоки имеют линейную форму конструкции с возможностью возвратно поступательного движения подвижного магнитного блока. Механизм отбора мощности включает в себя магниты и металлические изделия (или металлолом), подлежащие переносу с одного места на другое. Подвижные магнитные блоки по отношению к неподвижным могут устанавливаться так, что их намагниченности совпадают (и тогда они притягивают металлоизделия), или не совпадают - в этом случае их магнитные поля замыкаются друг на друга, а наружное поле отсутствует, вследствие чего ранее притянутые металлоизделия освобождаются от магнитных блоков.Основной недостаток данного технического решения заключается в ограниченности его возможностей при функционировании.Известен также магнитный двигатель, в котором помимо магнитных блоков, выполненных в кольцевой форме, содержится привод для перемещения магнитных блоков и ферромагнитные (взаимные) элементы, на которых закреплены собачки для вращения храпового колеса и вала отбора мощности. Взаимные элементы взаимодействуют с полями магнитных блоков (патент № 2145764).Данное техническое решение принято здесь за прототип.Магнитный двигатель функционирует, пока существует магнитное поле в постоянных магнитах магнитных блоков. Со временем магнитное поле уменьшается. Для продления работоспособности двигателя требуется периодическая подзарядка. Таким образом, аналогично электрическому аккумулятору магнитный двигатель является аккумулятором определенного количества магнитно-механической энергии.Основным недостатком рассматриваемого прототипа является значительная сложность его конструкции (много блоков и магнитов, наличие вспомогательного привода, храпового механизма).В изобретении ставится задача упрощения конструктивной схемы магнитного двигателя.Сущность изобретения заключается в том, что магнитный блок включает в себя магнитное кольцо, закрепленное на втулке с валом отбора мощности, примыкающую к одной из поверхностей магнитного кольца дугу с противоположной намагниченностью и с возможностью их перемещения относительно друг друга, при этом магнитное кольцо имеет контакт с ферромагнитным элементом с возможностью прокатки одного относительно другого, а дуга размещена симметрично относительно упомянутого контакта.Кроме того, во втором дополнении магнитное кольцо и дуга снабжены кольцевыми магнитопроводными наконечниками, а магнитное кольцо и ферромагнитный элемент снабжены немагнитными элементами зубчатого зацепления.В третьем дополнительном конструктивном решении предусмотрено выполнение ферромагнитного элемента в виде одной из выбираемых форм: произвольно плоской поверхности; формы кольца, диаметр которого больше диаметра магнитного кольца, и в этом случае дуга расположена у внутренней поверхности магнитного кольца; формы кольца, диаметр которого меньше диаметра магнитного кольца, и в этом случае дуга расположена снаружи магнитного кольца; формы усеченного конуса.Четвертое дополнительное конструктивное решение предусматривает агрегатирование магнитного двигателя по конструктивной схеме, в которой ферромагнитный элемент выполнен в виде неподвижного кольца, снабженного центральным валом отбора мощности, а с одной из его поверхностей контактируют не менее двух магнитных колец, валы отбора мощности которых соединены с центральным валом отбора мощности.В пятом дополнительном конструктивном решении содержится хотя бы одна дополнительная сопряженная пара “магнитное кольцо - дуга” при радиальном расположении магнитных колец с интервалом и при неподвижном одном из магнитных колец, а в интервале между ними размещен кольцевой ферромагнитный элемент с возможностью его обкатки по неподвижному магнитному кольцу и придания вращения другому магнитному кольцу.В шестом дополнительном решении предусматривается хотя бы один комплект элементов, включающий два разнесенных по радиусу ферромагнитного элемента, одно из которых неподвижное, а между ними расположено магнитное кольцо с двумя дугами с возможностью обкатки магнитного кольца по неподвижному ферромагнитному элементу и приведения во вращение другого ферромагнитного элемента с валом отбора мощности.Применение противоположно намагниченной дуги у магнитного кольца позволяет создать асимметрию магнитного поля между магнитным кольцом и ферромагнитного элементом, приводящую к вращению и движению кольца по ферромагнитному элементу. Энергия магнитного поля без промежуточных преобразований непосредственно передается исполнительному органу - кольцу (колесу). Эта энергия действует или до износа элементов конструкции, или до разрядки намагниченности магнитного кольца. В этом случае кольцо может быть снова намагничено и снова продолжать свое функционирование. Таким образом, предлагаемый двигатель является аккумулирующим магнитомеханическую энергию.На фиг.1 показана конструктивная схема магнитного двигателя. На фиг.2 показан вид этой схемы в разрезе. На фиг.3 приведена конструктивная схема с агрегатированием магнитных двигателей с видом в плане. На фиг.4 изображена та же схема с видом в разрезе. На фиг.5 приведена конструктивная схема двигателя с ферромагнитным элементом, имеющим форму усеченного конуса. На фиг.6 показана та же схема с видом в плане. На фиг.7 изображена двухъярусная схема агрегатирования двигателя с конусной формой ферромагнитного элемента и магнитных колец. На фиг.8 приведена схема магнитного двигателя с дополнительной парой “магнитное кольцо - дуга”. На фиг.9 приведена та же схема в разрезе. На фиг.10 изображена схема с двумя ферромагнитными элементами и одним магнитным кольцом.Предлагаемый в изобретении магнитный двигатель содержит корпус 1, магнитный блок, который включает в себя магнитное кольцо 2 (фиг.1 и 2), закрепленное вместе с кольцевыми магнитными наконечниками 3 на втулке 4. Внутри втулки 4 размещен вал 5 отбора мощности, установленный в подшипниках 6, закрепленных в корпусе 1. На валу 5 со свободной посадкой надета дуга 7, примыкающая с небольшим зазором к внутренней поверхности магнитного кольца 2 и к кольцевым магнитным наконечникам 3. Дуга 7 имеет противоположное направление намагниченности по отношению к намагниченности кольца 2, магнитное кольцо в точке 8 контактирует с ферромагнитным элементом 9 (на фиг.1 и 2 – это ферромагнитная плата 9, на фиг.4 - это кольцо 9, на фиг.5-7 - это усеченный конус 20). Дуга 7 с помощью ручки 10 имеет возможность углового перемещения как вперед (фиг.1), так и назад на половину размера дуги. В таких случаях один из торцов устанавливается над местом контакта 8 магнитного кольца 2. Дуговое расстояние между торцами дуги может составлять от 1/8 до 7/8 частей длины окружности. В конструкции двигателя тело дуги может иметь протяженность как 1/8 часть (переднее колесо на фиг.1), так и 7/8 частей (заднее колесо). Управление расположением дуг осуществляется с помощью ручки 10 и соединительной тяги 11.Магнитные кольца 2 с наконечниками 3 имеют возможность относительной прокатки с ферромагнитным элементом 9. Для устранения возможных проскальзываний между кольцами (магнитным и ферромагнитным элементом), они снабжены расположенными зубчатыми зацеплениями (шестернями). Конструктивная форма ферромагнитного элемента выбрана из следующего целесообразного перечня: произвольно плоской поверхности, это ферромагнитная плата или плоское кольцо; форма кольца, диаметр которого больше диаметра магнитного кольца (фиг.3), в этом случае дуга расположена у внутренней поверхности магнитного кольца; форма кольца, диаметр которого меньше чем у магнитного кольца (см. фиг.3, поз. 12), в этом случае дуга расположена у наружной поверхности магнитного кольца, форма усеченного конуса.В конструкции схемы предусматривается возможность переключения взаимодействия магнитных колец то с одним ферромагнитным элементом (например, большого диаметра), то с другим 12 (меньшего диаметра). В случае указанного взаимодействия магнитного кольца с ферромагнитным элементом меньшего диаметра дуга располагается снаружи магнитного кольца. Для этого она переводится механизмами 16 перемещения дуг с ранее занимаемого места на новое с помощью собачек 17 и храповиков 18. Операции такого рода особенно значимы в случае агрегатирования магнитного двигателя с центральным валом 13 отбора мощности (фиг.3-7).Агрегатирование в данном случае предусматривает наличие в конструкции двигателя нескольких магнитных блоков, оси 5 которых размещены в подшипниках 6 (фиг.4), а подшипники закреплены в двух платформах 14 и 15. Платформы 14 и 15 жестко соединены с центральным валом 13 отбора мощности.По такому же принципу сконструированы агрегатированные магнитные двигатели с коническими формами магнитных блоков (колец) 19 и кольцевых ферромагнитных магнитных элементов 9 (фиг.5-7) в одноярусном исполнении (фиг.6) и двухъярусном (фиг.7). Оба яруса 20 соединены с центральным валом 21 отбора мощности. Соединение наружного яруса осуществлено через соединительное кольцо 22.В конструктивной схеме на фиг.8 и 9 содержится, как минимум, одна дополнительная сопряженная пара “магнитное кольцо 23 - дуга 24", которая по отношению к первой сопряженной паре “магнитное кольцо 2 - дуга 7” расположена радиально с некоторым интервалом, в этом интервале размещен кольцевой ферромагнитный элемент 9. Этот элемент 9 имеет возможность обкатывания по неподвижному дополнительному магнитному кольцу 23 и приводит во вращение другое магнитное кольцо 2 с валом 5 отбора мощности. Самым удаленным элементом по радиусу в полости корпуса 1 является дуга 24. По протяженности она, как и другая дуга 2, занимает половину окружности и крепится к пристеночному диску 25. Диски 25 и 30 размещены со свободной посадкой. Одновременно на двух валах 5 и 26 соответственно магнитного кольца 2, дуг 24, 7 и кольцевого ферромагнитного элемента 9 размещены диски 28, 25, 30 и 31, что создает возможность дугам 24 и 7 вращаться синхронно с планетарным движением кольцевого ферромагнитного элемента 9 и находиться в определенном угловом положении относительно места контакта 8 подвижного магнитного кольца 2 и ферромагнитного элемента 9.Необходимое угловое положение дут 24 и 7 относительно упомянутого места контакта обеспечивается особым механизмом (на фиг. 8 и 9 не показан), аналогичным механизму 16, приведенному на фиг.3. Неподвижное магнитное кольцо 23 крепится к корпусной крышке 27, а подвижное через диск 28 - к валу 5 отбора мощности. Вал 5 установлен в подшипниках 6, которые с одной стороны установлены в корпусе 1, а с другой - в крышке 27.Аналогичное изображенной на фиг.8 и 9 конструкции построение имеет конструкция магнитного двигателя, приведенная на фиг.10. Разница в том, что это обращенная схема. Если на фиг.8 и 9 применены два магнитных кольца, а между ними ферромагнитный элемент, то на фиг 10 – два кольцевых 9 и 29 ферромагнитных элемента и одно - между ними – магнитное кольцо 2. В конструкции две дуги - одна внутренняя 7, другая наружная 24.Наружный кольцевой ферромагнитный элемент 9 - неподвижный. По нему имеет возможность обкатки магнитное кольцо 2. Одновременно оно имеет возможность приводить во вращение внутренний ферромагнитный элемент 29.Валы 5 и 26 установлены аналогично тому, как и в конструкции по фиг.8 и 9. То же самое и в отношении дуг 7 и 24.Принцип действия магнитного двигателя заключается в следующем. В состоянии покоя дуга 7 у поверхности магнитного кольца 2 располагается симметрично относительно места контакта 8 (фиг.1) и магнитное поле между магнитным кольцом 2 и ферромагнитным элементом 9 как слева (спереди) относительно места контакта 8, так и справа (сзади) от него распределено одинаково, т.е. симметрично. Следовательно, одинаковы и силовые притяжения магнитного кольца (колеса) 2 по обе стороны от места контакта 2. В том месте магнитного кольца, у которого располагается дуга 7, магнитное поле кольца замыкается на дугу. Если ручку (рычаг) 10 отклонить вперед, то дуга 7 переместится назад относительно места контакта 8. В результате передняя часть колеса будет испытывать притяжение к ферромагнитному элементу, а задняя часть получит еще большую нейтрализацию. В результате появится крутящий момент, действующий на магнитное кольцо (колесо) и оно покатится влево по ферромагнитному элементу. При условии полной нейтрализации магнитного поля позади места контакта крутящий момент будет максимальным, максимальной будет и скорость перемещения магнитного кольца.В заднем кольце (фиг.1) реализован обращенный принцип манипуляции с магнитным полем. Здесь при перемещении ручки 10 вперед дуга 7 будет поворачиваться против часовой стрелки, освобождая от нейтрализации магнитный поток спереди и, наоборот, увеличивая перекрытие магнитного потока сзади, то есть эффект будет тот же, что и в переднем кольце.Магнитные наконечники 3 позволяют полнее (с наименьшими потерями) использовать магнитное поле магнитного кольца.Описанный принцип действует и в том случае, если ферромагнитный элемент выполнен в виде замкнутого кольца (фиг.3 и остальные). В различных вариантах сочетаний, форм исполнения и взаимодействий магнитных колец и ферромагнитных элементов при агрегатировании результат сводится к тому, что силовые факторы отдельных магнитных блоков передают крутящий момент на центральный вал отбора мощности, а с него механическая энергия может быть отдана потребителю.Для регулирования положения дуг на магнитных кольцах применяются механизмы 16 перемещения дуг (фиг.3), команды на которые передаются дистанционно.Прокатка четырех магнитных блоков на фиг. 3 и 4 приводит во вращение платы 14 и 15, в которых установлены их подшипники. Платы 14 и 15 приводят во вращение центральный вал 13 отбора мощности. Переключение магнитных колец к внутреннему кольцевому ферромагнитному элементу 12 (изображен пунктиром) позволит получить вдвое большую скорость вращения центрального вала отбора мощности.Аналогичная работа происходит и в агрегатированном магнитном двигателе с коническими поверхностями элементов магнитных блоков (фиг.5, 6 и 7). Здесь также подключение вала отбора мощности 13 к коническому элементу 21 (также изображен пунктиром на фиг.5) приводит к удвоению скорости вращения вала.Увеличение числа подключаемых магнитных блоков, например, путем введения второго яруса, позволит соответственно увеличить снимаемую с вала мощность.Агрегатирование магнитных двигателей путем введения дополнительных магнитных колец в паре с дугами и (или) ферромагнитных элементов (фиг.8, 9 и 10) позволяет также увеличить снимаемую с вала механическую мощность. Это происходит за счет появления дополнительной зоны магнитного взаимодействия магнитного кольца и ферромагнитного элемента. На фиг.8 и 9 это происходит за счет взаимодействия одного ферромагнитного элемента 9 с двумя (по разные стороны) магнитными (23 и 2) кольцами, а на фиг.10 - двух ферромагнитных элементов 9 и 29 с магнитным кольцом 2. В конструктивной схеме по фиг.8 и 9 представляется возможным дуги выполнить длиной в половину окружности, что предпочтительнее с точки зрения возможности увеличения межзарядного периода при эксплуатации.Конструктивная схема по фиг.10, позволяющая получить также увеличенную мощность, представляется все же проще (меньше магнитных элементов). На фиг.8 и 9 дуги выставлены в положения, при которых выдается максимальная мощность, а на фиг.10 положение дуг соответствует выключенному состоянию магнитного двигателя.Таким образом задача упрощения конструкции магнитного двигателя решена. В отличие от прототипа в предложенном магнитном двигателе отсутствует вспомогательный привод, отсутствует храповой механизм, многократно уменьшено количество постоянных магнитов.Формула изобретения
1. Двигатель, содержащий корпус, магнитный блок, включающий магнитное кольцо, ферромагнитный элемент и вал отбора мощности, отличающийся тем, что магнитный блок включает примыкающую к одной из поверхностей магнитного кольца дугу с противоположной намагниченностью, при этом дуга и кольцо имеют возможность перемещения относительно друг друга, магнитное кольцо закреплено на втулке, внутри которой размещен вал отбора мощности, и имеет контакт с ферромагнитным элементом с возможностью прокатки одного относительно другого, а дуга имеет возможность углового перемещения с помощью ручки.2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что магнитное кольцо и дуга снабжены магнитопроводными наконечниками, а магнитное кольцо и взаимный элемент снабжены немагнитными элементами зубчатого зацепления.3. Двигатель по любому из пп.1 и 2, отличающийся тем, что ферромагнитный элемент выполнен в форме кольца, диаметр которого больше диаметра магнитного кольца при расположении дуги у внутренней поверхности магнитного кольца, либо в форме кольца, диаметр которого меньше диаметра магнитного кольца в случае расположения дуги снаружи магнитного кольца либо в форме усеченного конуса, либо имеет плоскую поверхность.4. Двигатель по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что он агрегатирован по конструктивной схеме, в которой ферромагнитный элемент выполнен в виде неподвижного кольца, снабженного центральным валом отбора мощности, а с одной из его поверхностей контактируют не менее двух магнитных колец, валы отбора мощности которых соединены с центральным валом отбора мощности.5. Двигатель по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что он содержит хотя бы одну дополнительную сопряженную пару "магнитное кольцо - дуга" при радиальном расположении магнитных колец с интервалом и при неподвижном одном из магнитных колец, а в интервале между ними размещен кольцевой ферромагнитный элемент с возможностью его обкатки по неподвижному магнитному кольцу и придания вращения другому магнитному кольцу.6. Двигатель по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что он содержит хотя бы один комплект элементов, включающий два разнесенных по радиусу ферромагнитных элемента, один из которых неподвижен, а между ними расположено магнитное кольцо с двумя дугами с возможностью обкатки магнитного кольца по неподвижному взаимному элементу и приведения во вращение другого взаимного элемента с валом отбора мощности.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10