Взрывонепроницаемое уплотнение подшипникового узла электродвигателя (варианты)

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано во взрывозащищенных электродвигателях. Взрывонепроницаемое уплотнение подшипникового узла электродвигателя содержит крышку, образующую щелевой взрывонепроницаемый зазор с валом, пламеотсекающую втулку, установленную на валу, и две тонкостенные втулки с сегментами, жестко закрепленные одним концом в кольцевой канавке подшипниковой крышки и выполненные с продольными прорезями, причем одна из втулок - наружная - на другом конце снабжена отгибом, размещенным с зазором в расточке пламеотсекающей втулки, а втулки установлены так, что прорези на них смещены одна относительно другой. Особенность уплотнения состоит в том, что сегменты тонкостенных втулок выполнены из биметалла с коэффициентом расширения материала внутреннего слоя меньшим, чем коэффициент расширения материала наружного слоя, и поверхность пламеотсекающей втулки, обращенной к отгибу, выполнена с кривизной радиусом, равным R=L+, где L - длина сегмента тонкостенной втулки, - взрывозащитный зазор между отгибом наружной тонкостенной втулки и пламеотсекающей втулкой. Предложенное уплотнение позволяет повысить надежность электродвигателя. 2 с.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано во взрывозащищенном оборудовании, в частности во взрывозащищенных электродвигателях.

Аналогичными техническими решениями к заявляемому являются уплотнение подшипникового узла взрывозащищенной электрической машины (SU 1429229, МПК 7 Н 02 К 5/136, 1988), содержащее набор плоских не соединенных между собой уплотнительных колец, болты и торцевую крышку с кольцевым осевым выступом с внешним диаметром и осевой длиной, равной внешнему диаметру и толщине уплотнительного кольца, и взрывонепронецаемый подшипниковый узел (SU 1179481, МПК 7 Н 02 К 5/136, 1985), содержащий крышку, втулку, дополнительный подшипник, внешнюю обойму и установленное на валу с возможностью аксиального перемещения и образующее с валом взрывонепронецаемый зазор кольцо. Недостатками данных аналогичных технических решений являются невысокая надежность взрывозащиты электродвигателя и сложность конструкции.

Наиболее близкий по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому является (SU 1457078, МПК 7 Н 02 К 5/136, 1989) Взрывонепроницаемое уплотнение подшипникового узла электродвигателя, в соответствии с формулой изобретения, содержащее подшипниковую крышку, образующую щелевой взрывонепроницаемый зазор с вращающимся валом, пламеотсекающую втулку, установленную на валу, и две коаксиально установленные на валу тонкостенные втулки с сегментами, жестко закрепленные одним концом в кольцевой канавке подшипниковой крышки и выполненные с продольными прорезями, причем одна из втулок - наружная - на другом конце снабжена отгибом, размещенным с зазором в расточке пламеотсекающей втулки, а втулки установлены так, что прорези на них смещены одна относительно другой. Недостатком этого взрывонепроницаемого уплотнения является невысокая надежность взрывозащиты электродвигателя. Это объясняется относительно длительным периодом перекрытия взрывонепроницаемого зазора подшипникового узла в момент взрыва.

Задачей изобретения является повышение надежности электродвигателя.

Поставленная задача решается тем, что взрывонепроницаемое уплотнение подшипникового узла электродвигателя (вариант 1), содержащее подшипниковую крышку, образующую щелевой взрывонепроницаемый зазор с вращающимся валом, пламеотсекающую втулку, установленную на валу, и две коаксиально установленные на валу тонкостенные втулки с сегментами, жестко закрепленные одним концом в кольцевой канавке подшипниковой крышки и выполненные с продольными прорезями, причем одна из втулок - наружная - на другом конце снабжена отгибом, размещенным с зазором в расточке пламеотсекающей втулки, а втулки установлены так, что прорези на них смещены одна относительно другой, в отличие от прототипа сегменты тонкостенных втулок выполнены из биметалла с коэффициентом расширения материала внутреннего слоя меньшим, чем коэффициент расширения материала наружного слоя, и поверхность пламеотсекающей втулки, обращенной к отгибу, выполнена с кривизной радиусом, равным R=L+, где L - длина сегмента тонкостенной втулки, - взрывозащитный зазор между отгибом наружной тонкостенной втулки и пламеотсекающей втулкой.

Поставленная задача решается также тем, что взрывонепроницаемое уплотнение подшипникового узла электродвигателя (вариант 2), содержащее подшипниковую крышку, образующую щелевой взрывонепроницаемый зазор с вращающимся валом, пламеотсекающую втулку, установленную на валу, и две коаксиально установленные на валу тонкостенные втулки с сегментами, жестко закрепленные одним концом в кольцевой канавке подшипниковой крышки и выполненные с продольными прорезями, причем одна из втулок - наружная - на другом конце снабжена отгибом, размещенным с зазором в расточке пламеотсекающей втулки, а втулки установлены так, что прорези на них смещены одна относительно другой, в отличие от прототипа сегменты наружной тонкостенной втулки выполнены из материала с большим коэффициентом температурного расширения, чем у материала сегментов внутренней тонкостенной втулки, и в сегментах наружной тонкостенной втулки вблизи пламеотсекающего отгиба перпендикулярно ее образующей сделаны прорези, в которые входят штифты, закрепленные на сегментах внутренней тонкостенной втулки с возможностью перемещения вдоль прорезей, а также поверхность пламеотсекающей втулки, обращенная к отгибу, выполнена с кривизной радиусом, равным R=L+, где L - длина сегмента тонкостенной втулки, - взрывозащитный зазор между отгибом наружной тонкостенной втулки и пламеотсекающей втулкой.

На фиг.1 изображен общий вид, на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1, на фиг.3 - вид Б на фиг.1.

Взрывонепроницаемое уплотнение (вариант 1) установлено в подшипниковом щите 1 и включает в себя подшипниковую крышку 2, выполненную с обращенной к валу кольцевой канавкой 3 и упорным буртиком 4. В кольцевой канавке 3 жестко закреплены две коаксиально установленные относительно вала 5 тонкостенные втулки 6 и 7. Внешний диаметр наружной втулки 6 соответствует внутреннему диаметру подшипниковой крышки 2. Втулки 6 и 7 сопряжены между собой. Между внутренней втулкой 7 и валом 5 образован зазор. На свободном конце каждая из втулок имеет продольные прорези 8, которые расчленяют втулки на отдельные сегменты 9. Сегменты 9 выполнены из биметалла, причем коэффициент расширения внутреннего слоя сегментов меньше коэффициента расширения наружного слоя. Ширина прорезей 8 уменьшается от свободного конца втулок в направлении подшипниковой крышки. Втулки установлены так, что их прорези смещены одна относительно другой. Наружная втулка на ее свободном конце снабжена радиальным наружным отгибом 10. Этот отгиб размещен в проточке пламеотсекающей втулки 11, жестко установленной на валу, и выполненной с кривизной радиусом, равным R=L+, где L - длина прорезей 8, - зазор между отгибом 10 и пламеотсекающей втулкой 11.

Взрывонепроницаемое уплотнение (вариант 2) установлено в подшипниковом щите 1 и включает в себя подшипниковую крышку 2, выполненную с обращенной к валу кольцевой канавкой 3 и упорным буртиком 4. В кольцевой канавке 3 жестко закреплены две коаксиально установленные относительно вала 5 тонкостенные втулки 6 и 7. Внешний диаметр наружной втулки 6 соответствует внутреннему диаметру подшипниковой крышки 2. Втулки 6 и 7 сопряжены между собой. Между внутренней втулкой 7 и валом 5 образован зазор. На свободном конце каждая из втулок имеет продольные прорези 8, которые расчленяют втулки на отдельные сегменты 9. Сегменты 9 наружной тонкостенной втулки 6 выполнены из материала с большим коэффициентом температурного расширения, чем у материала сегментов внутренней тонкостенной втулки 7, и в сегментах наружной втулки вблизи пламеотсекающего отгиба 10 перпендикулярно ее образующей сделаны прорези 12, в которые входят штифты 13, закрепленные на сегментах внутренней втулки 7 с возможностью перемещения вдоль прорезей 12. Ширина прорезей 8 уменьшается от свободного конца втулок в направлении подшипниковой крышки 2. Втулки установлены так, что их прорези смещены одна относительно другой. Наружная втулка на ее свободном конце снабжена радиальным наружным отгибом 10. Этот отгиб размещен в проточке пламеотсекающей втулки 11, жестко установленной на валу, и выполнен с кривизной радиусом, равным R=L+, где L - длина сегментов 9, - взрывозащитный зазор между отгибом 10 и пламеотсекающей втулкой 11.

Взрывонепронецаемое уплотнение (варианты 1, 2) работает следующим образом. В случае нарушения нормальной работы двигателя температура внутри электродвигателя возрастает и повышается температура сегментов 9 тонкостенных втулок 6 и 7. Под действием температуры сегменты 9 из-за свойств биметалла деформируются в сторону вала 5, уменьшая тем самым радиальный зазор между валом 5 и внутренней поверхностью втулки 7, зазор между отгибом 10 и пламеотсекающей втулкой 11 остается неизменным. Благодаря этому при взрыве газовой смеси внутри двигателя сегменты 9 прижимаются к вращающемуся валу 5 и охватывают его на некоторой длине контакта с менее длительным периодом перекрытия взрывонепроницаемого зазора подшипникового узла в момент взрыва. При этом полностью перекрывается радиальный зазор между валом и внутренней поверхностью втулки 7, зазор между отгибом 10 и пламеотсекающей втулкой 11 остается неизменным. Торцы смежных сегментов 9 смыкаются между собой. Это перекрывает проход продуктам сгорания через прорези 8. Сопротивление движению продуктов взрыва увеличивается из-за лабиринта, образованного отгибом 10, втулки 6 и пламеотсекающей втулкой 11. Благодаря этому выход продуктов взрыва растягивается во времени. Они проникают наружу через незначительные щели, образованные уплотнением и элементами корпуса, со значительно сниженной температурой.

Формула изобретения

1. Взрывонепроницаемое уплотнение подшипникового узла электродвигателя, содержащее подшипниковую крышку, образующую щелевой взрывонепроницаемый зазор с вращающимся валом, пламеотсекающую втулку, установленную на валу, и две коаксиально установленные на валу тонкостенные втулки с сегментами, жестко закрепленные одним концом в кольцевой канавке подшипниковой крышки и выполненные с продольными прорезями, причем одна из втулок - наружная - на другом конце снабжена отгибом, размещенным с зазором в расточке пламеотсекающей втулки, а втулки установлены так, что прорези на них смещены одна относительно другой, отличающееся тем, что сегменты тонкостенных втулок выполнены из биметалла с коэффициентом расширения материала внутреннего слоя меньшим, чем коэффициент расширения материала наружного слоя, и поверхность пламеотсекающей втулки, обращенной к отгибу, выполнена с кривизной радиусом, равным R=L+, где L - длина сегмента тонкостенной втулки, - взрывоэащитный зазор между отгибом наружной тонкостенной втулки и пламеотсекающей втулкой.

2. Взрывонепроницаемое уплотнение подшипникового узла электродвигателя, содержащее подшипниковую крышку, образующую щелевой взрывонепроницаемый зазор с вращающимся валом, пламеотсекающую втулку, установленную на валу, и две коаксиально установленные на валу тонкостенные втулки с сегментами, жестко закрепленные одним концом в кольцевой канавке подшипниковой крышки и выполненные с продольными прорезями, причем одна из втулок - наружная - на другом конце снабжена отгибом, размещенным с зазором в расточке пламеотсекающей втулки, а втулки установлены так, что прорези на них смещены одна относительно другой, отличающееся тем, что сегменты наружной тонкостенной втулки выполнены из материала с большим коэффициентом температурного расширения, чем у материала сегментов внутренней тонкостенной втулки, и в сегментах наружной тонкостенной втулки вблизи пламеотсекащего отгиба перпендикулярно ее образующей сделаны прорези, в которые входят штифты, закрепленные на сегментах внутренней тонкостенной втулки с возможностью перемещения вдоль прорезей, а также поверхность пламеотсекающей втулки, обращенная к отгибу, выполнена с кривизной радиусом, равным R=L+, где L -длина сегмента тонкостенной втулки, - взрывозащитный зазор между отгибом наружной тонкостенной втулки и пламеотсекающей втулкой.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в прокатном производстве для уплотнения подшипников жидкостного трения

Изобретение относится к устройствам для обеспечения поворота конструкции относительно основания машин, используемых при открытой добыче ископаемых

Изобретение относится к вакуумной технике и может быть использовано для повышения работоспособности вакуумных узлов и уменьшения выделения частиц износа

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к торцевым крышкам уплотнения

Изобретение относится к области прокатного производства и может быть использовано в уплотнительных устройствах опор валков прокатных станов

Изобретение относится к уплотнению цапфы для подшипника валка

Изобретение относится к области прокатного оборудования, а именно к уплотнительным устройствам подшипников рабочих валков, и может быть использовано, например, в уплотнительных устройствах подшипниковых опор машин и механизмов

Изобретение относится к уплотнительным устройствам камеры зубчатой передачи ручных приводных инструментов. Уплотнительное устройство для предотвращения утечки смазки из камеры зубчатой передачи, вмещающей понижающую зубчатую передачу, содержащей смазку для смазывания понижающей зубчатой передачи и понижающей вращение электрического двигателя, содержит разделительную стенку, отделяющую упомянутую камеру зубчатой передачи от электрического двигателя и поддерживающую вращательный вал через подшипник. Вращение электрического двигателя передается на понижающую зубчатую передачу через вращательный вал, уплотнительный элемент, присоединенный к вращательному валу с возможностью вращения вместе с вращательным валом, и возвращающую смазку часть, предусмотренную на уплотнительном элементе на стороне камеры зубчатой передачи так, что смазка может смещаться в направлении от подшипника под действием центробежной силы, возникающей от вращения вращательного вала. Технический результат заключается в улучшении уплотнения камеры зубчатой передачи и предотвращении утечки смазки из шарикоподшипника. 12 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к подшипнику колеса с крепежным устройством для установки датчика, воспринимающего вращательное движение колеса. Подшипник колеса с крепежным устройством для датчика (8) для установки датчика, воспринимающего вращательное движение колеса, содержит: вращающееся внутреннее кольцо (1), закрепленное на колесе грузового автомобиля, установленное неподвижно и прочно закрепленное относительно транспортного средства наружное кольцо (2), предназначенное для вращающегося внутреннего кольца (1) кодирующее устройство (4) и расположенное на установленном неподвижно наружном кольце (2) ограждение (3). Крепежное устройство для датчика (8) сформировано с помощью предусмотренного в ограждении (3) углубления, которое расположено оппозитно кодирующему устройству (4) и на стороне, обращенной к кодирующему устройству (4), закрыто с помощью разделительной стенки (7), проницаемой для магнитного переменного поля между кодирующим устройством (4) и датчиком. Разделительная стенка (7) выполнена из металлического неферромагнитного вещества или ограждение (3) и разделительная стенка (7) выполнены в виде единого целого из синтетического материала. Ограждение (3) выполнено из синтетического материала и посредством элемента жесткости (9, 11) с более высокой прочностью, чем у синтетического материала, обеспечена устойчивость формы. Разделительная стенка (7) сформирована посредством элемента жесткости (9, 11). Технический результат: создание подшипника колеса с крепежным устройством для датчика, который должен иметь конструкцию, удобную для монтажа, и иметь большой срок службы. 5 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к уплотнительному элементу крепления колпака к ступице колеса. Колпак колеса характеризуется наличием защитного участка, который закрывает собой зазор, образованный между ступицей и колпаком колеса. В ступице колеса предусмотрен узел, в котором располагается уплотнительный элемент, вставленный в зазор между колпаком и ступицей колеса. Уплотнительный элемент характеризуется наличием тела и уплотнительной кромки, при этом уплотнительная кромка обращена в сторону внешней области и выступает за его пределы. Технический результат – повышение надежности изоляции внутреннего пространства ступицы. 10 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх