Жаропрочный деформируемый сплав на основе алюминия

 

Изобретение относится к области металлургии, в частности к деформируемым сплавам на основе алюминия, предназначенным для применения в качестве конструкционного материала. Предложен сплав, содержащий следующие компоненты, мас.%: медь 4,4-5,4, магний 0,45-0,8, марганец 0,4-0,8, титан 0,03-0,15, цирконий 0,05-0,20, ванадий 0,05-0,15, молибден 0,01-0,15, кремний 0,03-0,25, серебро 0,4-0,8, германий 0,05-0,20, никель 0,01-0,50, железо 0,01-0,5, алюминий - остальное, при этом сумма марганца, титана, циркония, ванадия и молибдена должна составлять 0,55-1,0. Техническим результатом изобретения является повышение прочностных характеристик полуфабрикатов и деталей в термически обработанном состоянии при комнатной и повышенных температурах как при кратковременных, так и при длительных нагрузках, и как следствие повышение срока службы летательных аппаратов. 2 табл.

Изобретение относится к области металлургии, в частности к деформируемым сплавам на основе алюминия, используемым в качестве конструкционного материала в греющихся частях летательных аппаратов.

Известен жаропрочный деформируемый сплав на основе алюминия марки Д21 системы алюминий-медь-магний, предназначенный для использования в греющихся деталях летательных аппаратов и содержащий, мас.%:

Медь 6,0-7,0,

Магний 0,25-0,45,

Марганец 0,4-0,8,

Титан 0,1-0,2,

Алюминий Остальное

(ОСТ 1 90048)

Сплав рекомендовано использовать для основных нагруженных деталей летательного аппарата, подвергающихся эксплуатационному нагреву до температуры 175С.

Недостатком этого сплава является низкая длительная прочность и невысокие характеристики трещиностойкости, что не позволяет использовать полуфабрикаты из этого сплава для изготовления высоконагруженных конструкционных деталей, подвергаемых знакопеременным нагрузкам, в которых высокая вероятность появления усталостных трещин может привести к разрушению.

Известен жаропрочный деформируемый сплав на основе алюминия, предназначенный для изготовления греющихся деталей летательных аппаратов и содержащий, мас.%:

Медь 5,5-6,5

Магний 0,2-0,35

Марганец 0,4-0,8

Титан 0,05-0,1

Цирконий 0,06-0,2

Ванадий 0,05-0,15

Молибден 0,02-0,08

Кремний 0,12-0,25

Алюминий Остальное

молибден: ванадий = 1:2, (патент РФ №2048577, МКИ 6 С 22 С 21/16, 1995 г.), прототип.

Сплав обладает средним уровнем прочностных свойств при комнатной и повышенных до 175-200С температурах.

Недостатком этого сплава является невысокий уровень прочностных свойств при комнатной и повышенных температурах, что ограничивает область применения этого сплава и позволяет изготовлять из него только детали с ограниченным уровнем эксплуатационных характеристик.

Предлагается жаропрочный деформируемый сплав на основе алюминия, содержащий, мас.%:

Медь 4,4-5,4

Магний 0,45-0,80

Марганец 0,4-0,8

Титан 0,03-0,15

Цирконий 0,05-0,20

Ванадий 0,05-0,15

Молибден 0,01-0,15

Кремний 0,03-0,25

Серебро 0,4-0,8

Германий 0,05-0,20

Никель 0,01-0,50

Железо 0,01-0,50

Алюминий Остальное

при этом сумма марганца, титана, циркония, ванадия и молибдена должна составлять 0,55-1,0.

Предложенный сплав отличается от прототипа тем, что он дополнительно содержит серебро, германий, никель, железо при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Медь 4,4-5,4

Магний 0,45-0,80

Марганец 0,4-0,8

Титан 0,03-0,15

Цирконий 0,05-0,20

Ванадий 0,05-0,15

Молибден 0,01-0,15

Кремний 0,03-0,25

Серебро 0,4-0,8

Германий 0,05-0,20

Никель 0,01-0,50

Железо 0,01-0,50

Алюминий Остальное

при этом сумма марганца, титана, циркония, ванадия и молибдена должна составлять 0,55-1,0.

Технический результат - повышение прочностных характеристик полуфабрикатов и деталей в термически обработанном состоянии при комнатной и повышенных температурах как при кратковременных, так и при длительных нагрузках, и как следствие, повышение срока службы летательных аппаратов.

Прессованные полуфабрикаты из предлагаемого сплава имеют нерекристаллизованную структуру с регламентированным количеством избыточных фаз и высокой плотностью дисперсоида из мелких включений алюминидов переходных металлов. Максимальное упрочнение сплава после искусственного старения вследствие отношения Cu/Мg в пределах от 5,5 до 12,0 обеспечивают дисперсные упрочняющие зоны (метастабильные частицы) на основе -фазы (СuAl2) и S-фазы (Аl2CuМg). Эта структура полуфабриката гарантирует получение высокого уровня прочностных свойств при комнатной и повышенных температурах, повышенной длительной прочности и позволяет повысить срок службы летательных аппаратов.

Пример осуществления

Приготовили в электрической печи плавки массой от 30 до 70 кг из сплавов приведенного в табл. 1 состава, из которых отлили полунепрерывным методом плитки диаметром 134 мм. Слитки из сплава-прототипа и предлагаемого сплава после гомогенизации и механической обработки прессовали при температуре 450С на полосу сечением 10 100 мм. Полосы подвергли упрочняющей термической обработке: закалка в воде после нагрева продолжительностью 40 мин при температуре 525С, правка растяжением и искусственное старение по режиму 190С, 6 ч.

Полученный материал подвергли испытаниям с определением временного сопротивления в, предела текучести 0,2, относительного удлинения , длительной прочности за 1000 ч при 175С. При этом механические свойства на растяжение определяли при комнатной температуре и при 175С. Результаты испытаний приведены в табл. 2.

Таким образом, предлагаемый сплав имеет по сравнению с прототипом повышенные на 16-35% прочностные свойства при комнатной и повышенных температурах.

Формула изобретения

Жаропрочный деформируемый сплав на основе алюминия, содержащий медь, магний, марганец, титан, цирконий, ванадий, молибден, кремний, отличающийся тем, что он дополнительно содержит серебро, германий, никель, железо при следующем соотношении компонентов мас.%:

Медь 4,4-5,4

Магний 0,45-0,8

Марганец 0,4-0,8

Титан 0,03-0,15

Цирконий 0,05-0,20

Ванадий 0,05-0,15

Молибден 0,01-0,15

Кремний 0,03-0,25

Серебро 0,4-0,8

Германий 0,05-0,20

Никель 0,01-0,50

Железо 0,01-0,5

Алюминий Остальное

при этом сумма марганца, титана, циркония, ванадия и молибдена должна составлять 0,55-1,0.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к металлургии, в частности к жаропрочным деформируемым сплавам на основе алюминия, используемым в качестве конструкционного материала в греющихся частях летательных аппаратов, например в деталях двигателя или в элементах деталей обшивки сверхзвуковых самолетов

Изобретение относится к металлургии, в частности к сплавам на основе алюминия системы Al-Mn, для производства тонких холоднокатаных листов, используемых для последующей холодной формовки в изделиях сложной формы, таких как сосуды, емкости, банки и др., в том числе сварные конструкции

Изобретение относится к металлургии, в частности к деформируемым алюминиевым сплавам системы алюминий - медь - магний, предназначенным для применения в качестве конструкционного материала в аэрокосмической промышленности и машиностроении

Изобретение относится к области металлургии, в частности, к деформируемым алюминиевым сплавам системы алюминий-медь-магний, предназначенным для применения в качестве конструкционного материала в авиации, автомобильной и транспортной промышленности, в том числе в сварных конструкциях

Изобретение относится к области металлургии, в частности к деформируемым сплавам на основе алюминия, используемым в качестве конструкционного материала в греющихся частях летательных аппаратов

Изобретение относится к сплавам на основе алюминия системы алюминий-медь-литий, используемым в качестве конструкционных материалов в авиакосмической технике

Изобретение относится к области металлургии, в частности к высокопрочным свариваемым сплавам пониженной плотности системы алюминий - медь - литий, и может быть использовано в авиакосмической технике

Изобретение относится к сплавам на основе алюминия системы Аl-Cu-Mg-Li, используемым в качестве конструкционных материалов в авиакосмической технике

Изобретение относится к цветной металлургии, а именно к сплавам системы алюминий - медь - магний

Изобретение относится к высокопрочным сплавам пониженной плотности на основе системы алюминий-медь-литий и может быть использовано в авиакосмической, судостроительной и автомобильной отраслях промышленности
Изобретение относится к области металлургии, а именно к сплавам на основе алюминия системы алюминий-медь-магний

Изобретение относится к области цветной металлургии, а именно к сплавам на основе алюминия системы алюминий - медь - магний

Изобретение относится к производству изделий из высокоустойчивого к повреждениям алюминиевого катаного сплава
Изобретение относится к области металлургии, в частности к высокопрочным алюминиевым сплавам системы алюминий-медь-магний-литий, применяемым для изготовления изделий, используемых в ответственных авиакосмических конструкциях
Изобретение относится к области цветной металлургии, а именно к сплавам на основе алюминия и изделиям, выполненным из них, которые предназначены для авиакосмической техники

Изобретение относится к алюминиевым сплавам, применяемым в аэрокосмической промышленности

Изобретение относится к алюминиевому сплаву с улучшенной стойкостью к повреждениям, состоящему по существу из следующих компонентов, мас.%: медь 3,0-4,0; магний 0,4-1,1; серебро вплоть до 0,8; цинк вплоть до 1,0 мас.%; цирконий вплоть до 0,25 мас.%; марганец вплоть до 0,9; железо вплоть до 0,5; и кремний вплоть до 0,5; остальное - по существу алюминий, случайные примеси и элементы, причем упомянутые медь и магний присутствуют в отношении 3,6-4,5 частей меди на 1 часть магния

Изобретение относится к области металлургии сплавов на основе алюминия, в частности к сплаву системы алюминий - медь - магний - литий, применяемого для изготовления полуфабрикатов и изделий из него, используемых в качестве конструкционных материалов для авиакосмической техники

Изобретение относится к изделиям из сплавов на основе алюминия, а именно к изделиям, используемым в авиационно-космической промышленности и пригодным для применения в конструкциях фюзеляжа
Наверх