Резьбовое соединение фланцев

 

Изобретение относится к машиностроению, точнее - к способам и устройствам для стопорения резьбовых соединений при воздействии вибраций и ударных нагрузок. Резьбовое соединение фланцев включает в себя болты, установленные по средней окружности фланцев, шайбы, гайки и стопорную пластину, выполненную в виде полного концентрического кольца с фигурными сквозными отверстиями под гайки. Резьбовое соединение фланцев снабжено также второй аналогичной стопорной пластиной, установленной со стороны головок болтов. Обе стопорные пластины прижаты к плоскостям фланцев под действием магнитных сил. В результате повышается надежность стопорения при обеспечении простоты конструкции, высокой технологичности и низкой трудоемкости сборки и разборки резьбового соединения фланцев. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, точнее - к способам и устройствам для стопорения резьбовых соединений при воздействии вибраций и ударных нагрузках.

Известно стопорение контргайками [1]. Этот способ достаточно широко используется. Однако контргайки не обеспечивают достаточно высокую надежность при больших вибрациях и нагрузках.

В технике широко используется способ жесткого стопорения (там же, с.141-145). Крепежные детали по этому способу стопорятся с помощью шплинтов, отгибных шайб, проволоки и других устройств. Жесткое стопорение имеет следующие недостатки: усложнение конструкции крепежных деталей, большое количество стопорящих деталей, повышенная трудоемкость и нетехнологичность стопорения.

Известно также стопорение резьбового соединения (например, фланцев) с помощью привертных пластин (там же, с.172, рис.442). Привертная пластина монтируется на одной из сторон фланца и выполнена в виде фигурного кольца с вырезами (пазами) на внешней стороне кольца под шестигранники крепежных деталей. Пластина крепится несколькими винтами к фланцу. Недостатками стопорения привертной пластиной является следующее:

1. Вырезы в пластинах в некоторых случаях не обеспечивают надежного стопорения болтов или гаек. Так как крепежные детали в отверстиях фланцев устанавливаются с зазором, то возможен случай, когда несколько болтов или гаек будут отклоняться от поверхности вырезов и не будут застопорены.

2. Стопорение привертной пластиной не гарантирует самоотвинчивания гаек, так как предназначено, в основном, для стопорения болтов.

3. Конструкция пластины сложна в изготовлении, требует дополнительного количества отверстий для размещения привертных винтов.

4. Сборка фланцевого соединения имеет повышенную трудоемкость.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является стопорение с помощью стопорной пластины, выполненной в виде полного концентрического кольца с фигурными сквозными отверстиями, совпадающими по количеству, расположению и профилю с головками гаек, установленных в этих отверстиях [2].

Недостатками данного способа стопорения является следующее: возможность самоотвинчивания болтов, возможность выхода пластины из зацепления с гайками, во избежание чего требуется дополнительное крепление пластины к фланцу. Это усложняет конструкцию и увеличивает трудоемкость монтажа фланцевого соединения.

Целью предлагаемого изобретения является повышение надежности стопорения при обеспечении простоты конструкции, высокой технологичности и низкой трудоемкости сборки и разборки резьбового соединения фланцев.

Задача решена тем, что резьбовое соединение фланцев, включающее в себя болты, установленные по средней окружности фланцев, шайбы, гайки и стопорную пластину, выполненную в виде полного концентрического кольца с фигурными сквозными отверстиями под гайки, дополнительно снабжено второй аналогичной стопорной пластиной, установленной со стороны головок болтов, при этом обе стопорные пластины прижаты к плоскостям фланцев под действием магнитных сил.

Изобретение иллюстрируется чертежом, на котором в двух проекциях изображена конструкция фланцевого соединения, снабженного стопорными пластинами.

Фланцевое соединение состоит из соединяемых труб 1, фланцев 2, крепежных болтов 3, шайб 4 и гаек 5. Резьбовое соединение снабжены кольцевыми стопорными пластинами 6, устанавливаемыми как со стороны болтов, так и со стороны гаек.

Стопорные пластины 6 выполнены в виде полного концентрического кольца. В нем выполнены сквозные фигурные отверстия, совпадающие по количеству, расположению и профилю с головками болтов и гаек. Кольцевые пластины изготовлены методом штамповки. Отверстия под головки болтов и гайки выполняются с зазором 0,2 - 0,3 мм между боковыми поверхностям головок и кромками отверстий. Толщина пластин 1-3 мм. Они выполнены из материала, способного прижиматься к поверхности фланцев за счет магнитных сил.

Сборка резьбового соединения фланцев осуществляется следующим образом. Предварительно при монтаже на трубопроводы одеваются стопорные пластины по одной на каждый фланец. Далее в отверстия фланцев вставляют болты, шайба, навинчивают гайки. Затем монтируют со стороны головок болтов стопорную пластину так, чтобы головки болтов вошли в отверстия пластины. Пластину прижимают к плоскости фланца и она под действием магнитных сил прочно удерживается в прижатом положении. После этого затягивают гайки, ориентируя их относительно оси трубопровода так, чтобы они смогли войти в отверстия второй кольцевой пластины, монтируемой со стороны гаек. Регулирование положения гаек осуществляется путем незначительного недожатия или пережатия гаек, что демпфируется прокладкой между фланцами. Далее ставят стопорную пластину, которая также удерживается магнитными силами в прижатом состоянии.

При эксплуатации фланцевого соединения все головки болтов и гайки стопорятся кольцевыми пластинами, установленными с обеих сторон фланцев. Самоотвинчивание хотя бы одного болта или одной гайки возможно только на величину зазора 0,2 - 0,3 мм, что не влияет на герметичность соединения. При этом самоотвинчивание на эту величину приводит к более надежному стопорению остальных гаек и болтов за счет смещения пластин и прижатия кромок сквозных фигурных отверстий к граням шестигранников болтов и гаек. Одновременно с этим и сами пластины еще более прочно удерживаются в прижатом к фланцам состоянии за счет дополнительного прижатия к головкам болтов и граням гаек. Кольцевые стопорные пластины могут быть использованы многократно.

В отличие от прототипа предлагаемое изобретение обладает следующими преимуществами:

1. Достигается более надежное стопорение резьбового соединения от самоотвинчивания за счет одновременного стопорения всех гаек и всех болтов.

2. Конструкция кольцевых стопорных пластин проще и не требует дополнительного их крепления к фланцам винтами, а стало быть, дополнительных отверстий и крепежных деталей.

3. Сборка и разборка соединения производится с меньшими трудозатратами и с более высокой производительностью за счет магнитных свойств стопорных пластин и надежного их крепления к фланцам без использования дополнительного крепежа.

По предлагаемому изобретению изготовлены опытные образцы, проведены испытания при различных уровнях вибраций. Получены положительные результаты. Намечено внедрение изобретения на АО “ПЕНЗКОМПРЕССОР-МАШ” на трубопроводах винтовых и поршневых компрессоров.

Источники информации

1. Орлов П.И. Основы конструирования. В двух книгах. Кн.2. - М.: Машиностроение, 1988, с.141-145, 172.

2. Патент GB 23220949 А, F 16 B 39/10, 08.07.1998.

Формула изобретения

Резьбовое соединение фланцев, включающее в себя болты, установленные по средней окружности фланцев, шайбы, гайки и стопорную пластину, выполненную в виде полного концентрического кольца с фигурными сквозными отверстиями под гайки, отличающееся тем, что дополнительно снабжено второй аналогичной стопорной пластиной, установленной со стороны головок болтов, при этом обе стопорные пластины прижаты к плоскостям фланцев под действием магнитных сил.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в высокоресурсных резьбовых соединениях, работающих в условиях вибраций

Изобретение относится к резьбовым соединениям и может быть использовано для крепления элементов металлических ферм, в частности элементов металлических опор линий электропередачи

Изобретение относится к резьбовым соединениям и может быть использовано для крепления элементов металлических ферм, в частности элементов металлических опор линий электропередачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при стопорении резьбовых соединений (болтов, шпилек)

Изобретение относится к устройствам для стопорения резьбовых соединений, особенно при фиксации подшипников на валу в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в любой области народного хозяйства и предназначено для стопорения ответственных резьбовых соединений тонкостенных деталей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях машиностроения, использующих резьбовые соединения

Изобретение относится к стопорению резьбовых соединений и использованию таких резьбовых соединений в системах управления поверхностями управления самолетов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей, подвергающихся воздействию динамических и вибрационных нагрузок

Изобретение относится к устройствам для стопорения крепежных элементов

Изобретение может быть использовано в конструкциях хвостовых блоков для слива топливного компонента из бака изделия через вентиль слива, расположенный на донной тепловой защите двигателя. Устройство для слива топливного компонента из бака изделия содержит трубопровод, вентиль слива, проходник, смонтированные на теплозащите двигателя, заглушку, закрепленную на резьбе проходника, контровочную проволоку. Между опорным шестигранником проходника и теплозащитой установлена жесткая стопорная шайба с четырьмя лапами, две из которых входят в отверстия на теплозащите, а две охватывают грани опорного шестигранника проходника. В лапах шайбы, входящих в отверстия теплозащиты, выполнены отверстия, за которые произведена контровка проволокой контргайки и заглушки. Технический результат заключается в повышении надежности фиксации проходника с вентилем слива от проворота относительно донной тепловой защиты. 4 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к транспортной технике, где необходимо зафиксировать крепежное соединение от самоотвинчивания. В устройстве для стопорения болта и гайки, содержащем шайбу с краем, отгибаемым на грань гайки, и лепесток, на торце болта выполнен шлиц по ширине лепестка, а отгибаемая часть шайбы охватывает все боковые грани гайки и снабжена пазами, разделяющими ее на одинаковые сектора, и пазами, расположенными на поверхности данных секторов, выполненными по ширине концов лепестка, при этом возможно выполнение как одного паза, расположенного по центру симметрии каждого сектора, так и нескольких пазов, располагаемых по всей поверхности сектора, лепесток выполнен в виде отдельной детали. Наличие конструктивных изменений позволяет производить надежное стопорение без применения дополнительных усилий, упрощает устройство и процесс стопорения в целом. 2 ил.

Описано стопорное устройство для резьбовых крепежных элементов, таких как крепежные винты, крепящие торцовые крышки узлов подшипников качения к осям железнодорожных вагонов. Предусмотрена фиксация стопорной пластины против поворота относительно крепежного элемента. На головке крепежного элемента располагается стопорное кольцо, имеющее ряд выемок, простирающихся вдоль окружности. Стопорное кольцо имеет некруглое центральное отверстие, в котором крепежный элемент располагается без возможности поворота относительно кольца. Язычки, простирающиеся от стопорной пластины через выемки и входящие в зацепление со стопорным кольцом, удерживают стопорное кольцо на крепежном элементе и препятствуют проворачиванию стопорного кольца и крепежного элемента. В представленных вариантах осуществления кольцо может располагаться на крепежном элементе в различных угловых положениях. Это позволяет осуществлять стопорение резьбовых крепежных элементов контактом язычков с плоскими поверхностями головок винтов под прямым углом без вращения винтов с целью расположения плоских поверхностей параллельно язычкам, что, как следствие, повышает надежность узла в целом. 3 н. и 14 з.п. ф-лы, 9 ил.
Наверх