Двигатель внутреннего сгорания
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двухтактным с прямоточной продувкой двигателям внутреннего сгорания с тороидальными цилиндрами и поршнями. Изобретение позволяет увеличить мощность двигателя без увеличения габарита по высоте. Двигатель внутреннего сгорания включает корпус с тороидальными цилиндрами, два двусторонних поршня, размещенных в тороидальных цилиндрах и образующих своими днищами совместно с внутренними поверхностями цилиндров две противоположные камеры сгорания, две рукояти, к каждой из которых укреплен двусторонний поршень, два снабженных кривошипами вала, к каждому из которых укреплена рукоять. Два шатуна соединены своими первыми головками с шипами кривошипных валов и преобразуют возвратно-вращательное движение валов во вращательное движение выходного вала двигателя. Корпус выполнен в виде двух тороидальных сегментов, соединенных между собой плоскостями сегментных срезов. Камеры сгорания размещены в местах соединения тороидальных цилиндров сегментов. В каждом из тороидальных сегментов размещен один двусторонний поршень, связанный посредством рукояти с валом, размещенным по оси тороидального сегмента. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к двухтактным с прямоточной продувкой двигателям внутреннего сгорания с тороидальными цилиндрами и поршнями, совершающими возвратно-вращательное движение, и касается конструкции двигателя в целом и выполнения его преобразователя.По патенту США № 3910239, НКИ 123-18R, МКИ F 02 B 53/00, 55/00 (заявл. 10.06.74, опубл. 07.10.75) известен двигатель внутреннего сгорания с оппозитными поршнями, установленными на рукоятях и совершающими возвратно-вращательное движение в криволинейном цилиндре, выполненном в форме сектора тора; головки поршней обращены друг к другу и образуют совместно с внутренней поверхностью цилиндра камеру сгорания, в которой воспламеняется топливо; при рабочем ходе поршни расходятся, открывая в конце хода продувочные окна, выполненные в стенках цилиндра у его концов, и отработавшие газы удаляются из цилиндра прямоточной продувкой; при сближении поршней продувочные окна перекрываются и осуществляется сжатие свежего заряда; возвратно-вращательное движение поршней посредством кривошипно-шатунных механизмов преобразуется во вращательное движение, при этом шатуны первыми своими головками шарнирно связаны с поршнями, а вторыми - с кривошипами двух параллельных валов, размещенных в корпусе двигателя и связанных для синхронизации движения поршней зубчатой передачей.В описании данного изобретения указано, что криволинейный цилиндр в поперечном сечении может иметь круглую, либо эллиптическую форму; в других описаниях, что форма поперечного сечения может быть также прямоугольной со скругленными углами; в общем виде все указанные формы исполнения криволинейных цилиндров, ось которых представляет собой дугу окружности, именуются далее тороидальными.Идентичную в описанной части конструкцию имеют двигатели, известные из описаний изобретений к патенту Польши № 141668, МКИ F 02 B 53/00, 75/32 (заявл. 31.12.85, опубл. 31.05.88), патенту США № 3910238, НКИ 123-18R, МКИ F 02 B 53/10 (заявл. 10.06.74, опубл. 07.10.75), предшествующему патенту США того же автора № 3338137, выложенной заявке Японии № 60-119302, МКИ F 01 C 9/00 (заявл. 30.11.83, опубл. 26.06.85).Во всех указанных известных двигателях с криволинейными цилиндрами в форме тороидального сектора камера сгорания размещена в средней части цилиндра, а продувочные окна - в стенках по краям цилиндра; увеличение рабочего объема цилиндра двигателя описанной конструкции при неизменной площади поперечного сечения возможно лишь увеличением радиуса рукояти, что сопряжено с увеличением габаритов двигателя в целом. Кроме того, вывод мощности на два встречно-вращающихся кинематически связанных между собой вала предопределяет размещение этих валов за пределами контура тора, что также увеличивает габарит двигателя по вертикали. Степень сжатия в указанных двигателях не регулируется.Прототипом предлагаемого является двигатель внутреннего сгорания по патенту США № 5363813, НКИ 123-18R, МКИ F 02 B 53/00 (заявл. 30.06.93, опубл. 15.11.94), включающий корпус с тороидальными цилиндрами, два двусторонних поршня, размещенных в тороидальных цилиндрах и образующих своими днищами совместно с внутренними поверхностями цилиндров две противоположные камеры сгорания, две рукояти, к каждой из которых укреплен двухсторонний поршень, два снабженных кривошипами вала, к каждому из которых укреплена рукоять, два шатуна, соединенных своими первыми головками с шипами кривошипных валов, преобразующих возвратно-вращательное движение валов во вращательное движение выходного вала двигателя. Выходным валом двигателя является коленчатый вал, шатунные шейки которого соединены со вторыми головками шатунов.Когда в одном из цилиндров известного двигателя происходит сгорание топлива и осуществляется рабочий ход, в другом - продувка цилиндра и сжатие свежего заряда; таким образом, каждое качание рукоятей осуществляется рабочим ходом в одном из цилиндров двигателя.Понятно, что двигатель по указанному патенту США, имеющий два цилиндра, при прочих равных условиях может иметь примерно вдвое большую мощностью, чем двигатель по любому из указанных аналогов; тем не менее мощность, получаемая от одного цилиндра, будет той же, что и по известным указанным выше решениям, а ее повышение - сопряженным с отмеченным выше увеличением габаритов двигателя.Вывод мощности двигателя на один коленчатый вал принципиально ничем не отличается от вывода мощности на спаренные валы в аналогах; указанный коленчатый вал также размещен за пределами контура тора, что увеличивает габарит двигателя по вертикали. Степень сжатия в двигателе-прототипе по указанному патенту США также не регулируется.Основная задача настоящего изобретения состоит в создании двигателя внутреннего сгорания с тороидальными цилиндрами и двусторонними поршнями, укрепленными к рукоятям, в котором иной компоновкой двигателя обеспечивалась бы возможность увеличения объема цилиндров двигателя и, следовательно, его мощности без увеличения габарита по высоте.Для этого в двигателе внутреннего сгорания, включающем корпус с тороидальными цилиндрами, два двусторонних поршня, размещенных в тороидальных цилиндрах и образующих своими днищами совместно с внутренними поверхностями цилиндров две противоположные камеры сгорания, две рукояти, к каждой из которых укреплен двусторонний поршень, два снабженных кривошипами вала, к каждому из которых укреплена рукоять, два шатуна, соединенных своими первыми головками с шипами кривошипных валов, преобразующих возвратно-вращательное движение валов во вращательное движение выходного вала двигателя, в соответствии с изобретением корпус выполнен в виде двух тороидальных сегментов, соединенных между собой плоскостями сегментных срезов, камеры сгорания размещены в местах соединения тороидальных цилиндров сегментов, а в каждом из тороидальных сегментов размещен один двусторонний поршень, связанный посредством рукояти с валом, размещенным по оси тороидального сегмента.Другая задача изобретения состоит в том, чтобы механизм преобразования возвратно-вращательного движения кривошипных валов во вращение выходного вала не увеличивал бы габарит двигателя по высоте.Для этого в двигателе, охарактеризованном выше, коленчатые валы размещены аксиально внутри кривошипных валов, а шатуны своими вторыми головками соединены с шатунными шейками кривошипных валов.Еще одна задача изобретения состоит в увеличении продолжительности рабочего хода; эта задача решается двумя взаимно независимыми решениями, охарактеризованными в пунктах 3 и 4 формулы изобретения.Согласно первому из них плоскость днища каждого поршня выполнена под углом к оси поршня с образованием языка у наименьшего радиуса поршня, а поршневые кольца размещены в канавках, параллельных плоскости днища поршня.Согласно второму из них каждая рукоять выполнена со ступицей, боковая цилиндрическая поверхность которой выполнена с возможностью уплотнения паза, а торцевые поверхности ступицы уплотнены относительно корпуса лабиринтными уплотнениями.Еще одна задача состоит в обеспечении возможности изменения степени сжатия в предлагаемом двигателе; для этого согласно изобретению по крайней мере одна рукоять выполнена с возможностью изменения угла ее качаний за счет выполнения шипа кривошипного вала, несущего указанную рукоять, с возможностью его радиального перемещения и фиксации.Иные преимущества и конструктивные особенности предлагаемого двигателя будут понятны из его описания, иллюстрируемого чертежами, на которыхфиг.1 приводит сечение двигателя по осям цилиндров;фиг.2 - сечение по А-А на фиг.1:фиг.3 - разрез по В-В на фиг.2;фиг.4 - разрез по С-С на фиг.2;фиг.5 - узел D на фиг.2.Двигатель (фиг.1) имеет корпус в виде двух тороидальных сегментов 1 и 2, соединенных между собой плоскостями сегментных срезов; при этом внутренние поверхности тороидальных сегментов, представляющие собой тороидальные цилиндры 3 и 4, примыкают к плоскостям сегментных срезов своими цельными участками. Оси цилиндров обоих тороидальных сегментов лежат в одной плоскости, сечение которой и приведено на фиг.1.По осям тороидальных сегментов размещены кривошипные валы 5 и 6, к которым укреплены рукояти 7 и 8; к рукоятям укреплены двусторонние поршни 9 и 10.Поршень 9, укрепленный к рукояти 7, совершает возвратно-вращательное движение в тороидальном сегменте 1; поршень 10, укрепленный к рукояти 8, перемещается в тороидальном сегменте 2.Валы 5 и 6 снабжены поводками 11 и 12 с шипами 13 и 14, размещенными по разные стороны корпуса двигателя, как это показано на фиг.3 и 4.Поршни 9 и 10 (см. фиг.1) своими днищами совместно с внутренними поверхностями цельных участков тороидальных цилиндров 3 и 4 образуют две противоположные камеры сгорания, середины которых лежат в плоскости соединения тороидальных сегментов 1 и 2. В камеры сгорания топливо впрыскивается посредством форсунок (не показаны).В предлагаемом двигателе каждый двусторонний поршень перемещается в своем тороидальном сегменте; это значит, что угол качаний рукоятей и ход поршней будут больше, чем в случае, когда оба двусторонних поршня перемещаются в цилиндрах одного тора.Цельные участки тороидальных цилиндров заканчиваются пазами 15 и 16 для прохода рукоятей 7 и 8; далее, считая от середины камер сгорания, в стенках цилиндров выполнены продувочные окна 17 и 18, через которые осуществляется прямоточная продувка цилиндров в конце рабочего хода.Плоскость днища каждого поршня выполнена под углом к оси поршня с образованием языка 19 у наименьшего радиуса поршня, а поршневые кольца 20 размещены в канавках, параллельных плоскости днища поршня; в описанной части выполнение всех поршней идентично.Понятно, что при таком выполнении паз для прохода рукояти открывается языком поршня позже, чем в случае, если бы днище поршня было образовано плоскостью, нормальной к оси поршня. Благодаря этому увеличивается период герметизации поршнями рабочего пространства, то есть увеличивается продолжительность рабочего хода.Рукояти 7 и 8 (см. фиг.2), к которым укреплены двусторонние поршни, выполнены со ступицами 21 и 22 соответственно.Каждая ступица выполнена с боковой цилиндрической поверхностью, уплотняющей паз для прохода рукояти, и лабиринтными уплотнениями 23 и 24 на торцевых ее поверхностях; благодаря такому выполнению после выхода языка поршня на паз для прохода рукояти не происходит резкого падения давления в цилиндре, чем также продлевается рабочий ход, заканчивающийся открытием поршнями продувочных окон в стенках цилиндров.Механизм преобразования возвратно-вращательного движения поршней с рукоятями во вращение выходного вала - кривошипно-шатунный.Двигатель выполнен с двумя коленчатыми валами 25 и 26, которые в соответствии с изобретением размещены аксиально внутри валов 5 и 6, несущих рукояти; при этом шатун 27 (фиг.3) первой своей головкой соединен с шипом 14 вала 6, а второй головкой - с шатунной шейкой коленчатого вала 25, размещенного внутри вала 5. Аналогично шатун 28 (фиг.4), размещенный с другой стороны корпуса двигателя, своей первой головкой соединен с шипом 13 вала 5, а второй головкой с шатунной шейкой коленчатого вала 26, установленного внутри вала 6. Вращение коленчатых валов 25 и 26 синхронизировано зубчатой передачей - шестернями 29 и 30 (см. фиг.2).Благодаря такому выполнению механизма преобразования коленчатые валы двигателя размещены по осям тороидальных сегментов и не увеличивают габарита двигателя по высоте.В предлагаемом двигателе обеспечена возможность изменения степени сжатия свежего заряда за счет изменения объема камер сгорания, образуемых днищами поршней и внутренними стенками цилиндров. Указанные изменения объемов идентичны по обеим камерам сгорания двигателя и достигаются изменением угла качаний одной из рукоятей, несущей двусторонний поршень, предпочтительно рукояти 7, к которой укреплены поршни с плоскими днищами (см. фиг.1); при этом остаются стабильными положения мертвых точек поршней с полуразделенными камерами сгорания в их головках и положения форсунок относительно головок двустороннего поршня 10.Изменение угла качаний рукояти 7 достигается за счет радиального перемещения и фиксации шипа 13 в направляющих поводка 11 (см. фиг.5); указанные перемещение и фиксация шипа осуществляются посредством серьги 31, шарнирно соединенной с одной стороны с шипом 13, с другой - с обоймой 32, установленной свободно с возможностью ее осевого перемещения на коленчатом валу 25. Осевое перемещение обоймы 32 в обоих направлениях и ее фиксация осуществляются штоком 33 исполнительного механизма 34, укрепленного к корпусу двигателя посредством кронштейна 35. Понятно, что привод исполнительного механизма может быть любым. Понятно также, что между положением штока 33 исполнительного механизма и углом качаний рукояти 7 имеет место взаимно однозначное соответствие, а происходящие при этом изменения объемов камер сгорания идентичны по величине и знаку в обоих цилиндрах двигателя. Расчеты показывают, что диапазон изменения степени сжатия может составлять 15 единиц. Преимущества, проистекающие из возможности изменения степени сжатия в указанных пределах, понятны специалисту.Работа двигателя. Предлагаемый двигатель - двухцилиндровый двухтактный. Когда в одном цилиндре двигателя осуществляется первый такт - сгорание, расширение, выпуск, продувка и наполнение, во втором - второй такт - выпуск, продувка, наполнение, сжатие. Таким образом, любое качание рукоятей осуществляется рабочим ходом в одном из цилиндров.Увеличение рабочего объема цилиндров двигателя без увеличения его габарита по высоте, а также возможность продления рабочего хода являются предпосылками создания мощного и компактного двигателя внутреннего сгорания; форма цилиндров и прямоточная их продувка обеспечат высокое качество газообмена, а возможность изменения степени сжатия в широких пределах - его многотопливность, возможность оптимизации работы на различных режимах нагрузки и снижение расхода топлива.Формула изобретения
1. Двигатель внутреннего сгорания, включающий корпус с тороидальными цилиндрами, два двусторонних поршня, размещенные в тороидальных цилиндрах и образующие своими днищами совместно с внутренними поверхностями цилиндров две противоположные камеры сгорания, две рукояти, к каждой из которых укреплен двусторонний поршень, два снабженных кривошипами вала, к каждому из которых укреплена рукоять, два шатуна, соединенные своими первыми головками с шипами кривошипных валов, преобразующие возвратно-вращательное движение валов во вращательное движение выходного вала двигателя, отличающийся тем, что корпус выполнен в виде двух тороидальных сегментов, соединенных между собой плоскостями сегментные срезов, камеры сгорания размещены в местах соединения тороидальных цилиндров сегментов, а в каждом из тороидальных сегментов размещен один двусторонний поршень, связанный посредством рукояти с валом, размещенным по оси тороидального сегмента.2. Двигатель внутреннего сгорания по п.1, отличающийся тем, что аксиально, внутри валов, несущих рукояти, размещены коленчатые валы, с шатунными шейками которых соединены вторые головки шатунов.3. Двигатель внутреннего сгорания по п.1, отличающийся тем, что плоскость днища каждого поршня выполнена под углом к оси поршня с образованием языка у наименьшего радиуса поршня, а поршневые кольца размещены в канавках, параллельных плоскости днища поршня.4. Двигатель внутреннего сгорания по п.1, отличающийся тем, что каждая рукоять выполнена со ступицей, боковая цилиндрическая поверхность которой выполнена с возможностью уплотнения паза, а торцевые поверхности ступицы уплотнены относительно корпуса лабиринтными уплотнениями.5. Двигатель внутреннего сгорания по любому из предшествующих пунктов, отличающийся тем, что одна из рукоятей выполнена с возможностью изменения угла ее качаний, для чего шип кривошипного вала, несущего указанную рукоять, выполнен с возможностью его радиального перемещения и фиксации.Приоритет по пунктам:15.06.1999 - пп. 1, 2 и 4;16.12.1999 - пп. 3 и 5.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5