Способ подъема затонувших объектов и комплекс для его осуществления

 

Способ подъема затонувших объектов и комплекс для его осуществления относятся к морской технике и позволяют осуществлять спасение экипажа затонувшего объекта путем его оперативного подъема с помощью двух подводных лодок, соединенных гамаком, изготовленным из каната. Подводные лодки располагают перед затонувшим объектом так, чтобы он оказался между ними, напротив гамака. Лодки погружают и размещают гамак на донной поверхности. Медленно, плавно и синхронно дают ход вперед, протягивают гамак до донной поверхности. Клинья гамака, закрепленные на его первом и втором поперечных канатах, заглубляют в грунт и увлекают в него весь гамак. Гамаком разрыхляют грунт, на котором лежит затонувший объект, и отделяют его от него. Медленно, плавно и синхронно всплывают, протягивают гамак вверх через грунт до контакта с затонувшим объектом, охватывают его гамаком снизу по длине. Медленно, плавно и синхронно всплывают, сближают лодки бортами, натягивают гамак и охватывают им затонувший объект снизу по ширине от левого борта до правого. Натягивают гамак, отрывают им затонувший объект от грунта и всплывают вместе с ним на поверхность. Проводят аварийно-спасательные работы, затонувший объект закрепляют на гамаке и в надводном или подводном положении транспортируют его в указанное место для выяснения причин аварии. Такое выполнение способа подъема затонувших объектов и комплекса для его осуществления позволяет повысить надежность проведения подъема. 2 с.п. ф-лы, 5 ил.

Предлагаемый способ относится к морской технике, применяемой для спасения экипажа и/или подъема затонувших судов, космических аппаратов, самолетов и т.д. - затонувших объектов.

Спасение экипажа затонувшего объекта достигают его выводом с помощью спасательного оборудования либо подъемом затонувшего объекта на поверхность. Подъем затонувшего объекта необходим также для установления причины аварии с целью недопущения ее повторения.

Подъем затонувших объектов достигается закачкой в их герметичные отсеки воздуха под давлением, применением грузоподъемных механизмов (кранов, лебедок и т.д.) или с помощью понтонов. Однако при их применении деформированный корпус затонувшего объекта часто разрушается на отдельные части. Поэтому они неприемлемы при подъеме затонувшего объекта с целью спасения экипажа или когда разлом корпуса может привести к экологической катастрофе. Длительное пребывание объекта на дне приводит к его погружению в грунт, и/или засасыванию его, и/или заносу илом. При подъеме объекта эти факторы увеличивают силу, необходимую для его отрыва от грунта, требуют предварительного разрыхления и/или удаления ила и рытья траншей в грунте для протягивания канатов под корпусом затонувшего объекта. Поэтому способ подъема затонувшего объекта должен быть оперативным, не допускать разлома его корпуса и снижать силу отрыва его от грунта.

Наиболее близким способом подъема затонувших объектов является способ по А.с. СССР 1773796, В 63 С 7/02 с помощью гибких тросовых петель, закрепляемых на их корпусе. Однако два аварийно-спасательных надводных судна оперативно прийти к месту аварии не всегда могут. Опасность представляет также парное траление на ограниченной акватории.

Известно устройство для подъема подводной лодки по патенту RU 2006425, В 63 С 7/02, содержащее подстилающую гибкую конструкцию - конусообразный сетчатый мешок из троса. Однако устройство так же предусматривает траление двумя надводными аварийно-спасательными судами, что снижает оперативность подъема затонувшего объекта и усложняет его. Применение предлагаемого устройства может привести к разрушению корпуса затонувшего объекта при тралении либо при его подъеме и соответственно к гибели экипажа.

Известен также комплекс для подъема затонувших объектов по патенту RU 2081026, В 63 С 7/06, включающий в себя две подводные лодки, три вспомогательных подводных аппарата и подъемную платформу, выполненную в виде тросов с установленными поплавками и соединенных с двумя подводными лодками. Однако большое количество мобильных подводных объектов снижает его надежность, а предварительный подъем затонувшего объекта за оконечность может привести к разлому его корпуса, гибели экипажа и/или к экологической катастрофе.

Техническая задача решается созданием комплекса и выполнением подъема затонувшего объекта определенным способом. Комплекс включает в себя две подводные лодки, каждая из которых имеет гамак, изготовленный из каната. Размеры гамака (длина, ширина) и его грузоподъемность соизмеримы с размерами подводной лодки, размерами потенциально возможных затонувших объектов и их водоизмещением. К первому и второму поперечному канатам гамака крепят клинья для затягивания гамака в грунт под затонувший объект. Гамак расположен в нижней части подводной лодки в специальной нише. Каждая подводная лодка имеет в нижней части замки для крепления петель гамака, управляемые с лодки и снаружи. После обнаружения затонувшего объекта обозначают его расположение на донной поверхности. Затем соединяют подводные лодки одним гамаком, либо соединяют их гамаки между собой соединительными замками, либо сдваивают их (закрепляют один над другим). Устанавливают лодки перед затонувшим объектом так, чтобы он оказался между ними напротив гамака. Погружают их, укладывают гамак на донную поверхность, медленно, плавно и синхронно дают лодкам ход вперед. Протягивают гамак по донной поверхности к затонувшему объекту. Заглубляют клинья гамака в грунт и увлекают в грунт весь гамак. Протягивают лодками гамак через грунт под затонувший объект, разрыхляют им грунт, гамаком отделяют от него затонувший объект (чтобы уменьшить силу, необходимую для его последующего отрыва от грунта) и одновременно стопорят ход обеих лодок. Медленно, плавно и синхронно всплывают, но так как лодки соединены гамаком с затонувшим объектом, то всплыть на поверхность они не могут. Они всплывают (всего на несколько метров, а иногда десятков сантиметров), натягивают гамак, протягивают его вверх через грунт до контакта с затонувшим объектом. Охватывают его гамаком снизу по длине. Всплывают, сближают лодки бортами, охватывают гамаком затонувший объект снизу по ширине от левого борта до правого. Медленно, плавно и синхронно всплывают, натягивают гамак и отрывают им затонувший объект от грунта. Медленно, плавно и синхронно всплывают на поверхность вместе с затонувшим объектом. Применение подводных лодок обеспечивает оперативность подъема, гамак повышает безопасность работ, предохраняет затонувший объект от разрушения и снижает величину силы, необходимой для его отрыва от грунта.

Способ подъема затонувшего объекта и комплекс для его осуществления показаны на фиг.1...фиг.5.

Фиг.1 - комплекс для подъема затонувших объектов;

фиг.2 - размещение комплекса относительно затонувшего объекта;

фиг.3 - протягивания гамака через грунт под затонувший объект;

фиг.4 - протягивание гамака через грунт вверх к затонувшему объекту;

фиг.5 - отрыв затонувшего объекта от грунта.

Комплекс для подъема затонувшего объекта включает в себя две подводные лодки 1, соединенные гамаком 2, изготовленным из канатов (фиг.1). К первому и второму поперечным канатам гамака 2 в их средней части прикреплены клинья 3. Каждая подводная лодка 1 имеет в нижней части несколько десятков управляемых из лодки и снаружи замков 4 для крепления петель гамака 2 и нишу 5 для его размещения (фиг.2). Причем петли одной стороны гамака 2 постоянно заведены в замки 4, а петли противоположной стороны содержат замки для соединения (стыковки) с гамаком другой подводной лодки.

Способ подъема затонувшего объекта состоит в следующем. Командование в случае необходимости срочного подъема затонувшего объекта отдает приказ экипажам двух подводных лодок, находящимся вблизи места аварии, выполнить его. С помощью подводных лодок находят место аварии и на донной поверхности 6 обозначают расположение затонувшего объекта 7. В зависимости от конкретных условий лодки 1 соединяют одним гамаком 2, либо стыкуют вторые стороны их гамаков соединительными замками, либо сдваивают их (закрепляют один над другим). Подводят подводные лодки 1 к затонувшему объекту 7, устанавливают их перед ним так, чтобы он оказался между ними напротив гамака 2. Синхронно погружают лодки 1 и укладывают гамак 2 на донную поверхность 6 (фиг.2). Медленно, плавно и синхронно подводным лодкам 1 дают ход вперед, протягивают гамак 2 по донной поверхности 6 к затонувшему объекту 7. Клинья 3 гамака 2 заглубляют в грунт 8 и увлекают в него весь гамак 2 (фиг.3). Протягивают гамак 2 через грунт 6 под затонувший объект 7, разрыхляют им грунт, отделяют гамаком 2 затонувший объект 7 от грунта и одновременно стопорят ход лодок 1. Медленно, плавно и синхронно всплывают, натягивают гамак 2, протягивают его вверх через грунт 8 до контакта с затонувшим объектом 7. Прорезают гамаком 2 толщу грунта 8, который проваливается через его ячейки. Охватывают затонувший объект 7 гамаком 2 снизу по длине (фиг.4). Медленно, плавно и синхронно всплывают, натягивают гамак 2, сближают лодки 1 бортами, охватывают затонувший объект 7 снизу по ширине от левого борта до правого борта. Медленно, плавно и синхронно всплывают, гамаком 2 отрывают затонувший объект 7 от грунта 8 (фиг.5). Медленно, плавно и синхронно всплывают вместе с затонувшим объектом 7 на поверхность. Выполняют необходимые аварийно-спасательные работы. Затонувший объект 7 закрепляют на гамаке 2 и в надводном или подводном положении транспортируют его в указанное место для установления причины аварии.

Формула изобретения

1. Способ подъема затонувших объектов, заключающийся в обозначении его расположения на донной поверхности, образования петли из каждого троса, их буксировки двумя надводными судами методом парного траления по дну до контакта с затонувшим объектом, протаскивании тросовых петель под корпусом затонувшего объекта и фиксации их на последнем, отличающийся тем, что после обозначения расположения затонувшего объекта на донной поверхности две подводные лодки соединяют либо одним гамаком, изготовленным из канатов, либо двумя - стыкуют или сдваивают их, размещают лодки перед затонувшим объектом так, чтобы он оказался между ними - напротив гамака, погружают их, укладывают гамак на донную поверхность, медленно, плавно и синхронно дают ход вперед, протягивают гамак по донной поверхности к затонувшему объекту, заглубляют его клинья в грунт, протягивают гамак через грунт, разрыхляют его и отделяют от него затонувший объект, протягивают гамак под затонувший объект, синхронно стопорят ход, медленно, плавно и синхронно всплывают, натягивают гамак, протягивают его вверх через толщу грунта до контакта с затонувшим объектом, охватывают его гамаком снизу по длине, всплывают, сближают лодки бортами, охватывают гамаком затонувший объект снизу по ширине от левого борта до правого, медленно, плавно и синхронно всплывают, натягивают гамак, отрывают им затонувший объект от грунта, медленно, плавно и синхронно всплывают на поверхность с затонувшим объектом.

2. Комплекс для подъема затонувших объектов, содержащий две соединенные между собой подводные лодки, отличающийся тем, что подводные лодки соединены гамаком, изготовленным из канатов, содержащим на одной боковой стороне соединительные замки, а с торца на первом и втором его поперечных канатах - клинья, в нижней части каждая лодка имеет замки для фиксации петель другой стороны гамака, управляемые из лодки и снаружи, и нишу для его хранения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике судоподъемно-спасательного дела и предназначено для извлечения из больших глубин крупных судов, надводных кораблей, подводных лодок, самолетов, искусственных спутников Земли, в первую очередь взрыво- и экологически опасных объектов, например, преднамеренно затопленных в акваториях морей судов с химическими боеприпасами, исчерпавших свой ресурс ядерных реакторов и т.д

Изобретение относится к технике судоподъемно-спасательного дела и предназначено для подъема преимущественно подводных лодок
Изобретение относится к подъему затонувших судов и других объектов, находящихся под водой, и может быть использовано, в частности, при подъеме затонувшей подводной лодки (ПЛ) типа "Курск"

Изобретение относится к аварийным работам по подъему затонувших судов, преимущественно подводных атомных лодок

Изобретение относится к технике для проведения аварийно-спасательных работ, в частности, предназначено для подъема затонувших подводных лодок

Изобретение относится к судоподъемным и аварийно-спасательным работам на морских и внутренних водоемах

Изобретение относится к системам создания положительной плавучести, в частности к системам, обеспечивающим создание подъемной силы с использованием жестких понтонов

Изобретение относится к области подъема затонувших объектов, в частности судов, подводных лодок, самолетов и их фрагментов с недоступных для человека глубин

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов и может быть использовано для подъема судов и выполнения на дне водоемов монтажных, демонтажных и транспортных операций, связанных с разработкой шельфовых месторождений полезных ископаемых

Изобретение относится к области судоподъема и может быть использовано в организациях, занимающихся подъемом затонувших объектов, преимущественно подводной лодки

Изобретение относится к области устройств, используемых при проведении подводных работ

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов и может быть использовано при подъеме судов, контейнеров, всевозможных емкостей и грузов
Наверх