Поворотный гидродвигатель

 

Гидродвигатель содержит корпус, по крайней мере, одну поворотную лопасть, соединенную с валом, и уплотнение, расположенное по всему ее периметру. Лопасть соединена с валом с возможностью осевого смещения, на лопасти вдоль сопряженных с ней поверхностей корпуса выполнены две симметричные пространственные замкнутые канавки, в которые уложено уплотнение, состоящее из двух колец, а между уплотнением лопасти и сопряженными с лопастью поверхностями корпуса расположена прокладка из материала с низким коэффициентом трения. Технический результат - повышение КПД и ремонтопригодности. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к гидроприводу, а именно к поворотным гидродвигателям.

Известно устройство по авторскому свидетельству СССР №687270 от 25.09.79, F 15 В 15/12, содержащее неполноповоротный двигатель катушечного типа, состоящий из корпуса, ротора с выполненными в нем канавками для уплотнения, подвижную лопасть и неподвижную, обладающую кривизной в двух направлениях и имеющую собственное уплотнение. Недостатком конструкции является сложность формы ротора и неподвижной лопасти, у которых трудно обеспечить необходимое качество поверхности.

Известно устройство по авторскому свидетельству СССР №1543111 от 15.02.90, F 03 C 4/00, содержащее лопастной неполноповоротный двигатель, состоящий из корпуса с цилиндрическим отверстием, в котором концентрично установлен вал с фланцами, между которыми размещены лопасть и внутренняя неподвижная перегородка для образования гидравлических камер. Уплотнение рабочих камер выполнено в виде колец из антифрикционного материала, жестко закрепленных на фланцах вала или на корпусе. Уплотнением снабжена также внутренняя неподвижная перегородка. Недостатком конструкции является трудность выполнения внутренней неподвижной перегородки, и снижение КПД двигателя за счет трения в уплотнении между лопастью и неподвижной перегородкой. Следующим недостатком является отсутствие уплотнения лопасти, что приводит к перетечкам рабочей жидкости через ее торец и снижению КПД двигателя. Гидродвигатель относится к катушечному типу, имеющему фланцы на валу, для которых характерны большие осевые размеры.

Лишен указанных недостатков, являющийся наиболее близким к заявляемому изобретению поворотный гидродвигатель по патенту РФ №2088813 от 27.08.97, F 15 В 15/12, содержащий корпус из трех деталей, две из которых выполнены с чашеобразной поверхностью, поворотную лопасть, жестко соединенную с валом, и уплотнение сложной формы, укладываемое в канавку по всему периметру лопасти.

Данное устройство выбрано в качестве прототипа. Недостатком устройства является нетехнологичность формы уплотнения, которая усложняет и удорожает его изготовление и монтаж, а также затрудняет замену уплотнения после его износа. Указанный недостаток усугубляется жесткостью крепления лопасти к валу, которое требует повышенной точности изготовления деталей и усложняет сборку гидродвигателя, а кроме того, является причиной неравномерного натяга уплотнения при сборке гидродвигателя, которое ведет к увеличению трения в уплотнении и его повышенному износу, а также является причиной деформации уплотнения при воздействии на вал осевого усилия. Кроме этого, уплотнение подвержено воздействию знакопеременных нагрузок, что существенно ускоряет его износ.

Предлагаемое техническое решение направлено на устранение вышеперечисленных недостатков. Технической задачей, решаемой изобретением, является повышение надежности, технологичности, ремонтопригодности гидродвигателя и его эксплуатационных качеств.

Технический результат заявляемого устройства заключается в повышении технологичности изделия, существенном повышении эксплуатационных качеств, ресурса работы уплотнения и обеспечении высокого КПД двигателя. Повышение ремонтопригодности заключается в упрощении и снижении трудоемкости ремонта.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном устройстве, содержащем корпус, по крайней мере одну поворотную лопасть, соединенную с валом, и уплотнение сопряженных с лопастью поверхностей корпуса, расположенное по всему ее периметру, лопасть гидродвигателя закрепляется на валу с возможностью смещения относительно вала в осевом направлении, вследствие чего лопасть, при сборке и работе, самоустанавливается относительно вала и корпусных деталей. На лопасти имеются две симметричные пространственные замкнутые канавки под уплотнение, а само уплотнение состоит из двух колец, выполненных, например, из резины и уложенных в канавки. Возможно применение для уплотнения лопасти стандартных резиновых колец круглого сечения или изготовление уплотнения из стандартного резинового шнура. Для дополнительного снижения трения между уплотнением и сопряженными с лопастью поверхностями корпуса установлена прокладка из материала с низким коэффициентом трения.

Повышение технологичности изделия происходит за счет упрощения изготовления деталей и сборки гидродвигателя, поскольку не требуется жесткое позиционирование лопасти относительно посадочных мест вала.

Повышение эксплуатационных качеств, т.е. ресурса уплотнения и обеспечение высокого КПД двигателя происходит за счет попеременной работы колец при подаче жидкости в полости двигателя и исключения неравномерного нагружения уплотнения, ведущего к повышенному трению, износу уплотнения, и, следовательно, к снижению КПД гидродвигателя.

При исследовании отличительных признаков описываемого гидродвигателя не выявлено каких-либо известных аналогичных решений, в которых лопасть соединена с валом с возможностью осевого смещения, а на лопасти вдоль сопряженных с ней поверхностей корпуса выполнены две симметричные пространственные замкнутые канавки, в которые уложено уплотнение, состоящее из двух колец, при этом между уплотнением лопасти и сопряженными с лопастью поверхностями корпуса расположена прокладка из материала с низким коэффициентом трения.

Совокупность отличительных признаков заявляемого устройства совместно с известными признаками обеспечивают получение вышеуказанного технического результата.

На фиг.1 представлен вид гидродвигателя со снятой крышкой.

На фиг.2 приведен разрез гидродвигателя по А-А.

На фиг.3 изображены уплотнительные кольца после установки в канавки на лопасти.

На фиг.4 показана прокладка.

На фиг.5 показано место контакта лопасти с корпусом в варианте без прокладки.

На фиг.6 показано место контакта лопасти с корпусом в варианте с прокладкой.

Поворотный гидродвигатель состоит из корпуса 1, двух крышек 2 и 3, поворотной лопасти 4, соединенной с валом 5. На лопасти 4 вдоль сопряженных с ней поверхностей Б корпуса 1 выполнены симметричные пространственные замкнутые канавки 6, в которые уложены уплотнительные кольца 7. Кольца 7, при этом, принимают форму, показанную на фиг.3. Для снижения трения между уплотнением лопасти 7 и поверхностями Б корпуса 1 и крышек 2 и 3 установлена прокладка 8 из материала с низким коэффициентом трения. В корпусе 1 выполнены каналы подвода и отвода 9 и 10 для подачи рабочей жидкости в полости 11 и 12.

Устройство работает следующим образом. При подаче рабочей жидкости в один из каналов, например 9, жидкость попадает в полость 11 и, воздействуя на лопасть 4, поворачивает ее вместе с валом 5, одновременно жидкость из полости 12 сливается через отверстие 10. В уплотнении 7, при этом, работать будет то кольцо, которое расположено со стороны более высокого давления жидкости, а противоположное кольцо будет разгружено. В случае возникновения на валу 5 осевого усилия, вал 5 сместится относительно лопасти 4 в направлении действия силы на величину допускаемых при сборке зазоров, причем лопасть 4 свое положение относительно корпусных деталей 1, 2 и 3 сохранит и нагружение уплотнения 7 и прокладки 8 не изменится. Для получения вращения в другую сторону, следует подать жидкость через отверстие 10 в полость 12, причем слив будет происходить из полости 11 через отверстие 9.

Таким образом вышеизложенные сведения приводят к следующим выводам:

- средство, воплощающее заявленное изобретение при его осуществлении, предназначено для использования в гидроприводостроении и может быть применено в конструкции гидроприводов различного назначения;

- для заявленного устройства подтверждена возможность его осуществления с помощью известных вышеописанных средств и методов;

- заявленное устройство позволяет создать простую, технологичную и эффективную конструкцию гидродвигателя.

Источники информации

1. А.с. СССР №687270 от 25.09.79, F 15 В 15/12.

2. А.с. СССР №1543111 от 15.02.90, F 03 С 4/00.

3. Пат. РФ №2088813 от 27.08.97, F 15 В 15/12, прототип.

Формула изобретения

1. Поворотный гидродвигатель, содержащий корпус, по крайней мере, одну поворотную лопасть, соединенную с валом, и уплотнение, расположенное по всему ее периметру, отличающийся тем, что лопасть соединена с валом с возможностью осевого смещения, на лопасти вдоль сопряженных с ней поверхностей корпуса выполнены две симметричные пространственные замкнутые канавки, в которые уложено уплотнение, состоящее из двух колец.

2. Поворотный гидродвигатель по п.1, отличающийся тем, что между уплотнением лопасти и сопряженными с лопастью поверхностями корпуса расположена прокладка из материала с низким коэффициентом трения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидромашиностроению, а именно к объемным гидромашинам, совершающим возвратно-поворотные движения вала относительно корпуса, и может быть использовано в гидравлических приводах станков, автоматических линий, манипуляторов, кантователей и др

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах управления подачей рабочего тела, например, на нефте- и газопроводах, в исполнительных приводах летательных аппаратов, технологических машин и др

Изобретение относится к области гидроавтоматики и может быть использовано в гидроприводах различного назначения

Изобретение относится к гидроприводостроению и может быть использовано для привода трубопроводной арматуры, рулей, дверей, ворот и люков, гидроуправляемых шарниров роботов, станочных приспособлений

Привод // 1787222

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве привода в механизмах

Изобретение относится к объемным гидродвигателям, предназначенным для преобразования энергии потока рабочей жидкости в механическую энергию выходного звена, движущегося возвратно-поступательно

Изобретение относится к конструктивным элементам пневмогидравлических систем, в частности к цилиндрам для движущихся в них поршней

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к приводам вращения, и может быть использовано в различных областях машиностроения для поворота исполнительной части механизма

Изобретение относится к общему машиностроению, судостроению и авиастроению, в частности к конструкции поворотных гидродвигателей

Гидропривод предназначен для управления летательными аппаратами. Гидропривод содержит корпус 1, представляющий собой статор неполноповоротного исполнительного гидродвигателя. Корпус 1 снабжен крышкой 2 статора гидродвигателя. В расточке 3 корпуса 1 с образованием рабочих полостей 4 и 5 установлены ротор 6 гидродвигателя с валом 7 и поворотной лопастью 8, разделитель 9 рабочих полостей 4, 5. Разделитель 9 крепится к внутреннему торцу расточки 3 корпуса 1 с помощью штифтов 10. Вал 7 имеет продольные каналы 16 для подвода рабочей жидкости в полости 4, 5 от торца 17, служащего основанием гидрораспределителя. Гидрораспределитель расположен в соединенной со сливной линией 32 расточке корпуса 1 и включает торец 17 в качестве основания, крышку 18 и поворотный плоский золотник 19. Крышка 18 жестко, а плоский золотник 19 с возможностью поворота закреплены к торцу 17 вала 7 с помощью ввинченного в ротор 6 болта 20. Распорная шайба 21, установленная на пояске болта 20, служит осью поворота для золотника 19. Болт 20 имеет канал 29, соединенный с напорной линией 30. Через пакет сопряженных болтом 20 частей 17-19 гидрораспределителя проходят два сквозных отверстия 22, соосные каналам 16 и соединенные с ними. В золотнике 19 в отверстия 22 установлены втулки 23, а в крышке 18 имеют заглушки 24, закрывающие отверстия 22 со стороны, противоположной каналам 16. Втулки 23 разделяют кольцевые канавки 25 на обоих торцах золотника 19 на напорный 26 и сливной 27 секторы. Подпружиненный поршень 41 выполнен с коническим хвостовиком 42, вокруг которого в радиальных отверстиях 43 вала 7 установлены шаровые фиксаторы 44 с возможностью взаимодействия с лунками 45 в крышке 2. Технический результат - уменьшение массогабаритных показателей гидропривода в целом и издержек его производства, с одновременным повышением КПД, увеличением диапазона углов поворота вала до 240°, а также надежность автоматической фиксации вала в нулевом положении при хранении и транспортировании в составе основного изделия. 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

Поворотный гидродвигатель или пневмодвигатель предназначен для использования в машиностроении и робототехнике. В поворотном гидродвигателе или пневмодвигателе, содержащем корпус со штуцерами и каналами подвода или отвода рабочей среды, вал и связанный с ним шибер с ограниченным углом поворота, в котором вал выполнен полым с расположением в полости подвижного стержня, выполненного с возможностью поступательно-возвратного или вращательного движения, причем один из штуцеров гидродвигателя или пневмодвигателя соединен шлангом с одним из штуцеров гидроцилиндра или пневмоцилиндра. Технический результат - расширение функциональных возможностей поворотного гидродвигателя или пневмодвигателя. 2 ил.
Наверх