Способ диагностирования снижения емкости свинцового аккумулятора по причине увеличения сопротивления диффузии электролита

 

Изобретение относится к способам диагностирования свинцовых аккумуляторов. Техническим результатом изобретения является повышение надежности диагностирования. Согласно изобретению способ основан на определении плотности электролита в порах пластин аккумулятора и плотности электролита, находящегося над блоком пластин аккумулятора, при одинаковой температуре электролита через 10-12 циклов его эксплуатации, вычислении разности этих плотностей, которая фиксируется. А в процессе эксплуатации при установлении снижения емкости аккумулятора проводят указанные процедуры, и если окажется, что такая разность увеличилась на 0,01 г/см3, диагностируют, что причиной снижения емкости является увеличение сопротивления диффузии электролита, и для его устранения надо проводить соответствующие мероприятия. 2 табл.

Изобретение относится к области техники измерений, конкретно к способам диагностирования снижения емкости свинцового аккумулятора (СА) по причине увеличения сопротивления диффузии электролита.

Способ не имеет аналога, поскольку он основан на определении сопротивления диффузии электролита, что стало возможным после появления способа определения плотности электролита в порах пластин свинцового аккумулятора [1].

Целью изобретения является диагностирование снижения емкости свинцового аккумулятора по причине увеличения сопротивления диффузии электролита.

Сущность изобретения состоит в том, что для диагностирования снижения емкости СА по причине увеличения сопротивления диффузии электролита новый введенный в действие СА эксплуатируют 10-12 циклов "заряд-разряд", после чего аккумулятору дают полный заряд с перезарядом в течение двух часов, а затем 10-часовой разряд до установленного для этого разряда конечного разрядного напряжения, после окончания разряда и стоянки СА без тока в течение трех часов измеряют температуру электролита. ЭДС СА, вычисляют установившуюся ЭДС СА при 25С по формуле (1) [1] и плотность электролита в порах пластин при 25С интерполяцией данных табл.1 [1], затем измеряют ареометром плотность электролита, находящегося над блоком пластин СА, приводят полученное значение плотности электролита, находящегося над блоком пластин СА к 25С по известной зависимости [2, с.405], приведенной в табл.2, вычисляют разность плотности электролита при 25С, находящегося над блоком пластин СА и плотности электролита при 25°С, находящегося в порах пластин СА, и эту разность фиксируют, а при дальнейшей эксплуатации СА и снижении его емкости, для установления причины снижения емкости, проводят вышеуказанный цикл: полный заряд с перезарядом в течение двух часов и 10-часовой разряд до установленного для этого разряда конечного разрядного напряжения. После окончания разряда и стоянки СА без тока в течение 3 ч производят указанные выше измерения и вычисления и вычисляют разность плотности электролита при 25С, находящегося над блоком пластин СА и плотности электролита при 25С, находящегося в порах пластин СА, и при возрастании этой разности на 0,01 г/см3 и более, по сравнению с зафиксированной после 10-12 циклов эксплуатации, устанавливают, что причиной снижения емкости СА является увеличение диффузии электролита и для его устранения требуется проводить перезаряды и лечебные циклы.

Для диагностирования снижения емкости СА по причине увеличения сопротивления диффузии электролита новый введенный в действие СА эксплуатируют 10-12 циклов "заряд-разряд" для завершения формирования активных веществ пластин аккумулятора. Затем СА дают полный заряд с перезарядом в течение двух часов, чтобы более полно превратить продукты разряда PbSO4 в активные вещества: РbО2 на положительных пластинах и губчатый свинец Рb на отрицательных пластинах. После этого СА разряжают 10-часовым режимом разряда до установленного для этого режима разряда конечного разрядного напряжения Uk. При достижении Uk разряд прекращают и оставляют СА стоять без тока в течение 3 ч. По истечении 3 ч стоянки СА без тока измеряют температуру электролита СА, опуская термометр в электролит, находящийся над блоком пластин СА, и ЭДС аккумулятора Е, подключая зажимы вольтметра к клеммам СА. При этом для измерения температуры электролита следует использовать термометр с погрешностью не более 1С, а для измерения ЭДС СА - вольтметр. обеспечивающий точность измерения до тысячных долей вольта. Затем по измеренным значениям температуры электролита и ЭДС аккумулятора F вычисляют установившуюся ЭДС СА при 25С, используя формулу из [1]

где Е - измеренная ЭДС СА, В;

Eo=2,041+0,00136(t-25) - стандартная ЭДС СА при температуре электролита tC, В:

t - температура электролита, находящегося сверху блока пластин СА, С:

F=96484,93 Кл-1 моль-1 - постоянная Фарадея;

R=8,3144 Дж К-1 моль-1 - универсальная газовая постоянная;

Р=0,99 - коэффициент, характеризующий изменение активности серной кислоты в электролите для значений плотности электролита, которые имеют место после разряда СА различными режимами разряда (от 1- до 100-часового) до конечного разрядного напряжения Uk.

По полученному значению установившейся ЭДС СА при 25С интерполяцией данных табл.1, взятой из [1], определяют плотность электролита, находящегося в порах пластин СА, при 25С, так как именно плотность электролита в порах пластин и температура электролита определяют ЭДС СА.

Затем измеряют плотность электролита, находящегося над блоком пластин СА, ареометром, обеспечивающим точность измерения до тысячных долей г/см, для чего электролит набирают из СА, заливают в мензурку и производят замер плотности указанным ареометром.

Это значение плотности электролита, температура которого равна tC, приводят к 25С по известной зависимости [2, с.405], приведенной ниже в табл.2, и вычисляют разность плотности электролита при 25С, находящегося над блоком пластин СА, и плотности электролита, находящегося в порах пластин СА. Эту разность, которая зависит от величины сопротивления диффузии электролита, фиксируют.

При дальнейшей эксплуатации, когда СА начнет отдавать пониженную емкость, что может происходить или за счет загрязнения электролита и увеличения саморазряда, или за счет увеличения сопротивления диффузии электролита, которое происходит из-за недозарядов и других нарушений правил эксплуатации СА, вследствие чего не весь PbSO4, находящийся на пластинах СА, при заряде превращается в активные вещества РbO2 и Рb, и поскольку PbSO4 имеет существенно больший удельный объем [3, с.6], то он в определенной мере закупоривает поры, увеличивая тем самым сопротивление диффузии электролита и снижая емкость СА, чтобы установить причину снижения емкости СА, проводят вышеуказанный цикл: полный заряд с перезарядом в течение двух часов и 10-часовой разряд до установленного для этого режима разряда конечного разрядного напряжения Uk. После окончания разряда СА оставляют стоять без тока в течение 3 ч, а затем производят указанные выше измерения температуры электролита t и ЭДС аккумулятора Е, подставляют полученные значения t и Е в формулу (1) и получают установившуюся ЭДС СА при 25С Е, по которой интерполяцией данных табл.1 определяют плотность электролита, находящегося в порах пластин СА при 25С. После этого измеряют, как указанно выше, плотность электролита, находящегося над блоком пластин СА, ареометром. Это значение плотности электролита при tC приводят к 25С по зависимости, приведенной в табл.2, и вычисляют разность плотности электролита при 25С, находящегося над блоком пластин СА, и плотности электролита, находящегося в порах пластин СА, и если окажется, что эта разность возросла на 0,01 г/см по сравнению с зафиксированной, то это указывает, что причиной снижения емкости СА является увеличение сопротивления диффузии электролита, и, следовательно, нужно проводить мероприятия (перезаряды и лечебные циклы) по устранению этой возникшей неисправности.

Литература

1. Маслаков М.Д. Методология определения параметров и диагностирования АБ ПЛ с использованием косвенных методов измерения плотности и уровня электролита. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук. - СПб: СПбГМТУ, 1994.

2. Перельман В.И. Краткий справочник химика. - М.: ГНТИ химической литературы, 1963.

3. Дасоян М.А., Агуф И.А. Основы расчета конструирования и технологии производства свинцовых аккумуляторов. - Л.: "Энергия", 1978.

Формула изобретения

Способ диагностирования снижения емкости свинцового аккумулятора по причине увеличения сопротивления диффузии электролита, отличающийся тем, что новый введенный в действие свинцовый аккумулятор эксплуатируют 10-12 циклов “заряд - разряд”, после чего аккумулятору дают полный заряд с перезарядом в течение 2 ч и 10-часовой разряд до установленного для этого режима разряда конечного разрядного напряжения, после окончания разряда и стоянки аккумулятора без тока в течение 3 ч измеряют температуру электролита и ЭДС аккумулятора, вычисляют установившуюся ЭДС аккумулятора при 25С по формуле

где Е - измеренная ЭДС аккумулятора, В;

Ео=2,041 + 0,00136(t-25) - стандартная ЭДС свинцового аккумулятора при температуре электролита tC, В;

t - температура электролита, находящегося сверху блока пластин аккумулятора, С;

T=273+t - абсолютная температура электролита, К;

F=96484,93 Кл·моль-1 - постоянная Фарадея;

R=8,3144 Дж·К-1·моль-1 - универсальная газовая постоянная;

Р=0,99 - коэффициент, характеризующий изменение активности серной кислоты в электролите для значений плотности электролита, которые имеют место после разряда свинцового аккумулятора различными режимами разряда до конечного разрядного напряжения,

по вычисленной установившейся ЭДС аккумулятора при 25С интерполяцией данных таблицы определяют плотность электролита, находящегося в порах пластин аккумулятора при 25С, измеряют ареометром плотность электролита, находящегося над блоком пластин аккумулятора, приводят измеренное значение плотности электролита к 25С по известной зависимости и вычисляют разность плотности электролита при 25С над блоком пластин аккумулятора и плотности электролита при 25С, находящегося в порах пластин аккумулятора, и эту разность фиксируют, а при дальнейшей эксплуатации аккумулятора и снижении его емкости для установления причины снижения емкости проводят указанный выше цикл - полный заряд с перезарядом в течение 2 ч и 10-часовой разряд до установленного для этого режима конечного разрядного напряжения, после окончания разряда и стоянки аккумулятора без тока в течение 3 ч производят указанные выше измерения и вычисления, производимые после такого цикла, и вычисляют разность плотности электролита при 25С, находящегося над блоком пластин аккумулятора, и плотности электролита при 25С, находящегося в порах пластин аккумулятора, и при увеличении этой разности на 0,01 г/см3 и более по сравнению с зафиксированной диагностируют, что причиной снижения емкости аккумулятора является увеличение сопротивления диффузии электролита, и для его устранения требуется проводить предусмотренные для этого случая мероприятия.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники в подводном кораблестроении, а именно к аккумуляторным батареям для подводных транспортных средств (ПАБ)

Изобретение относится к способам определения остаточной емкости свинцового аккумулятора (СА) в любой момент его разряда

Изобретение относится к эксплуатации многоэлементных аккумуляторных батарей и может быть использовано на участках технического обслуживания никель-кадмиевых, никель-железных, никель-металлгидридных аккумуляторных батарей во всех отраслях промышленности

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для заряда аккумуляторной батареи кассовых регистраторов

Изобретение относится к электрорадиотехнике, а именно к источникам питания, которыми могут быть снабжены различные транспортные средства: электромобили, электрокары и т.д

Изобретение относится к электронным устройствам с аккумуляторными источниками питания

Изобретение относится к способам эксплуатации аккумуляторов

Изобретение относится к способу определения разбухания активной массы пластин свинцового аккумулятора в процессе эксплуатации

Изобретение относится к способам эксплуатации аккумуляторов

Изобретение относится к производству, распределению и потреблению электроэнергии и предназначено для установок постоянного тока (далее - установка) электрических станций и подстанций промышленных предприятий, состоящих из подключенных к сборным шинам аккумуляторной батареи и выпрямительных зарядных агрегатов, работающих в режиме стабилизации выпрямленного напряжения по схеме постоянного подзаряда батареи [1], стр
Изобретение относится к области химических источников тока и может быть использовано при эксплуатации свинцовых аккумуляторов

Батарея // 2208877
Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике, а именно к производству свинцовых аккумуляторов

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при изготовлении свинцовых аккумуляторов

Изобретение относится к электротехнической промышленности для производства свинцово-кислотных аккумуляторных батарей и может быть использовано в изготовлении отрицательных электродов

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при производстве свинцовых аккумуляторов

Изобретение относится к электротехнической промышленности, в частности к стационарным свинцово-кислотным аккумуляторам

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при производстве аккумуляторных батарей

Изобретение относится к электротехнической промышленности, а именно к свинцовым аккумуляторам

Изобретение относится к электротехнической промышленности, к производству свинцово-кислотных аккумуляторных батарей
Наверх