Способ и устройство для получения тяги

 

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к энергосиловым устройствам для создания тяги и обеспечения движения транспортных средств различного назначения. Способ получения тяги заключается в подаче со скоростью, превышающей местную скорость звука, газовой смеси, включающей экзотермически активные компоненты, в рабочую камеру для дальнейшего преобразования. При этом газовая смесь первоначально подается в инверторную полость рабочей камеры и далее через периферийную кольцевую щель направляется в конвертерную полость, в которой происходит преобразование внутренней энергии потока неравновесной газовой смеси в движущую силу. Способ реализуется с помощью устройства, содержащего рабочую камеру для преобразования газовой смеси, которая выполнена в виде осесимметричного тела вращения и разделена непроницаемой осесимметричной перегородкой на две полости, одна из которых, инверторная, выполнена с внутренним, как минимум однозаходным спиральным каналом, исходящим из асимптотического центра и расширяющимся в направлении периферийной кольцевой щели. Другая полость, конвертерная, выполнена с полузамкнутым, как минимум однозаходным спиральным каналом, сходящимся от периферийной кольцевой щели в направлении асимптотического центра. Изобретение позволяет расширить энергетические возможности получения тяги, улучшить организацию управления процессами получения неравновесной газовой смеси и преобразования ее внутренней энергии в движущую силу, а также повысить удельные и абсолютные тяговые характеристики, сократить массу и габариты тяговых устройств. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

Область техники, к которой относится изобретение.

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к энергосиловым устройствам для создания тяги и обеспечения движения транспортных средств различного назначения.

Уровень техники

Известен способ получения тяги, заключающийся в подаче со скоростью, превышающей местную скорость звука, газовой смеси, включающей экзотермически активные компоненты, в рабочую камеру, в которой инициируют диссоциативный процесс (а.с. №471815, кл. F 02 К 7/10, 10.04.2000).

Данный способ по своим удельным расходным характеристикам уступает известным на сегодняшний день способам получения тяги.

Известно устройство получения тяги, содержащее источник получения газовой смеси, блок инициации и рабочую камеру (а.с. №459612, F 02 К 7/02, 18.03.1975).

Известное устройство предполагает получение высоких удельных расходных характеристик, однако его практическая реализация связана со сложностями организации стабильно управляемого процесса детонации активной газовой смеси, а это означает, что возникают большие проблемы с обеспечением прогнозируемой по величине и времени приложения тяги.

Сущность изобретения

Основной задачей заявляемого изобретения является существенное расширение энергетических возможностей получения тяги, организация управления процессами получения неравновесной газовой смеси и преобразования ее внутренней энергии в движущую силу, а также улучшение удельных и абсолютных тяговых характеристик, сокращение массы и габаритов тяговых устройств.

Согласно заявляемому изобретению предлагаемый способ получения тяги заключается в подаче со скоростью, превышающей местную скорость звука, газовой смеси, включающей экзотермически активные компоненты, в рабочую камеру для дальнейшего преобразования. При этом газовая смесь первоначально подается в полость рабочей камеры перед перегородкой (инверторную полость) и далее через периферийную кольцевую щель направляется в полость за перегородкой (конвертерную полость), в которой происходит преобразование внутренней энергии потока неравновесной газовой смеси в движущую силу.

Данный способ реализуется с помощью устройства, содержащего блок подготовки исходной газовой смеси и рабочую камеру для преобразования газовой смеси. Рабочая камера выполнена в виде осесимметричного тела вращения и разделена непроницаемой осесимметричной перегородкой на две полости. Одна из полостей, инверторная, выполнена с внутренним, как минимум однозаходным спиральным каналом, исходящим из асимптотического центра и расширяющимся в направлении периферийной кольцевой щели. Другая полость, конвертерная, выполнена с полузамкнутым, как минимум однозаходным спиральным каналом, сходящимся от периферийной кольцевой щели в направлении асимптотического центра.

Заявляемое изобретение поясняется чертежами, на которых представлены:

фиг.1 - общий вид устройства (разрез);

фиг.2 - разрез А-А фиг.1 - инверторная полость рабочей камеры;

фиг.3 - вид Б фиг.1 - конвертерная полость рабочей камеры.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения.

Согласно изобретению способ получения тяги реализуется с помощью устройства (фиг.1), содержащего блок подготовки исходной газовой смеси (1) и рабочую камеру в корпусе (2) для преобразования газовой смеси. Рабочая камера выполнена в виде осесимметричного тела вращения и разделена непроницаемой осесимметричной перегородкой (3) на две полости, одна из которых, инверторная (4), выполнена с внутренним, как минимум, однозаходным спиральным каналом (фиг.2), исходящим из асимптотического центра и расширяющимся в направлении периферийной кольцевой щели (5). Другая полость, конвертерная (6), выполнена с полузамкнутым, как минимум, однозаходным спиральным каналом (фиг.3), сходящимся от периферийной кольцевой щели в направлении асимптотического центра.

Основу способа получения тяги составляет организованный и управляемый процесс преобразования агрегатного состояния исходной газовой смеси, в результате которого сначала происходит накопление внутренней энергии, а затем ее высвобождение с созданием движущей силы. Газовая смесь, поступающая в рабочую камеру, включает как продукты неполного сгорания топлива, так и свободные радикалы, например, водорода, кислорода, группы ОН, обладающие большим энергетическим потенциалом.

Теоретически общеизвестно и экспериментально подтверждено, что удельные затраты энергии на осуществление многоуровневых диссоциативных реакций для всех известных веществ не превышают уровня 5102 зв. При этом энергетический выход рекомбинационных реакций, например термоядерных, достигает величины 106-107 В.

Исходя из приведенных выше положений, в предлагаемом способе осуществляется пространственно-организованный энергонакопительный процесс при прохождении газовой смеси по одно- или многозаходным спиральным каналам закрытой инверторной полости. Направленная к периферийной кольцевой щели диссоциированная газовая смесь поступает далее в полузамкнутые одно- или многозаходным спиральные каналы конвертерной полости. При этом, поток неравновесной рабочей смеси направляется по касательной по отношению к контактной поверхности силовой площадки (поверхности сходящихся спиральных каналов конвертерной полости). В результате кинетического взаимодействия высокоэнергетического неравновесного потока с поверхностью силовой площадки возникают значительные перепады давления, которые и являются основой для образования силового эффекта.

Предлагаемое конструктивное решение пространственной организации процесса преобразования энергоносителя, газовой смеси, с помощью спиральных каналов, выполненных на осесимметричных поверхностях разделительной перегородки, позволяет существенно сократить осевые габариты силовой установки по сравнению с традиционными компоновками.

Предлагаемый способ может быть реализован, как минимум, в двух вариантах конструктивного исполнения устройства, различающихся блоком подготовки исходной газовой смеси, а также процессом подготовки исходных компонентов и способом их подачи в рабочую камеру.

В одном из вариантов источником газовой смеси являются, например, такие известные компоненты топлива, как бензиновая смесь или пара "кислород - керосин". В этом варианте исходные компоненты, предварительно переведенные в парообразное состояние, сначала подаются в смесительную камеру (7), где с помощью инициирующего блока, например, электроразрядника (8), осуществляется начальное возбуждение энергонакопительного, диссоциативного, процесса в исходной рабочей смеси, которая затем направляется через вход (9) в инверторную полость рабочей камеры.

В другом варианте источником газовой смеси является газогенератор, в котором происходит сгорание исходного топливного вещества с последующим истечением продуктов сгорания непосредственно в инверторную полость рабочей камеры.

В предлагаемом устройстве предусматриваются варианты конструктивного выполнения инверторной и конвертерной полостей, а именно различные геометрические формы поверхностей разделительной перегородки, в которой выполнены одно- или многозаходные спиральные каналы.

Заявляемое изобретение основано на результатах многолетних расчетно-теоретических и экспериментальных исследований в области неравновесных термо- и гидродинамических процессов в различных материальных средах.

Формула изобретения

1. Способ получения тяги, заключающийся в подаче со скоростью, превышающей местную скорость звука, газовой смеси, включающей экзотермически активные компоненты, в рабочую камеру, в которой инициируют диссоциативный процесс, отличающийся тем, что импульсное инициирование диссоциативного процесса газовой смеси осуществляют в расширяющемся от асимптотического центра к периферии спиральном канале инверторной полости и далее неравновесную газовую смесь подают через периферийную кольцевую щель в сходящийся от периферии в направлении асимптотического центра открытый спиральный канал конвертерной полости, в которой происходит преобразование кинетической энергии потока неравновесной газовой смеси в движущую силу.

2. Устройство для получения тяги, содержащее источник получения газовой смеси, блок инициации и рабочую камеру, отличающееся тем, что рабочая камера, выполненная в виде осесимметричного тела вращения, разделена перегородкой на две полости, одна из которых, инверторная, выполнена с, как минимум однозаходным, спиральным каналом, исходящим из асимптотического центра и расширяющимся в направлении периферийной кольцевой щели, а другая полость, конвертерная, выполнена с открытым, как минимум однозаходным, спиральным каналом, сходящимся от периферийной кольцевой щели в направлении асимптотического центра.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение

Извещение опубликовано: 10.10.2006        БИ: 28/2006

NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 20.11.2008

Извещение опубликовано: 20.11.2008        БИ: 32/2008

MM4A Досрочное прекращение действия патента из-за неуплаты в установленный срок пошлины заподдержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 03.07.2009

Дата публикации: 20.09.2011




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетно-тактическому и ракетно-космическому оружию, а также к гражданским ракетно-космическим аппаратам

Изобретение относится к способам и средствам для получения тяги и может быть использовано в конструкциях двигателей различного назначения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к воздушно-реактивным двигателям, и может быть использовано для установки на летательных аппаратах

Изобретение относится к двигателям летательных аппаратов, в частности к двигателям небольших беспилотных летательных аппаратов
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к авиастроению и двигателестроению, а именно к летательным аппаратам
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к авиастроению и двигателестроению, а именно к летательным аппаратам

Изобретение относится к авиастроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано для замены существующих прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ПВРД)

Изобретение относится к газотурбинным установкам, в частности к реактивному двигателю вакуумного принципа действия, и может быть использовано в воздушном, водном и наземном транспорте

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателям (ГПВРД) для гиперзвуковых летательных аппаратов (ГЛА)

Изобретение относится к авиадвигателестроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено на наземном и водном транспорте, а также на летательных аппаратах

Изобретение относится к авиации, в частности к двигателестроению

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано для создания тяги на летательных аппаратах

Изобретение относится к реактивным двигательным установкам и предназначено для использования при полетах летательных аппаратов в воздушном пространстве
Наверх