Способ получения маловязкого судового топлива

 

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения маловязкого судового топлива, предназначенного для использования в судовых или котельных установках. Способ получения маловязкого судового топлива включает атмосферно-вакуумную перегонку нефти с выделением прямогонных и вакуумных фракций, каталитический крекинг широкой вакуумной фракции с выделением дистиллята каталитического крекинга. Выделенную вакуумную фракцию, выкипающую в интервале 360-490С, подвергают очистке селективным растворителем, и полученный высокоароматизированный экстракт компаундируют затем с прямогонными фракциями и дистиллятом каталитического крекинга в соотношениях 1:69:30-20:25:55 соответственно с получением целевого продукта. Прямогонные фракции, выкипающие в интервале 160-380С, выделяют. Каталитическому крекингу подвергают широкую вакуумную фракцию, выкипающую в интервале 330-540С, с выделением дистиллята каталитического крекинга, выкипающего в интервале 160-420°С. Предлагается также в целевой продукт дополнительно вводить до 50 мас.% фракции процесса коксования, выкипающей в интервале 160-420С. Изобретение позволяет повысить выход целевого продукта на нефть и улучшить физико-химические характеристики топлива. 2 з.п. ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения маловязкого судового топлива, предназначенного для использования в судовых или котельных установках.

Топливо маловязкое судовое (ТМС) может вырабатываться на основе продуктов прямой перегонки нефти и вторичного происхождения (дистиллятов от процессов каталитического, термического крекинга и коксования). К этим топливам предъявляются жесткие требования по эксплуатационным характеристикам: повышению смазывающей способности и снижению коррозионной активности.

Известен способ получения маловязкого судового топлива, включающий переработку мазута с использованием процессов вакуумной перегонки, термического крекинга дистиллятных фракций, висбрекинга остатка, ректификационного разделения продуктов термического крекинга и висбрекинга в атмосферной колонне с получением керосиногазойлевой фракции и остатка атмосферной колонны. Керосиногазойлевую фракцию используют как маловязкое судовое топливо, остаток атмосферной колонны - как высоковязкое судовое топливо, а смесь керосиногазойлевой фракции и остатка - как тяжелое моторное топливо или высоковязкое судовое топливо (Патент РФ №2176263, кл. С 10 G 9/00, 2001 г.).

Недостатком этого способа является низкий выход маловязкого судового топлива, т.к. он предназначен, в основном, для получения тяжелых топлив.

Известен способ получения маловязкого судового топлива, включающий перегонку нефти на установке АВТ с выделением фракций: 160-360С, 160-420С, 300-480С, смешение этих фракций в массовом соотношении 40:40:20-60:30:10 с получением дистиллята прямой перегонки, каталитический крекинг широкой вакуумной фракции 250-550С с выделением дистиллята каталитического крекинга 160-400С и компаундирование этого дистиллята с дистиллятом прямой перегонки в соотношении 20:80-60:40 (Патент РФ №2074232, С 10 G 57/00, 1997 г.).

Однако этот способ не позволяет получить маловязкое судовое топливо с требуемыми характеристиками в части теплоты сгорания, цетанового числа и смазочной способности.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является способ получения маловязкого судового топлива, включающий атмосферно-вакуумную перегонку нефти с выделением прямогонных и вакуумных фракций. Выделенные фракции: 155-360С, 155-435С и 220-550С смешивают в массовом соотношении 45:55:5-55:53:10 с получением прямогонного дистиллята. Широкую вакуумную фракцию, выкипающую в интервале 240-560С, подвергают гидроочистке, а затем каталитическому крекингу с выделением дистиллята каталитического крекинга, выкипающего в интервале 155-420С, который затем компаундируют с прямогонным дистиллятом в соотношении 15:85-65:35 (Патент РФ №2149888, С 10 L 1/04, 2000 г.).

Недостатком известного способа являются низкий выход топлива на нефть, а также низкое цетановое число получаемого топлива и недостаточная смазывающая способность.

Задачей настоящего изобретения является разработка способа получения маловязкого судового топлива, позволяющего повысить выход топлива на нефть, расширить сырьевые ресурсы и улучшить физико-химические характеристики топлива.

Для решения поставленной задачи предлагается способ получения маловязкого судового топлива, включающий атмосферно-вакуумную перегонку нефти с выделением прямогонных и вакуумных фракций, каталитический крекинг широкой вакуумной фракции с выделением дистиллята каталитического крекинга, в котором согласно изобретению выделяют вакуумную фракцию, выкипающую в интервале 360-490С, которую подвергают очистке селективным растворителем, и полученный высокоароматизированный экстракт компаундируют затем с прямогонными фракциями и дистиллятом каталитического крекинга в соотношениях 1:69:30-20:25:55 соответственно с получением целевого продукта.

Причем выделяют прямогонные фракции, выкипающие в интервале 160-380С, и каталитическому крекингу подвергают широкую вакуумную фракцию, выкипающую в интервале 330-540С, с выделением дистиллята каталитического крекинга, выкипающего в интервале 160-420С. Предлагается также в целевой продукт дополнительно вводить до 50 мас.% фракции процесса коксования, выкипающей в интервале 160-420С.

Отличия предлагаемого способа от известных состоят в том, что при атмосферно-вакуумной перегонке выделяют вакуумную фракцию, выкипающую в интервале 360-490С, эту фракцию подвергают очистке селективным растворителем и выделенный высокоароматизированный экстракт компаундируют с прямогонными фракциями и дистиллятом каталитического крекинга в определенном соотношении.

Анализ известных технических решений в части способов получения маловязкого судового топлива показывает, что предлагаемая совокупность существенных признаков является новой, и в известных решениях отсутствуют признаки, сходные с отличительными признаками предлагаемого способа.

Указанные отличия позволяют при использовании способа на нефтеперерабатывающих заводах увеличить выход целевого продукта на нефть, расширить сырьевые ресурсы за счет квалифицированного использования остаточных компонентов нефтеперерабатывающих производств.

Существо предлагаемого способа иллюстрируется приведенными ниже примерами.

Пример 1.

Нефть на установке АВТ подвергают перегонке с получением прямогонных фракций 180-360С и 270-380С, вакуумных фракций 360-490С и 330-540С. Фракцию 330-540С направляют на установку каталитического крекинга в псевдоожиженном слое в присутствии цеолитного катализатора, содержащего промотор с серопонижающими функциями. Из продуктов крекинга выделяют дистиллят, выкипающий в интервале 160-420С. Вакуумную фракцию 360-490С подвергают очистке селективным растворителем - N-метилпирролидоном с получением основы для базовых масел и высокоароматизированного экстракта. Полученные компоненты: высокоароматизированный экстракт, прямогонные фракции - 180-360С и 270-380С, а также дистиллят каталитического крекинга компаундируют в соотношениях 1:50:19:30 соответственно.

Пример 2.

Способ осуществляют, в основном, в условиях примера 1, но на установке АВТ выделяют прямогонную фракцию 160-380С, узкие вакуумные фракции 360-420С и 420-490С, широкую вакуумную фракцию 330-540С, из которой выделяют дистиллят каталитического крекинга 200-370С. Узкие вакуумные фракции подвергают совместной селективной очистке с получением высокоароматизированного экстракта. Полученные компоненты: высокоароматизированный экстракт, прямогонную фракцию и дистиллят каталитического крекинга компаундируют в соотношениях 20:25:55 соответственно.

Пример 3.

Способ осуществляют в условиях примера 2, но в целевой продукт вводят 40% фракции 160-420С процесса коксования.

Характеристики компонентов и целевого продукта по примерам 1-3 приведены в таблицах 1 и 2 соответственно.

Формула изобретения

1. Способ получения маловязкого судового топлива, включающий атмосферно-вакуумную перегонку нефти с выделением прямогонных и вакуумных фракций, каталитический крекинг широкой вакуумной фракции с выделением дистиллята каталитического крекинга и компаундирование выделенных фракций с получением целевого продукта, отличающийся тем, что выделяют вакуумную фракцию, выкипающую в интервале 360-490С, которую затем подвергают очистке селективным растворителем, и полученный высокоароматизированный экстракт компаундируют с прямогонными фракциями и дистиллятом каталитического крекинга в соотношениях 1:69:30-20:25:55 соответственно.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что выделяют прямогонные фракции, выкипающие в интервале 160-380С, и каталитическому крекингу подвергают широкую вакуумную фракцию, выкипающую в интервале 330-540С, с выделением дистиллята каталитического крекинга, выкипающего в интервале 160-420С.

3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что в целевой продукт дополнительно вводят до 50 мас.% фракции процесса коксования, выкипающей в интервале 160-420°С.

MM4A Досрочное прекращение действия патента из-за неуплаты в установленный срок пошлины заподдержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 16.07.2010

Дата публикации: 10.12.2011




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам получения топлива для судовых двигателей и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к способу получения экологически чистого арктического дизельного топлива из продуктов прямой перегонки нефти и процессов глубокого гидрирования и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности
Изобретение относится к переработке газового конденсата и получения моторных топлив, в частности, дизельного топлива

Изобретение относится к дистиллятному материалу, имеющему высокое цетановое число, который можно использовать в качестве дизельного топлива или компонента смеси для него, а также к процессу получения этого дистиллята

Изобретение относится к дистиллятному материалу, имеющему высокое цетановое число и пригодному в качестве дизельного топлива или в качестве компонента смешанного дизельного топлива, а также к способу получения этого дистиллята

Изобретение относится к области нефтехимии, а именно к композициям высокооктановых кислородсодержащих компонентов моторного топлива

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способам получения дизельных топлив из продуктов прямой перегонки нефти

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к составу топлива, предназначенному для использования в быстроходных дизелях
Изобретение относится к способу утилизации отработанного моторного масла и может быть использовано в областях, где используются дизельные четырехтактные двигатели
Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к эталонным топливам для определения цетанового числа дизельного топлива
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к присадкам к топливу с низким содержанием серы - менее 500 млн -1 для дизельных двигателей
Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно, к составу топлива нефтяного легкого, предназначенного для использования в среднеоборотных дизельных двигателях судовых энергетических установок

Изобретение относится к способу превращения смеси углеводородной загрузки, содержащей линейные и разветвленные олефины, включающие от 4 до 15 атомов углерода, причем вышеупомянутый способ содержит следующие стадии: а) селективное образование простых эфиров большинства разветвленных олефинов, присутствующих в вышеупомянутой загрузке, b) обработка линейных олефинов, содержащихся в вышеупомянутой загрузке, в условиях умеренной олигомеризации, с) разделение эфлюента, полученного на стадии b), по меньшей мере на две фракции: фракцию , содержащую углеводороды, конечная температура кипения которых меньше температуры, находящейся в интервале от 150 до 200°С, фракцию , содержащую по меньшей мере часть углеводородов, начальная температура кипения которых больше температуры, находящейся в интервале от 150 до 200°С, d) обработка углеводородной фракции, содержащей простые эфиры, образовавшиеся на стадии а), в условиях по меньшей мере частичного крекинга простых эфиров, при этом вышеупомянутая обработка сопровождается разделением на бензиновую фракцию с улучшенным октановым числом и на фракцию, содержащую исходный спирт, е) гидрирование фракции в условиях получения газойля с высоким цетановым числом и удаление по меньшей мере части азотсодержащих или основных примесей, содержащихся в исходной углеводородной загрузке
Изобретение относится к углеводородному составу, обладающему повышенными смазывающими свойствами, который можно применять в качестве топлива, особенно для двигателей дизельного типа, которое обладает неожиданными повышенными смазывающими свойствами в сравнении с отдельными исходными компонентами и при этом сохраняет высокое цетановое число и пониженное содержание присутствующих ароматических соединений
Изобретение относится к топливной композиции для использования в реактивных, газотурбинных, ракетных или дизельных двигателях, содержащей, в определенных количествах: (а) сильно разветвленное алкилароматическое или алициклическое соединение, содержащее алкильный фрагмент, имеющий от 6 до 25 атомов углерода и в среднем от примерно 1,0 до примерно 5 ветви на фрагмент, и ароматический фрагмент, выбранный из группы, содержащей бензол, толуол, ксилол, циклогексан, полученный из ароматического фрагмента, и их смеси, где алкильный фрагмент алкилароматического соединения или алкилциклогексана имеет отношение нечетвертичных атомов углеродов к четвертичным атомам углеродов от 10:1 до 5:1; (b) присадки к топливу и, необязательно, (с) обычные реактивные, газотурбинные, ракетные или дизельные топливные смеси, предпочтительно смеси из очищенной нефти с низким содержанием серы или смеси Фишера-Тропша

Изобретение относится к области топливно-энергетического комплекса, а именно к топливным композициям, содержащим смеси топлив

Изобретение относится к производству автомобильных топлив из возобновляемого сырья и направлено на получение качественного биодизельного топлива, не уступающего по техническим показателям нефтяному дизельному топливу
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к присадкам, улучшающим смазочные свойства малосернистых дизельных топлив
Наверх