Способ и система контроля состояния масла в двигателе внутреннего сгорания

 

Система контроля состояния масла в ДВС содержит емкостные датчики уровня из качества масла, датчик температуры масла, корректор для корректировки измеренного значения качества масла, причем датчики качества и температуры масла подключены к корректору и вместе с датчиком уровня масла имеют возможность контактировать с маслом. Система снабжена блоком сравнения для расчета и сравнения значений состояния масла, первым задатчиком для задания минимально допустимого количества масла, нормированных значений расхода масла и изменения качества масла и задания браковочного значения качества масла, вторым задатчиком для задания значений интервала времени и промежутка времени, первым и вторым запоминающими устройствами для фиксации значений количеств масла, сумматором для суммирования значений количеств масла, счетчиком наработки ДВС, дисплеем для вывода на него значений состояния масла, первым, вторым и третьим сигнальными устройствами для информирования о состоянии масла, причем датчик уровня масла подключен к корректору, корректор, первый задатчик, первое и второе запоминающие устройства, сумматор, счетчик наработки ДВС, первое, второе и третье сигнальные устройства подключены к блоку сравнения, второй задатчик подключен к сумматору, первому запоминающему устройству и счетчику наработки ДВС, датчик температуры масла, корректор, сумматор и блок сравнения подключены к дисплею. Приведен способ контроля состояния масла в ДВС с помощью указанной системы. Изобретение позволяет расширить контроль качества масла и информировать о недопустимом уменьшении количества масла и о недопустимом резком ухудшении качества масла. 2 с. и 9 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к двигателям и, в частности, к смазке двигателей внутреннего сгорания и направлено на контроль состояния масла в нем.

Известен способ контроля состояния масла в двигателе внутреннего сгорания, описанный в системе его контроля, при котором осуществляют непрерывный контроль качества масла по остаточному ресурсу с замером числа оборотов, которые совершил двигатель после последней смены масла, запаху масла и времени работы масла. Электронная система обрабатывает сигналы датчиков и выводит на дисплей сигнал о необходимости замены масла (US, патент №5382942, кл. F 01 М 11/10, опубл. 1995).

Недостатком известного способа является то, что он не позволяет производить контроль состояния масла двигателя внутреннего сгорания с измерением уровня масла и наработки двигателя, с корректировкой значений уровня масла по значению качества масла, а также не позволяет рассчитывать и отображать на дисплее: отклонение значения качества масла относительно текущего нормированного значения качества масла, значение расхода масла, отклонение значения расхода масла относительно значения нормированного расхода масла, значение суммарного расхода масла, а также не позволяет информировать о недопустимом скачкообразном ухудшении качества масла, что уменьшает возможности контроля состояния масла в двигателе внутреннего сгорания.

Известен способ контроля состояния масла в двигателе внутреннего сгорания, описанный в системе измерения расхода смазочного масла, при котором производят измерение расхода и температуры масла и восстановление заданного уровня масла в поддоне двигателя. Сигнал об уровне масла передается в микропроцессорный блок, где сравнивается с заданным уровнем масла и управляющий сигнал включает подкачивающий масляный насос (US, патент №5273134, кл. F 01 М 11/06, опубл. 1993).

Недостатком известного способа является то, что он не позволяет производить контроль состояния масла двигателя внутреннего сгорания с измерением качества масла и наработки двигателя, корректировкой значения качества масла по температуре, а значения уровня масла по откорректированному значению качества масла, отображением на дисплее: значений качества масла, отклонения значения качества масла относительно текущего нормированного значения качества масла, отклонения значения расхода масла относительно значения нормированного расхода масла, значения суммарного расхода масла, а также информировать о недопустимых ухудшении качества масла и о недопустимом скачкообразном ухудшении качества масла, что уменьшает возможности контроля состояния масла в двигателе внутреннего сгорания.

Известен способ контроля состояния масла в двигателе внутреннего сгорания, описанный в датчике уровня и качества масла, принятый за прототип, при котором в картере двигателя внутреннего сгорания определяют (измеряют) уровень и качество масла с помощью датчиков, состоящих из двух вставленных одна в другую цилиндрических деталей, образующих конденсатор (с помощью емкостных датчиков), а также измеряют температуру масла, измеренные сигналы (значения) уровня, качества и температуры масла поступают (направляют) в электронный блок (корректор), который после анализа температуры и диэлектрической постоянной масла (который измеренное значение качества масла корректирует по измеренному значению температуры масла) вырабатывает сигнал (информируют) о качестве масла (об откорректированном значении качества масла) и, если необходимо, о замене масла (и о недопустимом ухудшении качества масла). (Olwechsel nur bei Bedarf// AMZ: Auto, Mot., Zubehor. - 1997. - 85, №9. - С. 123).

Недостатком известного способа является то, что он не позволяет производить контроль состояния масла двигателя внутреннего сгорания с измерением наработки двигателя, корректировкой значения уровня масла по откорректированному значению качества масла, расчетом: количества масла в двигателе, расхода масла за заданный интервал времени, отклонения расхода масла относительно нормированного расхода масла, отклонения качества масла относительно текущего значения нормированного качества масла, суммарного расхода масла за заданный промежуток времени; выводом на дисплей: значений качества, количества, расхода и температуры масла, значения отклонения расхода масла относительно нормированного расхода масла, значения отклонения качества масла относительно текущего значения нормированного качества масла, значения суммарного расхода масла; а также не позволяет информировать о недопустимом уменьшении количества масла и о недопустимом резком ухудшении качества масла, что уменьшает возможности контроля состояния масла в двигателе внутреннего сгорания.

Известна система контроля состояния масла в двигателе внутреннего сгорания, описанная в датчике вязкости масла двигателя внутреннего сгорания, содержащая емкостный датчик вязкости и датчик температуры масла, задатчик сорта масла и минимальной допустимой вязкости масла, эталонный конденсатор, устройство сигнализации о снижении вязкости масла и устройство температурной компенсации (US, патент №5540086, кл. G 01 N 11/00, опубл. 1996).

Недостатком известной системы является то, что она не позволяет производить контроль состояния масла двигателя внутреннего сгорания с измерением уровня и наработки двигателя, корректировкой значения уровня масла по откорректированному значению качества масла, отображением на дисплее: значений качества и уровня масла, отклонения значения качества масла относительно текущего значения нормированного качества масла, значения расхода масла, отклонения значения расхода масла относительно значения нормированного расхода масла, значения суммарного расхода масла, а также информировать о недопустимом уменьшении уровня масла и о недопустимом резком ухудшении качества масла, что уменьшает возможности контроля состояния масла в двигателе внутреннего сгорания.

Известна система контроля состояния масла в двигателе внутреннего сгорания, описанная в датчике загрязненности масла, содержащая емкостный датчик вязкости масла. Контроль состояния масла производится периодическим измерением емкости конденсатора, по величине которой определяется степень загрязненности масла (US, патент №5604441, кл. G 01 R 27/26, опубл. 1997).

Недостатком известной системы является то, что она не позволяет производить контроль состояния масла двигателя внутреннего сгорания с измерением уровня и наработки двигателя, корректировкой значения уровня масла по откорректированному значению качества масла, отображением на дисплее: значений качества и уровня масла, отклонения значения качества масла относительно текущего значения нормированного качества масла, значения расхода масла, отклонения значения расхода масла относительно значения нормированного расхода масла, значения суммарного расхода масла, а также информировать о недопустимом уменьшении уровня масла и о недопустимом резком ухудшении качества масла, что уменьшает возможности контроля состояния масла в двигателе внутреннего сгорания.

Известна система контроля качества масла в двигателе внутреннего сгорания, описанная в датчике уровня и качества масла, принятая за прототип, содержащая датчик уровня и качества масла, который состоит из двух вставленных одна в другую цилиндрических деталей, образующих конденсатор (емкостные датчики), датчик температуры масла и электронный блок (корректор), причем датчики уровня, качества и температуры подключены к электронному блоку (корректору) и имеют возможность контактировать с маслом двигателя. (Olwechsel nur bei Bedarf// AMZ: Auto, Mot., Zubehor. - 1997. - 85, №9. - C. 123).

Недостатком известной системы является то, что она не позволяет производить контроль состояния масла двигателя внутреннего сгорания с измерением наработки двигателя, корректировкой значения уровня масла по откорректированному значению качества масла, расчетом: количества масла в двигателе, расхода масла за заданный интервал времени, отклонения расхода масла относительно нормированного расхода масла, отклонения качества масла относительно текущего значения нормированного качества масла, суммарного расхода масла за заданный промежуток времени; выводом на дисплей: значений качества, количества, расхода и температуры масла, значения отклонения расхода масла относительно нормированного расхода масла, значения отклонения качества масла относительно текущего значения нормированного качества масла, значения суммарного расхода масла; а также не позволяет информировать о недопустимом уменьшении количества масла и о недопустимом резком ухудшении качества масла, что уменьшает возможности контроля состояния масла в двигателе внутреннего сгорания.

Техническим результатом изобретения является расширение контроля качества масла в двигателе внутреннего сгорания за счет измерения наработки двигателя, корректировки значения уровня масла по откорректированному значению качества масла, расчетов: количества масла в двигателе, расхода масла за заданный интервал времени, суммарного расхода масла за заданный промежуток времени, вывода на дисплей: значений качества, количества и температуры масла, отклонения значения качества масла относительно текущего значения нормированного качества масла, значения расхода масла, отклонения значения расхода масла относительно значения нормированного расхода масла, значения суммарного расхода масла, а также информирования о недопустимом уменьшении количества масла и о недопустимом резком ухудшении качества масла.

Указанный технический результат по способу контроля состояния масла в двигателе внутреннего сгорания достигается тем, что в способе контроля состояния масла в двигателе внутреннего сгорания, при котором в двигателе внутреннего сгорания измеряют уровень и качество масла с помощью емкостных датчиков, а также измеряют температуру масла, направляют измеренные значения уровня, качества и температуры масла в корректор, где корректируют измеренное значение качества масла по измеренному значению температуры масла и информируют об откорректированном значении качества масла и о недопустимом ухудшении качества масла, выводят на дисплей измеренное значение температуры масла, корректируют в корректоре измеренное значение уровня масла по откорректированному значению качества масла, направляют откорректированные значения качества и уровня масла в блок сравнения, где рассчитывают количество масла по откорректированному значению уровня масла и направляют рассчитанное значение количества масла в первое запоминающее устройство, выводят на дисплей значение количества масла, задают первым задатчиком значение минимально допустимого количества масла и направляют заданное значение минимально допустимого количества масла в блок сравнения, где сравнивают значения рассчитанного количества масла с минимально допустимым количеством масла и, в случае равенства и меньшего значения рассчитанного количества масла относительно значения минимально допустимого количества масла, информируют о недопустимом уменьшении количества масла, задают вторым задатчиком значение интервала времени и направляют заданное значение интервала времени в счетчик наработки двигателя внутреннего сгорания и в первое запоминающее устройство, в котором фиксируют рассчитанные значения количеств масла в начале и конце заданного интервала времени и направляют зафиксированные значения количеств масла в блок сравнения, измеряют счетчиком наработки двигателя внутреннего сгорания значение наработки двигателя внутреннего сгорания за заданный интервал времени и направляют измеренное значение наработки двигателя внутреннего сгорания в блок сравнения, где рассчитывают расход масла как отношение разности между количествами масла в начале и в конце заданного интервала времени к значению измеренной наработки двигателя внутреннего сгорания и выводят на дисплей значение расхода масла, задают первым задатчиком значение нормированного расхода масла и направляют заданное значение нормированного расхода масла в блок сравнения, где рассчитывают отклонение расхода масла как разность между значениями расхода масла и нормированного расхода масла и выводят на дисплей значение отклонения расхода масла, задают первым задатчиком значение нормированного изменения качества масла и направляют заданное значение нормированного изменения качества масла в блок сравнения, где устанавливают текущее значение нормированного качества масла по нормированному значению изменения качества масла и по измеренному значению наработки двигателя внутреннего сгорания, рассчитывают в блоке сравнения значение отклонения качества масла как разность между откорректированным значением качества масла и текущим значением нормированного качества масла и выводят на дисплей значение отклонения качества масла, устанавливают в блоке сравнения начальный и конечный моменты скачкообразного изменения откорректированного значения качества масла, сравнивают откорректированные значения качеств масла в начальный и конечный моменты скачкообразного изменения откорректированного значения качества масла и, в случае ухудшения откорректированного значения качества масла в конечный момент относительно начального момента скачкообразного изменения откорректированного значения качества масла, информируют о недопустимом резком ухудшении качества масла, кроме этого при скачкообразном изменении откорректированного значения качества масла и, в случае улучшения откорректированного значения качества масла в конечный момент относительно начального момента скачкообразного изменения откорректированного значения качества масла, направляют из блока сравнения во второе запоминающее устройство и фиксируют во втором запоминающем устройстве значения количеств масла в начальный и конечный моменты скачкообразного изменения откорректированного значения качества масла, направляют зафиксированные значения количеств масла в блок сравнения, где рассчитывают изменение в количествах масла как разность между количествами масла в конечный и начальный моменты скачкообразного изменения откорректированного значения качества масла, направляют рассчитанное значение изменения в количествах масла в сумматор, задают вторым задатчиком промежуток времени и направляют заданное значение промежутка времени в сумматор, где рассчитывают суммарный расход масла как отношение сумм изменения количеств масла за заданный промежуток времени к значению заданного промежутка времени и выводят на дисплей полученное значение суммарного расхода масла.

Кроме этого информирование об откорректированном значении качества масла производят путем вывода откорректированного значения качества масла на дисплей, информирование о недопустимом ухудшении качества и о недопустимом уменьшении количества масла производят путем подачи сигнала, задают первым задатчиком браковочное значение качества масла, направляют заданное браковочное значение качества масла в блок сравнения, а определение недопустимого ухудшения качества масла производят путем задания задатчиком браковочного значения качества масла и сравнения значения откорректированного качества масла с заданным браковочным значением качества масла, информируют о недопустимом ухудшении качества масла в случае равенства и худшего откорректированного значения качества масла относительно браковочного, а начало измерения счетчиком наработки двигателя внутреннего сгорания и задание задатчиком промежутка времени устанавливают по сигналам соответственно первого и второго устройств обнуления.

Указанный технический результат по системе контроля состояния масла в двигателе внутреннего сгорания достигается тем, что в системе контроля состояния масла в двигателе внутреннего сгорания, содержащей емкостные датчики уровня и качества масла, датчик температуры масла, корректор для корректировки измеренного значения качества масла, причем датчики качества и температуры масла подключены к корректору и вместе с датчиком уровня масла имеют возможность контактировать с маслом двигателя внутреннего сгорания, система снабжена блоком сравнения для расчета и сравнения значений состояния масла, первым задатчиком для задания минимально допустимого количества масла, нормированных значений расхода масла и изменения качества масла и задания браковочного значения качества масла, вторым задатчиком для задания значений интервала времени и промежутка времени, первым и вторым запоминающими устройствами для фиксации значений количеств масла, сумматором для суммирования значений количеств масла, счетчиком наработки двигателя внутреннего сгорания, дисплеем для вывода на него значений состояния масла, первым, вторым и третьим сигнальными устройствами для информирования о состоянии масла, причем датчик уровня масла подключен к корректору, корректор, первый задатчик, первое и второе запоминающие устройства, сумматор, счетчик наработки двигателя внутреннего сгорания, первое, второе и третье сигнальные устройства подключены к блоку сравнения, второй задатчик подключен к сумматору, первому запоминающему устройству и счетчику наработки двигателя внутреннего сгорания, датчик температуры масла, корректор, сумматор и блок сравнения подключены к дисплею.

Кроме этого система снабжена первым и вторым устройствами обнуления, подключенными соответственно к счетчику наработки двигателя внутреннего сгорания и ко второму задатчику.

На чертеже представлена блок-схема, поясняющая способ и систему контроля состояния масла в двигателе внутреннего сгорания.

Система контроля состояния масла в двигателе внутреннего сгорания для реализации предлагаемого способа содержит емкостные датчики 1 и 2 соответственно уровня и качества масла, датчик 3 температуры масла, счетчик 4 наработки двигателя внутреннего сгорания 5, корректор 6 для корректировки измеренных значений качества и уровня масла, блок сравнения 7 для расчета и сравнения значений состояния масла, дисплей 8 для вывода на него значений состояния масла, первый задатчик 9 для задания значения минимально допустимого количества масла, нормированных значений расхода масла и изменения качества масла и задания браковочного значения качества масла, второй задатчик 10 для задания значений интервала времени и промежутка времени, первое 11 и второе 12 запоминающие устройства для фиксации значений количеств масла, сумматор 13 для суммирования значений количеств масла, первое 14, второе 15 и третье 16 сигнальные устройства для информирования о состоянии масла, причем датчики 1, 2 и 3 уровня, качества и температуры масла подключены к корректору 6.

Корректор 6, первый задатчик 9, первое 11 и второе 12 запоминающие устройства, сумматор 13, счетчик 4 наработки двигателя внутреннего сгорания 5, первое 14, второе 15 и третье 16 сигнальные устройства подключены к блоку сравнения 7. Второй задатчик 10 подключен к сумматору 13, счетчику 4 наработки двигателя внутреннего сгорания 5 и к первому запоминающему устройству 11. Датчик 3 температуры масла, корректор 6, блок сравнения 7 и сумматор 13 подключены к дисплею 8.

Кроме этого система содержит первое 17 и второе 18 устройства обнуления, подключенные соответственно к счетчику 4 наработки двигателя внутреннего сгорания 5 и ко второму задатчику 10, а датчики 1, 2 и 3 уровня, качества и температуры имеют возможность контактировать с маслом двигателя внутреннего сгорания 5.

Для работы системы необходимы алгоритмы зависимостей “качество от температуры” и “уровень от качества”, заложенные в корректор 6, а также алгоритмы зависимостей “количество от уровня”, “качество от наработки” и “скачок качества”, заложенные в блок сравнения 7.

В качестве двигателя внутреннего сгорания 5 может быть дизель транспортного средства, например, тепловоза.

В качестве датчиков 1 уровня и 2 качества масла могут быть использованы емкостные датчики, работающие по принципу замера диэлектрической проницаемости масла, а в качестве датчика 3 температуры масла - термопара.

В качестве параметра, определяющего качество масла, может быть загрязненность масла по наличию растворимых или нерастворимых частиц, наличие воды или топлива, щелочной или водородный показатель, а также их комбинация.

В качестве счетчика 4 наработки двигателя внутреннего сгорания 5 может быть использован счетчик моточасов двигателя внутреннего сгорания 5 или (косвенно) счетчик пробега транспортного средства.

В качестве корректора 6 может быть использовано электронное устройство, корректирующее (модулирующее) с использованием алгоритмов “качество от температуры” и “уровень от качества”, замеренные датчиками 1 уровня, 2 качества и 3 температуры масла значение качества масла по температуре масла и значение уровня масла по откорректированному значению качества масла.

В качестве блока сравнения 7 может быть использовано электронное устройство, позволяющее рассчитывать и сравнивать значения состояний масла.

В качестве первого задатчика 9 может быть использовано электронное устройство с набором нормированных и задаваемых значений состояния масла.

В качестве второго задатчика 10 может быть использовано электронное устройство с набором значений интервалов и промежутков времени.

В качестве первого 11 и второго 12 запоминающих устройств могут быть использованы электронные устройства с памятью.

В качестве сумматора 13 может быть использовано электронное устройство, обеспечивающее суммирование значений количеств масла.

В качестве первого 14, второго 15 и третьего 16 сигнальных устройств могут быть использованы зуммеры или лампочки.

Предлагаемый способ осуществляют следующим образом.

С помощью емкостных датчиков 1 и 2 в двигателе внутреннего сгорания 5 измеряют соответственно значения уровня и качества (например, степень загрязненности) масла и направляют измеренные значения уровня и качества масла в корректор 6, датчиком 3 измеряют температуру масла, направляют измеренное значение температуры масла в корректор 6 и одновременно выводят значение измеренной температуры масла на дисплей 8.

Корректором 6 корректируют измеренное значение качества масла с использованием алгоритма “качество от температуры” по измеренному значению температуры масла и измеренное значение уровня масла корректируют с использованием алгоритма “уровень от качества” по откорректированному значению качества масла. Информирование об откорректированном значении качества масла производят путем вывода откорректированного значения качества масла на дисплей 8.

Направляют откорректированные значения качества и уровня масла в блок сравнения 7, где рассчитывают с использованием алгоритма “количество от уровня” количество масла по откорректированному значению уровня масла, выводят на дисплей 8 рассчитанное значение количества масла и одновременно направляют рассчитанное значение количества масла в первое запоминающее устройство 11.

Задают первым задатчиком 9 значение минимально допустимого количества масла и направляют заданное значение минимально допустимого количества масла в блок сравнения 7, где сравнивают значения рассчитанного количества масла с минимально допустимым количеством масла и, в случае равенства и меньшего значения рассчитанного количества масла относительно значения минимально допустимого количества масла, информируют о недопустимом уменьшении количества масла, для чего включают первое сигнальное устройство 14 (например, подают звуковой или световой сигнал).

Задают вторым задатчиком 10 значение интервала времени (например, сутки) и направляют заданное значение интервала времени в счетчик 4 наработки двигателя внутреннего сгорания 5 и в первое запоминающее устройство 11, в котором фиксируют рассчитанные значения количеств масла в начале и конце заданного интервала времени и направляют зафиксированные значения количеств масла в блок сравнения 7.

Измеряют счетчиком 4 наработки двигателя внутреннего сгорания 5 значение наработки (например, в час) двигателя внутреннего сгорания 5 за заданный интервал времени (например, сутки) и направляют измеренное значение наработки в блок сравнения 7, где рассчитывают расход масла (например, в кг/ч) как отношение разности между количествами масла в начале и в конце заданного интервала времени к значению измеренной наработки двигателя внутреннего сгорания 5 за этот же интервал времени и выводят на дисплей значение расхода масла.

Задают первым задатчиком 9 значение нормированного расхода масла и направляют заданное значение нормированного расхода масла в блок сравнения 7, где рассчитывают отклонение расхода масла (например, в кг/ч или в %) как разность между значениями расхода масла и нормированного расхода масла и выводят на дисплей значение отклонения расхода масла.

Задают первым задатчиком 9 значение нормированного изменения качества масла (например, нормированное изменение загрязненности за каждые 100 часов работы в зависимости от сорта масла и типа двигателя) и направляют заданное значение нормированного изменения качества масла в блок сравнения 7, где устанавливают текущее значение нормированного качества масла с использованием алгоритма “качество от наработки” по нормированному значению изменения качества масла и по измеренному значению наработки двигателя внутреннего сгорания 5.

Рассчитывают в блоке сравнения 7 отклонение качества масла как разность между откорректированным значением качества масла и текущим значением нормированного качества масла и выводят на дисплей 8 значение отклонения качества масла.

Устанавливают в блоке сравнения 7 с использованием алгоритма “скачок качества” начальный и конечный моменты скачкообразного изменения откорректированного значения качества масла, сравнивают откорректированные значения качеств масла в начальный и конечный моменты скачкообразного изменения откорректированного значения качества масла и, в случае ухудшения откорректированного значения качества масла (например, в случае разрушения поршня или поршневых колец, попадания в картер двигателя воды или топлива), в конечный момент относительно начального момента скачкообразного изменения откорректированного значения качества масла. Информирование о недопустимом резком ухудшении качества масла производят путем подачи сигнала, для чего включают второе сигнальное устройство 15 (например, подают звуковой или световой сигнал).

Кроме этого при скачкообразном изменении откорректированного значения качества масла и в случае улучшения откорректированного значения качества масла (например, в случае замены или долива масла) в конечный момент относительно начального момента скачкообразного изменения откорректированного значения качества масла направляют из блока сравнения 7 во второе запоминающее устройство 12 и фиксируют во втором запоминающем устройстве 12 значения количеств масла в начальный и конечный моменты скачкообразного изменения откорректированного значения качества масла.

Направляют зафиксированные значения количеств масла в блок сравнения 7, где рассчитывают изменение в количествах масла как разность между количествами масла в конечный и начальный моменты скачкообразного изменения откорректированного значения качества масла.

Направляют рассчитанное значение изменения в количествах масла в сумматор 13.

Задают вторым задатчиком 10 промежуток времени (например, год) и направляют заданное значение промежутка времени в сумматор 13, где рассчитывают суммарный расход масла (например, в кг/год) как отношение сумм изменения количеств масла за заданный промежуток времени к значению заданного промежутка времени и выводят на дисплей 8 полученное значение суммарного расхода масла.

Задают первым задатчиком 9 браковочное значение качества масла (например, значение предельно допустимой степени загрязненности), направляют заданное браковочное значение качества масла в блок сравнения 7, а определение недопустимого ухудшения качества масла производят путем сравнения значения откорректированного качества масла с заданным браковочным значением качества масла и, в случае равенства и худшего значения откорректированного значения качества масла относительно браковочного значения качества масла, информируют о недопустимом ухудшении качества масла, причем информирование о недопустимом ухудшении качества масла производят путем подачи сигнала, для чего включают третье сигнальное устройство 16 (например, подают звуковой или световой сигнал).

Начало измерения счетчиком 4 наработки двигателя внутреннего сгорания 5 устанавливают по сигналу первого устройства обнуления 17.

Задание вторым задатчиком 10 промежутка времени устанавливают по сигналу второго устройства обнуления 18.

Таким образом, предлагаемый способ и система контроля состояния масла в двигателе внутреннего сгорания позволяют производить контроль двигателя внутреннего сгорания с измерением уровня, качества, температуры масла и наработки двигателя внутреннего сгорания, корректировкой значения качества масла по температуре, а значения уровня масла по откорректированному значению качества масла, расчетом количества масла, расхода масла за заданный интервал времени, отклонения расхода масла относительно нормированного расхода масла, отклонения качества масла относительно текущего значения нормированного качества масла, суммарного расхода масла за заданный промежуток времени, выводом на дисплей: значений качества, количества, расхода и температуры масла, значения отклонения расхода масла относительно нормированного расхода масла, значения отклонения качества масла относительно текущего нормированного значения качества масла, значения суммарного расхода масла, а также с информированием о недопустимых ухудшении качества масла, уменьшении количества масла и о недопустимом резком ухудшении качества масла.

Формула изобретения

1. Способ контроля состояния масла в двигателе внутреннего сгорания, при котором в двигателе внутреннего сгорания измеряют уровень и качество масла с помощью емкостных датчиков, а также измеряют температуру масла, направляют измеренные значения уровня, качества и температуры масла в корректор, где корректируют измеренное значение качества масла по измеренному значению температуры масла и информируют об откорректированном значении качества масла и о недопустимом ухудшении качества масла, отличающийся тем, что выводят на дисплей измеренное значение температуры масла, корректируют в корректоре измеренное значение уровня масла по откорректированному значению качества масла, направляют откорректированные значения качества и уровня масла в блок сравнения, где рассчитывают количество масла по откорректированному значению уровня масла и направляют рассчитанное значение количества масла в первое запоминающее устройство, выводят на дисплей значение количества масла, задают первым задатчиком значение минимально допустимого количества масла и направляют заданное значение минимально допустимого количества масла в блок сравнения, где сравнивают значения рассчитанного количества масла с минимально допустимым количеством масла и, в случае равенства и меньшего значения рассчитанного количества масла относительно значения минимально допустимого количества масла, информируют о недопустимом уменьшении количества масла, задают вторым задатчиком значение интервала времени и направляют заданное значение интервала времени в счетчик наработки двигателя внутреннего сгорания и в первое запоминающее устройство, в котором фиксируют рассчитанные значения количеств масла в начале и конце заданного интервала времени и направляют зафиксированные значения количеств масла в блок сравнения, измеряют счетчиком наработки двигателя внутреннего сгорания значение наработки двигателя внутреннего сгорания за заданный интервал времени и направляют измеренное значение наработки двигателя внутреннего сгорания в блок сравнения, где рассчитывают расход масла как отношение разности между количествами масла в начале и в конце заданного интервала времени к значению измеренной наработки двигателя внутреннего сгорания и выводят на дисплей значение расхода масла, задают первым задатчиком значение нормированного расхода масла и направляют заданное значение нормированного расхода масла в блок сравнения, где рассчитывают отклонение расхода масла как разность между значениями расхода масла и нормированного расхода масла и выводят на дисплей значение отклонения расхода масла, задают первым задатчиком значение нормированного изменения качества масла и направляют заданное значение нормированного изменения качества масла в блок сравнения, где устанавливают текущее значение нормированного качества масла по нормированному значению изменения качества масла и по измеренному значению наработки двигателя внутреннего сгорания, рассчитывают в блоке сравнения значение отклонения качества масла как разность между откорректированным значением качества масла и текущим значением нормированного качества масла и выводят на дисплей значение отклонения качества масла, устанавливают в блоке сравнения начальный и конечный моменты скачкообразного изменения откорректированного значения качества масла, сравнивают откорректированные значения качеств масла в начальный и конечный моменты скачкообразного изменения откорректированного значения качества масла и, в случае ухудшения откорректированного значения качества масла в конечный момент относительно начального момента скачкообразного изменения откорректированного значения качества масла, информируют о недопустимом резком ухудшении качества масла, кроме этого, при скачкообразном изменении откорректированного значения качества масла и, в случае улучшения откорректированного значения качества масла в конечный момент относительно начального момента скачкообразного изменения откорректированного значения качества масла, направляют из блока сравнения во второе запоминающее устройство и фиксируют во втором запоминающем устройстве значения количеств масла в начальный и конечный моменты скачкообразного изменения откорректированного значения качества масла, направляют зафиксированные значения количеств масла в блок сравнения, где рассчитывают изменение в количествах масла как разность между количествами масла в конечный и начальный моменты скачкообразного изменения откорректированного значения качества масла, направляют рассчитанное значение изменения в количествах масла в сумматор, задают вторым задатчиком промежуток времени и направляют заданное значение промежутка времени в сумматор, где рассчитывают суммарный расход масла как отношение сумм изменения количеств масла за заданный промежуток времени к значению заданного промежутка времени и выводят на дисплей полученное значение суммарного расхода масла.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что информирование об откорректированном значении качества масла производят путем вывода откорректированного значения качества масла на дисплей.

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что информирование о недопустимом ухудшении качества масла производят путем подачи сигнала.

4. Способ по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что информирование о недопустимом уменьшении количества масла производят путем подачи сигнала.

5. Способ по любому из пп.1-4, отличающийся тем, что задают первым задатчиком браковочное значение качества масла, направляют заданное браковочное значение качества масла в блок сравнения, а определение недопустимого ухудшения качества масла производят путем сравнения значения откорректированного качества масла с заданным браковочным значением качества масла и информируют о недопустимом ухудшении качества масла в случае равенства и худшего значения откорректированного значения качества масла относительно браковочного.

6. Способ по любому из пп.1-5, отличающийся тем, что информирование о недопустимом резком ухудшении качества масла производят путем подачи сигнала.

7. Способ по любому из пп.1-6, отличающийся тем, что начало измерения счетчиком наработки двигателя внутреннего сгорания устанавливают по сигналу первого устройства обнуления.

8. Способ по любому из пп.1-7, отличающийся тем, что задание задатчиком промежутка времени устанавливают по сигналу второго устройства обнуления.

9. Система контроля состояния масла в двигателе внутреннего сгорания, содержащая емкостные датчики уровня и качества масла, датчик температуры масла, корректор для корректировки значений состояния масла, причем датчики качества и температуры масла подключены к корректору и вместе с датчиком уровня масла имеют возможностью контактировать с маслом двигателя внутреннего сгорания, отличающаяся тем, что она снабжена блоком сравнения для расчета и сравнения значений состояния масла, первым задатчиком для задания минимально допустимого количества масла, нормированных значений расхода масла и изменения качества масла и задания браковочного значения качества масла, вторым задатчиком для задания значений интервала времени и промежутка времени, первым и вторым запоминающими устройствами для фиксации значений количеств масла, сумматором для суммирования значений количеств масла, счетчиком наработки двигателя внутреннего сгорания, дисплеем для вывода на него значений состояния масла, первым, вторым и третьим сигнальными устройствами для информирования о состоянии масла, причем датчик уровня масла подключен к корректору, корректор, первый задатчик, первое и второе запоминающие устройства, сумматор, счетчик наработки двигателя внутреннего сгорания, первое, второе и третье сигнальные устройства подключены к блоку сравнения, второй задатчик подключен к сумматору, первому запоминающему устройству и счетчику наработки двигателя внутреннего сгорания, датчик температуры масла, корректор, сумматор и блок сравнения подключены к дисплею.

10. Система по п.9, отличающаяся тем, что она снабжена первым устройством обнуления, подключенным к счетчику наработки двигателя внутреннего сгорания.

11. Система по п.8 или 9, отличающаяся тем, что она снабжена вторым устройством обнуления, подключенным ко второму задатчику.

РИСУНКИ

Рисунок 1

MM4A Досрочное прекращение действия патента из-за неуплаты в установленный срок пошлины заподдержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 23.01.2009

Дата публикации: 20.05.2011




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности предназначено для защиты наиболее слабых мест с точки зрения надежности шатунных подшипников во вращающемся коленчатом вале двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системах смазки ДВС

Изобретение относится к устройствам очистки жидких сред от твердой более плотной дисперсной фазы и может быть использовано в системах очистки масла транспортных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания для установки масляного фильтра

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в двигателестроении

Изобретение относится к области сельского хозяйства, в частности к ротационным вакуумным насосам доильных установок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах смазки двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области синтеза и функционирования смазочной системы двигателя внутреннего сгорания, а конкретно к пополнению масла в картере с учетом его расхода на угар

Изобретение относится к устройствам очистки жидких сред от твердой более плотной дисперсной фазы с частичным удалением воды и может быть использовано в машиностроении в системах очистки масла, нефти и тяжелого топлива транспортных двигателей внутреннего сгорания
Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано для контроля засоренности (загрязненности) масляного фильтра

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для оценки уровня загрязненности частицами сажи масла дизельного двигателя с целью своевременной замены масла

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в масляных фильтрах двигателей внутреннего сгорания, компрессорах, различного рода гидросистемах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах смазки двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к средствам очистки нефтепродуктов или минеральных масел от металлических включений, в частности к средствам постоянной очистки моторного масла работающего двигателя

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к системам смазки двигателя

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при проектировании, производстве и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания мобильных машин

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к устройствам для очистки масел от твердых частиц износа
Наверх