Способ организации процесса постадийного сгорания в поршневом двигателе

 

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к двигателестроению. Камера сгорания временно разделяется на две или более полости, одна из которых свечная. Горение начинается в свечной полости и протекает независимо до момента достижения критического отношения давлений между газами в свечной и смежной с ней полостью, после чего полости объединяются. Горящие газы с критической скоростью истечения зажигают смесь в смежной полости. Каждая последующая полость поочередно объединяется с предыдущими при критическом отношении давлений газов, и смесь в очередной полости зажигается горящими газами из предыдущих полостей с критической скоростью истечения. В результате пламя охватывает последние порции заряда в смежной и последующих полостях быстрее, чем появится возможность их самовоспламенения. Изобретение обеспечивает улучшение антидетационных свойств поршневых двигателей внутреннего сгорания с зажиганием от искры. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к двигателестроению.

Известен способ организации процесса сгорания путем временного разделения камеры сгорания (КС) на отдельные полости, зажигания от искры и независимого сгорания смесей в полостях до окончания активного тепловыделения, последующего объединения полостей и догорания смеси в общем объеме (см. RU 2187004 С1, МПК 7 F 02 В 23/08, 2002 - прототип).

В этом способе перекрытие полостей может достигать 30 поворота коленчатого вала (ПКВ) относительно верхней мертвой точки (ВМТ). В двигателе с кривошипно-шатунным механизмом при радиусе 50 мм и отношении радиуса кривошипа к длине шатуна, равным 0,3, это перекрытие соответствует перемещению поршня на 8,6 мм.

Осуществить такое перекрытие полостей и при этом выдержать все конструктивные требования к компоновке КС достаточно сложно, что является недостатком данного способа.

Задача изобретения - улучшение антидетонационных свойств поршневого двигателя внутреннего сгорания с зажиганием от искры.

Поставленная задача достигается тем, что в способе организации процесса постадийного сгорания в поршневом двигателе путем временного разделения камеры сгорания на свечную и бессвечные полости, зажигания от искры и временного независимого горения смеси в свечной полости, поочередного объединения полостей и зажигания смеси в бессвечных полостях горящими газами, догорания в объединенном объеме независимое горение осуществляют до критического отношения давлений газов между полостями и зажигание смеси в очередной полости осуществляют горящими газами от предыдущих полостей с критической скоростью их истечения.

Сущность способа состоит в том, что КС временно разделяется на две или более полости, одна из которых свечная. Горение начинается в свечной полости и протекает независимо до тех пор, пока перепад давлений газов в свечной и в смежной с ней полостях не достигнет критического отношения. Затем эти полости объединяются. Горящие газы из свечной полости с критической скоростью истечения зажигают смесь в смежной полости. Каждая последующая полость поочередно объединяется с предыдущими, в которых протекает горение, при достижении между ними критического отношения давлений. Зажигание смеси в очередной полости происходит горящими газами с критической скоростью истечения из предыдущей полости. Таким образом, постадийно от полости к полости протекает процесс сгорания. Догорание смеси происходит в объединенном объеме.

Для пояснения изобретения приведены чертежи. На фиг.1 показана схематично двухполостная камера сгорания. Выступы на крышке цилиндра 1 и поршня 2 разделяют КС на свечную I и бессвечную II полости. Зазор между выступами выполняется минимальным, исходя из технологических возможностей и экономической целесообразности. При положении поршня в ВМТ выступы перекрывают друг друга на величину .

После зажигания от искры в свечной полости I развивается процесс сгорания, а в бессвечной полости II продолжается процесс сжатия. Вследствие этого увеличивается перепад давлений газов между полостями.

Как известно, для идеального двухатомного газа критическое отношение давлений кр=P2/P1 составляет 0,528, где P1 - давление в свечной полости; Р2 - давление в бессвечной полости.

Если пренебречь утечками газа через зазор между выступами, то для осредненного действительного цикла двигателя при оптимальном зажигании, мощностном составе смеси на режиме максимального коэффициента наполнения критическое отношение давлений наступает примерно к 5...10 ПКВ после ВМТ. При таком угле поворота коленчатого вала поршень переместится относительно ВМТ всего на 0,25...0,99 мм (при радиусе кривошипа 50 мм и отношении радиуса кривошипа к длине шатуна, равном 0,3). Такое перекрытие полостей не представляет конструктивной сложности.

В момент объединения полостей поток горящих газов из полости I с критической скоростью истечения зажигает смесь в полости II. Если принять среднетермодинамическую температуру горящей газовой смеси в свечной полости к моменту истечения, равной T1=2000K, то для двухатомного идеального газа со свойствами азота (или окиси углерода) расчетная критическая скорость истечения равна 832,5 м/с. Действительная скорость несколько меньше расчетной.

Пусть при скорости истечения 500 м/с горящие газы достигнут наиболее удаленных порций заряда несгоревшего газа в бессвечной полости за 0,1 мс (в цилиндре с диаметром 100 мм и симметрично разделенной двуполостной КС). В то же время задержки самовоспламенения в подобных условиях для изооктано-гептано-воздушных смесей с октановым числом всего 60 ед превышают 1 мс. Следовательно, при такой организации процесса сгорания горящие газы достигают последних порций несгоревшего заряда по времени на порядок (в 10 раз) быстрее, чем создаются условия для самовоспламенения и зарождения ударных волн.

В современных двигателях на режиме максимального наполнения оптимальный угол опережения зажигания составляет примерно 25...30 ПКВ, в то время как полости будут перекрыты за 5...10 ПКВ до ВМТ. Это создает возможность заброса пламени в бессвечную полость до начала перекрытия полостей. Поэтому бессвечная полость должна быть вытесняющей полостью. То есть при подходе поршня к ВМТ в процессе сжатия газы из бессвечной полости должны вытесняться в свечную полость (см. фиг.2). Для трехполостной и более КС каждая последующая полость должна перекрываться раньше предыдущих, т.е. величина перекрытия каждой последующей полости должна увеличиваться.

В качестве примера на фиг.3 показана условно трехполостная КС со свечной полостью I, смежной со свечной II и последующей III. Величина перекрытия между полостями I и II - 1, а между полостями II и III - 2.

Величина 2>1. В такой КС процесс сгорания будет протекать в три стадии. Зарождение горения начнется в свечной полости I. В момент объединения полостей I и II горящие газы из полости I с критической скоростью истечения зажигают смесь в полости II и наступает вторая стадия сгорания. Затем открывается полость III и наступает третья стадия процесса сгорания.

Можно несколько полостей выполнить смежно со свечной полостью. В этом случае величина перекрытия может быть для всех полостей одинаковой и процесс сгорания будет протекать в две стадии.

Формула изобретения

Способ организации процесса постадийного сгорания в поршневом двигателе путем временного разделения камеры сгорания на свечную и бессвечные полости, зажигания от искры и временного независимого горения смеси в свечной полости, поочередного объединения полостей и зажигания смеси в бессвечных полостях горящими газами, догорания в объединенном объеме, отличающийся тем, что независимое горение осуществляют до критического отношения давлений газов между полостями и зажигание смеси в очередной полости осуществляют горящими газами от предыдущих полостей с критической скоростью их истечения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к поршневым двигателям внутреннего сгорания с воспламенением от искры с камерами сгорания, разделенными на две части и более

Изобретение относится к поршневым двигателям внутреннего сгорания с искровым зажиганием

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к поршневым двигателям внутреннего сгорания с воспламенением от искры

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания с искровым зажиганием

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, в частности к двигателям внутреннего сгорания с принудительным зажиганием, и может быть использовано в автомобильных двигателях

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к конвертированию бензиновых двигателей с искровым зажиганием в дизельные двигатели

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к силовым установкам, содержащим двигатели внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к многотопливным двигателям внутреннего сгорания и системы их питания

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к камерам сгорания (КС), разделенным на две или более частей, а также с КС, имеющим особую форму для улучшения рабочего процесса

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к двигателестроению

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к поршневым двигателям внутреннего сгорания с внешним смесеобразованием

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к разработке и проектированию камер сгорания топлива поршневых двигателей, преимущественно с искровым зажиганием

Изобретение относится к дизельным двигателям внутреннего сгорания с камерами сгорания для высоких давлений воспламенения

Изобретение относится к области двигателестроения

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания. Двигатель внутреннего сгорания содержит по меньшей мере один цилиндр с размещенным в нем поршнем, кинематически связанный с коленчатым валом, головку цилиндра с установленными в ней впускным и выпускным клапанами, камеру сгорания на днище поршня, выполненную в виде выемки от тела вращения, ось которой совпадает с осью цилиндра или располагается вблизи него, завихрители заряда в форме торцевых выступов с тангенциальными каналами располагаются вокруг камеры сгорания на днище поршня и примыкают к выемке в головке цилиндра при положении поршня в ВМТ, клапаны располагаются на выемках в головке цилиндра, глубина которых соответствует глубине выемки головки цилиндра, и источник воспламенения, установленный в выемке головки цилиндра, при этом на быстроходных двигателях в основном с искровым зажиганием основной объем камеры сгорания выполняется в выемках головки цилиндра, в том числе под клапаны, а выемка на днище поршня, расположенная во внутреннем контуре завихрителей зарядов, составляет до 40% всего объема камеры сгорания, а для дизелей выемка на днище поршня, расположенная во внутреннем контуре завихрителей заряда, составляет от примерно от 40% до 70% всего объема камеры сгорания или до объема камеры сгорания за вычетом объема в зазоре между поршнем и головкой и объема углубления в головке цилиндра глубиной, соответствующей высоте торцевых выступов на днище поршня, причем вихревое движение заряда на впуске совпадает по направлению с направлением тангенциальных каналов днища поршня. 12 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателям внутреннего сгорания. Двигатель внутреннего сгорания, содержащий цилиндр с размещенным в нем поршнем, головку цилиндра с установленной в ней топливной форсункой, нагнетательную камеру переменного объема, ограниченную днищем поршня и головкой цилиндра, камеру сгорания, выполненную в поршне с горловиной и расположенный в головке цилиндра соосно с горловиной камеры сгорания управляемый шибер с размещенной в нем искровой свечой, разделяющий нагнетательную камеру и камеру сгорания при движении поршня к верхней мертвой точке на ходе сжатия, а также расположенный в шибере соединительный канал, соединяющий нагнетательную камеру и камеру сгорания при подходе поршня к верхней мертвой точке, в соответствии с изобретением на торце шибера, обращенном к горловине камеры сгорания, установлена перегородка, выполненная из материала, обладающего эффектом памяти формы, закрывающая в период пуска двигателя канал, соединяющий нагнетательную камеру и камеру сгорания. Изобретение обеспечивает повышение надежности пуска двигателя путем уменьшения площади охлаждения рабочего тела в период пуска. 3 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Головка (1) блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания содержит выходящие на одну сторону головки цилиндров впускные и выпускные каналы (2) и (3) с клапанами (4) и (5) и размещенную в ней камеру (6) сгорания с поверхностями (11) и (12) вытеснителей. Камера (6) сгорания на плоскости прилегания головки (1) цилиндров к блоку имеет форму, образованную дугой (7) радиусом R =(0,63-0,65) диаметра D цилиндра, с центром, отстоящим от центра цилиндра на расстоянии Г=(0,28-0,30) диаметра D цилиндра в сторону свечи зажигания. Дуга (7) сопряжена радиусами R1=(0,30-0,32) диаметра D цилиндра с диаметром, проведенным из центра цилиндра и равным диаметру цилиндра. С противоположной стороны форма камеры (6) образована диаметром, равным диаметру D цилиндра, сопряженному с радиусами R1 =(0,30-0,32) диаметра D цилиндра с центрами, лежащими на оси (15) клапанов, отстоящей от оси (16) цилиндров на расстоянии В=(0,06-0,08) диаметра D цилиндра. Радиусы R1 сопряжения ограничены линией, отстоящей от оси (16) цилиндров на расстоянии Б=(0,35-0,37) диаметра D цилиндра. Стенки камеры (6) сгорания наклонены к днищу камеры и имеют соответственно в плоскости поперечной оси (14) цилиндра наклон 14°…16° и радиус перехода 12-14 мм. В плоскости по оси (15) клапанов наклон составляет 4°…6° и радиус перехода 5-7 мм. От одного сечения к другому по контуру камеры обеспечивается плавный переход по углу и радиусу. Технический результат заключается в снижении гидравлического сопротивлении смеси в камере сгорания. 3 ил.
Наверх