Способ двухступенчатой деасфальтизации вакуумных остатков пропаном

 

Использование: в нефтепереработке для получения остаточных моторных масел. Сущность: перед второй ступенью деасфальтизации в асфальтовую фазу вводят отработанное моторное масло. Технический результат: увеличение выхода остаточных масел. 2 табл.

Способ относится к нефтепереработке на заводах топливно-масляного профиля и служит для получения остаточных моторных масел.

Для получения остаточных моторных масел на первой ступени деасфальтизации и высоковязких цилиндровых масел и масел для прокатного оборудования на второй ступени деасфальтизации разработано и внедрено в производство три варианта двухступенчатой деасфальтизации вакуумных остатков пропаном. Это вариант деасфальтизации на второй ступени по пропано-масляной фазе, вариант деасфальтизации на второй ступени по промежуточной фазе и вариант деасфальтизации на второй ступени по асфальтовой фазе (Школьников В.М. Исследование процесса деасфальтизации на промышленных установках: Автореферат дисс. на соискание ученой степени к.т.н. - М.: 1964. - 20 с.; Bray V.B., Svift C.E., Carr Y. Propane deasphalting and phractionation.// Oil and Gas Y. - 1932. -Vol.32. - №24.- p.66-69; Marple S., Train J., Foster F., Chem. Eng. Progr., 1961, V.XII, №57, p.44-48; Способ двухступенчатой деасфальтизации нефтяных остатков: А. с. №163698. Опубл. 22.07.64. БИ №13. Авторы: Золотарев П.А., Герштейн И.А., Кушнир И.Л. и др.).

Вариант деасфальтизации по пропано-масляной фазе не обеспечивает необходимого качества деасфальтизата, т.к. в пропано-масляной фазе недостаточное количество асфальтенов и смол. Асфальтены высокодиспергированы в фазе масла и находятся в лиофильном коллоидном состоянии, в состоянии, не склонном к коагуляции асфальтенов и смол из фазы. В этом случае деасфальтизат вырабатывается с высокой коксуемостью и низким цветом.

Вариант по промежуточной фазе, выводимой из перевернутого аккумулятора первой колонны, обладает промежуточными свойствами по качественной характеристике и средними по выходу второго деасфальтизата.

Лучшим вариантом, несмотря на сверхвысокий расход пропана, необходимо признать вариант деасфальтизации по асфальтовой фазе. По этому варианту на второй ступени деасфальтизации вырабатывается качественный деасфальтизат, т.к. коагуляция асфальтенов и смол осуществляется из фазы с крупными частицами асфальтенов, из коллоидного раствора с лиофобным состоянием.

В связи с переоборудованием вакуумных колонн установок АВТ-М с заменой тарельчатых устройств на регулярные насадочные устройства с проти-воточным током, отбор вакуумных дистиллятов резко увеличился, гудроны значительно потяжелели. В силу этих причин отбор деасфальтизата от гудрона снизился с 25-30% до 13-16%, почти вдвое снизилась выработка остаточных масел, и в первую очередь - моторных масел (Богатых К.Ф. Углубление первичной переработки нефти на основе новых поточных насадочных ректификационных колонн. Дисс. на соиск. уч. ст. д.т.н. Уфа, 1989).

Для того чтобы несколько компенсировать потерю остаточных масел, предлагаем четвертый способ двухступенчатой деасфальтизации, с введением в асфальтовую фазу отработанных моторных масел (дизельных и автомобильных, а также других отработанных остаточных масел). В качестве прототипа предлагаемому способу двухступенчатой деасфальтизации используем способ двухступенчатой деасфальтизации по асфальтовой фазе. Этот способ включает в себя следующие операции:

- подачу гудрона в верхнюю часть экстракционной зоны первой деасфальтизационной колонны и подачу жидкого пропана в нижнюю часть экстракционной зоны;

- контактирование растворителя и сырья в экстракционной зоне с образованием пропано-масляной и асфальтовой фазами за счет коагуляции асфальтенов и смолистых веществ из фазы растворителя;

- освобождение пропано-масляной фазы от нежелательных компонентов за счет нагрева и отстоя в верхней части первой колонны;

- освобождение асфальтовой фазы от масляных компонентов за счет отстоя в нижней части колонны;

- подачу подогретой асфальтовой фазы в верхнюю часть экстракционной зоны второй деасфальтизационной колонны и подачу жидкого пропана в нижнюю часть экстракционной зоны;

- контактирование растворителя с компонентами сырья асфальтовой фазы с образованием пропано-масляной и повторной асфальтовой фазой, за счет коагуляции асфальтенов и смолистых веществ из фазы растворителя;

- освобождение повторной пропано-масляной фазы от нежелательных компонентов за счет нагрева и отстоя в верхней части второй колонны;

- освобождение асфальтовой фазы от масляных компонентов за счет отстоя в нижней части второй деасфальтизационной колонны (Черножуков Н.И. Технология переработки нефти и газа. Ч.3. - М.: Химия, 1966. - С.155-157).

Вариант двухступенчатой деасфальтизации, принятой за прототип на современном этапе нефтепереработки, не лишен существенных недостатков.

Если ранее в составе асфальтов сернистых нефтей содержание метано-нафтеновых углеводородов составляло 20-25% от потенциала в гудроне, то на современном этапе менее 10%. Если ранее в гудронах сернистых нефтей полезных углеводородов, с показателем преломления ниже 1,5300 при 20С содержалось 36-43%, то на современном этапе нефтепереработки немногим более 20% (Губенко И.Б., Карасева А.А., Черножуков Н.И. Двухступенчатая деасфальтизация гудронов восточных нефтей. Химия и технология топлив и масел. №6, 1962 г. Хайрудинов И.Р., Сайфуллин Н.Р., Султанов Ф.М. и др. Энергосберегающие процессы деасфальтизации остатков нефти. Уфа, 1993).

Предложенный способ отличается тем, что в асфальтовый раствор первой ступени деасфальтизации подкачивается отработанное моторное масло, и полученная смесь подается на вторую ступень деасфальтизации.

Отработанное масло:

Плотность при температуре 20С, кг/м3 924

Показатель преломления

при температуре 20С 1,5009

Вязкость кинематическая

при температуре 100°С, мм2/с 9,32

Содержание серы, % 0,95

Зольность, % 0,53

Кислотное число, мг КОН/г 0,62

При работе двигателей внутреннего сгорания смазочное масло за счет высоких температур и повышенных удельных нагрузок претерпевает химические превращения. Углеводороды масла подвергаются процессам окисления, полимеризации, разложения с последующей конденсацией. В масле повышается вязкость за счет образования смол и других высокомолекулярных соединений, в том числе асфальтенов, повышается кислотное число. За счет нерастворимых осадков осуществляется постепенный переход масла в коллоидное состояние.

Образованная дисперсная фаза из мелких твердых частиц не склонна к коагуляции, и отработанное моторное масло в таком состоянии не поддается простым способам регенерации (Венцель С.В. Применение смазочных масел в двигателях внутреннего сгорания. - М.: Химия, 1979. - 840 с.; Чуршуков Е.С., Коваленко В.П., Турчанинов В.Е. Современные способы и средства регенерации отработанных масел. - М.: Тематический обзор, 1987. - 76 с.; Бухтер А.И., Непогодьев А.В. Переработка отработанных минеральных масел. - М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1975, - 66 с.).

Для того чтобы перевести колллоидное состояние моторного масла из лиофильного, мелкодисперсного состояния, в лиофобное, крупнодисперсное состояние, необходима смесь асфальтенов асфальта деасфальтизации со смесью мелкодисперсных асфальтенов отработанного моторного масла. Представленный процесс Ульрих для регенерации масел включает деасфальтизацию, после которого получают темное масло в смеси со смолами и асфальтенами, затем в процессе вакуумной перегонки осветляют деасфальтизат. Для улучшения качественной характеристики деасфальтизата на третьей стадии включают в работу процесс гидроочистки. На каждом этапе регенерации большие потери. Кроме того, требуется очистка глиной (Чурашов Е.С., Коваленко В.П., Турчанинов В.Е. Современные способы и средства регенерации отработанных масел. - С.66). Для коагуляции крупнодисперсных асфальтенов с минимальным количеством мелкодисперсных требуется лишь совместная пропановая деасфальтизация.

Опыты по проведению двухступенчатой деасфальтизации по асфальтовой фазе проводились на пилотной установке. Качество второго деасфальтизата при использовании метода прототипа и предлагаемого метода представлено в таблице 2.

Расчет деасфальтизации многокомпонентных смесей гудронов и асфальтов представлен в работах П.А.Золотарева (Химия и технология топлив и масел. Выпуск 10. 1984. - с.16-19; Проектирование установок деасфальтизации. Уфа. 1982. - 84 с.; Технологические расчеты установок переработки нефти / под ред. М.А.Танатарова. Глава 4. Масляное производство. - М.: Химия, 1987).

Формула изобретения

Способ двухступенчатой деасфальтизации вакуумных остатков пропаном по асфальтовой фазе при контактировании асфальтовой фазы после первой ступени с пропаном, отличающийся тем, что перед второй ступенью деасфальтизации в асфальтовую фазу вводят отработанное моторное масло.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к непрерывной проточной системе, в которой ископаемое топливо, водную текучую среду, гидроперекись и поверхностно-активное вещество подают в виде многофазной водно-органической реакционной среды в камеру для обработки ультразвуком, в которой на смесь воздействуют ультразвуком, а реакционной смеси, выходящей из камеры, дают возможность отстояться с получением раздельных водной и органической фаз

Изобретение относится к способам деасфальтизации нефтяных остатков углеводородными растворителями для получения остаточного сырья для масляного производства или процесса каталитического крекинга и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к способам деасфальтизации тяжелых нефтяных остатков вакуумной перегонки мазутов (гудронов) сжиженными низкомолекулярными алканами для получения компонентов остаточных базовых депарафинированных масел и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к установкам для деасфальтизации нефтяного сырья, преимущественно гудрона

Изобретение относится к усовершенствованию способа селективной экстракционной очистки остаточного масла, более конкретно к такому усовершенствованию, в котором для нагрева различных технологических потоков применяют прямой огневой конвекционный нагрев

Изобретение относится к способам деасфальтизации нефтяных остатков легкими углеводородными растворителями (пропаном, бутаном и их смесями), используемым для производства масел и сырья процесса каталитического крекинга и может найти применение в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способам деасфальтизации нефтяных остатков углеводородными растворителями

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способам деасфальтизации нефтяных остатков углеводородными растворителями, нацеленным на получение сырья для вторичной переработки процессами каталитического крекинга и коксования

Изобретение относится к способам деасфальтизации гудронов (тяжелых нефтяных остатков вакуумной перегонки мазутов) пропаном для получения компонентов остаточных базовых масел и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к способу для экономичной переработки остаточных продуктов перегонки тяжелых сырых нефтей, включающему стадии: а) подачи сырья - остатка после перегонки нефти при атмосферном давлении или в вакууме, причем 30-100% указанного сырья кипит выше 524°С, в устройство для деасфальтизации растворителями SDA, с получением потока асфальтенов и потока деасфальтизата DAO; b) переработки указанного потока асфальтенов, по меньшей мере, в одном реакторе с псевдоожиженным слоем в присутствии катализатора, где реактор эксплуатируют при общем давлении от 10,335 до 20,670 кПа, температуре 399-454°С, удельном часовом расходе жидкости от 0,1 до 1,0 ч-1 и скорости замены катализатора от 0,285 до 2,85 кг/м3 или где реактор или реакторы эксплуатируют при общем давлении от 3445 до 20,670 кПа, температуре 388-438°С, удельном часовом расходе жидкости от 0,2 до 1,5 ч-1 и скорости замены катализатора от 0,142 до 1,42 кг/м3 ; и с) переработки указанного потока деасфальтизата, по меньшей мере, в одном реакторе с псевдоожиженным слоем в присутствии катализатора, в котором на стадиях а - с общая конверсия остатка достигает более 65%

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано при деасфальтизации нефтяных остатков легкими углеводородными растворителями
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано при переработке нефти

Изобретение относится к области переработки углеводородного сырья путем деасфальтизации

Изобретение относится к сольвентной деасфальтизации нефтяных остатков и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Изобретение касается способа, включающего экстракцию нефтяного остатка легким углеводородным растворителем с получением асфальтового и деасфальтизатного растворов, регенерацию растворителя из нагретого асфальтового раствора, включающую отгонку паров растворителя среднего давления однократным испарением с получением асфальта, регенерацию растворителя из нагретого деасфальтизатного раствора, включающую сверхкритическую сепарацию с получением регенерированного растворителя и деасфальтизатной фазы и отгонку паров растворителя среднего давления однократным испарением с получением деасфальтизата, а также сжатие смеси паров растворителя среднего давления. Технический результат - уменьшение количества паров растворителя среднего давления, исключение образования паров растворителя низкого давления, снижение расхода электроэнергии на циркуляцию растворителя и тепла на нагрев асфальтового и деасфальтизатного растворов, предотвращение образования водных стоков и исключение печного нагрева асфальтового раствора. 2 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 пр.

Изобретение относится к способам деасфальтизации нефтяных остатков и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности для получения деасфальтизата и асфальта. Изобретение касается способа, включающего экстракцию нефтяных остатков легким углеводородным растворителем с получением асфальтового и деасфальтизатного раствора, регенерацию растворителя из асфальтового раствора, предварительно нагретого в рекуперационном теплообменнике, включающую однократное испарение паров растворителя среднего давления и отпаривание паров растворителя низкого давления, регенерацию растворителя из деасфальтизатного раствора, предварительно нагретого в рекуперационном теплообменнике, включающую сверхкритическую сепарацию с получением регенерированного растворителя, однократное испарение паров растворителя среднего давления и отпаривание паров растворителя низкого давления, а также сжатие смеси паров растворителя низкого давления с помощью струйного компрессора с последующим охлаждением, конденсацией и рециркуляцией паров растворителя среднего давления. При этом из нагретого асфальтового раствора предварительно, в условиях противоточного нагрева теплоносителем, отгоняют пары растворителя высокого давления, которые смешивают с деасфальтизатным раствором, сверхкритическую сепарацию осуществляют в поле центробежных сил с последующей термосепарацией полученных растворителя и деасфальтизатной фазы в условиях противоточного нагрева теплоносителем с получением деасфальтизатного концентрата, который используют в качестве рабочего тела струйного компрессора, а отпаривание растворителя низкого давления осуществляют путем отгонки в условиях противоточного нагрева теплоносителем или путем однократного испарения. Технический результат - уменьшение количества растворителя среднего и низкого давления, снижение расхода электроэнергии на циркуляцию растворителя, предотвращение образования водных стоков и исключение печного нагрева асфальтового раствора. 1 ил., 1 пр.

Изобретение относится к способам сольвентной деасфальтизации нефтяных остатков и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности для получения деасфальтизата и асфальта. Изобретение касается способа деасфальтизации нефтяных остатков, включающего экстракцию нефтяного остатка легким углеводородным растворителем с получением асфальтового и деасфальтизатного раствора, регенерацию растворителя из асфальтового раствора, нагретого в рекуперационном теплообменнике, включающую однократное испарение паров растворителя при среднем давлении, регенерацию растворителя из деасфальтизатного раствора, нагретого в рекуперационном теплообменнике и нагревателе, включающую сверхкритическую сепарацию с получением регенерированного растворителя и деасфальтизатной фазы, однократное испарение из нее паров растворителя при среднем давлении, а также сжатие смеси паров растворителя среднего давления струйным компрессором. Из нагретого асфальтового раствора при давлении экстракции предварительно отгоняют пары растворителя, которые смешивают с деасфальтизатным раствором, при этом отгонку осуществляют в условиях противоточного нагрева асфальтом и теплоносителем, из деасфальтизатной фазы при давлении сверхкритической сепарации предварительно отгоняют пары растворителя, которые смешивают с регенерированным растворителем, при этом отгонку осуществляют в условиях противоточного нагрева деасфальтизатом и теплоносителем, а в качестве рабочего тела струйного компрессора при сжатии смеси паров растворителя среднего давления используют часть охлажденной смеси регенерированного растворителя и паров растворителя, отогнанных при давлении сверхкритической сепарации. Технический результат - уменьшение количества паров растворителя среднего давления, исключение образования паров растворителя низкого давления, снижение расхода электроэнергии на циркуляцию растворителя и тепла на нагрев асфальтового и деасфальтизатного растворов, предотвращение образования водных стоков и исключение печного нагрева асфальтового раствора. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности. Изобретение касается способа двухколонной пропановой деасфальтизации нефтяных остатков в двух последовательно соединенных экстракторах, по которому сырье смешивают с жидким пропаном, смесь охлаждают и вводят в первый экстрактор для разделения на раствор деасфальтизата I и асфальтовую фазу. Сырье смешивают с частью пропана, с вводом охлажденной смеси выше нижнего ввода оставшегося количества пропана, раствор деасфальтизата I без нагрева наверху первого экстрактора направляют вниз второго экстрактора, в котором за счет повышения температуры верха разделяют на рисайкл и раствор деасфальтизата II, с регенерацией из него пропана путем постепенного нагрева и снижения давления в испарителях пропана до давления в системе конденсации пропана, с дополнительным нагревом раствора деасфальтизата II из последнего испарителя пропана до 240-250°C, с возвратом рисайкла насосом наверх первого экстрактора, с подачей полученных продуктов в отпарные колонны, работающие без подачи в них водяного пара. Технический результат - улучшение качества деасфальтизата и асфальта, снижение энергозатрат. 1 з.п. ф-лы, 1 пр.
Наверх