Многоступенчатый компрессор газотурбинного двигателя

 

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности многоступенчатого компрессора путем устранения дисбаланса дисков, установленных между первой и последней ступенями. Этот технический результат достигается тем, что согласно изобретению диски ротора, размещенные между первым и последним дисками, выполнены с балансировочными кольцевыми выступами на радиусе перехода от полотна к ободу, часть дисков выполнена с балансировочными выступами со стороны входа в компрессор, а остальные диски, начиная с n-го до предпоследнего, выполнены с балансировочными выступами со стороны выхода из компрессора, при этом n=(0,4...0,6)z; Н=(1...4)R; L=(0,8...4)R; h=(0,05...0,2)R; I=(0,05...0,2)R, где n - порядковый номер диска со стороны входа в компрессор; z - число ступеней компрессора; R - радиус перехода от полотна к ободу диска по балансировочному выступу; Н - радиальная высота балансировочного выступа со стороны обода диска; L - осевая длина балансировочного выступа со стороны полотна диска; 1 - толщина балансировочного выступа со стороны полотна диска; h - толщина балансировочного выступа со стороны обода диска. 5 ил.

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.

Известен многоступенчатый компрессор газотурбинного двигателя, ротор дискового типа которого состоит из шлицевого вала и установленных на нем дисков с рабочими лопатками, причем диски стянуты между собой в осевом направлении гайками [1]. Недостатком такой конструкции является низкая надежность из-за повышенных вибраций вследствие дисбаланса ротора.

Наиболее близким к заявляемому является многоступенчатый компрессор с ротором дискового типа, на шлицевом валу которого установлены диски с рабочими лопатками, а на диске последней ступени установлен закомпрессорный лабиринт с кольцевым радиальным ребром для установки балансировочных грузиков [2].

Недостатком такой конструкции, принятой за прототип, является повышенный уровень вибраций компрессора из-за увеличенного дисбаланса дисков между первой и последней ступенями компрессора.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности многоступенчатого компрессора путем устранения дисбаланса дисков, установленных между первой и последней ступенями.

Сущность технического решения заключается в том, что в многоступенчатом компрессоре газотурбинного двигателя, в роторе которого диск первой ступени выполнен с радиальным ребром для установки балансировочных грузиков, на диске последней ступени установлен закомпрессорный лабиринт с радиальным ребром для балансировочных грузиков, согласно изобретению диски ротора, размещенные между первым и последним дисками, выполнены с балансировочными кольцевыми выступами на радиусе перехода от полотна к ободу, часть дисков выполнена с балансировочными выступами со стороны входа в компрессор, а остальные диски, начиная с n-го до предпоследнего, выполнены с балансировочными выступами со стороны выхода из компрессора, при этом

n=(0,4...0,6)z; Н=(1...4)R; L=(0,8...4)R; h=(0,05...0,2)R; l=(0,05...0,2)R,

где n - порядковый номер диска со стороны входа в компрессор;

z - число ступеней компрессора;

R - радиус перехода от полотна к ободу диска по балансировочному выступу;

Н - радиальная высота балансировочного выступа со стороны обода диска;

L - осевая длина балансировочного выступа со стороны полотна диска;

1 - толщина балансировочного выступа со стороны полотна диска;

h - толщина балансировочного выступа со стороны обода диска.

Выполнение на дисках ротора, размещенных между первым и последним дисками, балансировочных кольцевых выступов на радиусе перехода от полотна к ободу возможно из-за низкого уровня напряжений в этой части диска и позволяет минимизировать вес компрессора.

Балансировочный выступ расположен на максимальном расстоянии от оси компрессора, что позволяет производить балансировку с максимальной эффективностью при минимальном съеме металла с балансировочного выступа. Масса балансировочного выступа при этом может быть минимальной.

Размещение балансировочных выступов у части дисков, начиная с n=0,4...0,6z и последующих, кроме последнего, со стороны выхода из компрессора, а у всех остальных, кроме первого, со стороны входа в компрессор, позволяет производить балансировку дисков в роторе компрессора попарно, т.е. с передней и задней сторон, начиная с середины ротора компрессора, что облегчает постановку дисков на шлицевые выступы вала и их балансировку.

При n<0,4 z будет затруднена постановка и балансировка дисков со стороны выхода из компрессора, а в случае n>0,6 z - постановка и балансировка дисков со стороны входа в компрессор.

Если Н<R, балансировка дисков будет затруднена из-за уменьшения радиальной высоты балансировочного выступа. Однако при Н>4R излишне увеличится вес дисков и ротора компрессора в целом.

При L<0,8R будет затруднена балансировка дисков из-за уменьшения осевой длины балансировочного выступа и уменьшения его массы, но в случае L>4R - наблюдается излишнее увеличение веса дисков.

При h<0,05R излишне уменьшится масса балансировочного выступа и будет затруднена балансировка диска, а в случае, если h>0,2R, увеличится масса балансировочного выступа и масса ротора компрессора.

При 1<0,05R наблюдается уменьшение массы балансировочного выступа, что затрудняет балансировку диска, а в случае 1>0,05R увеличивается масса балансировочного выступа и масса ротора компрессора.

На фиг.1 показан продольный разрез компрессора газотурбинного двигателя; на фиг.2 показан элемент I фиг.1 в увеличенном виде; на фиг.3 показан элемент II фиг.1 в увеличенном виде; на фиг.4 показан элемент III фиг.1 в увеличенном виде; на фиг.5 показан элемент IV фиг.3 в увеличенном виде.

Многоступенчатый компрессор 1 газотурбинного двигателя состоит из статора 2 и ротора 3, на шлицевом валу 4 шлицами 5 установлены диски 6, стянутые по своим ступицам 7 передней 8 и задней 9 гайками.

Между ободами 10 дисков 6 установлены рабочие кольца 11, образующие втулку 12 ротора 3 компрессора 1.

Диск первой ступени 13 выполнен со стороны входа 14 в компрессор с кольцевым радиальным ребром 15, на котором устанавливаются балансировочные грузики 16.

На диске последней ступени 17 установлен закомпрессорный лабиринт 18, на котором со стороны выхода 19 из компрессора выполнено кольцевое радиальное ребро 20 для постановки балансировочных грузиков 21.

На остальных, кроме первого и последнего дисков, на радиусе 22 величиной R перехода от полотна 23 к ободу 10 выполнены балансировочные кольцевые выступы 24 радиальной высотой H, осевой длиной L, толщиной со стороны полотна I и толщиной со стороны обода h, частичный съем металла с которого позволяет балансировать диски 6.

Для обеспечения съема и постановки дисков 6 при балансировке на шлицевой вал 4, часть дисков, начиная с n=0,4...0,6z от входа 14 в компрессор, выполнены с балансировочным выступом со стороны выхода из компрессора, а остальные диски выполнены с балансировочным выступом со стороны входа в компрессор.

Работает данное устройство следующим образом.

При работе двигателя в многоступенчатом компрессоре 1 уровень вибрации сводится к минимуму. Диски первой и последней ступеней сбалансированы за счет балансировочных грузиков 16, 21. Дополнительно сбалансированы при этом часть дисков, начиная с n-го и кончая предпоследним, за счет снятия части металла с балансировочных выступов 24. Балансировка дисков в роторе компрессора при этом осуществляется попарно, т.е. с передней и задней сторон, начиная с середины ротора компрессора. Это облегчает постановку дисков 6 на шлицы 5 вала 4 и их балансировку.

Источники информации

1. С.А.Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. - М.: Машиностроение, 1981, с. 89, рис.3.27.

2. Патент РФ №2176331, F 04 D 17/00, 2000.

Формула изобретения

Многоступенчатый компрессор газотурбинного двигателя, в роторе которого диск первой ступени выполнен с радиальным ребром для установки балансировочных грузиков, на диске последней ступени установлен закомпрессорный лабиринт с радиальным ребром для балансировочных грузиков, отличающийся тем, что диски ротора, размещенные между первым и последним дисками, выполнены с балансировочными кольцевыми выступами на радиусе перехода от полотна к ободу, часть дисков выполнена с балансировочными выступами со стороны входа в компрессор, а остальные диски, начиная с n-го до предпоследнего, выполнены с балансировочными выступами со стороны выхода из компрессора, при этом

n=(0,4...0,6)z; H=(1...4)R; L=(0,8...4)R;

h=(0,05...0,2)R; I=(0,05...0,2)R,

где n - порядковый номер диска со стороны входа в компрессор;

z - число ступеней компрессора;

R - радиус перехода от полотна к ободу диска по балансировочному выступу;

Н - радиальная высота балансировочного выступа со стороны обода диска;

L - осевая длина балансировочного выступа со стороны полотна диска;

1 - толщина балансировочного выступа со стороны полотна диска;

h - толщина балансировочного выступа со стороны обода диска.

РИСУНКИРисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

QZ4A Государственная регистрация изменений в зарегистрированный договор

Дата и номер государственной регистрации договора, в который внесены изменения: 07.10.2010 № РД0070892

Вид договора: лицензионный

Лицо(а), передающее(ие) исключительное право: Открытое акционерное общество "Авиадвигатель" (RU)

Лицо, которому предоставлено право использования: Открытое акционерное общество "Пермский моторный завод" (RU)

Дата и номер государственной регистрации изменений, внесенных в зарегистрированный договор: 26.08.2011 РД0086062

Изменения:Из предмета договора исключены патенты 2255234 и 2250416. Изменения условий договора, не отраженных в Государственном реестре.

Дата публикации: 10.10.2011




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к компрессоростроению, в частности к конструкции осевого многоступенчатого компрессора

Изобретение относится к вентиляторостроению и может быть использовано в составе систем терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники

Изобретение относится к устройствам для смешивания, нагнетания и сжатия газов, может использоваться в качестве переносного источника сжатого воздуха для работы самолетного бортового инструмента, в цехах, гаражах, мастерских

Изобретение относится к компрессоростроению, в частности к осевым многоступенчатым компрессорам и позволяет повысить создаваемое давление и КПД компрессора

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к компрессорам высокого давления двухконтурных турбореактивных двигателей, преимущественно с большой степенью двухконтурности

Изобретение относится к компрессоростроению, а именно к осевым многоступенчатым компрессорам

Изобретение относится к вентиляторостроению

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей наземного и авиационного применения

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, а более конкретно к их компрессорам

Изобретение относится к области компрессоростроения и теплоэнергетики и может быть использовано, например, в газотурбинных установках с осевым многоступенчатым компрессором в способе повышения эффективности работы осевого многоступенчатого компрессора путем впрыска воды в не менее, чем две ступени сжатия, обеспечивающем максимальное повышение кпд компрессора при минимальном расходе воды за счет определения с помощью математического выражения для подсчета кпд компрессора, учитывающего паросодержание и энтальпию паров воды в воздухе за компрессором, оптимального, достаточного для этого повышения количества впрыскиваемой в ступени воды на предварительной стадии работы компрессора

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, конкретно к вентиляторам авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, конкретно к вентиляторам авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к вентиляторостроению и может быть использовано в составе систем терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники

Изобретение относится к биротативным винтовентиляторам, расположенным на выходе из газотурбинного двигателя, и обеспечивает при его использовании повышение надежности за счет организации эффективного охлаждения силового кольца задней подвески и корпуса задней опоры винтовентилятора
Наверх