Способ определения стойкостных характеристик упроченных поверхностей деталей и инструмента

 

Изобретение относится к испытательной технике. Сущность: контртело с упрочненной испытуемой поверхностью размещают на установочном звене, приводят его в контакт с цилиндрическим образцом заготовки, имеющим продольные пазы, с эксплуатационным усилием поджима, вращают образец. Контактные нагрузки имеют циклический характер. Нагрузку меняют ступенчато, после чего стойкостную характеристику поверхности деталей и инструмента определяют по приведенной зависимости. Технический результат: увеличение точности и снижения трудоемкости определения стойкостных характеристик. 3 ил.

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при стойкостных испытаниях упрочненных поверхностей деталей и инструмента, работающих в условиях циклического нагружения.

Известен способ определение стойкостных характеристик для деформирующихся поверхностей, находящихся в действии закона контактных циклических нагрузок, заключающийся в том, что контртело из материала инструмента размещают на установочном звене, приводят его в контакт с цилиндрическим образцом заготовки с эксплуатационным усилием поджима, вращают образец, перемещают контртело в направлении оси образца с эксплуатационными скоростями и определяют стойкостную характеристику инструмента, используют образец с винтовыми и продольными пазами, в качестве установочного элемента используют разнесенные опоры путем изменения расстояния, между которыми регулируют эпюру напряженного состояния контртела в цикле, а контакт контртела с образцом осуществляют по выступу последнего [АС 1795347, опубл. 15.02.93. Бюл. №6].

Недостатком указанного способа является то, что он применим для определения стойкостных характеристик деформирующихся поверхностей, находящихся в действии закона контактных циклический нагрузок, но не свойственно для упрочненных поверхностей, работающих при контактных, циклических нагрузках без пластической деформации, а также сложность обработки полученных данных и их применение в инженерной практике.

Технической задачей изобретения является увеличение точности и снижение трудоемкости определения стойкостных характеристик.

Поставленная задача достигается тем, что в способе определения стойкостных характеристик упрочненных поверхностей деталей и инструмента, заключающемся в том, что контртело с упрочненной испытуемой поверхностью размещают на установочном звене, приводят его в контакт с цилиндрическим образцом заготовки, имеющей продольные пазы, с эксплуатационным усилием поджима, вращают образец и определяют стойкостную характеристику упрочненной поверхности деталей и инструмента, т.е. количество циклов при заданной нагрузке, которое выдерживает поверхность до предельного износа, проявляющееся в виде появления микротрещин, выхода из поля допуска посадок, потери начальной геометрии деталей и инструмента, новым является то, что контактные нагрузки имеют циклический характер, при этом нагрузку меняют ступенчато, после чего стойкостную характеристику поверхности деталей и инструмента определяют, исходя из зависимости

N=(а(q))L2+(b(q))L+(с(q)),

где q - контактная нагрузка на каждой ступени нагружения;

L, N - путь трения и число циклов нагружения, которые может выдержать упрочненная поверхность до разрушения;

а(q), b(q), с(q) - аппроксимационные коэффициенты для данного типа поверхности.

На фиг.1 показана схема реализации заявляемого способа.

Способ реализуется следующим образом. Используется цилиндрический образец 1 с продольными пазами 2. Образец вращается со скоростью , контртело 3 с упрочненной испытуемой поверхностью размещается в установочном звене 4. Контртело 3 прижимается к образцу с усилием Р, которое приравнивается к эксплуатационному давлению на поверхность детали.

Испытания каждого образца осуществляют до тех пор, пока его упрочненная рабочая поверхность не потеряет свои эксплуатационные качества, которые зависят от рода упрочнения и от условий работы реальной детали и инструмента, может проявляться в виде недопустимо большого износа: появления микротрещин, выход из поля допуска посадок, потеря начальной геометрии деталей и инструмента.

По полученным экспериментальным данным при разных нагрузках для испытуемой поверхности строится график функции F(N,L)=0 (фиг.3). После чего данные функции аппроксимируется в виде N=aL2+bL+с, а аппроксимационные коэффициенты вводятся в виде зависимости а(q), b(q), с(q).

Цель испытаний заключается в определении стойкости испытуемой поверхности при циклическом нагружении, которая зависит от числа циклов нагружения (N), причем под одним циклом мы понимаем период нагружения контртела при его взаимодействии с поверхностью цилиндрического образца между двумя соседними продольными пазами, таким образом контртело за один цикл пройдет путь L’,

и суммарного пути трения (L), т.е. является функцией двух этих параметров F(N,L)=0. Поэтому данной функции в системе координат (N,L) соответствует некоторая предельная кривая фиг.2.

При усилии прижима q2>q1 кривая располагается ниже. При q1>q3 кривая располагается выше.

Выше этой предельной кривой эксплуатация поверхностного слоя в максимально тяжелых условиях работы невозможна. Ниже этой кривой расположена область надежной работы поверхностного слоя.

Таким образом, были получены кривые для покрытия TiN+ZrN (7.5%) толщиной 7 мкм, напыленного на заготовку из стали 45. Построены стойкостные диаграммы при различных контактных давлениях. Также варьировалась и длина пути трения один цикл деформирования L. Для этих хрупких покрытий в качестве критерия износа принималось появление микротрещины.

Результаты представлены на фиг.3. Видно, что при различных контактных давлениях кривые имеют качественно одинаковый характер. Чем больше суммарный путь трения, т.е. L - велико, тем меньше число циклов работы выдерживают испытуемая поверхность. При малом суммарном пути трения, т.е. L - мало, предельное число циклов нагружения сильно зависит от уровня контактного давления, а при отсутствии циклики путь трения также меняется при изменении контактного давления от 4000 м при q=1.6 ГПа до 9000 м при q=0.7 ГПа. Аппроксимируя кривые F(N,L)=0 (фиг.3) получим следующие уравнения:

при

q=0,7 ГПа N1=1,5610-4L2-1,9016L+3900;

q=1,2 ГПа N2=2,2510-4L2-1,902L+3300;

q=1,6 ГПа N3=5,1210-4L2-2,6L+2200.

Чтобы в целом определить стойкость поверхности детали и инструмента, работающего в условиях циклического нагружения при разных нагрузках, необходимо ввести зависимость аппроксимационных коэффициентов от нагрузки

а=6,4410-4q2-1,085·10-3q+6·10-4;

b=-1,938q2+3,6814q-3,52896;

с=-1722,3q3+2072,3q+3293,4.

В итоге получили аналитическую зависимость стойкостной характеристики при циклическом нагружении покрытия TiN+ZrN (7.5%) толщиной 7 мкм, напыленного на заготовку из стали 45.

N=(6,44·10-4q2-1,08510-3q+610-4)L2+

(-1,938q2+3,6814q-3,52896)L+

(-1722,3q2+2072,3q+3293,4).

Полученная характеристика наиболее точна и оптимальна для контактных нагрузок из диапазона q=0.5-2 ГПа. Данный способ можно использовать в инженерной практике при эксплуатации восстановленных или упрочненных поверхностей деталей и инструмента.

Формула изобретения

Способ определения стойкостных характеристик упрочненных поверхностей деталей и инструмента, заключающийся в том, что контртело с упрочненной испытуемой поверхностью размещают на установочном звене, приводят его в контакт с цилиндрическим образцом заготовки, имеющим продольные пазы, с эксплуатационным усилием поджима, вращают образец и определяют стойкостную характеристику поверхности деталей и инструмента, отличающийся тем, что контактные нагрузки имеют циклический характер, при этом нагрузку меняют ступенчато, после чего стойкостную характеристику поверхности деталей и инструмента определяют исходя из зависимости

N=(a(q))L2+(b(q))L+(c(q)),

где q - контактная нагрузка на каждой ступени нагружения;

L, N - путь трения и число циклов нагружения, которые может выдержать упрочненная поверхность до разрушения;

a(q), b(q), c(q) - aппроксимационные коэффициенты для данного типа поверхности.

РИСУНКИРисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для испытания материалов центраторов и муфт на трение и износ о стенку насосно-компрессорных труб

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции механических прессов

Изобретение относится к области диагностики узлов трения, в частности подшипников скольжения, на износ в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для исследования свойств радиальных пар трения, в частности радиальных подшипников валов скважинных центробежных насосов

Изобретение относится к испытаниям на трение и износ и может быть использовано для испытания материалов с высокой твердостью

Изобретение относится к испытанию материалов на трение и может быть использовано при определении контактной прочности различных материалов, поверхностных слоев и покрытий при трении качения

Изобретение относится к области исследований износа и может быть использовано при определении износостойкости защитного металлического покрытия проволоки

Изобретение относится к технике оценки качества жидких смазочных материалов, в частности к определению их смазывающей способности
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к испытаниям ДВС при эксплуатации в натурных условиях

Изобретение относится к области испытания цилиндрических образцов из конструкционных материалов сопряжения типа вал - втулка на трение и изнашивание при фреттинг-коррозии в процессе возвратно-вращательного движения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к испытательным машинам на трение и изнашивание, например, для исследования трибологических характеристик жидких органических смазывающих сред

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для компенсации сил трения вращения в опорах осей вращения различных механических систем
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для компенсации сил трения вращения в опорах осей вращения различных механических систем

Изобретение относится к способам определения степени износа деталей двигателя внутреннего сгорания, работающего в присутствии смазочного материала, безразборным методом
Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для оценки технического состояния двигателей, машин и механизмов по виброизмерениям и по характеристикам металлических частиц износа, обнаруженных в смазочных маслах, топливах и специальных жидкостях

Изобретение относится к области контроля качества материалов и изделий для оценки сопротивляемости рельсов контактно-усталостному разрушению, вызываемому высокочастотными динамическими составляющими взаимодействия колеса и рельса, которые проявляются при высоких скоростях движения

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к способам определения абразивности горных пород с целью выбора технических средств и технологии разрушения, нормирования труда и расхода материалов
Наверх