Седельный тягач

 

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в автопоездах, включающих различные модели автомобилей тягачей, снабженных седельными устройствами. Седельный тягач состоит из шасси, на котором расположена кабина, различные агрегаты и седельное устройство, предназначенное для транспортировки полуприцепов. Опорная плита седельного устройства содержит гайку, которая взаимодействует с винтом, закрепленным на гидромоторе, имеющем гидравлическую связь с гидроусилителем рулевого механизма автомобиля. Технический результат - повышение эффективности перевозок автопоездами. 3 ил.

Предлагаемое изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в автопоездах, включающих различные модели автомобилей-тягачей, снабжаемых седельными устройствами.

Известны конструкции седельных тягачей. Так, например, в книге Щукин М.М. Сцепные устройства автомобилей и тягачей. - М.-Л.: Машгиз, 1961 на с.49-51 описана и на фиг.42 и 43 представлена конструкция автомобиля-тягача и его опорно-сцепное (седельное) устройство, предназначенное для сцепа и транспортировки полуприцепов. Существенным недостатком такого автопоезда является то, что между кабиной автомобиля-тягача и торцевой частью полуприцепа, обращенной к последней, оставляют значительный зазор, необходимый для свободного углового поворота полуприцепа при маневрировании в движении и крутых поворотах автомобиля-тягача относительно полуприцепа. Такие зазоры влияют на недоиспользование грузовместимости полуприцепов и поэтому с экономической точки зрения эффективность их в эксплуатационных условиях недостаточна.

Известны также седельные тягачи, технико-экономические и технические характеристики которых представлены в книге “Краткий автомобильный справочник. 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1983”, где на стр.77 показан седельный тягач ЗИЛ-130В1-76. Такой тягач снабжен подобным, как в предыдущем случае, опорно-сцепным (седельным) устройством, предназначенным для транспортировки различных полуприцепов (см. ту же книгу, стр.89-92). При этом с целью снижения трудоемкости при его управлении и маневрировании он снабжен гидроусилителем механизма управления рулевыми колесами, который подключен к насосу, создающему давление рабочей жидкости в магистрали. (См. Л.Л. Афанасьев и др. Справочник автомобильного механика. - М.: Машиностроение, 1969, где на с.229 в таблице, на с.231 рис.116 и с.232 рис.118 описаны и представлены конструктивные особенности системы управления рулевыми колесами с помощью гидроусилителя). Несмотря на более совершенную конструкцию седельного тягача ЗИЛ-130 его недостатки подобны вышеописанным для аналога.

Поэтому целью предлагаемого изобретения является улучшение маневренных характеристик седельного тягача в сцепе его с полуприцепом и повышение технико-экономических показателей автопоездов за счет увеличения вместимости полуприцепов при существующих их габаритах.

Поставленная цель достигается тем, что опорная плита с поперечно расположенным на горизонтальной плоскости ее основания пазом подвижно размещена в направляющих шасси, при этом в пазу размещен контактирующий с ним подпружиненный фиксатор, закрепленный на шасси, а в средней части опорной плиты седельного устройства в продольной плоскости тягача жестко закреплена гайка, взаимодействующая с винтом, размещенным в подшипниках шасси, причем винт связан с гидромотором, подключенным к гидроусилителю рулевого механизма автомобиля.

На фиг.1 показан седельный тягач в цепе с полуприцепом, на фиг.2 - укрупненный вид седельного устройства тягача с его разрезом и на фиг.3 - поперечный разрез седельного устройства по АА.

Седельный тягач состоит из шасси 1, на котором размещена его кабина 2 и направляющие 3. В направляющих 3 подвижно размещена опорная плита 4 с поперечно расположенным на ее основании пазом 5. В пазу 5 размещен фиксатор 6, подпружиненный относительно шасси 1 пружинами сжатия 7. На опорной плите 4 шарнирно установлено седло 8, несущее полуприцеп 9. В средней части опорной плиты 4 жестко закреплена гайка 10, взаимосвязанная винтом 11, один конец которого размещен в подшипнике 12, жестко закрепленном на шасси 1, а другой связан с гидромотором 13, также жестко установленным на шасси 1 и подключенным трубопроводами 14 к гидроусилителю рулевого механизма седельного тягача.

Работает седельный тягач следующим образом. При прямолинейном движении тягача совместно с полуприцепом 9 тяговое усилие от тягача передается полуприцепу от шасси 1 через фиксатор 6, опорной плите 4 и седлу 8, соединенному с полуприцепом 9 шкворнем, жестко закрепленным на нем (шкворень не показан). В этом случае расположение деталей таково, как это показано на фиг.2 и 1. В случае торможения автопоезда усилие наката полуприцепа 9 воспринимается шасси 1 седельного тягача подобно тому, как это описано выше, но в обратном направлении. При маневрировании седельного тягача водитель через рулевой механизм с гидроусилителем (на чертежах такие агрегаты не показаны) осуществляет угловой поворот рулевых колес, например, вправо, и одновременно рабочая жидкость, поступающая в гидроусилитель (как это имеет место в серийных конструкциях автомобилей) по нагнетательному трубопроводу 14 по стрелке В (см. фиг.2), поступает в гидромотор 13, который начинает передавать крутящий момент Мкр. винту 11. Крутящий момент Мкр., создаваемый гидромотором 13, осуществляет поступательное движение опорной плиты 4 по стрелке В, а так как он весьма значителен, то фиксатор 6 утапливается по стрелке С, освобождая опорную плиту 4, которая получает также поступательное движение по стрелке Е. Так как опорная плита 4 связана с седлом 8, то и сам полуприцеп 9 начинает перемещаться по этой же стрелке Е, что способствует увеличению зазора между кабиной 2 и торцевой частью полуприцепа 9. Увеличенный зазор позволяет свободно поворачиваться полуприцепу 9, не задевая им кабины 2 седельного тягача. Как только маневрирование заканчивается, водитель седельного тягача возвращает рулевые колеса в первоначальное положение, что обеспечивает реверсирование гидромотора 13 и он создает вращающий момент Мкр. в направлении, обратном показанному на фиг.3. Такое вращение винта 11 способствует линейному перемещению опорной плиты 4 в направлении, обратном стрелке Е, то есть по стрелке F, что обеспечивает уменьшение зазора до первоначальных размеров. Достигнув исходного положения, как это было до маневрирования, опорная плита 4 своим пазом 5 доходит до фиксатора 6 и он занимает такое положение, как это показано на фиг.2, возвращаясь под действием сжатых пружин 7 по стрелке, противоположной стрелке С. При угловом повороте рулевых колес седельного тягача влево процесс перемещения опорой плиты 4, а следовательно и полуприцепа 9, аналогичен вышеописанному.

Технико-экономическое преимущество предлагаемого технического решения в сравнении с известными очевидно, так как оно направлено на повышение эффективности использования грузовместимости поездов, имеющих согласно существующим стандартам определенную длину. Известно, что на сегодняшний день расстояние между торцом полуприцепа и кабиной седельного тягача достаточно большое и составляет более 1 м. Предложенная же конструкция седельного тягача позволит сократить это расстояние до 100-150 мм и за счет этого увеличить внутренний объем кузова полуприцепа. Как показывают расчеты, такие объемы могут достигать от 3,5 до 5,0 м3, и следовательно только за счет этого можно повысить производительность подвижного состава, особенно при их эксплуатации его на плечах большой протяженности.

Формула изобретения

Седельный тягач, включающий седельное устройство, опорная плита которого размещена на шасси автомобиля, и рулевой механизм с расположенным в его картере гидроусилителем, связанным с питающим насосом, приводимым во вращение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя, отличающийся тем, что опорная плита с поперечно расположенным на горизонтальной плоскости ее основания пазом подвижно размещена в направляющих шасси, при этом в пазу размещен контактирующий с ним подпружиненный фиксатор, закрепленный на шасси, а в средней части опорной плиты седельного устройства в продольной плоскости тягача жестко закреплена гайка, взаимодействующая с винтом, размещенным в подшипниках шасси, причем винт связан с гидромотором, подключенным к гидроусилителю рулевого механизма автомобиля.

РИСУНКИРисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Автопоезд // 2230682
Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Автопоезд // 2229996
Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности для сцепления тягача (легкового автомобиля) с повозкой

Автопоезд // 2214338
Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств, а именно к автопоездам

Автопоезд // 2175927
Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к автопоездам в составе седельного тягача и полуприцепа

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам, в частности к конструкции двухзвенных машин с сочлененной рамой

Изобретение относится к колесным тракторам, оборудованным автоматическим силовым регулятором навесной системы, а именно к устройствам для повышения проходимости и производительности колесных тракторов при агрегатировании их с прицепами и другими прицепными машинами

Изобретение относится к способам и устройствам эвакуации поврежденной техники, преимущественно для танков, масса которых больше массы тягача

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к транспортным средствам на гусеничном ходу

Автопоезд // 2255017
Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях седельных автопоездов

Автопоезд // 2268837
Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для наземного обслуживания воздушных судов

Автопоезд // 2290323
Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях автомобильных полуприцепов

Изобретение относится к колесному трактору
Наверх