Устройство обработки сигналов

 

Устройство обработки сигналов относится к области авиационного приборостроения и может быть применено в навигационных системах, использующих информацию с зашумленным сигналом, например, от спутниковых навигационных систем. Устройство обработки сигналов содержит датчик первичной информации, корректор и фильтр, связанный через сумматор с датчиком первичной информации, подключенным ко второму сумматору, связанному в свою очередь с фильтром. Кроме того, в него дополнительно введены последовательно соединенные блок запоминающих устройств, связанный с корректором, первый вычислительный блок и блок обнаружения аномальных сигналов и времени их появления, а также второй вычислительный блок, два блока контроля, два коммутатора и новые связи. Достигаемым техническим результатом является повышение целостности навигационной информации. 1 ил.

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может быть реализовано в навигационных системах, использующих информацию от радиосистем с зашумленным сигналом, в частности от спутниковой радионавигационной системы.

Известны устройства обработки сигналов [1], использующие информацию системы счисления пути и радио корректоров типа радиосистемы ближней навигации (РСБН VOR/DME), - радиолокационной станции (РЛС) - для комплексной обработки с помощью фильтра Калмана либо с помощью фильтра с ограниченно растущей памятью.

Наиболее близким к предлагаемому устройству является устройство обработки сигналов, описанное О.А.Степановым [2], которое содержит 1-й и 2-й измерители (датчика первичной информации, один из которых является корректором другого), фильтр и информационные связи. Известное устройство работает следующим образом: на основе разностных измерений от датчиков первичной информации решается задача фильтрации ошибок одного измерителя на фоне другого измерителя; выходной сигнал компенсируется с помощью отфильтрованной ошибки. При работе такого устройства не анализируется качество сигналов датчика первичной информации, выступающего в роли корректора, в частности, спутниковой навигационной системы (СНС). В этом случае на выходе фильтра могу присутствовать аномальные сигналы типа выбросов, сглаженные только частично.

Кроме того, второй датчик первичной информации (СНС) используется только в качестве корректора и при отказе первого датчика его информация не используется в качестве выходной.

Цель предлагаемого изобретения: создание устройства обработки информации, обеспечивающего

- обнаружение аномальных измерений в сигнале корректора и исключение их из дальнейшей обработки;

- повышение показателя полноты системы контроля корректора за счет введения дополнительного контроля, основанного на стастистической обработке сигналов корректора;

- увеличение числа навигационных режимов, отличающихся по качеству сигнала и точности, способных выполнять заданную целевую задачу, что обеспечивает функциональную информационную избыточность без применения дополнительных корректоров;

- повышение целостности навигационной информации.

Поставленная цель достигается введением в известное устройство дополнительных элементов и новых связей.

На фиг.1 приведена блок-схема предлагаемого устройства, где:

1 - датчик первичной информации - система счисления пути;

2 - корректор - СНС;

3 - фильтр;.

4, 5 - сумматоры;

6 - блок запоминающих устройств;

7 - 1-й вычислительный блок;

8 - блок обнаружения аномальных сигналов и времени их появления;

9 - 2-й вычислительный блок;

10, 11 - блоки контроля (дешифраторы);

12, 13 - коммутаторы;

1.1, 2.1, 3.1, 4.1, 5.1, 8.1, 9.1 - информационные шины, передающие параметры и их признаки достоверности;

Так же как и известное, предлагаемое устройство обработки сигналов содержит датчик первичной информации (1), корректор (2) и фильтр (3), подмоченный в свою очередь через первый сумматор (4) к датчику первичной информации (1) и ко второму сумматору (5), связанному также с датчиком первичной информации (1).

Кроме того, предлагаемое устройство содержит последовательно соединенные блок запоминающих устройств (6), связанный с корректором (2), 1-й вычислительный блок (7) и блок обнаружения аномальных сигналов и времени их появления (8), связанный в свою очередь через второй вычислительный блок (9) с первым вычислительным блоком (7), а также два блока контроля (10, 11), входами связанные соответственно с корректром (2) и блоком обнаружения аномальных сигналов (8), а также с блоками 1, 5, 9, а выходами - с управляющими входами вновь введенных коммутаторов (12, 13) соответственно.

При этом входы первого коммутатора (12) связаны со входами корректра (2) и блока обнаружения аномальных сигналов (8) а выход - с первым сумматором (4), а входы второго коммутатора связаны соответственно с датчиком первичной информации (1), вторым сумматором (5), вторым вычислительным блоком (9) и корректром (2).

Так же как в известном устройстве

- датчик первичной информации (1) формирует параметры:

сч, сч, VсчЕ, VсчN - координаты (широту, долготу) и составляющие (восточную и северную) путевой скорости и их признаки исправности: Испр сч, Испр сч, Испр VсчЕ, Испр VсчN

- информационная шина 1.1 передает параметры системы счисления пути:

сч, Испр сч, сч, Испр сч, VсчЕ, Испр VсчЕ, VсчN, Испр VсчN

- корректор (2), формирует параметры:

к, к, VкE, VкN - координаты (широту, долготу) и составляющие (восточную и северную) путевой скорости и их признаки исправности: Испр к, Испр к, Испр VкE, Испр VкN;

- информационная шина 2.1 передает параметры корректора:

к, Испр к, к, Испр к, VкЕ, Испр VкЕ, VкN, Испр VкN,

- фильтр (3) формирует оценки ошибок координат и составляющих путевой скорости, получаемые при использовании сигналов корректора, прошедших контроль в блоке грубых оценок или без него;

- информационная шина 3.1 передает оценки ошибок координат и составляющих путевой скорости и их признаки исправности.

- информационная шина 4.1 передает ошибки координат и составляющих путевой скорости, являющихся разницей параметров, измеренных блоками 1 и 2.

Функционально вновь вводимые элементы 6-9 можно объединить в блок грубых оценок.

В “Блоке грубых оценок” с помощью статистической обработки сигналов на некотором скользящем интервале времени

1) выявляются аномальные сигналы;

2) контролируются величина и частота их появления;

3) устанавливется время появления аномальных сигналов;

4) проводится исключение аномальных сигналов из дальнейшей обработки;

5) проводится сглаживание сигналя корректора методом наименьших квадратов (МНК)[4];

6) формируются признаки “Непригодности”.

Формульно-логаческое описание элементов, входящих в блок грубых оценок.

Для каждого обрабатываемого параметра корректора ( к, к, VкE, VкN) вновь вводимые элементы предназначены для выполнения следующих операций:

блок запоминающих устройств (6) - для запоминания выборки измеренных сигналов ( к, к, VкE, VкN) или их аппроксимированных значений на интервале и отклонений измеренных параметров от эталонов, блок запоминающих устройств (6) может быть реализован с помощью

- таймера (счетчика) определения интервала обработки

Т - счетчик времени наблюдения;

Тзад - заданное значение времени наблюдения (длина интервала наблюдения);

k - число обновляемых значений сигнала (для первого интервала к=Тзад).

- запоминающего устройства выборки сигнала на интервале:

XZ[i]:=X(t), Z=1,2,3,4 где 1= , 2= , 3=VE, 4=VN, i=1,... ,n, где n - количество измерений на интервале обработки. XZ (t) - текущее значение сигнала. XZ[i] -элемент массива запомненных значений сигнала;

Первый вычислительный блок (7) для расчета функций эталона и отклонения измеренного параметра или их аппроксимаций от эталонов, 1-й вычислительный блок (7) может быть реализован с помощью

- устройства вычисления функций эталона YZ [i] по выборке

где - скорость изменения измеренного навигационного параметра в момент времени ti;

- устройства расчета отклонений ХZкорр (погрешностей) вектора ХZкорр на каждом j-м интервале

Блок для обнаружения аномальных сигналов и времени их появлений (8) может быть реализован с помощью

- устройства расчета математических ожиданий и дисперсий для функции отклонений

- среднее значение функции ; на участке наблюдения;

- дисперсия функции отклонений на участке наблюдения

- устройства ввода и хранения пограничного значения показателя значимости - погр, взятого из таблиц для n степеней свободы и заданной вероятности Q ложного отказа;

- устройства расчета показателя значимости j между двумя интервалами обработки

где - значения дисперсий функции на соседних участках обработки, показатель j характеризует отношение большей дисперсии к меньшей;

- устройства сравнения показателя достоверности с его пограничным значением, позволяющее обнаружить аномальные сигналы и момент их появления

Основные технические принципы решения, использованные при реализации блока грубых оценок (6, 7, 8 и 9), и его применение для обнаружения недопустимых отклонений в дискретных измерениях изложены в [3], метод МНК приведен в [4], но их применение в предлагаемом устройстве для обнаружения аномальных измерений и дополнительной фильтрации сигнала корректора позволили получить новые качества выходного сигнала предлагаемого устройства.

Блок расчета сглаживающей функции (9) предназначен для расчета сглаживающей функции сигнала корректора, методом наименьших квадратов и формирования сигналов непригодности может быть реализован с помощью

- устройства для расчета функции аппроксимации сигнала корректора с использованием метода наименьших квадратов на основе математических ожиданий и дисперсий [4],

- устройства корректировки аномального сигнала

- скорректированный сигнал;

- устройства формирования признака непригодности сигнала, учитывающего величину и частоту появления аномалии

где доп допустимое значение среднеквадратического отклонения,

j, доп - частота появления аномального сигнала и его допустимое значение.

Информационная шина 8.1, передающая информацию кБГО, Неприг кБГО, кБГО, Неприг кБГО, VЕкБГО, Неприг VЕкБГО, VNкБГО, Неприг VNкБГО.

Информационная шина 9.1, передающая информацию кМНК, кМНК, VEкМНК, VNкМНК, Испр кМНК, Испр кМНК, Испр VEкМНК, Испр VNкМНК кБГО, кБГО, VEкБГО, VNкБГО - координаты (широта, долгота) и составляющие путевой скорости, прошедшие контроль на основе статистической обработки в блоке грубых оценок;

Неприг. кБГО, Неприг. кБГО, Неприг. VЕкБГО, Неприг. VNкБГО – признаки непригодности соответствующих параметров, формируемые на основе контроля, реализованного в блоке грубых оценок;

кМНК, кМНК, VЕкМНК, VNкМНК - отфильтрованные методом наименьших квадратов координаты и составляющие скорости;

Испр кМНК, Испр кМНК, Испр VEкМНК, Испр VNкМНК - признаки исправности координат и составляющих скорости соответствующих параметров, формируемые на основе контроля, реализованного в блоке грубых оценок;

Вновь введенные блоки (10, 11) контроля функционально представляют собой дешифраторы, которые могут быть реализованы с помощью известных устройств (например, реле или транзисторы).

Первый блок контроля (10), осуществляет выбор и переключение шин 2.1 и 8.1. на основе анализа признаков Испр к, Испр к, Испр VкE, Испр VкN и Неприг кБГО, Неприг кБГО, Неприг VЕкБГО, Неприг VNкБГО.

Во втором вновь введенном блоке контроля (11) производится выбор и переключение информационных режимов с учетом их точности. Переключение информации осуществляется по мере снижения ее точности на основе логического анализа признаков исправностей параметров

(Испр сч, Испр сч, Испр VсчЕ, Испр VсчN),

(Испр кМНК, Испр кМНК, Испр VEкМНК, Испр VNкМНК,), (Испр к, Испр к, Испр VкE, Испр VкN),

и

Информационная шина (5.1), передает оцененные параметры и признаки

В текте приняты следующие обозначения:

Неприг. кБГО, Неприг. кБГО, Неприг. VEкБГО, Неприг. VNкБГО - признаки непригодности соответствующих параметров, формируемые на основе контроля, реализованного в блоке грубых оценок;

кМНК, кМНК, VЕкМНК, VNкМНК отфильтрованные методом наименьших квадратов координаты и составляющие скорости;

Испр кМНК, Испр кМНК, Испр VEкМНК, Испр VNкМНК - признаки исправности координат и составляющих скорости соответствующих параметров, формируемые на основе контроля, реализованного в блоке грубых оценок;

оценки ошибок координат и составляющих скорости, получаемые при использовании сигналов корректора, прошедших контроль в блоке грубых оценок или без него;

оценки координат и составляющих скорости, получаемые при использовании сигналов корректора, прошедших контроль в блоке грубых оценок или без него;

- оцененные выходные параметры устройства - широта, долгота, восточная и северная составляющие скорости;

- признаки достоверности выходных параметров, формируемых на основе признаков исправности используемых сигналов;

Приз. Отказ устройства - признак отказа устройства обработки сигналов. Предлагаемое устройство работает следующим образом:

на сумматор 4 подается сигнал корректора, прошедший дополнительный контроль в блоках 6, 7, 8, 9, а в случае невозможности его использования

, осуществляется переход на связь, предусмотренную в прототипе, фильтр отрабатывает погрешность, получаемую как разницу измерений системы счисления пути и корректора; одновременно в блоке 4 сигнал корректора пропускается через статистический фильтр, построенный с использованием МНК, и формирует признаки (Испр кМНК, Испр кМНК, Испр VEкМНК, Испр VNкМНК), скорректированный (оцененый) выходной сигнал устройства формируется сумматором 5; далее 2-я система контроля на основе анализа признаков состояний возможности применить режим в текущий момент времени и установленного приоритета режимов осуществляет подключение одного из режимов к выходной информационной шине. Приоритет режимов следующий: 1 - система счисления пути и корректор, сигнал которого прошел дополнительный контроль, 2 - система счисления пути и корректор, сигнал которого не прошел дополнительный контроль, 3 - корректор, сигнал которого прошел дополнительный контроль, 4 - корректор, сигнал которого не прошел дополнительный контроль, 5 - система счисления пути.

Таким образом, использование предлагаемого устройства позволит обеспечить

- получение качественно нового сигнал корректора за счет обнаружения и исключения аномальных измерений.

- повышение точности навигационной информации, формируемой устройством, за счет дополнительного контроля сигналов корректора;

- повышение целостности навигационной информации, формируемой устройством, за счет функционального резервирования навигационных режимов.

Работоспособность предлагаемого устройства была подтверждена результатами математического моделирования с использованием реальных данных датчика (БИНС) и корректора (СНС).

Результаты подтвердили получение положительного эффекта. В настоящее время ведутся работы по внедрению данного устройства в состав бортового программного обеспечения вычислительных систем ПрНК для самолета Ан-70, БИНС-СП для самолета 10КУБ и базовой навигационной системы (БНС) для самолетов ДА и ВТА.

Источники информации

1. Авиационные приборы и навигационные системы. Под ред. О.А.Бабича, М., изд. ВВИА им. Н.Е.Жуковского, 1981, стр.565.

2. О.А.Степанов. Особенности построения и перспективы развития навигационных инерциально-спутниковых систем. Санкт-Петербург, Сборник статей и докладов “Интегрированные инерциально-спутниковые системы навигации”. Под ред. В.Г.Пешехонова, 2001, стр.39.

3. А.М. Длин. Математическая статистика в технике, М., изд. Советская наука, 1958, стр.465.

4. Г. Крамер Математическая статистика, М., изд. Мир, 1976, стр.453.

Формула изобретения

Устройство обработки сигналов, содержащее датчик первичной информации, корректор и фильтр, подключенный через первый сумматор к датчику первичной информации, связанного, в свою очередь, со вторым сумматором, подключенным к фильтру, отличающееся тем, что в него дополнительно введены последовательно соединенные блок запоминающих устройств, связанный с корректором, первый вычислительный блок и блок обнаружения аномальных сигналов и времени их появления, связанный, в свою очередь, через вновь введенный второй вычислительный блок с первым вычислительным блоком, а также два блока контроля, связанных с управляющими входами двух вновь введенных коммутаторов соответственно, при этом входы первых блока контроля и коммутатора подключены соответственно к корректору и блоку обнаружения аномальных сигналов, выход первого коммутатора связан с первым сумматором, а входы вторых блока контроля и коммутатора подключены соответственно к датчику первичной информации, корректору, второму сумматору и второму вычислительному блоку.

РИСУНКИРисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области управления движением самолетов и предназначено для комплексного вычисления резервного пространственного положения и резервного курса с помощью имеющихся на самолете данных

Изобретение относится к приборам, измеряющим вертикальное перемещение судна на качке

Изобретение относится к области навигации и может быть использовано в навигационных комплексах летательных аппаратов, преимущественно многоцелевых истребителей и вертолетов

Изобретение относится к электронному оборудованию транспортных средств (ТС)

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может быть реализована в системах межсамолетной навигации, использующих радиолокационные станции (РЛС-МСН) и информацию от спутниковых навигационных систем (СНС)

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в приборах для определения координат подвижных наземных объектов

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может быть использовано при аэрогравиметрических работах, где в качестве датчика первичной информации используется гравиметр

Изобретение относится к виброизолирующим системам, предназначенным для ограничения передачи выделяемой извне энергии колебаний и ударов механически чувствительным элементам

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в магнитной навигации для определения координат и вектора скорости источника магнитного поля с целью предотвращения его столкновения с объектом, являющимся носителем средств измерения параметров магнитного поля, в сейсмических системах определения эпицентра и активности землетрясения для проведения исследований возможности предсказания землетрясений

Изобретение относится к системам навигации летательных аппаратов (ЛА)

Изобретение относится к радиоокеанографии и предназначено для неконтактного определения параметров подводного течения

Изобретение относится к космической технике и, в частности, к методам и средствам обеспечения привязки времени регистрации наблюдаемых явлений на борту космического аппарата (КА) к местному времени на Земле

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к измерительным приборам определения угловой ориентации самолета относительно вертикали места и вектора скорости полета

Изобретение относится к способам управления полетом беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)

Изобретение относится к измерительным комплексам подвижных объектов и предназначено для использования при измерениях истинного курса летательного аппарата, корабля или наземного транспортного средства

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при создании инерциальных систем управления для определения навигационных параметров управляемых подвижных объектов
Изобретение относится к области инерциальной навигации, в частности к способам определения текущих значений координат движущихся объектов

Изобретение относится к специализированным устройствам вычислительной техники и может быть использовано для оценки характеристик зоны поиска и сопровождения связных космических аппаратов при организации связи с наземными станциями
Наверх