Способ установки дейдвудной трубы

 

Изобретение относится к судостроению, в частности к способу установки и закрепления дейдвудных труб на судах. Дейдвудная труба (1) предназначена для схватывания гребного вала (2) и содержит трубу, имеющую по меньшей мере один внутренний подшипник (3), служащий опорой для гребного вала. Способ характеризуется тем, что дейдвудную трубу (1) размещают в отверстии в неподвижной части (4) судна, размер которого несколько превышает размер дейдвудной трубы в ее поперечном направлении. Между стенкой отверстия и дейдвудной трубой размещают расширяемое кольцо (7), которое расширяют с обеспечением его прохождения с созданием уплотнения между дейдвудной трубой и стенкой (4) отверстия. С одного из концов отверстия вводят отверждающийся материал (6) для заполнения пространства между дейдвудной трубой (1) и стенкой (4) отверстия от указанного конца отверстия до расширенного уплотнительного кольца (7). Материал затвердевает и таким образом обеспечивает неподвижное соединение дейдвудной трубы со стенкой отверстия. Достигается повышение эффективности и надежности установки дейдвудной трубы. 9 з.п. ф-лы, 3 ил.

Область применения

Данное изобретение относится к способу установки и закрепления дейдвудных труб на судах. В связи с этим следует отметить, что дейдвудная труба предназначена для охватывания гребного вала и содержит трубу, имеющую по меньшей мере один внутренний подшипник, служащий опорой для гребного вала.

Предпосылки изобретения

Дейдвудные трубы используются на больших судах для охватывания гребного вала, проходящего от приводного двигателя через корпус судна к гребному винту. Дейдвудная труба предназначена для стабилизации гребного вала с обеспечением при этом герметичности между вращающимся гребным валом и неподвижной стенкой судна. При установке и закреплении дейдвудных труб на судах используют, к примеру, химически отверждающуюся эпоксидную смолу или подобный материал. Одна из проблем такого способа закрепления дейдвудных труб заключается в том, что трудно обеспечить равномерное распределение отверждающегося материала до того, как он затвердеет. Это приводит к неудовлетворительному закреплению, и в худшем случае дейдвудная труба может оказаться перекошенной. Кроме того, при обычной установке дейдвудных труб необходимо выполнять технологические операции как внутри судна, так и снаружи. Вследствие того, что периодическая смена таких рабочих положений при установке трубы затруднительна, работа требует больших временных затрат и является неэффективной.

Цель изобретения

Таким образом, целью данного изобретения является создание способа установки дейдвудных труб, более эффективного по сравнению с известными способами.

Эта цель достигается посредством способа, охарактеризованного в приложенной формуле изобретения.

Сущность изобретения

Предлагаемый способ характеризуется тем, что он включает размещение дейдвудной трубы в предназначенном для нее отверстии в неподвижной части судна, размер которого несколько превышает размер дейдвудной трубы в ее поперечном направлении, а поверхность его стенки, обращенная к дейдвудной трубе, имеет по меньшей мере некоторую протяженность в продольном направлении трубы, размещение расширяемого кольца между указанным отверстием и дейдвудной трубой, расширение указанного кольца с обеспечением его прохождения с созданием уплотнения между дейдвудной трубой и стенкой отверстия по существу вдоль всей окружности дейдвудной трубы, введение отверждающегося материала с одного конца отверстия для заполнения пространства между дейдвудной трубой и стенкой отверстия от указанного конца отверстия до расширяемого уплотнительного кольца и обеспечение отверждения материала и, таким образом, неподвижного присоединения дейдвудной трубы к стенке отверстия.

Посредством указанного размещения расширяемого кольца обеспечивают уплотнение для отверждающегося материала, что делает возможным введение этого материала с одного конца отверстия без необходимости контроля степени заполнения материалом и тому подобного со стороны другого конца. В преимущественном варианте выполнения расширяемое кольцо может быть расположено на трубе еще до ее введения, что упрощает проведение работы. Расширяемое кольцо также способствует размещению трубы в надлежащем положении относительно отверстия и удержанию ее в этом положении во время отверждения материала.

Кроме того, в преимущественном варианте в трубе может быть выполнен канал для подачи расширительного материала для расширения кольца. Таким образом, этап расширения кольца может быть выполнен изнутри дейдвудной трубы, при этом доступ в трубу возможен как снаружи нее, так и изнутри до помещения в нее гребного вала.

В предпочтительном варианте предполагается также наличие переливного отверстия, причем расширяемое кольцо устанавливают со стороны переливного отверстия, которая является противоположной по отношению к указанному заливному концу отверстия. Таким образом, отверждающийся материал может вытекать из этого канала, когда пространство, которое необходимо заполнить этим материалом, оказывается полностью заполненным. Этот вариант выполнения изобретения является предпочтительным, поскольку он упрощает контроль достижения достаточно высокого уровня наполнения изнутри трубы.

Краткое описание чертежей

Ниже изобретение описано более подробно с помощью приведенных в качестве примера вариантов его выполнения и со ссылкой на сопроводительные чертежи, на которых:

фиг.1 изображает разрез дейдвудной трубы, в которой расположен гребной вал и которая установлена с помощью предлагаемого способа;

фиг.2 изображает в увеличенном масштабе узел, обозначенный на фиг.1 римской цифрой II;

фиг.3 изображает в увеличенном масштабе узел, обозначенный на фиг.1 римской цифрой III.

Описание предпочтительных вариантов выполнения

Как показано на фиг.1 и более наглядно на фиг.2 и 3, дейдвудная труба содержит круглую полую трубу 1, предназначенную для охватывания гребного вала 2, один конец 2а которого предназначен для присоединения к гребному винту, а противоположный конец 2b - для присоединения к приводному двигателю. Указанная труба может состоять из нескольких соединенных друг с другом трубных участков 1а-1с, а также она содержит по меньшей мере один внутренний подшипник 3 с опорной поверхностью, поддерживающей гребной вал.

Дейдвудную трубу присоединяют к неподвижным частям 4 судна, например к корпусу, переборкам и т.п. Это соединение в предпочтительном варианте выполняют, во-первых, посредством болтовых соединений 5 или им подобных механических крепежных средств и, во-вторых, посредством отверждающегося материала 6, например эпоксидной смолы. В соответствии с изобретением дейдвудную трубу сначала размещают в предназначенном для нее отверстии в неподвижной части судна. Размеры указанного отверстия должны немного превышать соответствующие размеры дейдвудной трубы в ее поперечном направлении, а поверхность стенки этого отверстия, обращенная к дейдвудной трубе, должна иметь по меньшей мере некоторую протяженность в продольном направлении трубы. Затем труба до введения отверждающегося материала 6 может быть механически закреплена посредством болтовых соединений 5 или другим подобным образом, так что указанный материал заполняет по меньшей мере часть пространства между дейдвудной трубой и стенкой отверстия. После этого материалу дают возможность затвердеть, в результате чего дейдвудная труба 1 жестко соединяется с неподвижной частью 4.

Для упрощения введения отверждающегося материала между стенкой отверстия в неподвижной части 4 и дейдвудной трубой 1 устанавливают также расширяемое кольцо 7. Размещение этого кольца возможно после введения трубы в отверстие, но в предпочтительном случае его размещают еще до введения трубы. Указанное кольцо предпочтительно может быть установлено в выполненной в трубе углубленной канавке 8. Во время установки кольца последнее находится в нерасширенном состоянии. Впоследствии кольцо расширяют с обеспечением его прохождения с созданием уплотнения между дейдвудной трубой и стенкой отверстия по существу вдоль всей окружности дейдвудной трубы. Таким образом, расширенное кольцо способствует удержанию трубы в нужном положении. Главным образом, это кольцо образует уплотнительную перегородку, ограничивающую пространство, в которое должен быть введен отверждающийся материал.

В результате отверждающийся материал может быть легко введен с одного из концов отверстия, при этом расширенное кольцо предотвращает его распространение далее положенных пределов. В особенно предпочтительном случае по существу все операции выполняют снаружи, т.е. со стороны гребного винта. Это означает, что отверждающийся материал вводят с конца отверстия, обращенного к гребному винту, а расширяемое кольцо предпочтительно смещено в направлении другого конца отверстия с обеспечением большой поверхности крепления, с которой отверждающийся материал может вступать во взаимодействие.

Расширяемое кольцо может содержать саморасширяющийся материал, расширение которого осуществляют посредством подвода жидкости, тепла и т.п. Однако в предпочтительном варианте выполнения кольцо расширяют путем подачи расширительного материала. Кольцо может быть, к примеру, надувным, а расширительный материал может представлять собой газ, например воздух. В особенно предпочтительном случае расширительный материал могут подавать изнутри дейдвудной трубы через канал 9 в ее стенке. В результате эта операция также может быть выполнена с любой стороны дейдвудной трубы до установки гребного вала.

Также предпочтительно в дейдвудной трубе 1 в части ее стенки, которая должна быть расположена напротив стенки 4 отверстия, выполняют переливное отверстие 10, которое в преимущественном варианте выполнения размещают на стороне, противоположной по отношению к указанному заливному концу отверстия, и таким образом обеспечивают возможность вытекания отверждающегося материала из указанного отверстия, когда пространство, которое необходимо заполнить этим материалом, заполнено полностью. В особенно преимущественном варианте переливное отверстие размещают в высоко расположенной части дейдвудной трубы, предпочтительно в самой верхней ее части, поскольку эта часть наполняется отверждающимся материалом последней. Благодаря такой конструкции обеспечена возможность получения на любом конце простой четкой индикации полного заполнения пространства, которое необходимо заполнить отверждающимся материалом. Это приводит к хорошему равномерному заполнению.

Изобретение изложено выше посредством описания примерного варианта его выполнения. Однако следует отметить, что возможно множество вариантов. Возможно, например, введение отверждающегося материала с другой, внутренней стороны, использование отверждающегося материала других типов, использование расширяющихся колец других типов и т.д. Такие варианты, равно как и другие очевидные варианты изобретения, должны рассматриваться как входящие в объем его правовой охраны, указанный в прилагаемой формуле изобретения.

Формула изобретения

1. Способ установки дейдвудной трубы (1) на судне, предназначенной для охватывания гребного вала (2) и содержащей трубу, которая имеет по меньшей мере один внутренний подшипник (3), служащий опорой для гребного вала, отличающийся тем, что он включает размещение дейдвудной трубы (1) в предназначенном для нее отверстии в неподвижной части (4) судна, размер которого несколько превышает размер дейдвудной трубы в ее поперечном направлении, а поверхность его стенки, обращенная к дейдвудной трубе, имеет по меньшей мере некоторую протяженность в продольном направлении трубы, размещение расширяемого кольца (7) между указанным отверстием и дейдвудной трубой, расширение указанного кольца (7) с обеспечением его прохождения с созданием уплотнения между дейдвудной трубой (1) и стенкой (4) отверстия, по существу, вдоль всей окружности дейдвудной трубы, введение отверждающегося материала (6) с одного конца отверстия для заполнения пространства между дейдвудной трубой (1) и стенкой (4) отверстия от указанного конца отверстия до расширенного уплотнительного кольца (7) и обеспечение отверждения материала (6) и, таким образом, неподвижного присоединения дейдвудной трубы к стенке отверстия.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что расширяемое кольцо (7) расширяют путем подачи расширительного материала.

3. Способ по п.2, отличающийся тем, что указанное кольцо является надувным, а расширительный материал представляет собой газ, например воздух.

4. Способ по п.2 или 3, отличающийся тем, что расширительный материал подают изнутри дейдвудной трубы (1) через канал (9) в ее стенке.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что расширяемое кольцо (7) содержит саморасширяющийся материал.

6. Способ по любому из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что отверждающийся материал вводят с конца отверстия, который обращен к части гребного вала, предназначенной для размещения гребного винта.

7. Способ по любому из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что он дополнительно включает выполнение в дейдвудной трубе (1) в части, которая должна быть расположена напротив стенки отверстия, переливного отверстия (10), при этом расширяемое кольцо (7) размещают с той стороны переливного отверстия (10), которая является противоположной по отношению к указанному заливному концу отверстия.

8. Способ по п.7, отличающийся тем, что конец переливного отверстия размещают в высоко расположенной части дейдвудной трубы (1), предпочтительно в самой верхней ее части.

9. Способ по любому из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что он до подачи отверждающегося материала (6) дополнительно включает присоединение дейдвудной трубы (1) к неподвижной части (4) судна с помощью механических крепежных средств (5), например болтовых соединений.

10. Способ по любому из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что отверждающийся материал (6) представляет собой химически отверждающийся материал, предпочтительно эпоксидную смолу.

РИСУНКИРисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

PD4A - Изменение наименования обладателя патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

(73) Новое наименование патентообладателя:Седервалль Марин Продактс АБ (SE)

Адрес для переписки:191036, Санкт-Петербург, а/я 24, ЗАО «НЕВИНПАТ»

Извещение опубликовано: 20.12.2008        БИ: 35/2008

RH4A - Выдача дубликата патента Российской Федерации на изобретение

Дата выдачи дубликата: 05.11.2008

Наименование лица, которому выдан дубликат:СКАНДИАВЕРКЕН ФЛЕКСИТУБЕ АБ (SE)

Извещение опубликовано: 27.02.2009        БИ: 06/2009




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и касается предохранительного устройства в системах уплотнения гребных валов судов

Изобретение относится к системе подачи смазочного средства в кормовое уплотнение гребного вала при изменяющейся осадке судна, применительно к задней системе уплотнения гребного вала судна, содержащей со стороны забортной воды, по меньшей мере, одно обращенное наружу уплотнительное кольцо, а со стороны смазочного средства, по меньшей мере, одно обращенное внутрь уплотнительное кольцо, причем в каждом случае между двумя соседними уплотнительными кольцами выполнена кольцевая камера, из которых, по меньшей мере, одна с помощью подводящего трубопровода сообщена с источником газовой среды, предпочтительно сжатого воздуха, а отводным каналом - с внутренней частью судна, при этом в подводящем трубопроводе установлен орган регулирования давления среды в кольцевой камере ниже давления забортной воды и давления смазочного средства, а в отводном канале установлен управляемый запорный орган, предпочтительно, электромагнитный клапан периодического действия, причем пространство со смазочным средством сообщено подающим трубопроводом, по меньшей мере, с одним расположенным по высоте резервуаром для смазочного средства

Изобретение относится к судостроению, в частности, к системам уплотнений двух установленных концентрично друг другу соосных гребных валов судов

Изобретение относится к судостроению и машиностроению и может быть использовано в процессе ремонта оборудования этих отраслей в целях увеличения срока службы и повышения надежности, в частности, уплотнений судовых дейдвудных устройств с масляной или любой системой на основе других типов смазок

Изобретение относится к судостроению, в частности к приспособлениям для уплотнения вращающихся валов, преимущественно в дейдвудных устройствах судов

Изобретение относится к судовому машиностроению, в частности к дейдвудным подшипникам в валопроводах судов

Изобретение относится к судостроению, в частности к дейдвудной трубе (1), предназначенной для охватывания гребного вала (2), проходящего между гребным винтом и приводным двигателем

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к конструкции направляющих неметаллических подшипников, обеспечивающих работу вращающихся валов, например роторов циркуляционных насосов атомных станций, и способу их установки

Изобретение относится к области судостроения и машиностроения, в частности, к сепараторам для роликовых неметаллических подшипников, обеспечивающих работу вращающихся вертикальных и горизонтальных валов насосов и гребных валов судов, смазывающихся водой

Изобретение относится к судостроению, а более конкретно к судовым подшипникам гребных валов пропульсивных систем валопроводов

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при изготовлении гребных устройств для крупнотоннажных морских судов

Изобретение относится к области судостроения и машиностроения, в частности к втулочным подшипникам, и предназначено для использования в дейдвудных устройствах любых типов судов, содержащих подшипники скольжения, расположенные горизонтально

Изобретение относится к судостроению, а именно к конструкции движительной установки судна. Движительная установка судна включает в себя корпус, рулевой привод, приводной двигатель, валопровод, гребной винт, гребной вал и дейдвудное устройство. Гребной вал выполнен сплошным, а валопровод имеет внешний шарнир с водонепроницаемыми уплотнениями. Внешний шарнир выполнен с вертикальной осью вращения и включает неподвижную часть, которая закреплена в корпусе судна, и подвижную часть сферической формы с отверстием. В отверстии подвижной части закреплено дейдвудное устройство. Валопровод выполнен с возможностью перемещения в горизонтальной плоскости посредством рулевого привода вокруг вертикальной оси внешнего шарнира совместно с гребным винтом и приводным двигателем. Приводной двигатель закреплен на дейдвудной трубе, в носовой части которой расположен упорный подшипник. Достигается повышение технической эффективности и упрощение конструкции. 1 ил.

Изобретение относится к судостроению, а именно касается устройства для уплотнения вала судового движителя. Устройство для уплотнения вала судового движителя между наружной водой и заполненным смазочным средством пространством включает в себя многократное уплотнение, которое со стороны наружной воды имеет по меньшей мере одно направленное наружу уплотнительное кольцо, а со стороны заполненного смазочным средством пространства по меньшей мере одно направленное внутрь уплотнительное кольцо. Между каждыми двумя соседними уплотнительными кольцами выполнена камера уплотнения. Первая камера уплотнения наполнена наружной водой. Во вторую камеру уплотнения по подводящей линии подается газообразная среда, такая как сжатый воздух, и которая имеет управляемый сливной канал. Третья камера уплотнения наполнена маслом и снабжена подводом от бака через подводящую линию. В подводящей линии (43) наполненной маслом камеры (23) уплотнения между баком (8) и камерой (23) уплотнения расположен циркуляционный насос. Подводящая линия (43) соединена с нижней областью камеры (23) уплотнения, а верхняя область камеры (23) уплотнения имеет отводящую линию (44) к баку (8). Достигается износостойкость системы. 18 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх