Боевая сочлененная машина

 

Изобретение относится к военной технике, а более конкретно к сочлененным боевым машинам. Сущность изобретения заключается в том, что секции сочлененной машины выполнены с возможностью автоматического расчленения и автономного функционирования и соединены между собой посредством стыковочного устройства, выполненного в виде шарнирного тоннеля с возможностью пропуска через него коммуникаций, органов управления, прохода членов экипажа, подачи боеприпасов. Первая секция содержит башню с вооружением, источники электрической энергии, электропривод, органы управления силовой установкой, огнем и связью. Вторая секция снабжена зенитно-ракетным комплексом, включающим опорно-пусковое устройство, бортовую радиолокационную систему, систему управления автономным движением второй секции и силовой установкой. В корпусе второй секции размещены вторая силовая установка, боекомплект и топливные баки. Технический результат изобретения состоит в повышении боевой эффективности, живучести, защищенности боевой машины, улучшении обитаемости, уменьшении утомляемости экипажа и повышении их психофизических возможностей. 1 ил.

Изобретение относится к военной технике, а более конкретно к боевым машинам, содержащим несколько секций, сочлененным боевым машинам.

Известна гусеничная сочлененная машина (см. В.Козий, А.Мирошкиков. Сочлененные боевые машины. Техника и вооружение, №4, 1988, с.7-6), содержащая сочлененные между собой две секции вагонного типа. В первой секции устанавливаются двигатель, коробка передач и раздаточная коробка с двумя карданами, передающими вращение ведущим мостам первой и второй секции. Секции устанавливаются на гусеничные тележки, каждая из которых представляет собой раму, где монтируются движитель, включающий ведущее колесо, четыре опорных катка, один поддерживающий каток, натяжное колесо и гусеничные ленты. На этой машине устанавливаются бензиновый или дизельный двигатели мощностью до 100 кВт. Межсекционный шарнир обеспечивает четыре степени свободы. Десант размещается в первой и во второй секциях.

Недостатками такой машины являются отсутствие независимости (автономности) секций, поскольку они связаны между собой карданным валом и имеют общую двигательную установку, ограниченность возможности в установке штатного вооружения в секциях, а также зависимость эффективности системы электроснабжения от состояния двигательной установки как в первой, так и во второй секциях.

Известен танк Т-72 (см. Танки мира. - Смоленск. Изд. Русич, 2001, с.192-193), состоящий из корпуса, башни, вооружения, силовой установки, ходовой части и ряда вспомогательных систем, повышающих боевую эффективность танка. Этот танк является наземным подвижным огневым средством ближайшего боя, реализующим принцип “вижу - стреляю”. Он находится под воздействием практически всех огневых и иных средств поражения, имеющихся у противника, в том числе и вооружения вертолетов и низколетящих самолетов.

Танк Т-72Б принят за прототип предлагаемой машины и является ее базовым объектом. Использование базового объекта в локальных войнах конца XX столетия выявили ряд недостатков, снижающих его боевую эффективность (см. В. Хомич. “Имеют ли танки будущее”. НВО, №3, 2003). К ним относятся:

уязвимость от поражения “сверху”, то есть самолетов и вертолетов противника;

недостаточная живучесть танка, связанная с его монокорпусной компоновкой (общепринятой во всех странах мира). При такой компоновке 80% прямых проникающих попаданий приводят к летальным последствиям: взрыву боеприпасов, возгоранию топлива и, как следствию, гибели экипажа;

неудовлетворительными показателями обитаемости из-за малого внутреннего объема боевого отжеления, уменьшающие вероятность успешных действий экипажа танка в продолжительном бою.

Задачей изобретения является повышение боевой эффективности боевой сочлененной машины, улучшение живучести, повышение защищенности, улучшение обитаемости, уменьшения утомляемости экипажа и повышение их психофизических возможностей.

Технический результат достигается тем, что боевая сочлененная машина состоит из базовой машины, при этом базовая машина содержит две секции, выполненные с возможностью автоматического расчленения и автономного функционирования. Первая и вторая секции сочленены между собой посредством стыковочного устройства, выполненного в виде шарнирного туннеля с возможностью пропуска через него коммуникаций, органов управления, прохода членов экипажа, подачи боеприпасов. При этом первая секция содержит башню с вооружением, источники электрической энергии, электропривод, органы управления силовой установкой, огнем и связью. Вторая секция снабжена зенитно-ракетным комплексом, включающим опорно-пусковое устройство, бортовую радиолокационную систему, системой управления автономным движением второй секции и силовой установкой, в корпусе второй секции размещены вторая силовая установка, боекомплект и топливные баки.

Изобретение поясняется чертежом, на котором приняты следующие обозначения: 1 - первая секция, 2 - вторая секция, 3 - стыковочное устройство, 4 - башня с вооружением, 5 - башенка оператора ЗРК, 6 - бортовые радиолокаторы.

Боевая сочлененная машина может быть изготовлена по существующей технологии на заводах, выпускающих или ремонтирующих вооружение и военную технику.

Первая секция 1 содержит корпус, башню, ходовую часть, вооружение, электропривод на ведущие колеса, источники электрической энергии в виде конденсаторов и традиционных аккумуляторных батарей и представляет собой электротанк с возможностью автономного функционирования. В первой секции располагается командир боевой сочленной машины, наводчик-оператор, механик-водитель.

В предлагаемой конструкции в кормовой части первой секции предусмотрено стыковочное устройство 3, выполненное в виде шарнирного туннеля с возможностью пропуска через него коммуникаций, органов управления, прохода членов экипажа, подачи боеприпасов. Полученный таким образом значительный дополнительный объем забронированного пространства позволяет, в отличие от прототипа, всю первую секцию отвести под боевое отделение, что существенно улучшает обитаемость машины. В башне с вооружением 4 продольной перегородкой в левой, по ходу, стороне расположен экипаж, включая механика-водителя. В правой - орудие и система его заряжания с текущим боекомплектом. В кормовой части боевой сочлененной машины располагается электропривод, транспортер автомата заряжания и часть стыковочного устройства. Ходовая часть - опорные катки, торсионная подвеска, гусеничные ленты, натяжные устройства, ведущие колеса взаимозаменяемые.

При расчленении секций стыковочное устройство 3 закрывается люком.

Вторая секция 2 содержит основную силовую установку - многотопливный дизельный двигатель с наддувом и отбором части мощности на электрогенератор, питающий электрической энергией первую секцию, а также трансмиссию с приводом на ведущие колеса.

Вооружением второй секции является зенитно-ракетный комплекс (ЗРК), использующий опорно-пусковую установку, предназначенную для размещения, наведения на цель и пуска двух ракет, например, типа “Игла-I” и “Игла” (см. Шунков В.Н. Ракетное оружие. - Минск, изд. Попурри, 2001, с.328-385). Во второй секции также размещены боекомплект пушки, механизм автоматического заряжания (основная часть), топливные баки и часть стыковочного устройства. Кресло опорно-пусковой установки размещено в отделении управления второй секции, в котором также размещены органы управления силовой установкой и движения второй секции. Управление ЗРК и автономным движением второй секции осуществляет один из членов экипажа. Для обнаружения воздушных целей на верхней поверхности второй секции установлены 4 бортовых радиолокатора, обеспечивающих круговой обзор воздушного пространства в радиусе 5-6 км с выводом информации на экраны индикаторов, расположенных у оператора ЗРК и при необходимости у командира машины.

Вторая секция 2 снабжена башенной установкой 5 с размещенными в ней зенитными управляемыми ракетами, приводами их наведения, радиолокационными и оптико-электронными системами обнаружения и сопровождения целей, а также аппаратурой управления и местами для боевого расчета. В корпусе второй секции размещены основная силовая установка, трансмиссия, запас боеприпасов, топливные баки. В кормовой части второй секции предусмотрено стыковочное устройство 3, выполненное в виде шарнирного туннеля с возможностью пропуска через него коммуникаций, органов управления, прохода членов экипажа, подачи боеприпасов. При расчленении секций стыковочное устройство 3 закрывается люком. Размещение во второй секции огнеопасного и взрывоопасного (топливные баки и боекомплект) оборудования отдельно от экипажа существенно повышает живучесть предлагаемой машины.

Стыковочное устройство 3 предназначено для сочленения между собой первой и второй секции, пропуска через него коммуникаций, органов управления, прохода членов экипажа, подачи боеприпасов.

Работа предлагаемой машины происходит следующим образом. Получив задачу на применение боевой сочлененной машины, экипаж ведет огонь из вооружения по наземным целям. В случае необходимости экипаж расчленяет первую и вторую секцию и подготавливает их к выполнению самостоятельных задач. Первая секция может в это время выполнять различные задачи по уничтожению наземных целей, а вторая секция прикрывает первую и все подразделение от воздушного нападения, оставаясь на исходных позициях. После выполнения поставленной задачи секции сцепляются между собой и перемещаются на новую огневую позицию.

Боевая сочлененная машина имеет не только сравнительно высокие характеристики проходимости, маневренности, а также возможность их дальнейшего улучшения. Модульная компоновка позволяет упростить восстановление машин, снизить уязвимость боевой техники и повысить ее живучесть, поскольку, как считается, вероятность выхода из строя одновременно обоих секции невелика.

Получение дополнительного подвижно сочлененного забронированного объема делает возможным:

1. Увеличение боекомплекта в 3 раза.

2. Увеличение запаса хода с одной заправки в 3 раза.

3. Повышение мощности силовой установки на существующих двигателях в 2 раза за счет увеличение динамики первой секции.

4. Повышение рельефной проходимости при преодолении рва и порога в 1,5 раза.

5. Повышение грунтосцепной проходимости.

6. Повышение живучести ходовой части.

7. Уменьшение поражаемости первой секции от высокоточного оружия с тепловыми головками.

Все эти и другие неперечисленные положительные качества могут быть получены конструкторскими разработками с использованием значительного числа готовых узлов и агрегатов. Конструкция машины полностью вписывается в существующую технологию заводов, выпускающих и ремонтирующих танки.

Формула изобретения

Боевая сочлененная машина, состоящая из двух соединенных секций, отличающаяся тем, что секции выполнены с возможностью автоматического расчленения и автономного функционирования и соединены между собой посредством стыковочного устройства, выполненного в виде шарнирного тоннеля с возможностью пропуска через него коммуникаций, органов управления, прохода членов экипажа, подачи боеприпасов, при этом первая секция содержит башню с вооружением, источники электрической энергии, электропривод, органы управления силовой установкой, огнем и связью, вторая секция снабжена зенитно-ракетным комплексом, включающим опорно-пусковое устройство, бортовую радиолокационную систему, систему управления автономным движением второй секции и силовой установкой, а в корпусе второй секции размещены вторая силовая установка, боекомплект и топливные баки.

РИСУНКИРисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области бронетанковой техники, в частности к обеспечению ее дополнительной броневой защитой

Изобретение относится к области военной техники, преимущественно к образцам бронетанковой техники

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано, например, для создания бронированного шасси инженерной гусеничной машины на базе танка, которая может применяться как в военных целях, так и при действиях в аварийных ситуациях в условиях радиоактивного заражения местности

Изобретение относится к оборонной технике и может быть использовано в башенных боевых установках

Изобретение относится к оборонной технике и может быть использовано в башенных боевых установках

Изобретение относится к области вооружения и военной техники, в частности к стрельбе боевой машины (БМ) по цели, например, с помощью пулеметных (пушечных) установок

Изобретение относится к области вооружения и военной техники, в частности к стрельбе боевой машины (БМ) по цели, например, с помощью пулеметных (пушечных) установок

Изобретение относится к бронетанковой технике, в частности к устройствам сопряжения башни и корпуса машины

Изобретение относится к области военного машиностроения и может быть использовано при изготовлении машин, имеющих ходовую часть в виде гусеничных лент, одетых на направляющие и ведущие колеса

Изобретение относится к конструкции боевого вертолета, оборудованного средствами бронезащиты
Изобретение относится к способам управления подвижными объектами

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в автопоездах, включающих различные модели автомобилей тягачей, снабженных седельными устройствами

Изобретение относится к устройствам для соединения звеньев мобильных машин, например сельскохозяйственных тракторов с полурамами, связанными шарнирно

Изобретение относится к категории безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Автопоезд // 2230682
Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Автопоезд // 2229996
Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности для сцепления тягача (легкового автомобиля) с повозкой

Изобретение относится к области коммунальных и строительно-дорожных машин и, в частности, к машинам, имеющим шасси, состоящее из двух шарнирно сочлененных полурам

Автопоезд // 2214338
Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств, а именно к автопоездам

Автопоезд // 2240249
Изобретение относится к транспортной технике
Наверх