Способ пространственной режекции в заданном направлении шума вращающегося винта

 

Изобретение относится к области физической и технической акустики, а более конкретно к направленным источникам звука. Задачей изобретения является создание нуля в заданном направлении в характеристике направленности шума вращающегося винта. Предложен способ пространственной режекции в заданном направлении шума вращающегося винта, в котором для создания нуля в характеристике направленности шума вращающегося винта в направлении о создают силу тяги винта Рв.о, число оборотов винта no в секунду и крутящий момент Мкр.о согласно указанному в формуле соотношению. 1 з. п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области физической и технической акустики, а более конкретно к направленным источникам звука.

В технической акустике во многих случаях возникает задача управлять характеристикой направленности излучателя звука таким образом, чтобы в некотором выбранном направлении не было излучения звука. Представляется необходимым решить такую задачу и для звука, создаваемого вращающимся винтом, в частности, для вентиляторных установок.

В основном способы формирования нуля в характеристике направленности в заданном направлении известны для режима приема и излучения. Все эти способы основаны на определенном воздействии на отдельные элементы приемных и излучающих устройств. Однако они не пригодны для управления характеристикой направленности вращающегося винта, т.к. непосредственное воздействие на элементы винта невозможно.

Известен способ формирования так называемой "разностной" характеристики направленности (А.М. Тюрин. А.П. Сташкевич, Э.С. Таранов, Основы гидроакустики. Л.: Судостроение, 1966. - 186). Этот способ содержит разделение гидроакустической антенны на две равные части и вычитание сигналов между этими "половинками" антенны. При этом образуется нуль в характеристике направленности.

Этот способ - аналог не пригоден для создания нуля в звуке, создаваемом винтом. Кроме того, нуль в разностной характеристике направленности образуется только в одном направлении, перпендикулярном апертуре гидроакустической антенны.

Известен способ "Создание нуля в диаграмме направленности для ослабления нежелательных мешающих сигналов" (патент США №4214244). Этот способ-аналог содержит прием сигналов антенной решеткой и формирование амплитудно-фазового распределения в принятых сигналах перед их суммированием для пространственной режекции в выбранном направлении.

Этот способ-аналог не пригоден для создания нуля в шуме гребного винта.

Известен способ, реализованный в "Системе формирования диаграммы направленности антенной решетки с нулевым коэффициентом усиления в заданном направлении" (патент США №3503069). Этот способ-аналог содержит прием сигналов антенной решеткой, усиление сигналов с каждого приемника, формирование амплитудно-фазового распределения до суммирования для образования нуля в заданном направлении.

Недостатком способ-аналога является невозможность с его помощью формировать в шуме винта нули в заданном направлении.

Известен способ, реализованный в "Устройстве для формирования нуля в области боковых лепестков зеркальной антенны" (патент ФРГ №203183). Способ заключается в перемещении приемника в фокальной плоскости антенны и вычитании сигнала с другого неподвижного приемника.

Недостатком последнего способа является невозможность этим путем формировать нуль в характеристике шума гребного винта.

Задачей предлагаемого способа является выполнение операций, позволяющих формировать нуль в характеристике направленности шума гребного винта в заданном направлении.

Предлагаемый способ создания нуля в шуме вращающегося винта в заданном направлении 0 содержит выбор силы тяги винта Рв, числа оборотов n0 винта в секунду и крутящего момента Мкр,о согласно соотношению

где С0 - скорость звука в среде, в которой вращается винт,

Rэ - эквивалентный радиус винта, примерно равный 0,7 R,

где R - радиус винта,

z - число лопастей винта.

В водной среде способ содержит для формирования нуля в заданном направлении 0 выбор подводимой к винту полной мощности T0 и выбор числа оборотов винта n0 в секунду согласно соотношению

где - коэффициент полезного действия гребного винта.

Из этой формулы видно, что требуется выбрать скорость движения судна согласно , поскольку скорость движения судна пропорциональна кубу числа оборотов винта.

Техническим результатом предложенного способа является обеспечение возможности деформации характеристики направленности шума вращающегося винта таким образом, что в требуемом направлении будет осуществлена пространственная режекция шума вращающегося винта.

Для обоснования причинно-следственных связей между существенными признаками и требуемым результатом приведем необходимые доказательства.

Как показано в книге В.М. Бомова, Д.Д. Плахова, В.Е. Яковлева. "Акустические шумы и помехи на судах". - Л.: Судостроение, 1984. -с,48, шум вращения возникает из-за статической и динамической неуравновешенности гребного винта в воде и из-за влияния неоднородностей потока воды в пределах диска гребного винта. Участки винта по-разному обтекаются водой при движении судна и каждая лопасть периодически за время одного оборота винта оказывается в области с повышенной и пониженной скоростями движения воды относительно судна. Эти причины приводят к тому, что в спектре шума гребного винта отчетливо выделяются частоты m гармоник, которые пропорциональны произведению числа лопастей z на угловую частоту вращения n - числа оборота в секунду

Согласно работе Л.Я. Губина "О звуковом поле вращающегося винта" - ЖТФ, т.6. вып.2-3, 1942, звуковое давление, создаваемое вращающимся винтом, имеет вид

где обозначены:

Рв - сила тяги гребного винта,

С0 - скорость звука в водной среде,

r - расстояние между центром вращения винта и наблюдателем,

- угол между осью вращения винта и направлением на

наблюдателя,

Мкр - крутящий момент,

Imz - функция Бесселя первого рода.

Очевидно, что в направлении о акустическое давление равно нулю, Рm(o)=0, причем для всех гармоник, если

Тогда, последнее выражение для nо; Pb,о; Мкр,о можно переписать в виде, подставляя значение Pb,о из выражения (3):

Для основных первых гармоник m, которые превалируют в шуме вращающегося винта

Поэтому можно использовать разложение функции Бесселя в ряд

и ограничиться первым членом разложения

Тогда выражение (4) можно записать в виде

Если нормировать к значению , то

Тогда характеристику направленности винтового шума при выбранных Pb,о; n0; Мкр,о для пространственной режекции шума в направлении o, можно записать в виде

Видно, что характеристика направленности деформируется таким образом, что при о имеется нулевое значение для всех гармоник m, B(,o)=0, т.е. осуществляется пространственная режекция шума в направлении о.

Таким образом, достигается требуемый результат. Частный признак для гребного винта в водной среде может быть обоснован следующим образом. Зависимость силы тяги РВ от подводимой к винту мощности Т определяется соотношением [Л.Я. Губин. О звуковом поле вращающегося винта, - ЖТФ, т.6, вып.2-3, 1942]

где - плотность морской среды.

Крутящий момент мотора

где угловая скорость вращения мотора

Подставляя (II), (12), (13) и значения скорости звука и плотности воды в формулу (3), найдем

Таким образом, и для частного признака причинно-следственные связи с требуемым результатом обоснованы.

Кроме шума вращения винта имеется так называемый объемный шум, но он много меньше шума вращения и им пренебрегают.

Сущность изобретения поясняется примерами на фиг 1-4.

На фиг.1 приведена характеристика направленности шумоизлучения гребного винта для первой моды (m=1) при формировании нуля в направлении о=85.

На фиг.2 приведена характеристика направленности шумоизлучения гребного винта для третьей моды (m=3) при формировании нуля в направлении o=85.

На фиг.3 приведена характеристика направленности шумоизлучения гребного винта для второй моды (m=2) при формировании нуля в направлении о=40.

На фиг А приведена характеристика направленности шумоизлучения гребного винта для четвертой моды (m=4) при формировании нуля в направлении о=45.

Из приведенных примеров видно, что пространственная режекция шума гребного винта осуществляется для всех мод, но при этом характеристики направленности мод деформируются по-разному.

Реализация способа достигается за счет подбора подводимой мощности и числа оборотов гребного винта согласно предлагаемому способу. В конечном счете это приводит к изменению скорости движения судна.

Таким образом, предлагаемый способ технически реализуем.

Формула изобретения

1. Способ пространственной режекции в заданном направлении шума вращающегося винта, отличающийся тем, что для создания нуля в характеристике направленности шума вращающегося винта в направлении о создают силу тяги винта Рв,о, число оборотов винта no в секунду и крутящий момент Мкр.о согласно соотношению

где Со - скорость звука в среде, в которой вращается винт;

Rэ - эквивалентный радиус винта, примерно равный 0,7R, где R - радиус винта;

Z - число лопастей винта.

2. Способ пространственной режекции в заданном направлении в шуме вращающегося винта по п.1, отличающийся тем, что для создания нуля в шуме вращающегося винта в водной среде в направлении о создают подводимую к винту полную мощность То и число оборотов винта в секунду no согласно соотношению

где - кпд гребного винта.

РИСУНКИРисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности транспортного машиностроения, и представляет собой конструкцию транспортного средства, в частности легкового автомобиля, снабженного шумовибродемпфирующим декоративным кожухом верхней части двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к амортизирующим покрытиям для наушников

Изобретение относится к многофункциональному комплекту для уменьшения шума и теплоизоляции в транспортных средствах

Изобретение относится к промышленной акустике, а именно к вопросам изоляции вибраций, снижению шума, а также созданию комфортных условий труда для операторов транспортных средств

Изобретение относится к устройствам для снижения шума, проникающего в кабину самолета снаружи через отверстия вентиляционной системы

Изобретение относится к композициям для преобразования энергии, кроме электрической энергии в механическую, которые могут эффективно поглощать и гасить энергию, например, кинетическую, тепловую и/или электрическую, за исключением оптической энергии

Изобретение относится к технике активного подавления звуковых полей

Изобретение относится к области гидроакустики, а именно к средствам борьбы с шумом, применяемым в измерительной технике, для оборудования гидроакустических измерительных бассейнов и глубоководных стендов, а также устанавливаемым на корпусные конструкции подводных транспортных средств, кораблей и судов
Изобретение относится к конструкционным слоистым изолирующим материалам, которые могут быть использованы как вибро-, звуко- и теплоизолирующие материалы в авиа-, судо-, ракето-, вагоно- и автомобилестроении, в строительстве, лифтостроении, при изготовлении вагонеток подвесных дорог, воздуховодов и промышленных вентиляторов, корпусов акустических систем, радиоприемников и телевизоров

Изобретение относится к средствам для звукоизоляции

Привод // 2236987

Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно - к корабельным винтовым движителям

Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно - к корабельным винтовым движителям

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано для судов, используемых в условиях мелководья, засоренной акватории, а также в ледовых условиях

Изобретение относится к движителям для надводного и подводного транспорта и может быть использовано на пассажирском и военном транспорте, боевых торпедах

Изобретение относится к движителям для надводного и подводного транспорта и может быть использовано на пассажирском и военном транспорте, боевых торпедах

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым движителям для скоростных, тихоходных и позиционирующих подводных аппаратов

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования маломерных речных судов

Движитель // 2214944
Изобретение относится к устройствам для перемещения тел в воздушной или водной среде

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым движителям

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования судов на подводных крыльях с устройствами для повышения скорости движения или для уменьшения расхода топлива
Наверх