Подшипник скольжения безмасленного типа с автономной системой смазки

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нефтехимической промышленности и холодильной технике. Подшипник скольжения содержит корпус, размещенные в нем самоустанавливающиеся сегменты, вал с упорным диском. В торце вала выполнена полость, разделенная на цилиндрический и конический участки, при этом конический участок соединен через канал отвода жидкости с корпусом. Со стороны одного из торцов вала установлена крышка, имеющая всасывающую и нагнетательную полости, в которых размещено насосное колесо, закрепленное на валу таким образом, что всасывающая полость связана с резервуаром маловязкой жидкости (МВЖ), а нагнетательная полость - с корпусом подшипника. В торце вала в конце конического участка полости установлено кольцо с направляющими лопатками, что позволяет эффективно отводить дегазированную жидкость в резервуар МВЖ. Циркуляция МВЖ происходит по маршруту: резервуар МВЖ - цилиндрический участок полости вала - насосное колесо - корпус подшипника - канал подвода жидкости - конический участок полости вала - резервуар МВЖ. Подшипник также снабжен внешними элементами, установленными внутри корпуса, способными перемещаться в осевом направлении, что упрощает процесс замены изношенных деталей. Технический результат заключается в повышении надежности и работоспособности упорного подшипника. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нефтехимической промышленности и холодильной технике, где в качестве опоры вращающего вала установлен подшипник, для которого применяется смазка под давлением.

Известен упорный подшипник, содержащий корпус и расположенные в нем самоустанавливающиеся сегменты, упорный диск с осевыми и радиальными каналами и дегазационное устройство, обеспечивающее удаление газа из смазки (патент России №2088816, кл. F 16 С 33/10, 17/04, опубл. 17.03.93).

У данного подшипника ограничен диапазон применимости из-за того, что в качестве смазки применяется минеральное масло с высоким значением кинематической вязкости и высокими потерями на трение.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявляемому изобретению по совокупности существенных признаков и достигаемому результату является опорно-упорный подшипник, смазываемый маловязкими жидкостями (МВЖ), который имеет корпус, самоустанавливающиеся сегменты, вал с упорным диском, имеющим канал подвода смазки, кольца-уплотнения, выполненные из антифрикционного материала со сквозными продольными пазами и контактирующие в радиальном направлении внутренней цилиндрической поверхностью с валом, наружной конической поверхностью с внутренней конической поверхностью корпуса, а в осевом направлении с одной стороны периодически с упорным диском, с другой стороны постоянно с пружинами. Принцип действия подшипника заключается в следующем. В период пуска и остановки агрегата кольца-уплотнения подшипника под действием пружин прижимаются к рабочим поверхностям упорного диска и воспринимают осевое усилие. В период повышения давления пружины сжимаются, кольца-уплотнения перемещаются в осевом направлении и подшипник начинает работать в режиме гидродинамической смазки, что обеспечивает пониженный износ рабочих поверхностей и позволяет снизить потери мощности на трение (пат. России №2186266, кл. F 16 С 17/04, 32/06, опубл. 27.07.02).

Анализ рассмотренной конструкции подшипника позволяет выявить ряд существенных недостатков:

- подшипники этого типа в пределах агрегата имеют общую систему смазки под давлением, создаваемым одним насосом, в случае выхода из строя насоса в корпусе подшипника мгновенно падает давление, что приводит к повышенному износу рабочих поверхностей или их разрушению, при этом из строя выходят все подшипники, входящие в эту систему смазки;

- при установке насоса на значительное расстояние от агрегата имеют место гидропотери и возможна пульсирующая работа, сопровождающаяся неустойчивой работой подшипника;

- наличие отдельного насоса требует расхода электроэнергии, установки трубопроводов, фильтров, КИП и т.д.;

- в процессе смазки подшипника происходит вспенивание смазывающей маловязкой жидкости, что приводит к нарушению целостности смазывающей пленки между рабочими поверхностями и, как следствие, к повышенному износу и разрушению рабочих поверхностей подшипника.

Указанные недостатки отсутствуют у предлагаемого технического решения.

Задача, решаемая изобретением, - повышение надежности и работоспособности упорного подшипника за счет автономной системы смазки подшипника.

Это достигается тем, что в известном подшипнике скольжения, содержащем корпус, размещенные в нем самоустанавливающиеся сегменты, вал с упорным диском, кольца-уплотнения из антифрикционного материала, выполненные со сквозными продольными пазами и контактирующие в радиальном направлении внутренней цилиндрической поверхностью с валом, а в осевом направлении с одной стороны периодически с упорным диском, с другой стороны постоянно с пружинами, согласно изобретению в торце вала выполнена полость, разделенная на цилиндрический и конический участки, при этом конический участок соединен через канал отвода жидкости, выполненный внутри вала, с корпусом. Подшипник снабжен крышкой, установленной со стороны одного из торцов корпуса и включающей в себя всасывающую и нагнетательную полости, в которых размещено насосное колесо, закрепленное на валу таким образом, что всасывающая полость связана через радиальный канал, выполненный в валу, и цилиндрический участок полости вала с резервуаром маловязкой жидкости, а нагнетательная полость связана с корпусом подшипника. Кольца-уплотнения из антифрикционного материала контактируют также в радиальном направлении наружной конической поверхностью с внешними элементами. Внешние элементы размещены в осевом направлении между пружинами и самоустанавливающимися сегментами, а в радиальном направлении между конической поверхностью колец-уплотнений и корпусом и контактируют постоянно с внутренней поверхностью корпуса и периодически с кольцами-уплотнениями.

Снабжение вала полостью, имеющей конический и цилиндрический участки, позволяет совместить двойную функцию: цилиндрический участок выполняет роль питающей полости, из которой маловязкая жидкость подается через радиальный канал на насосное колесо, а конический участок полости выполняет функцию разделителя потока вспененной жидкости на жидкость и газ за счет разности гидродинамического давления в пленке и разрежения в свободном пространстве, что позволяет исключить нарушение целостности смазывающей пленки на рабочих поверхностях подшипника и, как следствие, предотвратить их преждевременный износ.

Установка в одном из торцов корпуса крышки, включающей в себя всасывающую и нагнетательную полости, и размещение в них насосного колеса, закрепленного на валу таким образом, что всасывающая полость связана через радиальный канал, выполненный в валу, и цилиндрический участок полости вала с резервуарам маловязкой жидкости, а нагнетательная полость связана с корпусом подшипника, позволяет исключить зависимость работы подшипника от надежности насоса, подающего МВЖ на смазку, упростить устройство и отказаться от внешнего насоса и сложной системы трубопроводов, что, в конечном результате, приводит к повышению работоспособности как подшипника, так и всего агрегата. Кроме того, экономится электроэнергия, потребляемая насосом. Таким образом, циркуляция маловязкой жидкости в заявляемом подшипнике, происходит по маршруту: резервуар маловязкой жидкости - цилиндрический участок полости вала - насосное колесо - корпус подшипника - канал отвода жидкости - конический участок полости вала - резервуар маловязкой жидкости.

Включение в конструкцию внешних элементов, размещенных в радиальном направлении между конической поверхностью колец-уплотнений и корпусом, и способных перемещаться в осевом направлении позволяет изменяться зазору между рабочими поверхностями не только благодаря осевому перемещению и пластической деформации колец-уплотнений, но и за счет осевого перемещения самих внешних элементов, кроме того, это упрощает замену изношенных деталей при разборке подшипника.

Кольца-уплотнения в заявляемом техническом решении за счет конструктивных особенностей подшипника скольжения выполняют роль основного подшипника в отличие от прототипа, где они выполняют роль вспомогательного подшипника.

Подшипник скольжения снабжен кольцом с направляющими лопатками, установленным в торце вала, на конце конического участка полости вала, что позволяет эффективно отводить дегазированную жидкость к сливному патрубку в резервуар маловязкой жидкости.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлена общая схема подшипника скольжения.

Подшипник скольжения содержит корпус 1 с расположенными в нем самоустанавливающимися сегментами 2, вал 3 и упорный диск 4, кольца-уплотнения 5, выполненные из антифрикционного материала, со сквозными продольными пазами (на чертеже не обозначены), позволяющие им изменять внутренний и внешний диаметры кольцевого сечения, при поперечной деформации из-за осевого перемещения. Кольца-уплотнения 5 контактируют в осевом направлении с одной стороны периодически с упорным диском 4, с другой стороны постоянно с пружинами 6, в радиальном направлении внутренние цилиндрические поверхности колец-уплотнений 5 контактируют с валом 3, а наружные конические поверхности периодически с внутренними коническими поверхностями внешних элементов 7, которые расположены в осевом направлении между пружинами 6 и самоустанавливающимися сегментами 2, а в радиальном направлении между конической поверхностью колец-уплотнений 5 и корпусом 1. Конструкция подшипника снабжена крышкой 8, состоящей внутри из всасывающей 9 и нагнетательной 10 полостей, в которых размещается насосное колесо 11, закрепленное на валу 3. Всасывающая 9 полость насосного колеса 11 через радиальный 12 канал, выполненный в валу, и цилиндрический 13 участок полости вала 3 соединены с резервуаром маловязкой жидкости, а нагнетательная - через патрубок 14 связана с корпусом 1 подшипника. На валу 3 имеются сливные отверстия 15, 16, через которые жидкость попадает в канал 17 отвода жидкости, выполненный внутри вала, а затем в район конического 18 участка полости вала 3. На конце конического 18 участка в торце вала 3 установлено кольцо 19 с направляющими лопатками (на чертеже не обозначены).

Подшипник работает следующим образом.

На внешний торец колец-уплотнений 5 воздействуют пружины 6. В момент стоянки кольца-уплотнения 5 за счет действия пружин 6 и поперечной деформации вследствие взаимодействия с внешним элементом 7 при осевом перемещении плотно охватывают вал 3 и прижимаются к упорному диску 4. При пуске агрегата имеет место кратковременный процесс сухого трения в сопряжении вал 3 - кольцо-уплотнение 5 - упорный диск 4. По мере увеличения частоты вращения вала 3 насосным колесом 11 создается разрежение во всасывающей 9 полости крышки 8, и МВЖ начинают поступать из резервуара маловязкой жидкости через цилиндрический 13 участок полости вала 3 и радиальный 12 канал на насосное колею 11, затем отбрасывается в нагнетательную 10 полость крышки 8, после чего выходит из нагнетательной 10 полости крышки 8 через патрубок 14 и поступает внутрь корпуса 1. По мере увеличения давления МВЖ, поступающей внутрь корпуса 1, гидравлические силы начинают действовать на внутренние торцовые поверхности колец-уплотнений 5, и когда они превысят силу упругости пружин 6, действующую на их внешнюю торцовую поверхность, то произойдет осевое перемещение относительно внешнего элемента 7 и вала 3, а также упорного диска 4. Вследствие этого кольца-уплотнения 5 деформируются и выходят из непосредственного контакта с валом 3 и упорным диском 4. В этом случае начинают работать самоустанавливающиеся сегменты 2 в режиме смазки МВЖ. Жидкость после смазки перемещается в сторону торцов корпуса 1, попадает в сливные отверстия 15, 16 и, перемещаясь по каналу 17 отвода жидкости, выходит в район конического 18 участка полости вала 3. При перемещении по внутренней поверхности конического 18 участка полости вала 3 МВЖ распределяется тонким слоем и из нее выделяется растворенный газ за счет разности гидродинамического давления в пленке и разрежения в свободном пространстве конического 18 участка. Выделившийся газ отводится через газоотводное отверстие 20, а дегазированная МВЖ, попадая на кольцо 19 с рабочими лопатками, отбрасывается к сливному патрубку 21 и сливается в резервуар маловязкой жидкости. При остановке агрегата процесс приобретает обратный ход.

Предлагаемое конструктивное решение имеет ряд технических и экономических преимуществ:

- повышается надежность при пуске и остановке;

- повышается надежность при подаче смазывающей жидкости;

- устраняется зависимость поддержания рабочего давления МВЖ от насоса;

- экономится электроэнергия;

- устраняется пенообразование смазывающей жидкости;

- упрощается процесс замены изношенных деталей.

Формула изобретения

1. Подшипник скольжения, содержащий корпус, размещенные в нем самоустанавливающиеся сегменты, вал с упорным диском, кольца-уплотнения из антифрикционного материала, выполненные со сквозными продольными пазами и контактирующие в радиальном направлении внутренней цилиндрической поверхностью с валом, а в осевом направлении с одной стороны периодически - с упорным диском, с другой стороны постоянно - с пружинами, отличающийся тем, что в торце вала выполнена полость, разделенная на цилиндрический и конический участки, при этом конический участок соединен через канал отвода жидкости, выполненный внутри вала, с корпусом, со стороны одного из торцов корпуса установлена крышка, включающая всасывающую и нагнетательную полости, в которых размещено насосное колесо, закрепленное на валу таким образом, что всасывающая полость связана через радиальный канал, выполненный в валу, и цилиндрический участок полости вала с резервуаром маловязкой жидкости, а нагнетательная полость связана с корпусом подшипника, внутри корпуса размещены внешние элементы, установленные в осевом направлении между пружинами и самоустанавливающимися сегментами, а в радиальном направлении - между конической поверхностью колец-уплотнений и корпусом, и контактирующие постоянно с внутренней поверхностью корпуса и периодически - с кольцами-уплотнениями.

2. Подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что он снабжен кольцом с направляющими лопатками, установленным в торце вала в конце конического участка полости.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройству подшипника, в котором на пластине или на аналогичной поверхности двери, окна или подобной части конструкции закреплен подшипник, действующий как в осевом, так и в радиальном направлении, и на нем - ручка или другое воздействующее средство, поворачивающееся относительно пластины

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения, испытывающих кроме радиальных нагрузок осевые перемещения и динамические нагрузки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипников скольжения, предназначенных для работы в тяжелых условиях, например в качестве подшипников ротора паровой турбины, работающего при высоких нагрузках и частоте вращения, а кроме того, подверженного значительному нагреву

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться в различных узлах трения машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к радиально-упорному подшипнику скольжения, и может быть использовано в горнодобывающей промышленности на вращающихся деталях большого габарита и веса

Изобретение относится к теплоэнергетике , в частности к теплообменным аппаратам с реактивными гидровентиляторами

Изобретение относится к узлам и деталям машин, в частности к опорам скольжения, и может быть использовано в различных машинах и устройствах для восприятия нагрузок , изменяющихся по направлению их приложения

Опора вала // 1670212
Изобретение относится к химическому машиностроению и может быть использовано в аппаратах с перемешивающими устройствами

Изобретение относится к турбиностроению и предназначено для использования в подшипниках валопровода турбины

Изобретение относится к тяжелому машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения, испытывающих большие радиальные статические и динамические нагрузки, а также незначительные осевые смещения и нагрузки взамен самоустанавливающихся подшипников катков, колес, роликов балансиров перемещения металлоконструкций: кран-балок, консольно-козловых, козловых и башенных кранов, а также большегрузных тележек

Изобретение относится к области вращающихся машин

Изобретение относится к подшипнику скольжения для стойки подвески четырехколесного автомобиля

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к опорам скольжения валов

Изобретение относится к подшипнику скольжения, в частности к подшипнику скольжения, применимому в качестве упорного подшипника скольжения подвески стоечного типа четырехколесного транспортного средства, а также к комбинированному устройству

Изобретение относится к упорному подшипнику скольжения из синтетической смолы, более точно, к упорному подшипнику скольжения, применимому в качестве упорного подшипника скольжения в подвеске стоечного типа (подвески Макферсона) четырехколесного транспортного средства

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано в качестве опор высокоскоростных роторов машин и агрегатов, нагруженных радиальными и осевыми нагрузками, при необходимости обеспечить большую несущую способность при сохранении устойчивого положения ротора, в системах кондиционирования воздуха кабин летательных аппаратов, а также систем турбонаддува в современном автомобилестроении и в микрогазотурбинных электроагрегатах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных узлах трения. Радиально-осевой подшипник скольжения содержит втулку из антифрикционного материала с наружной цилиндрической посадочной поверхностью и рабочими поверхностями. Рабочая поверхность для восприятия двусторонней осевой нагрузки выполнена в виде нескольких кольцевых канавок с треугольным равносторонним профилем. Втулка может быть разрезной с возможностью посадки контртела на кольцевые канавки. Кольцевые канавки имеют упругий бандаж, вмонтированный во втулку по сферической поверхности. Упругий бандаж может быть выполнен из резины. Упругий бандаж может быть вмонтирован во втулку с натягом. Технический результат: повышение долговечности подшипника скольжения и использование его при работе с динамическими нагрузками и перепадами температур. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх