Осевой многоступенчатый компрессор газотурбинного двигателя

 

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей наземного и авиационного применения. Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении к.п.д., запасов газодинамической устойчивости и надежности многоступенчатого осевого компрессора за счет повышения напорности третьей, четвертой и пятой ступеней, начиная от входа в компрессор, по сравнению с первыми и последующими ступенями. Сущность изобретения заключается в том, что в осевом многоступенчатом компрессоре газотурбинного двигателя, каждая ступень которого включает рабочую и направляющую лопатки, согласно изобретению, компрессор выполнен тринадцатиступенчатым, а соотношение величин кольцевых площадей проточной части на входе Fвх и на выходе Fвых для первой ступени со стороны входа в компрессор Fвх1/Fвых1 составляет 1,166-1,176, для четвертой ступени Fвх4/Fвых4=1,30-1,33 и для последней ступени Fвх13/Fвых13=1, причем направляющие лопатки первой и второй ступеней выполнены поворотными. 2 ил.

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей наземного и авиационного применения.

Известен осевой двухкаскадный компрессор газотурбинного двигателя, в котором газодинамическая устойчивость обеспечивается за счет вращения роторов низкого и высокого давлений с разными угловыми скоростями (скольжение роторов) [1].

Осевой компрессор известной конструкции не требует специальных средств механизации. Однако недостатком такой конструкции является увеличение числа опор, подшипников и валов, что снижает надежность компрессора.

Наиболее близким к заявляемому является однокаскадный осевой многоступенчатый компрессор с семью поворотными направляющими аппаратами, в котором необходимая степень сжатия реализуется в одном роторе, т.е. в одном каскаде [2].

Недостатком такого компрессора является его пониженная надежность, так как для обеспечения необходимой газодинамической устойчивости на всех режимах работы двигателя требуются сложные средства управления механизацией для регулирования расхода воздуха через компрессор: поворотные направляющие аппараты и устройства для перепуска воздуха из-за промежуточных ступеней, работающие по специальной программе и требующие специальных приводных механизмов. Применение большого количества поворотных направляющих аппаратов приводит также к снижению к.п.д компрессора из-за нерасчетных углов обтекания рабочих лопаток на промежуточных режимах.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении к.п.д., запасов газодинамической устойчивости и надежности многоступенчатого осевого компрессора за счет повышения напорности третьей, четвертой и пятой ступеней, начиная от входа в компрессор, по сравнению с первыми и последующими ступенями.

Сущность изобретения заключается в том, что в осевом многоступенчатом компрессоре газотурбинного двигателя, каждая ступень которого включает рабочую и направляющую лопатки, согласно изобретению, компрессор выполнен тринадцатиступенчатым, а соотношение величин кольцевых площадей проточной части на входе Fвx и на выходе Fвых для первой ступени со стороны входа в компрессор F вх1/Fвых1 составляет 1,166-1,176, для четвертой ступени Fвх4/Fвых4=1,30-1,33 и для последней ступени Fвх13/Fвых13=1, причем направляющие лопатки первой и второй ступеней выполнены поворотными.

Так как при сжатии воздуха увеличивается его плотность, для течения сжатого воздуха требуется меньшая площадь. Поэтому при прочих равных условиях соотношение площадей на входе и на выходе будет характеризоваться напорностью (степенью сжатия) каждой из ступеней.

Известно, что поворотные направляющие аппараты имеют пониженный ресурс из-за зазоров по цапфам поворотных лопаток, которые из-за вибрации при работе двигателя интенсивно изнашиваются.

В тринадцатиступенчатом компрессоре обеспечивается суммарная степень сжатия к=16,5-19, что способствует повышению экономичности двигателя.

При этом поворотными выполняют минимальное количество направляющих аппаратов - входной направляющий аппарат и направляющие аппараты первой и второй ступеней, что позволяет уменьшить износ поворотных лопаток и повысить надежность компрессора.

Высокие к.п.д. и запас газодинамической устойчивости осуществляются за счет повышения напорности третьей, четвертой и пятой ступеней, что достигается необходимым распределением степеней сжатия по ступеням путем определенного профилирования проточной части компрессора, т.е. заданным соотношением величин кольцевых площадей проточной части на входе и на выходе (Fвx/Fвых) для каждой ступени. При этом для первой ступени со стороны входа в компрессоре Fвx/Fвых=1,166-1,176.

Третью, четвертую и пятую ступени от входа в компрессор выполняют высоконапорными по сравнению с первыми и последующими ступенями, что позволяет получить максимальную степень сжатия при минимальных средствах механизации. При этом четвертую ступень выполняют особо высоконапорной, что характеризуется соотношением Fвх4 /Fвых4=1,30-1,33. В последней 13-й ступени компрессора сжатие воздуха происходит с одновременным уменьшением осевых скоростей для минимизации гидравлических потерь на входе в камеру сгорания, что достигается равенством величин площадей Fвx13 и Fвых13 в этой ступени, одновременно с увеличением степени сжатия падает осевая скорость воздуха.

При соотношении Fвх1/Fвых1<1,166 будет снижаться запас газодинамической устойчивости компрессора, а при Fвx1 /Fвыx1>1,176 к.п.д. компрессора будет падать.

При Fвх4/Fвых4<1,30 степень сжатия и запас газодинамической устойчивости компрессора будут снижаться, а при Fвх4/Fвых4>1,33 уменьшится к.п.д. компрессора и потребуется дополнительная механизация.

Запасы газодинамической устойчивости компрессора снизятся при F вх13/Fвых13<1,0, а при Fвх13/F вых13>1,0 возрастут потери и снизится к.п.д. компрессора из-за высоких скоростей воздуха на выходе из компрессора.

Заявляемая конструкция обеспечивает высокий к.п.д. компрессора, повышенные запасы газодинамической устойчивости и необходимую надежность, что подтверждается наработкой компрессора без ремонта до 7000 часов на двигателе ПС-90А и до 25000 часов на газотурбинной установке ГТУ-12П.

На фиг.1 показан продольный разрез заявляемого осевого многоступенчатого компрессора, на фиг.2 показан элемент I на фиг.1 в увеличенном виде.

Осевой тринадцатиступенчатый компрессор 1 состоит из ротора 2, на шлицевом валу 3 которого установлены диски 4 с рабочими лопатками 5, и статора 6 с установленными на входе 7 в компрессор входным поворотным направляющим аппаратом 8, поворотными направляющими аппаратами первой и второй ступеней 9, 10, соответственно, и фиксированными направляющими лопатками 11.

Рабочая лопатка 5 и последующая за ней направляющая лопатка 11 образуют четвертую ступень 12 компрессора 1. Третья, четвертая и пятая ступени от входа 6 компрессора выполнены высоконапорными по сравнению с первой, второй и последними ступенями. Воздух от входа 7 в компрессор 1 к выходу перемещается по проточной части 13.

Работает заявляемое устройство следующим образом.

При работе осевого многоступенчатого компрессора 1 воздух, перемещаясь по проточной части 13 от входа 7 в компрессор к его выходу, интенсивно сжимается, повышая свое давление в 16,5 раз. При этом воздух в первых двух ступенях со стороны входа компрессора сжимается умеренно, интенсивность его сжатия возрастает в третьей, и особенно в четвертой и пятой ступенях. В шестой и последующих ступенях интенсивность сжатия воздуха падает по длине компрессора, достигая минимального значения на последней тринадцатой ступени компрессора, где сжатие воздуха происходит с одновременным уменьшением осевых скоростей для минимизации гидравлических потерь на входе в камеру сгорания (не показан).

Источники информации:

1. Вьюнов С.А. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1981, с.64, рис. 3.8,6.

2. Вьюнов С.А. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1981, с.55, рис. 3.5.

Формула изобретения

Осевой многоступенчатый компрессор газотурбинного двигателя, каждая ступень которого включает рабочую и направляющую лопатки, отличающийся тем, что компрессор выполнен тринадцатиступенчатым, а соотношение величин кольцевых площадей проточной части на входе Fвх и на выходе Fвых для первой ступени со стороны входа в компрессор Fвх1/Fвых1 составляет 1,166-1,176, для четвертой ступени Fвх4 /Fвых4=1,30-1,33 и для последней ступени Fвх13 /Fвых13=1, причем направляющие лопатки первой и второй ступеней выполнены поворотными.

РИСУНКИ

QZ4A Государственная регистрация изменений в зарегистрированный договор

Дата и номер государственной регистрации договора, в который внесены изменения: 07.10.2010 № РД0070892

Вид договора: лицензионный

Лицо(а), передающее(ие) исключительное право: Открытое акционерное общество "Авиадвигатель" (RU)

Лицо, которому предоставлено право использования: Открытое акционерное общество "Пермский моторный завод" (RU)

Дата и номер государственной регистрации изменений, внесенных в зарегистрированный договор: 26.08.2011 РД0086062

Изменения:Из предмета договора исключены патенты 2255234 и 2250416. Изменения условий договора, не отраженных в Государственном реестре.

Дата публикации: 10.10.2011




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения

Изобретение относится к компрессоростроению, в частности к конструкции осевого многоступенчатого компрессора

Изобретение относится к вентиляторостроению и может быть использовано в составе систем терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники

Изобретение относится к устройствам для смешивания, нагнетания и сжатия газов, может использоваться в качестве переносного источника сжатого воздуха для работы самолетного бортового инструмента, в цехах, гаражах, мастерских

Изобретение относится к компрессоростроению, в частности к осевым многоступенчатым компрессорам и позволяет повысить создаваемое давление и КПД компрессора

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к компрессорам высокого давления двухконтурных турбореактивных двигателей, преимущественно с большой степенью двухконтурности

Изобретение относится к компрессоростроению, а именно к осевым многоступенчатым компрессорам

Изобретение относится к вентиляторостроению

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, а более конкретно к их компрессорам

Изобретение относится к области компрессоростроения и теплоэнергетики и может быть использовано, например, в газотурбинных установках с осевым многоступенчатым компрессором в способе повышения эффективности работы осевого многоступенчатого компрессора путем впрыска воды в не менее, чем две ступени сжатия, обеспечивающем максимальное повышение кпд компрессора при минимальном расходе воды за счет определения с помощью математического выражения для подсчета кпд компрессора, учитывающего паросодержание и энтальпию паров воды в воздухе за компрессором, оптимального, достаточного для этого повышения количества впрыскиваемой в ступени воды на предварительной стадии работы компрессора

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, конкретно к вентиляторам авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, конкретно к вентиляторам авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к вентиляторостроению и может быть использовано в составе систем терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники

Изобретение относится к биротативным винтовентиляторам, расположенным на выходе из газотурбинного двигателя, и обеспечивает при его использовании повышение надежности за счет организации эффективного охлаждения силового кольца задней подвески и корпуса задней опоры винтовентилятора

Изобретение относится к шахтной, рудничной вентиляции и вентиляторостроению, а именно к осевым вентиляторам для местного проветривания горных выработок шахт. Задачей изобретения является создание вентилятора местного проветривания шахт, имеющего повышенные аэродинамические характеристики (давление, производительность и КПД) и обеспечивающего возможность реверсивного режима работы при изменении направления вращения рабочих колес, понижение массогабаритной характеристики вентилятора. Вентилятор включает два базовых модуля 1-й и 2-й ступеней, сопряженных между собой соединительной корпусной вставкой так, что каждый модуль содержит корпус, электродвигатель, рабочее колесо, установленное непосредственно на валу электродвигателя. Рабочие колеса 1-й и 2-й ступеней выполнены по схеме встречного вращения, цельносварными с неповоротными сдвоенными листовыми лопатками S-образной формы с переменной по радиусу рабочего колеса геометрией, рассчитанной методом «дискретных вихрей», как работающие совместно без спрямляющего аппарата из условия наименьшей акустической мощности (шума) вентилятора, наибольших КПД, давления и производительности. 10 ил.

Изобретение относится к стационарным газотурбинным установкам (СГТУ), имеющим в своем составе осевой многоступенчатый компрессор. Технический результат достигается тем, что система впрыска воды осевого многоступенчатого компрессора, имеющая трубки и выпускные каналы, дополнительно содержит обтекатель, при этом обтекатель расположен в области передней кромки каждой направляющей лопатки осевого многоступенчатого компрессора с возможностью образования щелевого канала. Каждая трубка расположена в продольной полости, выполненной в области передней кромки указанной лопатки, и имеет отверстия, выполненные по высоте лопатки с возможностью обеспечения равномерного расхода паров по сечению потока воздуха, а выпускные каналы выполнены на передней кромке каждой указанной лопатки, при этом щелевой канал и выпускные каналы выполнены в каждой направляющей лопатке осевого многоступенчатого компрессора с возможностью обеспечения безотрывного течения воды и потока воздуха. При этом каждая трубка имеет теплозащитный материал. Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является разработка системы впрыска воды осевого многоступенчатого компрессора, не вызывающей дополнительные гидравлические и волновые потери, а также не требующей высокой степени очистки воды. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх