Способ интеллектуальной поддержки деятельности экипажа по обеспечению безопасности корабля

Изобретение относится к системам интеллектуальной поддержки (СИП) деятельности операторов эргатических систем, в частности деятельности экипажа корабля, и предназначено для обеспечения безопасности корабля. Технический результат заключается в повышении надежности за счет раннего выявления возникновения опасной ситуации. Способ заключается в обработке в вычислительном комплексе по программе экспертной системы информации о параметрах движения корабля, работы технических средств, состояния внутренней среды и действиях экипажа в сочетании с информацией о психофизиологическом состоянии и перемещении по кораблю личного состава с представлением на дисплеях рекомендаций по обеспечению безопасности, в том числе с представлением интегрированной информации для командного состава в виде системы пиктографических знаков, и синтезированными анимированными изображениями лиц командного состава. 1 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к системам интеллектуальной поддержки (СИП) (экспертным системам) деятельности операторов эргатических систем и касается способа обеспечения безопасности корабля.

Известен способ интеллектуальной поддержки деятельности экипажа летательного аппарата, приведенный в описании к патенту Российской Федерации №2018966.

Известный способ заключается в измерении полетной информации, вводе ее в вычислительный комплекс и обработке по программе, осуществляющей анализ измеренной полетной информации, и при возникновении особого случая полета предъявлении на дисплее информации в виде пиктографических знаков о последовательности необходимых операций экипажа по парированию особого случая полета.

Особые случаи полета кодируются заранее в виде пиктографических знаков и вводятся в блок памяти вычислительного комплекса.

Основными недостатками известного способа являются:

- отсутствие возможности раннего выявления предпосылок возникновения опасной ситуации;

- заранее фиксированное количество нештатных ситуаций;

- отсутствие учета дестабилизирующих составляющих “человеческого фактора” (усталость, слабая профессиональная подготовка, нелояльность);

- ограниченные возможности восприятия и анализа визуальной информации;

- отсутствие масштабируемости при применении способа на более сложных объектах.

Задачей изобретения является обеспечение безопасности корабля за счет раннего выявления возникновения опасной ситуации, повышения эффективности восприятия и переработки информации, уменьшения вероятности ошибочных действий экипажа.

Это достигается тем, что в способе интеллектуальной поддержки деятельности экипажа по обеспечению безопасности корабля в вычислительном комплексе используется экспертная система, позволяющая на основе общих правил в процессе анализа параметров вырабатывать упреждающие рекомендации по предотвращению опасных ситуаций, не ограничиваемых их определенным количеством.

Экспертная система анализирует также психофизиологическое состояние личного состояния личного состава, перемещения его по кораблю и в случае возникновения сочетаний параметров, представляющих угрозу для безопасности корабля, выдает рекомендации по обеспечению безопасности.

Современные экспертные системы имеют различные варианты реализации, отличающиеся методами получения исходных данных, правил обработки и интерпретации текущих значений наблюдаемых параметров и т.п.

Для интеллектуальной поддержки деятельности экипажа по обеспечению безопасности корабля при разработке экспертной системы могут быть в комплексе использованы специализированные познания экспертов в области навигации и судовождения, работы корабельных технических средств и систем управления, эргономики, психологии и психофизиологии, медицины и криминалистики.

В основу разработки экспертной системы могут быть положены сценарии как гипотетических, так и реально происходивших событий, связанных со снижением безопасности корабля.

Выдача рекомендаций командному составу будет осуществляться по правилам вывода, заложенным в экспертную систему по результатам обработки комплекса сценариев аварийных ситуаций. Экспертные системы периодически должны пополняться новой информацией, получаемой в процессе эксплуатации как конкретного корабля, так и аналогичных объектов. Информация о текущих значениях наблюдаемых параметров может быть получена от систем контроля психофизиологического состояния личного состава, предусматривающих периодический контроль путем решения тестовых задач или непрерывный контроль психофизиологических параметров с дистанционным съемом показаний (для обеспечения перемещения членов экипажа). Сведения о местонахождении членов экипажа могут быть получены от систем определения координат на основе использования сигналов ультразвуковых или радиотехнических индивидуальных маячков, закрепленных непосредственно на обмундировании членов экипажа.

Для улучшения восприятия и анализа визуальной информации путем ее интеграции представление информации командному составу производится в виде системы пиктографических знаков в сочетании с синтезированными анимированными изображениями лиц командного состава, отображающими комплексные оценки степени безопасности корабля по своим заведованиям.

Предоставление обобщенной информации для командного состава на дисплеях в виде пиктографических знаков, принятых для определенных видов опасности (пожар, вода), может быть реализовано путем изменения их размеров, цвета и конфигурации.

Синтезированные анимированные изображения лиц командного состава могут быть заранее размещены в базе данных экспертной системы и выводятся на дисплей в соответствии с оценкой ситуации, определенной экспертной системой.

1. Способ интеллектуальной поддержки деятельности экипажа по обеспечению безопасности корабля, заключающийся в том, что измеряют параметры движения корабля, работы технических средств, состояние внутренней среды, вводят их в вычислительный комплекс и обрабатывают по программе экспертной системы, выявляющей отклонения параметров от штатных, и представляют на дисплеях информацию о действиях экипажа по предотвращению угрозы безопасности корабля, отличающийся тем, что производится определение психофизиологического состояния и перемещений по кораблю личного состава с последующим анализом указанных параметров с помощью экспертной системы вычислительного комплекса, выявление сочетаний параметров, уменьшающих безопасность корабля за счет учета дестабилизирующих составляющих человеческого фактора, и выработка для неограничиваемого определенным количеством опасных ситуаций упреждающих рекомендаций командному составу по обеспечению безопасности.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что информацию для командного состава корабля представляют на дисплеях в виде системы пиктографических знаков, дифференцированных по степени отклонения контролируемых параметров от нормы в сочетании с синтезированными анимированными изображениями лиц командного состава, отражающими комплексные оценки степени безопасности корабля.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вычислительной технике и системам контроля экологического состояния воздушного бассейна и может быть использовано в системах контроля загрязненности воздуха и токсичности выхлопа двигателей автотранспортных средств.

Изобретение относится к технике обеспечения личной безопасности граждан, в том числе водителей транспортных средств. .

Изобретение относится к средствам контроля поредельных параметров в технологических процессах тепловых электростанций с многоточечной сигнализацией. .

Изобретение относится к системам тревожной сигнализации, а именно к приемно-контрольным охранно-пожарным устройствам, и может быть использовано в пожарных, охранных и охранно-пожарных системах, монтируемых во взрывопожароопасных помещениях.

Изобретение относится к сигнальной аппаратуре, предупреждающей население об опасности стихийного бедствия. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам текущего контроля состояния силовой установки. .

Изобретение относится к сигнальной аппаратуре, предупреждающей население об опасности стихийного бедствия. .

Изобретение относится к устройствам железнодорожной автоматики и телемеханики, а именно к измерению и контролю параметров блоков электрической централизации (ЭЦ).

Изобретение относится к техническим средствам охраны, защиты и обеспечения комплексной безопасности объектов, в частности транспортных средств (ТС)

Изобретение относится к области регулирования и контроля, в частности к устройствам контроля и сигнализации о неисправности контролируемого объекта

Изобретение относится к технике автоматической сигнализации, его использование позволяет осуществить расширение функциональных возможностей устройства

Изобретение относится к радионавигационной технике и может быть использовано для ретрансляции координат и других данных объекта, в том числе при проведении поисковых и аварийно-спасательных работ для дистанционного обнаружения места и жертв аварии, заблудившихся и потерявшихся в лесу, терпящих бедствие в морских условиях рыбаков, оказавшихся в чрезвычайных и экстремальных условиях туристов и геологов

Изобретение относится к средствам контроля технического состояния подвижного состава

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано в горных районах для заблаговременного оповещения населения о начале схода селя и паводков ливневого происхождения

Изобретение относится к области гидроакустики и может быть использовано для защиты водозаборных сооружений

Изобретение относится к технике автоматической сигнализации

Изобретение относится к области посадки летательных аппаратов (ЛА) на взлетно-посадочную полосу (ВПП) и может быть эффективно использовано для аэропортов с большой интенсивностью движения
Наверх