Способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета

Изобретение относится к испытательной технике. Сущность: измеряют амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета ϕ относительно продольной оси вертолета от дисбаланса и продольного пробного дисбаланса ΔSX в двух диаметрально противоположных положениях относительно оси вращения винта по прямой, проходящей через ось вращения винта и расположенной в продольной плоскости симметрии вертолета, поперечного подобного дисбаланса ΔSZ в двух диаметрально противоположных положениях относительно оси вращения винта по прямой, проходящей через ось вращения винта и перпиндикулярной продольной плоскости симметрии вертолета, устанавливаемых поочередно на одном несущем винте при угловом положении ψ одной и той же лопасти невращающегося несущего винта относительно продольной плоскости симметрии вертолета. Вычисляют дисбаланс. Пробные дисбалансы ΔSX и ΔSZ устанавливают так же на другом несущем винте, измеряют дополнительно амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета α относительно поперечной оси вертолета, а дисбалансы продольного одного S

BX
, другого SНX
несущих винтов и поперечные одного SВZ
, другого SНZ
несущих винтов вычисляют по математическим выражениям. Технический результат: повышение достоверности испытаний. 3 ил.

 

Изобретение относится к области авиационной техники и касается определения дисбаланса несущих винтов вертолета.

Известен способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, заключающийся в измерении амплитуд угловых колебаний одного углового перемещения фюзеляжа вертолета и амплитуд линейных колебаний одного линейного перемещения фюзеляжа в центре масс вертолета от дисбаланса винтов и пробных дисбалансов одного винта, вычислении дисбалансов винтов (см. патент России №2194959; 2001 г. - прототип).

При таком способе определяются дисбалансы двух несущих винтов, расположенных только на различных расстояниях по высоте от центра масс вертолета (вертолеты соосной и продольной схем), а в математические выражения для определения дисбалансов винтов в качестве параметров входят эти расстояния, величины которых сами подлежат определению, что снижает достоверность результатов определения дисбалансов.

Задача, решаемая в заявляемом техническом решении, заключается в определении дисбалансов несущих винтов вертолета при осуществлении технического результата - определении дисбалансов несущих винтов при различных и одинаковых расстояниях винтов по высоте от центра масс вертолета (вертолеты соосной, продольной и поперечной схем).

Существенными признаками заявляемого способа определения дисбаланса несущих винтов вертолета, общими с прототипом, являются: измерение амплитуд угловых колебаний фюзеляжа вертолета ϕ относительно продольной оси вертолета от дисбаланса и продольного пробного дисбаланса ΔSХ в двух диаметрально противоположных положениях относительно оси вращения винта по прямой, проходящей через ось вращения винта и расположенной в продольной плоскости симметрии вертолета, поперечного пробного дисбаланса ΔSZ в двух диаметрально противоположных положениях относительно оси вращения винта по прямой, проходящей через ось вращения винта и перпендикулярной продольной плоскости симметрии вертолета, устанавливаемых поочередно на одном несущем винте при угловом положении Ψ одной и той же лопасти невращающегося несущего винта относительно продольной плоскости симметрии вертолета, вычисление дисбаланса.

Признаками, отличительными от прототипа, являются: пробные дисбалансы ΔSX и ΔSZ устанавливают так же на другом несущем винте, измеряют дополнительно амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета α относительно поперечной оси вертолета, а дисбалансы продольные одного S

B
X
, другого S
H
X
несущих винтов и поперечные одного S
B
Z
, другого S
Н
Z
несущих винтов вычисляют по математическим выражениям

,

где обозначено:

,

αS; ϕS - амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета от дисбалансов винтов (24);

αX; ϕX - амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета от продольного дополнительного дисбаланса ΔSX винта в первом положении (25);

α-X; ϕ-X - амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета от продольного дополнительного дисбаланса -ΔSX винта во втором положении с диаметрально противоположным направлением (26);

αZ ϕZ - амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета от продольного дополнительного дисбаланса ΔSZ винта в первом положении (27);

α-Z; ϕ-Z - амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета от продольного дополнительного дисбаланса -ΔSZ винта во втором положении с диаметрально противоположным направлением (28).

Совокупность признаков заявляемого изобретения, отличная от прототипа, является необходимой и достаточной для обеспечения технического результата.

Технический результат - определение дисбалансов несущих винтов при различных и одинаковых расстояниях винтов по высоте от центра масс вертолета с применением математических выражений для определения дисбалансов, которые не используют в качестве параметра расстояния по высоте от несущих винтов до центра масс вертолета, реализуется при осуществлении совокупности существенных признаков заявляемого изобретения, причинно-следственная связь между которыми следует из результатов решения дифференциальных уравнений движения (29), представленных математическими выражениями (22), (23).

На Фиг.1 представлен вид сбоку на вертолет. Поперечное сечение вертолета при виде спереди показано на Фиг.2. Вид на вертолет сверху показан на Фиг.3.

На фюзеляже 1 вертолета с центром масс 2 закреплены один и другой несущие винты 3,4. Оси вращения винтов 5. На Фиг.1,2,3 показан соосный вертолет, поэтому оси одного и другого винтов совпали. У вертолета продольной схемы оси одного и другого винтов разнесены по длине фюзеляжа в продольном направлении и не совпадают. У вертолета поперечной схемы оси одного и другого винтов также не совпадают, поскольку разнесены в поперечном направлении. Для заявляемого способа определения дисбаланса несущих винтов, закрепленных на вертолете на любой высоте, их размещение на вертолете не имеет значения. Лопасть 6 с осью 7 невращающегося несущего винта расположена под углом Ψ с продольной плоскостью симметрии 8 вертолета. На фигурах показана система координат OXYZ, связанная с вертолетом с началом в центре масс 2. Ось OY параллельна оси 5. Продольная ось 9 вертолета находится в продольной плоскости симметрии 8 вертолета и совпадает с осью ОХ; поперечная ось 10 вертолета совпадает с осью OZ. Оси чувствительности вибродатчиков 11,12,13 лежат в плоскости XOY, при этом ось чувствительности вибродатчика 12 проходит через центр масс 2. Оси чувствительности вибродатчиков 14,15 лежат в плоскости ZOY. Амплитуды перемещений фюзеляжа по вибродатчикам 11 и 13 обозначены соответственно y1 и y2, а по вибродатчику 12 - y0. Амплитуды перемещений фюзеляжа 14 и 15 обозначены соответственно y3 и y4. Угловые перемещения вертолета вокруг оси OZ обозначены αt, угловые перемещения вертолета вокруг оси ОХ - ϕt. Расстояния от центра масс 2 до одного и другого винтов 3,4 обозначены соответственно hв и hн. Расстояния от вибродатчиков 11 и 13 до центра масс 2 обозначены соответственно а1 и a2, а расстояние между вибродатчиками 11 и 13 - а. Расстояния от вибродатчиков 14 и 15 до центра масс 2 обозначены соответственно в3 и в4, а расстояние между вибродатчиками 14 и 15 - в.

Прямая 16 проходит через ось вращения винта 5, пенпендикулярна ей и расположена в продольной плоскости симметрии 8 вертолета. Прямая 17 проходит через ось вращения винта 5 и перпендикулярна плоскости симметрии 8 вертолета. Один продольный пробный дисбаланс несущего винта ΔSX устанавливают на прямой 16 в первом положении 18 (ΔSX) и во втором положении с диаметрально противоположным направлением 19 (-ΔSX). Другой поперечный пробный дисбаланс несущего винта ΔSZ устанавливают на прямой 17 в первом положении 20 (ΔSZ) и во втором положении с диаметрально противоположным направлением 21 (-ΔSZ). При виде на вертолет спереди и сбоку прямые 16 и 17, положения пробных дисбалансов 18,19 и 20,21 показаны как на одном, так и на другом несущих винтах.

Способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета реализуется следующим образом. Измеряют амплитуды колебаний y0,S; y1,S; y2,S; y3,S; y4,S фюзеляжа 1 вертолета на частоте ω ращения несущих винтов 3 и 4 при дисбалансах: продольных одного S

В
Х
, другого S
H
X
винтов и поперечных одного S
В
Z
, другого S
H
Z
винтов по вибродатчикам 11,12,13,14 и 15 при полете вертолета в режиме висения. Затем, прервав полет вертолета, устанавливают одну из лопастей одного винта 3 в угловом положении Ψ, закрепляют продольный пробный дисбаланс ΔSX на этом несущем винте в первом положении 18 и измеряют амплитуды колебаний y0,X; у1,X; y2,X; y3,X; y4,X фюзеляжа с частотой ω на режиме висения. Прервав полет, устанавливают ту же лопать в угловое положение Ψ, закрепляют продольный пробный дисбаланс -ΔSX на этом несущем винте во втором положении 19 с диаметрально противоположным направлением и измеряют амплитуды колебаний у0,-X; y1,-X; y2,-X; y3,-X; y4,-X фюзеляжа с частотой ω на режиме висения. Прерывают полет, устанавливают ту же лопасть в угловое положение ψ, закрепляют поперечный пробный дисбаланс ΔSZ на этом несущем винте в первом положении 20 и измеряют амплитуды колебаний y0,Z; y1,Z; y2,Z; y3,Z; y4,Z фюзеляжа с частотой ω на режиме висения. Прервав полет, при угловом положении Ψ той же лопасти закрепляют поперечный пробный дисбаланс -ΔSZ на этом несущем винте во втором положении 21 с диаметрально противоположным направлением и измеряют амплитуды колебаний y0,-Z; y1,-Z; y2,-Z, y3,-Z, y4,-Z фюзеляжа с частотой ω на режиме висения.

Прервав полет вертолета, устанавливают одну из лопастей другого винта 4 в угловом положении ψ и на этом винте производят установку пробных дисбалансов и измерение вибраций в полете в той же последовательности, что и на винте 3.

Вычисление собственно дисбаланса несущих винтов: продольных S

В
Х
, S
H
Х
и поперечных S
В
Z
, S
Н
Z
осуществляется с помощью математических выражений (22), (23) и (30).

Возможность осуществления технического решения следует из описания последовательности его реализации и следует из решения дифференциальных уравнений угловых перемещений вертолета вокруг осей OZ и ОХ:

,

где: Jα - момент инерции вертолета относительно оси OZ;

Jϕ - момент инерции вертолета относительно оси ОХ.

Перемещения вертолета являются гармоническими с частотой вращения несущих винтов ω и происходят от дисбалансов винтов S

В
Х
;S
Н
Х
;S
В
Z
;S
H
Z
с амплитудами (24), от продольных пробных дисбалансов ΔSX и -ΔSX с амплитудами соответственно (25) и (26), от поперечных пробных дисбалансов ΔSZ и -ΔSZ с амплитудами соответственно (27) и (28). В результате решения уравнений (29) движения вертолета получаем математические выражения (22) и (23) для вычисления дисбалансов несущих винтов вертолета.

В свою очередь, амплитуды угловых колебаний вертолета связаны с амплитудами его линейных колебаний следующим образом:

где: j=s; х; -х; z; -z.

В результате реализации заявляемого технического решения осуществляется определение дисбалансов несущих винтов и последующее их устранение - балансировка несущих винтов вертолета.

Способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, заключающийся в измерении амплитуд угловых колебаний фюзеляжа вертолета ϕ относительно продольной оси вертолета от дисбаланса и продольного пробного дисбаланса ΔSх в двух диаметрально противоположных положениях относительно оси вращения винта по прямой, проходящей через ось вращения винта и расположенной в продольной плоскости симметрии вертолета, поперечного пробного дисбаланса ΔSz в двух диаметрально противоположных положениях относительно оси вращения винта по прямой, проходящей через ось вращения винта и перпендикулярной продольной плоскости симметрии вертолета, устанавливаемых поочередно на одном несущем винте при угловом положении ψ одной и той же лопасти невращающегося несущего винта относительно продольной плоскости симметрии вертолета, вычислении дисбаланса, отличающийся тем, что пробные дисбалансы ΔSx и ΔSz устанавливают также на другом несущем винте, измеряют дополнительно амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета α относительно поперечной оси вертолета, а дисбалансы продольного одного другого несущих винтов и поперечные одного другого несущих винтов вычисляют по математическим выражениям

где αS; ϕS - амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета от дисбалансов винтов;

αX; ϕX - амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета от продольного дополнительного дисбаланса ΔSX винта в первом положении;

α-X; ϕ-X - амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета от продольного дополнительного дисбаланса -ΔSX винта во втором положении с диаметрально противоположным направлением;

αZ; ϕZ - амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета от поперечного дополнительного дисбаланса ΔSZ винта в первом положении;

α-Z; ϕ-Z - амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета от поперечного дополнительного дисбаланса -ΔSZ винта во втором положении с диаметрально противоположным направлением.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательной технике. .

Изобретение относится к устройству для измерения сил, возникающих из-за дисбаланса ротора (1), в частности автомобильного колеса. .

Изобретение относится к испытательному оборудованию и может быть применено в машиностроении для испытания стеклоподъемников на работоспособность. .
Изобретение относится к области машиностроения. .

Изобретение относится к испытательной технике. .

Изобретение относится к способам нагружения гусеничных лент и может найти применение при стендовых испытаниях гусеничных движителей и гусеничных лент. .

Изобретение относится к испытательной технике. .

Изобретение относится к испытательной технике. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к измерительной технике, и может быть использовано для динамической балансировки деталей машин. .

Изобретение относится к области авиационной техники и касается способа определения положения центра масс вертолета с несущими винтами, установленными на фюзеляже на различной высоте.

Изобретение относится к области исследования параметров движения самоходных транспортных средств и предназначено для использования в процессе профессионального обучения

Изобретение относится к области судостроения и судоремонта и может использоваться для балансировки гребных винтов с фиксированным шагом

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к установкам для испытаний изделий на воздействие линейных ускорений

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для автоматической и многократной балансировки роторов машин и механизмов на ходу при закритической скорости вращения

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для автоматической балансировки роторов машин и механизмов

Изобретение относится к способу измерения внешнего шума автомобиля и может быть использовано для определения вклада глушителя выпуска отработавших газов во внешнее звуковое поле автомобиля

Изобретение относится к определению осевых моментов инерции и тензоров инерции тел на устройствах, осуществляющих программное вращательное движение в условиях трения
Наверх